Rambler's Top100 Подводная лодка "Гепард". Тип "Барс"

"Гепард"

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Гепард




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 17 августа
Заложена на Балтийском заводе;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 17 марта
Включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 2 июня
Спущена на воду;

1915 год 12 июля
Вступила в строй;

1915 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые и разведывательные действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Только в 1915 году выполнила 7 боевых походов и совершила 3 безрезультатные торпедные атаки;

1915 год 4 июля
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1915 год 22 июля
Перешла из Ревеля в Аренсбург;

1915 год 26 - 29 июля
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). 26 иююля в 5 часов вышла на внутреннюю позицию у Ирбена. В 9 ч. 30 м. заняла назначенную позицию в Рижском заливе. При нахождении на этой позиции наблюдала бой русских кораблей с немецкими. В 13 ч. 44 м., получив приказание с миноносца "Прочный", пошла в Аренсбург. По приходе в 17 ч. 20 м. в указанное место лодка с того же миноносца получила приказание командующего дивизией подводных лодок снова итти на прежнюю позицию, но стать ближе к Ирбенскому проливу. В 19 ч. 10 м. лодка пришла на позицию, на которой и оставалась в позиционном положении до утра 27 июля. В течение дня держалась в Рижском заливе в районе знака Алираха. Ночью получила приказание идти на новую позиции к весту от Люзерорта. В ночь на 28 июля при следовании на назначенную ему позицию, в 3 ч. 25 м. обнаружила в темноте на правом траверзе дымы. Погрузившись уже не смогла отыскать их в перископ. В 5 ч. 20 м. обнаружила по корме трехтрубный неприятельский крейсер, идущий с миноносцами. Это был "Любек", прикрывавший с зюйда обстрел броненосными крейсерами укреплений Цереля. Так как крейсер был значительно ближе, чем замеченные ранее дымы, ПЛ повернула и пошла в атаку на крейсер. Дождливая, пасмурная погода и большая зыбь затрудняли определение курса и расстояния до неприятеля. Крейсер охраняли пять миноносцев: по два с борта вблизи траверза в расстоянии около 5 каб. и один впереди. Сблизившись на расстояние 5-8 каб. и находясь на линии миноносцев, идущих с правого борта крейсера, в 2-3 каб. от головного, лодка в 5 ч. 25 м. произвела залп из пяти торпед. Убедившись, что торпеды пошли хорошо, командир, повернув перископ влево, увидел миноносец, идущий полным ходом на лодку. Сопровождавший "Любек" миноносец "S-146", заметив выстрел лодки и дав знать об этом сигналами на "Любек", бросился ее таранить. Сразу же увеличив ход до полного и положив "право руль", лодка избежала таранного удара. В 5 ч. 27 м., находясь на глубине 65 футов (19,5 м), на лодке услышала сильный взрыв, а в 5 ч. 40 м. - стрельбу. Частые разрывы снарядов слышны были то совсем близко около лодки, то замирали вдали. Разрывы снарядов были во много раз слабее первого услышанного взрыва. По немецким данным, "Любеку" удалось, ворочая полным ходом на лодку, уклониться от торпед; две торпеды прошли под носом и две за кормой. Когда около 5 ч. 50 м. стрельба прекратилась, командир лодки хотел всплыть, но из-за увеличившегося до 10° диферента на корму вынужден был от этого воздержаться. Причиной диферента явилось скопление в корме масляной воды. Боясь откачивать, дабы не быть обнаруженным, командир пытался выравнить крен людьми и перекачкой, но так как лодка стала быстро терять плавучесть, он откачал воду и, выровнив лодку, в 6 ч. 20 м. всплыл под перископ. Вблизи никого не было, а милях в семи была видна уходящая неприятельская эскадра из пяти линейных кораблей типа "Виттельсбах", "Дейчлянда", одного крейсера типа "Роон" и большого количества миноносцев. Это были корабли IV эскадры, прикрывавшей обстрел Цереля со стороны Финского залива и теперь возвращавшейся в свои базы. В 7 ч. 50 м. лодка всплыла. Причиной диферента оказался прорыв на большой глубине набивки сальников гребных валов. Сильной волной у лодки кроме того была поломана верхняя надстройка. Командир решил возвращаться для исправления полученных повреждений в базу. В 15 часов лодка пришла в Куйвасто. 29 июля вышла для перехода в Ревель куда прибыла к ночи;

1915 год 6 - 8 августа
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). 6 августа вечером перешла из Ревеля в Кувасто, куда прибыла около полудня 7 августа. Вечером вышла в Рижский залив. Под влиянием ошибочных сведений о высадке немцами десанта в Перновском районе ПЛ было отдано приказание крейсеровать между островом Руно и Перновским заливом. Следуя в этот район, лодка около 21 часов наткнулась на завесу германских миноносцев, прикрывавших отход своих главных сил. Погрузившись, лодка пошла на глубине 35-40 футов (10,5-12 м) малым ходом, которым и следовала до 5 часов 8 августа. До 13 часов оставалась на своей позиции, никого не обнаружив возвратилась в Куйвасто, откуда перешла в Ревель;

1915 год 11 - 13 августа
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). Вечером 11 августа вышла в разведывательный поход с приказанием осмотреть море, пройдя возможно дальше на юг, с расчетом вернуться к Дагерорту с донесениями к 18 часам 13 августа. Разведка эта имела целью обеспечить назначенную на 14 августа операцию заграждения Ирбенского пролива. В 15 ч. 43 м. ПЛ следуя от Дагерорта на зюйд-вест обнаружила справа по курсу дымы. Сближаясь для атаки, командир ПЛ опознал, как ему казалось, два линейных корабля типа "Брауншвейг" с шестью миноносцами. В действительности это были "Регенсбург" и "Пиллау". Лодка находилась как раз на курсе кораблей, но в расстоянии 30 каб. они повернули сначала на норд, а затем на вест, вследствие чего атака стала невозможной. Когда корабли скрылись на вест, лодка снова направилась на юг. К 21 часу она достигла широты Цереля, где и держалась до 8 часов 13 августа. Никого не об каружив, лодка пошла к Дагерорту и далее в Ревель;

1915 год 16 - 20 августа
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). В 18 часов 16 августа вышла из Ревеля с приказанием идти на позицию к северу от Риксхефта и к 25 августа вернуться к Дагерорту. 17 августа около 8 часов лодка прошла Н.-Дагерорт и направилась к Эстергарну, к которому подошла около 22 часов и далее направилась на назначенную ей позицию. Германский отряд кораблей успел пройти район между Готландом и Курляндским берегом раньше, чем лодка туда пришла. 18 августа был сильный шторм от веста. ПЛ, застигнутая разыгравшимся штормом к югу от Готланда, считая, что шторм продлится долго, повернула к Готланду с целью укрыться за ним. В 6 ч. 15 м. во мгле обнаружила силуэт какого-то корабля. Видимо, это был один из германских кораблей отряда броненосных крейсеров, направлявшихся в Либаву. Лодка погрузилась и пошла в атаку, но вскоре из-за большой волны и дождя потеряла противника из вида. В 7 часов лодка всплыла и пошла снова к Готланду. В 19 ч. 30 м. ПЛ стал на якорь в бухте Сандвик на острове Готланд, где и простоял до 4 часов 19 августа. Опасаясь слишком долго оставаться в нейтральной бухте, лодка на рассвете снялась с якоря и, следуя курсом вест, вскоре обнаружила подводную лодку (это была ПЛ "Е-9"). Считая, что это английская лодка, ПЛ не стала погружаться, приведя на всякий случай лодку себе за корму. Видя, что шторм усиливается, командир решил возвратиться в Ревель, куда и прибыл вечером 20 августа;

1915 год 27 - 28 августа
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). Утром 27 августа вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксхефта. Утром 28 августа обнаружила и тщетно пыталась сблизиться для атаки с одним из легких германских крейсеров. Вследствие неисправности одного из дизелей лодка вынуждена была вернуться обратно в Ревель;

1915 год 31 августа - 5 сентября
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). Вышла из Ревеля вечером 31 августа, и, зайдя к Дагерорту, получила приказание идти на 7 дней к Риксхефту. 2 сентября лодка подошла к своей позиции. Ничего не обнаружив, лодка вечером 3 сентября из-за штормовой погоды направилась к Готланду, а затем в Балтийский порт, куда и пришла 5 сентября;

1915 год 8 сентября
Перешла в Ревель;

1915 год 1 - 10 октября
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Подгорный Я.И.). Вышел из Ревеля днем 1 октября. Зайдя к Дагерорту, направилась дальше в район между Коппарстенарнэ и Алмагрундет. На эту позицию лодка пришла в 14 ч. 15 м. 2 октября. В надежде встретить в этом районе немецкие пароходы лодка крейсеровала до утра 3 октября. Днем движения в этом районе почти никакого не было, ночью же лодка видела огни нескольких пароходов. 3 октября командир ПЛ решил спуститься на юг, между островом Готланд и шведским берегом. Утром 4 октября лодка, подходя к району нахождения немецкого дозора, обнаружила сзади два нагоняющих ее миноносца. Попытка атаковать миноносцы не удалась, так как они прошли очень далеко от лодки. Всплыв и направляясь далее на юг, лодка вскоре снова обнаружила два миноносца. В течение трех часов она пыталась сблизиться с ними на дальность торпедного выстрела. Это не удавалось вследствие того, что миноносцы ходили переменными курсами. Подойдя, наконец, к одному из миноносцев на 1,5-2 каб., в 12 ч. 20 м. ПЛ выпустила в него две торпеды из аппаратов Джевецкого, поставленных на стрельбу по траверзу. Обе торпеды прошли мимо. Заметив их, миноносцы бросились от лодки и быстро удалились по ходу торпед. В 13 ч. 10 м., т. е. еще через три часа лодка снова сошлась с миноносцами на близкую дистанцию. Лодка маневрировала с расчетом выпустить торпеды с расстояния порядка одного кабельтова. Перед самым выстрелом миноносец заметил лодку и бросился ее таранить. Развернувшись вправо и расходясь с миноносцем контркурсом в расстоянии не более полукабельтова, ПЛ в 15 ч. 10 м. выпустила в него еще две торпеды из аппаратов Джевецкого, но, видимо, и эти торпеды прошли под миноносцем. Установка глубины торпед была 2 м. Миноносцы продолжали преследование лодки и всякий раз, заметив перископ, открывали по нему огонь. Решив больше не атаковывать, лодка ушла на глубину и отошла к северу. Всплыв в 17 часов и не видя больше миноносцев, командир решил, ввиду большого расхода электроэнергии, идти на север, чтобы время зарядки (около 20 часов) использовать для наблюдения на путях пароходов на севере. Одновременно это позволяло лодке укрыться за Готландом от засвежевшего зюйд-оста. 5 октября лодка держалась в районе Норчепингской бухты. Днем были замечены только шведские миноносец и пароход. Ночью же опять было видно много огней проходящкт пароходов. 6 октября лодка пошла на юг, огибая Готланд с востока. Севернее Форэ была замечена плавающая германская мина. Двигаясь дальше на юг, лодка уклонилась погружением от встречи со шведским миноносцем. К вечеру, пройдя западнее немецкого заграждения Н-1, она оказалась в районе позиции немецки дозорных кораблей. Из-за ненадежной работы машин, командир ПЛ решил дальше на юг не спускаться и, никого не обнаружив, пошел на позицию, где и предполагал оставаться пока выдержат машины. Продержавшись на этой позиции с утра 6-го до утра 7-го октября лодка, воспользовавшись хорошей погодой, перешла на другую позицию с тем, чтобы спуститься дальше на юг, если машины будут работать хорошо. В 10 ч. 15 м. лодка заметила на зюйд-весте дым. Маневрируя в надводном положении, она легла на норд и до 13 ч. 45 м. шла параллельно перемещению дыма. К этому времени пеленг на дым переместился к носу лодки. Считая, что неприятельские корабли направляются для обстрела к Дагерорту, лодка пошла туда же. В 14 ч. 30 м. по носу показался дым, двигающийся прямо на лодку. Погрузившись, лодка пошла в атаку. Вскоре она рассмотрела трехтрубный крейсер и два миноносца по одному с каждого борта крейсера в 8-10 каб. от него. По немецким данным, это был большой эскадренный миноносец "V-100" с двумя миноносцами. Будучи направленными для демонстрации в северную часть Балтики, они показали себя у Дагерорта, Хуфвудшера и Готска-Сандэ. Наблюдая "V-100" на острых курсовых углах, лодка не могла точно установить тип корабля. Командир ПЛ решив атаковать крейсер с расстояния 2-3 каб., пошел между ним и левым миноносцем. В 15 ч. 10 м. во время циркуляции влево перестал действовать электрический привод кормового горизонтального руля. Пока переводили на ручное управление, лодка всплыла, показав рубку. "V-100" повернул на лодку, которая едва успела уйти на глубину, и прошел над ее носовой частью, что было ясно слышно в лодке по шуму винтов. В 15 ч. 25 м. после прохода кораблей лодка всплыла в надводное положение. В 18 ч. 12 м в темноте был усмотрен силуэт какого-то корабля. Лодка немедленно погрузилась и в 18 ч. 50 м. всплыла вновь. В 21 час вышел из строя левый дизель, а в 23 часа - и правый. Держась под электромоторами против волны, лодка исправляла машины. К утру 8 октября дизели удалось пустить и она направилась к Дагерорту, а оттуда в Ревель, куда прибыла 10 октября;

1915 год 25 октября
Ночью, при выходе в боевой поход, за бонами была протаранена английской подводной лодкой "Е-8", возвращавшейся из похода. Были разорвана и смята кормовая БЦ, пробита обшивка ПК с ПрБ (с размерами пробоины примерно 600х100мм), деформированы 18 шпангоутов и повреждены кормовые горизонтальные рули. В ПК начала поступать забортная вода. При ее попадании на распределительный электрощит произошло короткое замыкание, и возник пожар. От удара сорвалась одна из торпед из установленных в надстройке аппаратов Джевецкого и, удерживаемая только кормовым стопором, на большой волне билась о борт ПЛ. Умелые действия командира и команды предотвратили затопление лодки (с помощью одеял и матрацев удалось заделать пробоину, значительно сократив поступление воды). Возгорание электрощита было ликвидировано. Только через три часа упорной, чрезвычайно тяжелой и опасной работы, удалось закрепить торпеду на палубе надстройки. В сопровождении ПЛ "Вепрь" корабль с трудом возвратился в Ревельскую гавань. После столкновения обе лодки были поставлены в док для ремонта;

1915 год - 1916 год зима
Базироавалась на Ревель. Производились существенные переделки. Наружные решетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки по типу ПЛ "Волк", а ниши заделаны. Боевая готовность - весна 1916 года;

1916 год 12 - 18 мая
Находилась в боевом походе на позиции севернее о. Эланд у побережья Швеции. 13.5 при выходе в атаку подверглась тарану немецкого судна-ловушки и получила существенные повреждения (свернута тумба кормового орудия). 16.5 безуспешно атаковала германский транспорт. 18.5 вернулась в Ревель. Для ремонта перешла в Петроград;

1916 год 19 июля
Окончила ремонт;

1916 год 26 - 29 июля
Находилась на патрулировании (командир - кап.2р. Фон Нерике К.К.) в бухте Хане, на линии Кальмарзунд - Хоборг. 27.7 безуспешно атаковала тремя торпедами транспорт с дистанции 3-4 кбт. На ПЛ слышали звуки двух взрывов. Результатов атаки не наблюдала, т.к. была вынуждена погрузиться из-за заклинки кормовых горизонтальных рулей. Позже уклонилась от цеппелина и легла на грунт. Еще позже обнаружила другой конвой, но не смогла сблизиться с ним;

1916 год 20 - 23 октября
Находилась в боевом походе (командир - л-т. Якобсон Н.Л.). Патрулировала в районе северного входа в пролив Кальмарзунд;

1917 год
Базировалась на Ганге;

1917 год февраль
Экипаж активно участвовал в Февральской революции;

1917 год 6 - 13 мая
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Якобсон Н.Л.). Вышла на позицию в Норчепингский залив. Вернулась в Гангэ;

1917 год октябрь
Находилась в боевом походе (командир - ст.л-т. Якобсон Н.Л.). 12.10 вышла в поход к Фильзанду и из похода не вернулась. Планировалась к возвращению 17.10. Погибла при неизвестных обстоятельствах вместе со всем экипажем (40 подводников);

1918 год 29 мая
Исключена из состава БФ;

1993 год
Шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена на глубине 120 м подводная лодка типа "Барс". Анализ маршрутов русских подводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе могли погибнуть ПЛ "Барс", "Львица" или "Гепард". Идентификация, которую произвел Бойко В.Н. на основании видеозаписи затонувшей ПЛ, позволяет предположить, что обнаружена ПЛ "Барс" - наличие 57-мм орудия Гочкиса с длиной ствола в 50 калибров (было только на ПЛ "Барс"), устройства минирования (не было на ПЛ "Гепард") и наличия по левому борту якоря системы Морелля-Ризбека (не было на ПЛ "Львица");

2009 год 24 сентября
Пресс-служба Шведского управления по делам судоходства сообщила, что останки русской подводной лодки периода Первой мировой войны обнаружены в районе острова Готланд в 30 морских милях к северо-востоку от острова Готска-Санден. Хорошо сохранившиеся останки подлодки, говорится в сообщении пресс-службы, обнаружило 10 сентября на глубине 100 метров судно упомянутого управления Jacob Haegg, которое занималось морскими измерениями в районе находки. Анализ найденной подлодки позволил предположить, что обнаруженные останки принадлежат подлодке "Гепард". Идентификация требует проверки;

2012 год
На начало года в прессе уточняющей информации не появлялось, подводная лодка к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 10.1917



командиры:
(по данным источника №10)


1. Подгорный Я.И. (12.01.1915-11.07.1916), 01.03.1915 - принял корабль
2. Фон Нерике К.К. (11.07.1916-23.10.1916)
3. Якобсон Н.Л. (25.09.1916-23.10.1916) ВРИД, (23.10.1916-1?.10.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
9. РИА "Новости" "Русская подлодка времен Первой мировой войны обнаружена в Балтике".
10. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
11. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018