"Леопард" (с 1920 - бортовой №6), ПЛ №4, Тип «Барс»
"Красноармеец" (бортовой №4, затем - №24), "У-3", "Б-7"
фотография:
ПЛ "Красноармеец" типа "Барс" после капитального ремонта 1924 года.
В большинстве источников, фотографии ПЛ типа "Барс" с 50 см нишами для ТА, удлиненной трубой вентиляции и номером "4" на рубке,
идентифицируют как ПЛ "Леопард", однако это абсолютно неправильно, т.к. это
ПЛ "Пантера" в период 12.1920-09.1921
(она единственная из трех кораблей с удлиненной трубой вентиляции имела ниши для ТА по типу ПЛ "Тигр" и в этот период имела номер "4")
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1913 год 28 сентября дополнительная информация:
Фотография ПЛ "Леопард" на стапеле. Ревель. 03.12.1916. командиры:
1. Фон Нерике К.К. (13.12.1915-11.07.1916) список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020
Зачислена в списки кораблей БФ;
1914 год 3 июля
Заложена на Заводе "Ноблесснер" в Ревеле. Наружные ТА располагались без 50 см ниш по типу ПЛ "Рысь";
1916 год июль (предположительно)
Зачислена в состав 3-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря;
1916 год 3 декабря
Спущена на воду;
1916 год 30 декабря
Вступила в строй (в некторых источниках, скорее всего ошибочно, указывается 28 или 29 декабря). Изначально было установлено только носовое орудие. Базировалась на Ревель;
1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 5 боевых походов;
1917 год
Для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов,
на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей;. Установлено кормовое орудие.
1917 год февраль
Экипаж участвовал в Февральской революции;
1917 год 11 июня
Столкнулась со сторожевым кораблем "Гарпун", который после столкновения затонул;
1917 год октябрь
Выделялась в помощь эскадре кораблей, расположенных у кордона Рогекюль, во время Моонзундской операции. Выполнила боевую задачу по разведке и наблюдению за входом в устье Западной двины;
1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;
1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);
1918 год 7 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 10 апреля протаранила в корму застопорившую ход ПЛ "Пантера";
1918 год апрель
Вошла в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ;
1918 год 16 апреля
Перешла в Петроград;
1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;
1918 год июнь
На ПЛ прозошел взрыв АБ;
1918 год лето
Перечислена в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;
1918 год 4 августа
Переформирована в состав резервного дивизиона ПЛ с нахождением в резерве;
1918 год октябрь - 1921 год
Находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении;
1919 год 15 марта
Резервный дивизион расформирован, выведена в состав ПЛ первого резерва;
1920 год 23 октября
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;
1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "6";
1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;
1921 год
Прошла капитальный ремонт;
1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-4";
1922 год 20 мая
Переформирована в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;
1922 год 31 декабря
Получила наименование "Красноармеец" (бортовой №4);
1923 год 1 мая
Вошла в состав действующей группы ПЛ МСБМ;
1924 год 8 февраля
Перечислена в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;
1924 год 29 июля
Переформрована в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;
1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы. Установлены 75-мм орудия;
1926 год 5 июня
На ПЛ произошла авария. Подробности неизвестны, но для обеспечения ремонта использовалось оборудование и механизмы с ПЛ "Вепрь", "Кугуар" и "Язь";
1926 год октябрь
Переформрована в состав 2-го дивизиона ПЛ МСБМ;
1927 год 16 - 17 мая
Совершила совместный выход в море с ПЛ "Коммунар", "Товарищ" и "Краснофлотец" для решения учебных задач;
1927 год 19 - 24 июля
Совместно с другими ПЛ МСБМ совершила учебный поход;
1928 год 23 августа
На ПЛ произошла нештатная стуация при нахождении на Красногорском рейде. Подробности неизвестны;
1930 год январь
Вошла в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;
1930 год 30 июля - 11 августа
Совершила плавание по маршруту Кронштадт-Копенгаген (Дания)-Кронштадт совместно с ПЛ "Товарищ". 4-7 августа нанесла визит в Копенгаген (Дания);
1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 24;
1931 год 22 мая
Находясь в совместном плавании с "Рабочий" в Финском заливе ( (ночью в условиях непогоды), пыталась приблизиться к ней, чтобы следовать в кильватере, и таранила ее из-за ошибок
вахтенного начальника. ПЛ №9, получившая пробоину в прочном корпусе, затонула;
1932 год 10 декабря
Переименована в "У-3". Передана в состав УОПП;
1932 год 28 декабря
Вошла в состав учебного дивизиона ПЛ УОПП бригады ПЛ МСБМ;
1933 год 16 июня
При отходе от пирсов Учебного дивизиона ПЛ получила незначтельные повреждения;
1934 год 15 сентября
Переименована в Б-7;
1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;
1936 год 8 марта
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию;
1940 год 29 декабря
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол;
1951 год
На базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.
(1-12 по данным источника №9,
13-18 по данным источника №10)
2. ? нет данных (11.07.1916-02.12.1916)
3. Тихомиров В.В. (02.12.1916-27.03.1917)
4. Трофимов Л.А. (27.03.1917-16.12.1917)
5. Шредер Г.А. (16.12.1917-31.08.1918)
6. Ждан-Пушкин А.А. (10.01.1919-08.03.1919)
7. Вавилов В.Я. (01.09.1918-10.01.1919) ВРИД, (08.03.1919-01.04.1919) заведующий
8. Данюшевский В.Е. (01.04.1919-26.12.1919), 26.12.1919 - объявлен дезертиром
9. Шаблинский С.К. (10.01.1920-01.04.1920) ВРИД
10. Жимаринский Н.А. (01.04.1920-22.11.1926)
11. Горяинов В.Ю. (1921-1922) ВРИД - по данным источников №6 и №10, но был только помощником до 26.08.1921, затем служил в МШ Республики
12. Шишкин А.Г. (1922) ВРИД - по данным источников №6 и №10, но в 1922 году командовал ПЛ "Ягуар" и замещал командира на ПЛ "Тигр"
13. ? нет данных (22.11.1926-16.01.1927)
14. Семиголовский В.П. (16.01.1927-01.05.1928)
15. Булавинец А.Г. (01.05.1929-16.04.1931)
16. Атавин А.Д. (16.04.1931-24.06.1931)
17. Володзько В.К. (07.07.1931-29.12.1931) ВРИД(?), (29.12.1931-16.04.1934)
17. Подгородецкий Н.С. (26.02.1934-05.1935)
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, 2006г.