"Единорог"
тип «Барс»
фотография:
Скрин отметки ПЛ "Единорог" на дне. Предоставлен Jann Lutt (Эстония)
Автору сайта не удалось найти ни одной достоверно идентифицированной фотографии ПЛ "Единорог" в строю. Буду благодарен за любую
информацию.
В книге Бережнова С.С. "Подводные лодки 1903-1917гг"
есть фотография, ошибочно идентифицированная автором
как ПЛ "Единорог" и ПЛ "Рысь" у борта СС "Волхов". Судя по глубоким нишам ТА это фотография сделана еще до ввода в строй данных ПЛ,
и, скорее всего,
на ней изображены ПЛ "Барс" и ПЛ "Гепард" весной-летом 1915 года (еще без артвооружения).
Предполагаемый внешний вид с расположением
наружных ТА по типу ПЛ "Тигр".
ПЛ имела наружные ТА в нишах около 50см и две артустановки 57-мм.
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):
1914 год 18 марта
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;
1915 год 27 февраля
Перечислена в состав БФ;
1915 год 1 августа
Заложена на Балтийском заводе. Наружные ТА располагались в 50 см нишах по типу ПЛ "Тигр" (маловероятно, но возможно и что по типу ПЛ "Волк");
1916 год июль
Спущена на воду. Зачислена в состав 5-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря;
1916 год 22 (23?) декабря
Вступила в строй. Базировалась на Ревель;
1916 год - 1917 год зима
На ПЛ прошли испытания складной мачты для радиосвязи английского образца и радиостанции мощностью 5 кВт.;
1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (совершила 2 боевых похода);
1917 год август
Перебазирована на Гангэ;
1917 год 12 сентября
Вышла в боевой поход. Около 11.00 ПЛ под командой лейтенанта фон Эльснера с экипажем, сочувствующим большевикам, вышла из гавани о.Эрэ (полуостров Ганге) на боевую
позицию в Балтийское море. После выхода из шхер она должна была произвести дифферентовку и направиться дальше в море. Плохо ориентируясь в сложной навигационной
обстановке (свежий ветер прижал к воде сигнальную веху, предупреждавшую о рифах о. Эрэ), либо специально, чтобы не выходить на позицию, лодка совершила
преждевременный поворот у о. Эрэ. На скорости хода 13 уз ПЛ наскочила на подводные камни с острыми краями и проползла по ним всей длиной своего корпуса.
Постепенно замедляя ход, лодка с креном на ПрБ и с небольшим дифферентом на корму, остановилась. От первого удара до посадки на камни кормовой оконечностью, то есть
до момента, когда она проползла по камням всем днищем, прошло не более минуты. Первый удар был настолько сильным, что в машинном отсеке сорвало с фундаментов ДД, и
они по инерции продвинулись несколько вперёд, наклонившись к диаметральной плоскости корабля, а затем упёрлись друг в друга. Носовая БЦ оказалась полностью
разрушенной. ПЛ получила большую пробоину в носовой оконечности корпуса, обшивку его нижней части разорвало во многих местах, вырвав целые ряды заклёпок. Деревянный
подкильный брус, расколовшись на несколько частей, всплыл на поверхность воды. От последующих ударов о камни ПЛ получила еще ряд пробоин и вмятин в ПК в районе
носовой оконечности и АБ. Выбило днища аккумуляторных баков в местах разрыва ПК. Размеры трёх крупных пробоин в носовой оконечности достигали 500-750 мм длины и
200-300 мм ширины. В обшивке днища имелись многочисленные разрывы. Лопасти гребных винтов оказались обломанными, а гребные валы - погнутыми. Баллер руля был
частично вырван и изогнут, а перо вертикального руля смято. Под влиянием интенсивного поступления забортной воды в носовой трюм и переднюю аккумуляторную яму
первоначальный дифферент на корму начал переходить на нос. Несмотря на попытки откачать воду мощной центробежной помпой в носовом отсеке и помпой ЦП, вода
прибывала. ПЛ с увеличивающимся дифферентом на нос постепенно сползала с камней вперёд и уходила на глубину. Водоотливные средства с откачиванием воды не
справлялись, и через некоторое время дифферент на нос стал резко увеличиваться. После затопления АБ на лодке погас свет и появился запах хлора. В 11.10 экипаж
покинул корабль, предварительно открыв клапаны подачи ВВД для создания противодавления внутри ПК и, задраив за собой рубочный люк, собрался на кормовой части
надстройки, а затем перешёл на случайно проходивший мимо буксир. Однако надежда на создание внутри ПК противодавления с помощью ВВД с целью дальнейшего
предотвращения затопления корпуса ПЛ не оправдалась, и через 15 минут после посадки на камни ПЛ затонула на глубине 14 м.;
1917 год 24 октября
Поднята спасательным судном «Волхов» и доставлено в Ревель для проведения ремонта на судостроительной верфи Акционерного общества "Ноблесснер". По данным Быховского И.А. (см. "Повесть
о рядовом балтийце", Лениздат 1970, с. 78, 79) ПЛ была снята с камней буксирами, доставлена в Гельсинфорс, где затонула в порту. И только после этого была поднята СС "Волхов" и доставлена в Ревель;
1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;
1918 год 9 марта
С целью предотвращения захвата наступающими в Эстонии германскими войсками, ПЛ, не успевшую закончить ремонт, спустили на воду и вместе с другими кораблями вывели
из Ревеля. Во время перехода в Гельсинфорс лодка шла на буксире учебного корабля (бывшего броненосца) "Пётр Великий", так как после аварии с неё демонтировали для
ремонта все двигатели. При сжатии во льдах в ПК ПЛ разошлись швы, и внутрь корпуса началась фильтрация забортной воды, а из-за отсутствия электроэнергии осушительные
помпы не работали. Из-за поступления забортной воды в ПК появился дифферент на корму, который постепенно увеличивался. Не имея возможности спасти лодку, экипаж
покинул ее и по льду перешёл на УК "Пётр Великий". Наконец, на виду многих кораблей, следовавших в Гельсинфорс, пл стала почти вертикально и затонула в районе маяка
Кокшер, примерно на середине Финского залива;
1918 год
Исключена из состава БФ;
2009 год 17 мая
По данным начальника отдела гидрографических наблюдений морской администрации Эстонии (Head of Hydrographic Survey Department Estonian Maritime Administration) доктора Йана Лутта (Dr. Jaan Lutt)
была обнаружена в точке 59гр.43,01 с.ш. 24гр.49,79 в.д. на глубине 72,9 метра с помощью сонара с борта научно-исследовательского судна Морского музея Эстонии «Mare». Впоследствии идентифицирована
Велло Массом (Vello Mass) из Морского музея Эстонии как ПЛ "Единорог" типа "Барс";
2012 год
Дополнительной информации о планируемом подъеме не обнаружено.
командиры:
(по данным источника №9)
1. Нордштейн Н.К. (30.10.1915-23.05.1916), 10.11.1915 - принял корабль
2. ? нет данных (23.05.1916-04.10.1916)
3. Фон Эльснер К.Н. (04.10.1916-24(25?).02.1918)
4. Трофимов Л.А. (24.02.1917-05.03.1917) ВРИД
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва-Санкт-Петербург, 2005г.
8. Бережной С.С. "Подводные лодки 1903-1917гг", ч.1, АТФ. Харьков, 1996г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016