Rambler's Top100 "Гепард" Тип "Барс"

"Гепард"

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Гепард




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 17 августа
Заложена на Балтийском заводе;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 17 марта
Включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 2 июня
Спущена на воду;

1915 год 12 июля
Вступила в строй;

1915 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые и разведывательные действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 15 боевых походов и выполнила 3 торпедные атаки. Подтвержденных побед - нет;

1915 год 28 июля
В боевом походе обнаружила германский крейсер и 5 миноносцев, но не смогла с ними сблизиться из-за недостаточной скорости. Крейсер "Любек" был безрезультатно атакован пятью торпедами;

1915 год август
Базировалась на Лаппвик;

1915 год 7 - 8 августа
Находилась в боевом походе на позиции в Рижском заливе в 8-ми милях на северо-восток от о-ва Руно;

1915 год 10 августа
Вышла в разведывательный поход в южную часть Балтийского моря;

1915 год 27 - 29 августа
Находилась в боевом походе на позиции восточнее о-ва Готланд;

1915 год 9 - 10 сентября
Утром 9.09 вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксхефта. Утром 10.09 обнаружила и пыталась сблизиться с одним из германских легких крейсеров, но из-за неисправности одного из ДД была вынуждена прекратить атаку и вернуться в Ревель;

1915 год 3 октября
При нахождении в боевом походе была дважды атакована германскими миноносцами, но оба раза сумела успешно уклониться;

1915 год 28 - 30 октября
Совместно с другими ПЛ обеспечивала прикрытие минной постановки, которую выполнял отряд крейсеров, в районе южнее о-ва Готланд;

1915 год 8 ноября
Ночью столкнулась с английской подводной лодкой "Е-8", возвращавшейся из похода. Были разорвана и смята кормовая БЦ, пробита обшивка ПК с ПрБ (с размерами пробоины примерно 600х100мм), деформированы 18 шпангоутов и повреждены кормовые горизонтальные рули. В ПК начала поступать забортная вода. При ее попадании на распределительный электрощит произошло короткое замыкание, и возник пожар. От удара сорвалась одна из торпед из установленных в надстройке аппаратов Джевецкого и, удерживаемая только кормовым стопором, на большой волне билась о борт ПЛ. Умелые действия командира и команды предотвратили затопление лодки (с помощью одеял и матрацев удалось заделать пробоину, значительно сократив поступление воды). Возгорание электрощита было ликвидировано. Только через три часа упорной, чрезвычайно тяжелой и опасной работы, удалось закрепить торпеду на палубе надстройки. В сопровождении ПЛ "Вепрь" корабль с трудом возвратился в Ревельскую гавань. После столкновения обе лодки были поставлены в док для ремонта;

1915 год - 1916 год зима
Базироавалась на Ревель. Производились существенные переделки. Наружные решетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки по типу ПЛ "Волк", а ниши заделаны. Боевая готовность - весна 1916 года;

1916 год 12 - 18 мая
Находилась в боевом походе на позиции севернее о. Эланд у побережья Швеции. 13.5 при выходе в атаку подверглась тарану немецкого судна-ловушки и получила существенные повреждения (свернута тумба кормового орудия). 16.5 безуспешно атаковала германский транспорт. 18.5 вернулась в Ревель. Для ремонта перешла в Петроград;

1916 год 19 июля
Окончила ремонт;

1916 год 26 - 29 июля
Находилась на патрулировании в бухте Хане, на линии Кальмарзунд - Хоборг. 27.7 безуспешно атаковала тремя торпедами транспорт с дистанции 3-4 кбт. На ПЛ слышали звуки двух взрывов. Результатов атаки не наблюдала, т.к. была вынуждена погрузиться из-за заклинки кормовых горизонтальных рулей. Позже уклонилась от цеппелина и легла на грунт. Еще позже обнаружила другой конвой, но не смогла сблизиться с ним;

1916 год 20 - 23 октября
Находилась в боевом походе. Патрулировала в районе северного входа в пролив Кальмарзунд;

1917 год
Базировалась на Ганге;

1917 год февраль
Экипаж активно участвовал в Февральской революции;

1917 год 6 - 13 мая
Вышла на позицию в Норчепингский залив. Вернулась в Гангэ;

1917 год октябрь
12.10 вышла в поход к Фильзанду и из похода не вернулась. Погибла при неизвестных обстоятельствах вместе со всем экипажем (40 подводников). Планировалась к возвращению 17.10;

1918 год 29 мая
Исключена из состава БФ;

1993 год
Шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена на глубине 120 м подводная лодка типа "Барс". Анализ маршрутов русских подводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе могли погибнуть ПЛ "Барс", "Львица" или "Гепард". Идентификация, которую произвел Бойко В.Н. на основании видеозаписи затонувшей ПЛ, позволяет предположить, что обнаружена ПЛ "Барс" - наличие 57-мм орудия Гочкиса с длиной ствола в 50 калибров (было только на ПЛ "Барс"), устройства минирования (не было на ПЛ "Гепард") и наличия по левому борту якоря системы Морелля-Ризбека (не было на ПЛ "Львица");

2009 год 24 сентября
Пресс-служба Шведского управления по делам судоходства сообщила, что останки русской подводной лодки периода Первой мировой войны обнаружены в районе острова Готланд в 30 морских милях к северо-востоку от острова Готска-Санден. Хорошо сохранившиеся останки подлодки, говорится в сообщении пресс-службы, обнаружило 10 сентября на глубине 100 метров судно упомянутого управления Jacob Haegg, которое занималось морскими измерениями в районе находки. Анализ найденной подлодки позволил предположить, что обнаруженные останки принадлежат подлодке "Гепард". Идентификация требует проверки;

2012 год
На начало года в прессе уточняющей информации не появлялось, подводная лодка к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 10.1917



командиры:
(по данным источника №10)


1. Подгорный Я.И. (12.01.1915-11.07.1916), 01.03.1915 - принял корабль
2. Фон Нерике К.К. (11.07.1916-23.10.1916)
3. Якобсон Н.Л. (25.09.1916-23.10.1916) ВРИД, (23.10.1916-1?.10.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
9. РИА "Новости" "Русская подлодка времен Первой мировой войны обнаружена в Балтике".
10. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012