Rambler's Top100 Подводная лодка "Орлан", US-2. Тип "Барс"

"Орлан",
US-2 (в состеве флота Германии)

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Орлан

ПЛ "Орлан" типа "Барс" на Мортоновом эллинге. 1917 год.
Фотография с форума Николаевского сайта "Скамейка".




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1915 год 2 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1915 год октябрь
Заложена на эллинге завода "Наваль" в г.Николаев по проекту "Барс" для Черного моря;

1916 год 12 ноября
Спущена на воду;

1917 год сентябрь
Вступила в строй. Вошла в состав Бригады подводного плавания Черномоского флота с базрованием на г. Севастополь;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Получила бортовой номер ВМС Германии - US-2. Флаг ВМС Германии не поднимался (в состав флота не входила);

1918 год 23 октября
Передана флоту Украины без права поднимать Андреевский флаг;

1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. На ПЛ поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера. ПЛ возвращено прежнее наименование;

1919 год
Числилась в состав Морских Сил Юга России в качестве судна резерва;

1919 год 14 апреля
Выведена из Южной бухты и поставлена на бочки в Северной бухты;

1919 год 26 апреля
По приказу английского командования выведена на рейд Севастополя и затоплена в путем подрыва и открытия люков;

1925 год
Обнаружена водолазами ЭПРОНа, которые производили поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-морского флота. ПЛ лежала на глубине 31 м, с креном 67 градусов на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Каких-либо серьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на лодке были открыты;

1926 год 27 июня
Поднята Черноморской партией ЭПРОН. Первоначально подъем ПЛ намечалось провести способом осушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки специально изготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединения воздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодки уменьшился почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом, выяснилось, что в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина. Размеры ее были таковы, что через пробоину в лодку свободно проходил водолаз. При первоначальном обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как ПЛ лежала именно на левом борту. По второму варианту решили поднимать ПЛ с помощью двух 400-тонных понтонов. Глубина затопления ПЛ - 31м. Это обстоятельство не только осложняло работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делало очень опасным всплытие лодки. По обычным правилам непосредственный подъем на поверхность допускался с глубины h < 0,3L, т.е. при длине ПЛ L= 68 метров - с глубины 20-22 метра. ЭПРОН решил пойти на риск и провести подъем с такой глубины в одну ступень. Чтобы при всплытии судоподъемные полотенца не выскользнули из-под корпуса лодки, понтоны прочно принайтовали (привязали) к ее боевой рубке. Риск оправдался, но само всплытие было бурным. Дифферент ПЛ при всплытии достиг аварийного значения - 33 градуса, но все окончилось благополучно, хотя впоследствии эпроновцы так больше не рисковали. После подъема ПЛ была отбуксирована в Севастополь и в виду невозможности восстановления сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Орлан" на испытаниях. 1917 год.
2. Фотография ПЛ "Орлан" в море. 1917 год.
3. Фотография подводных лодок, захваченных Германией. Севастополь, Южная бухта. 1918 год, октябрь.



командиры:


1. Погорецкий В.В. (03.10.1916-30.04.1918)
2. Дудкин 2-й Г.Ф. (16.11.1916-28.11.1916) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019