ПЛ №3
тип 13 ("Holland-XXVIIB")
фотография:
Подводная лодка №3 под венгерским флагом на Дунае. 1918-1919гг.
Фотография из книги Тараса А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914-2004 гг."
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1912 год апрель
Заложена в Санкт-Петербургее на Невском судомеханическом Заводе;
1914 год 15 августа
Зачислена в списки флота Вошла в состав Дивизион подводных лодок особого назначения;
1914 год 11 сентября
Спущена на воду;
1914 год сентябрь
Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже;
1914 год 23 - 29 сентября
Вступила в строй. Первоначально предусматривалась перевозка всех лодок проекта в Либаву. Позже, ввиду того что Либава считалась совершенно незащищенной, для базирования лодок была выбрана бухта
Кильконд (на острове Эзель), где находился авиационный отряд. Эта связанная телефоном с Ревелем бухта имела пристань, мастерские и помещения для команд лодок. В ней предполагалось
оставить лодки на зимовку. Это позволило бы использовать их ранней весной, когда устье Финского залива еще сковано льдом;
1914 год ноябрь
В начале ноября вместе с другими лодками проекта железнодорожным транспортом перевезена в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что, ввиду малой мореходности, базирование
их на Кильконд нецелесообразно, поскольку для выхода на маршруты противника им придется проходить значительное расстояние открытым морем. В результате временной базой для лодок был назначен Балтийский порт (Рогервик),
куда они и были отправлены в конце ноября, для того чтобы весной, в соответствии с обстановкой, перенести их базирование дальше на запад;
1914 год декабрь - 1915 год март
Во время зимовки в Балийском порту из кампании не выводились;
1915 год 17 марта
Вошла в состав дивизиона подводных лодок особого назначения дивизии подводных лодок Балтийского моря. По планам командования к началу кампании 1915 года, на случай попытки противника прорваться в восточную часть Финского залива,
Особый дивизион развертывался в Суропском проходе за сетевой преградой;
1915 год май
По планам командования дивизии Особый дивизион должен был базироваться на Моонзунд, и вести наблюдение через Соэлозунд за близлежащими бухтами внешней стороны островов Даго и Эзель. В конце месяца
Особый дивизион был передан в распоряжение начальника Минной дивизии Балтийского моря;
1915 год лето - осень
В июле дивизион прекратил свое существование (две лодки из трех убыли на Север). Во второй половине кампании 1915 года была перевезена в Ревель, где была включена в систему обороны Моонзундского архипелага;
1915 год декабрь - 1916 год февраль
Прошла ремонт в Ревеле;
1916 год февраль
По ходатайству экспедиции особого назначения, занимавшейся перевозкой грузов по Дунаю для сербской армии, МГШ принял решение о переброске подводной лодки "№ 3" по железной дороге на Дунай для оказания морального воздействия на
австро-венгерскую военную флотилию. Перевезена по железной дороге из Петрограда в порт Рени и переведена в состав отдельного отряда обороны гирла р.Дунай (в составе экспедиции особого назначения). Возглавил переброску подводной лодки на Дунай
И.И. Ризнич;
1917 год 14 апреля
Переведена в состав отдельного Галацкого отряда речных сил Дунайской речной флотилии (речных сил Дунайской флотилии);
1918 год 9 января
Вошла в состав ЧФ;
1918 год 18 января
Вошла в состав Красного ЧФ;
1918 год 12 марта
Оставлена в неисправном состоянии в районе Рени на Дунае;
1918 год весна
В неисправном состоянии попала в румынскую, а затем в венгерскую Дунайскую флотилии. Предпринимались попытки привести подводную лодку в рабочее состояние, окончившиеся неудачно;
1921 год
Лодку сдали на слом. Разделана на металл на территории Венгрии.
командиры:
1. Соллогуб В.В. (29.08.1914-31.05.1915)
2. Хомутов 2-й В.Н. (29.05.1915-27.01.1916), 31.05.1915 принял корабль
3. Ризнич И.И. (18.02.1916-10.07.1916)
4. Шмидт 3-й В.И. (03.09.1916-27.02.1918), по другим данным - до 01.1918
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923 гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918 гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Тарас А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914-2004 гг.", Харвест, Минск, 2004г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018