"Пантера" (с 1920 - бортовой №4), ПЛ №5, Тип «Барс»
"Комиссар" (бортовой №5, затем - №13), "Б-2", "ПЗС-1"
фотография:
ПЛ "Б-2" типа "Барс" после модернизации 1935 года у Адмиралтейской набережной в г.Ленингад.
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1913 год 28 сентября дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "Пантера" в период Первой Мировой войны. 1917 год (приблизительно). командиры:
1. Палицын 1-й Г.М. (26.08.1915-18.08.1917), 02.11.1915 - принял корабль список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023
Зачислена в списки кораблей БФ;
1914 год 3 июля
Заказ на строительство ПЛ был получен заводом "Ноблесснер", но т.к. этот завод только строился, строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу, где подводная лодка и была заложена. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде
корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода "Ноблесснер". Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, а их ниши частично заделаны (глубина около 50 см) по типу ПЛ "Тигр"
(на всех последующие ПЛ завода "Ноблесснер" ТА устанавливались без ниш) .На подводной лодке были установлены двигатели Дизеля с амурских канонерок;
1915 год 17 марта
Включена в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;
1916 год 16 (13?) апреля
Спущена на воду;
1916 год 23 июля
Вступила в строй. В некоторых источниках указывается указывается 13 августа. Базировалась на Ревель;
1916 год - 1917 год
Участвовала в 1-й Мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных
действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 10(?) боевых походов. Выполнила 1 торпедную атаку. Результат не подтвержден;
1916 год 9 - 13 октября
Находилась в боевом походе. 9.10 вышла из Ревеля в Балтийское море на боевую позицию к побережью Швеции (к Ландсорту). 11.10 в районе банки Арчебадан обнаружила и атаковала крупный транспорт тремя торпедами с дистанции 3-х кабельтовых, по оценке
командира транспорт был уничтожен (подтверждающих данных нет). На глубине 30 метров от взрыва заклинило горизонтальные рули. ПЛ ударилась о грунт и всплыла. В результате была повреждена кормовая дифферентная цистерна и нарушена герметичность глушителей
ДД. Командир принял решение о возвращении в базу. В Рижском заливе, при следовании в надводном положении, села на мель на банке Шмит-Грунд по вине штурмана М. Соколова. Сняться с мели своими силами не удалось. По радио были вызваны буксиры из Роггекюля.
13.10 ПЛ прибыла в базу;
1917 год
Базировалась на Ревель. Для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов, на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей;
1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;
1917 год 27 мая - 2 июня
Находилась в боевом походе. Вышла в район Ландсорта. Имела контакты с миноносцем, цеппелином, подводной лодкой. Вернулась с серьезными повреждениями механизмов;
1917 год 8 - 15 августа
Находилась в боевом походе. Позиция в раоне Ландсорта. Безрезультатно;
1917 год 20 августа
В составе дивизиона перебазировалась в Гангэ;
1917 год август
Находилась в боевом походе. Вышла из Гангэ в районе Стейнорта;
1917 год октябрь
2.10 вышла из Гангэ в боевой поход на позицию на юге от входа в Моонзунд с целью противодействия немецкому флоту при проведении Моонзундской операции;
1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;
1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);
1918 год 7 - 18 апреля
В тяжелой ледовой обстановке перешла шхерами Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1-го эшелона 3-го отряда кораблей. 10.04, уклоняясь от столкновения с ПЛ "Змея", была вынуждена застопорить ход и по инерции была протаранена
в корму ПЛ "Леопард". На ПЛ "Пантера" была пробита выше ватерлинии кормовая БЦ и поврежден вертикальный руль. 13.10 на ПЛ лопнул штуртрос, и вертикальный руль снова вышел из строя. При дальнейшем движении во время сжатия
льдов на ПЛ разошлись швы и вылетела часть заклепок обшивки корпуса. 18.04 на буксире ледокола "Силач" прибыла в Кронштадт;
1918 год апрель
Вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;
1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БФ;
1918 год 18 июня
Перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота;
1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ;
1918 год август - сентябрь
23 - 24 августа проводила разведку района около о. Восчаный в Ладожском озере. 13 сентября вернулась в Петроград;
1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота;
1918 год 23 - 26 декабря
В конце декабря 1918 года штаб Балтийского флота на основании личного указания Л.Д.Троцкого был разработал печально известный план набеговой операции кораблей ДОТа на Ревель. Для разведки Ревельского рейда была выделена ПЛ "Пантера".
23 декабря ПЛ вышла при помощи ледокола на Большой Кронштадтский рейд. В 12 часов направилась в поход с целью ведения разведки на подходах к Ревелю. Поход проходил в крайне тяжелых метереологических условиях. На море шел шторм. ПЛ шла под двумя дизелями в
надводном положении. На пути к Ревелю видны были горящие маяки: Сескар, Верхний и Нижний Гогландские, Большой Тютерс, Родшер, Экхольн, буи у банок Средней и Лавенсарской. Не виден был только маяк Стеншер, хотя ПЛ и проходила в районе его видимости. Вскоре
определение стало крайне затруднительным, так как компас и пеленгатор непрерывно заливало водой и они обледеневали. В 3 часа 24 декабря ПЛ прошла траверз Южного Гогландского маяка. В 09.35 при подходе к маяку Кокшер, были застопорены дизеля и ПЛ погрузилась,
намереваясь следовать на Ревельский рейд, но оказалось, что оба перескопа неисправны: не поднимались, но опускались и не вращались; кроме того, носовой перископ имел перекошенное изображение (как оказалось по возвращений из похода, вследствие обрыва тросика
для перевода на увеличение), у кормового же обмерзли наружные и внутренние стекла. Поэтому ПЛ пришлось держаться под водой пока перископы не оттаяли, и одновременно кормовой перископ был пущен па просушку. Через некоторое время перископы начали с трудом
ворочаться, подъем и спуск кормового перископа также стал действовать, но носовой заело в мертвую и он торчал бесполезно, только мешая при наблюдении в кормовой перископ. Светлое время лодка ходила под водой по восточную сторону Кокшера, причем выяснилось,
что пропускают клапана циркуляции дизелей, вследствие чего ПЛ потеряла возможность погружаться на глубину свыше 50—60 футов (16-19 метров). Из за большой волны ПЛ плохо держала перископную глубину и на 40 футах (13 метров) ее качало. В 16 часов, когда
ясность кормового перископа сделалась достаточной, ПЛ пошла в проход между Кокшором и островом Б. Врангель. В 17.15 стемнело. ПЛ всплыла и в надводном положении проследовала па Ревельский рейд под одним дизелем, пустив другой на зарядку. Из за волны и
обмерзания, радиотелеграфная мачта не могла быть поднята. Вскоре обнаружилось, что сгорел реостат циркуляционной помпы. Была пущена помпа №2, не рассчитанная на два дизеля, и поэтому работа шла с перегрузкой. В 19 часов, дойдя до створа Екатеринентальских
маяков, который был виден самое короткое время, ПЛ повернула обратно, так как начался снежный шторм. Выйдя за Кокшер, ПЛ держалась на курсе под одним дизелем, продолжая зарядку. Было решено, утром, если позволит погода, попытаться пройти на юг под водой.
В 22 часа перестал действовать руль (лопнул правый штуртрос). Застопорпв дизеля, экипаж приступил к исправлению. Держаться против волны электромоторами не удавалось, лечь на грунт не позволяла глубина, потому пришлось стоять без движения в надводном
положении. Руль сильно било волной и была опасность, что лопнет второй штуртос. Попытка временно поддержать руль дифференциальными талями была неудачна, так как у первых заведенных талей лопнула цепочка, при заводке вторых — разогнулся гак. К 2 часам 25
декабря с большим трудом повреждение было исправлено, но настолько ненадежно, что не имея бллее средств для исправления в случае повторного повреждения руля, ПЛ не считала возможным в таком положении оставаться на позиции, и под обоими дизелями пошла
обратно с Кронштадт. В 8 часов она прошла траверз м-ка Родшер, 09.15 определилась по Ю.Гогландскому маяку и проследовала далее. В 13.50 у банки Средней была встречена крейсером "Олег", которому семафором были сообщены сведения о походе и просьба вызвать
встречу, в ожидания которой предполагалось стать на якорь у мыса Осинового. В это время пурга прекратилась, стал виден о. Сескар, по которому было определено место. В 16.25, подойдя к Шепелевскому маяку, ПЛ встретила ЭМ "Спартак", к которому она
ошвартовилась и также сообщила все сведении о походе. В 22 часа она стала на якорь у Шепелевского маяка, а в 09.50 26 декабря направилась далее в Кронштадт, куда и благополучно прибыла в 13 часов. Таким образом, ПЛ за весь поход неприятеля не обнаружила.
Командир в cвоем донесении за поход указал на массу различных повреждений и неисправностей, резюмируя, что он из своего опыта вынес убеждение о необходимости прекратить выходы подводных лодок в море, так как иначе не представлялось возможным отремонтировать
их к весне, а в том состояни, в котором они находились, ПЛ не имели возможности действовать ни торпедами, ни артиллерией;
1919 год 15 - 16 января
15 января осуществила выход в Нарвский залив с целью воспрепятствовать высадке десанта противника. Смогла пробиться во льду только до поворотного буя у Шепелевского маяка. При этом ПЛ несло двигавшимся льдом, что представляло для нее большую опасность из-за
находившихся поблизости минных заграждений. ПЛ получила несколько повреждений механизмов (повредила корус и винты) и вынуждена была вернуться в Кронштадт с ледоколом. Встала в ремонт. В своем донесении, командир ПЛ указал, что тяжелых условий зимнего похода
ПЛ ие выдерживают. С обледенелыми люками, которые нужно расхаживать и разогревать перед погружением, бездействующим радио-телеграфом, ненадежными торпедными аппаратами, замерзающими перископами и нестреляющими пушками, ПЛ делается совершенно бесполезной
при встрече с неприятелем, не будучи в состоянии не только атаковать его, но даже своевременно погрузиться. Движущиеся ледяные поля делают походы окончательно невозможными. Нахождение ПЛ в это время в состоянии боевой готовности не позволяет производить
капитального ремонта, что естественно внушает опасение того, что подводные лодки будут неисправны весной, когда они действительно понадобятся;
1919 год 15 марта
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Кронштадт;
1919 год 23 - 24 июля
23 июля в 23 часа вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район, 24 июля в 10.45 по носу обнаружила неприятельскую подводную лодка, которая то погружалась,
то вновь всплывала. Вскоре была обнаружена вторая неприятельская подводная лодка. Обе оказались английские, типа «Е». Стараясь себя не обнаружить, ПЛ держалась в солнечной части горизонта. Маневрируя и стараясь приблизиться к ненриятолю, ПЛ, заметив,
что обе ПЛ противника прекратили погружение и держались над водой, пошла в атаку. Приблизившись на пол мили, ПЛ развернулась кормой для большей свободы маневрирования, и в 12.02 выпустила правую кормовую торпеду в дальнюю ПЛ противника, с расстояния
около 6 каб. Повернув на 20 градусов, в 12.06 выпустила левую кормовую торпеду в другую неприятельскую ПЛ. Первая неприятельская ПЛ, дав ход, начала уходить на юго-восток. Вторая неприятельская ПЛ продолжала оставаться на месте. Следов от торпед не было
видно (одна торпеда прошла мимо, другая затонула). После выпуска второй торпеды, ПЛ начала разворачиваться влево, чтобы атаковать оставшуюся неприятельскую ПЛ носовыми аппаратами. В 12.20, приблизившись на 4 каб., ПЛ выпустила обе носовые торпеды и начала
медленно уходить на глубину. След обоих торпед был ясно виден, они шли хорошо, но неприятельская ПЛ, начала разворачиваться н торпеды прошли у нее по носу и по корме. Это были первые торпедные атаки советских подводников. В 12.30 ПЛ ушла на глубину 50 футов
(16 метров) и шла на этой глубине, не показывая перископа, опасаясь преследования. В 13.27 она коснулась грунта, на глубине 10 сажень (23 метра). В 13.40 всплыла до глубины 25 футов (8 метров) и подняв перископ, чтобы осмотреться, тотчас же снова погрузилась.
Вскоре в 13.43 был услышан звук разрыва снаряда. Очевидно ПЛ была обнаружена. Далее ПЛ шла под водой, и в 16.10, предполагала свое место в 4,5 милях от Шепелевского маяка, где преследование вряд ли могло продолжаться ввиду близости наших берегов, всплыла,
так как перископ по действовал. Следуя далее в Кронштадт, она в 19.45 ошвартовилась к борту матки «Память Азова»;
1919 год 31 августа - 1 сентября
31 августа в 05.30 вышла из Кронштадта в район Бьёрке - Копорский залив с задачей атаковать английские корабли, которые блокировали выход из Кронштадта и обстреливали советское побережье в Копорском заливе. На траверзе Толбухина маяка ПЛ погрузилась и далее
следовала все время в подводном положении. В 14.30 за Деманстейнской банкой обнаружила четырехтрубный эскадренный миноносец, шедший курсом на северо-запад. Учитывая тот факт, что глубина хода на торпедах ПЛ была установлена на расчет атаки крейсера, командир
ПЛ отказался от атаки. В 15 часов 31 августа ПЛ прибыла в район своей позиции. Неприятельский миноносец, изменил курс на Бьёрке и скрылся в нашедшей мгле. Ввиду мглистого горизонта, ПЛ погрузилась до глубины 40 футов (13 метров). В 17 часов, всплыв под
перископ, ПЛ снова обнаружила на траверзе такой же четырехтрубяый миноносец, шедший параллельным курсом. Ввиду большой волны, которая выбрасывала ПЛ на поверхность, боясь преждевременно себя обнаружить, снова погрузилась. Командир решил отойти к банке
Средняя, чтобы ночью произвести зарядку батареи. В 17.50 ПЛ всплыла под перископ, причем вновь был обнаружен тот же миноносец, шедший тем же курсом. В 18 часов, после нового всплытия был обнаружен второй миноносец, недалеко от первого. Посчитав зарядку у
банки Средней опасной, ПЛ направилась в Копорский залив, чтобы быть ближе к своему берегу. В 18.15 ПЛ повернула назад. Около 19 часов при осмотре горизонта выяснилось, что миноносцы встали на якорь к востокy от острова Сескар, у его южной оконечности. Решив
их атаковать, ПЛ погрузилась на 40 футов (13 метров), установила носовые торпеды на глубину в 2 метра и легла курсом, чтобы выйти ближе к берегу для атаки с северо-запада, так как миноносцы стояли па небольших глубинах, а после атаки необходимо было иметь
возможность уйти на большую глубину, не меняя курса. Кроне того, было желательно атаковать их с солнечной стороны. В 21.19 была выпущена сперва одна, и за ней вторая торпеды с дистанции 4-5 кабельтовых. ПЛ начало выбрасывать па поверхность, из-за чего был
принят вес чтобы дать дифферент на нос до 10°, и ПЛ срочно начала погружаться, пока не загрохотала по грунту. Приблизительно через 11 минут после второго выстрела торпедой, был услышан сильный взрыв, от которого всe задребезжало. Английский эскадренный
миноносец "Виттория" (Vittoria) в результате попадания торпеды затонул. Эта атака стала первой победой советских подводников. Сразу после взрыва было слышно несколько выстрелов. В 21.24 ПЛ продолжала движение, иногда цепляя днищем грунт, на глубинах от 60
до 80 футов (19-26 метров). В 22.25 ПЛ всплыла под перископ, осмотрелась, но уже настолько стемнело, что ничего не было видно. В 22.50 на глубине 40 футов (13 метров) ПЛ легл на курс 110°. В 01.10 1 сентября ПЛ всплыла с целью провентилировать ПЛ и зарядиться,
но ночь была недостаточно темна и нельзя было ручаться за беспрепятственную зарядку, тем более, что по направлению к Сескару были видны лучи прожектора. Поэтому ПЛ немедленно погрузилась и легла па грунт на глубине 100 футов (33 метра). В 05.45 ПЛ всплыла,
но не видя Шепелевекого маяка и не будучи увереннойна в прокладке, описывала малым ходом циркуляции в ожидании рассвета. В 06.30 открылся Шииелевский маяк, и курс был взят на него. В 11.20, не доходя траверза Толбухииа маяка, ПЛ всплыла на поверхность и
следовала далее в надводном положении. Ко времени всплытия, давление в ПЛ поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был настолько испорчен, что спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне
затруднительно. ПЛ пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха. Было пройдено под водой 75 миль, что являлось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. В 13 часов ПЛ ошвартовалась в Средней Кронштадтской гавани. Атака была удачной, и хотя ПЛ,
быстро погрузившись, не видела попадания, но взрыв был слышен и весь экипаж был уверен в гибели неприятельского миноносца. За эту атаку командир лодки А.Н. Бахтин был удостоен Ордена Красного Знамени, а 18 (17?) членов экипажа - именными часами;
1920 год 23 октября
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;
1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "4";
1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;
1921 год - 1922 год
Прошла капитальный ремонт;
1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-5";
1922 год 20 мая
Переформирована в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;
1922 год 15 июня
При перешвартовке ударила рулем ТР "Тосно";
1922 год лето
ПЛ посетил Председатель ВЦИК М.И Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна;
1922 год 1 ноября
В соместном походе столкнулась с "ПЛ-9" без серьезных последствий;
1922 год 31 декабря
Получила наименование "Комиссар" (бортовой №5);
1923 год 1 мая
Вошла в состав действующей группы ПЛ МСБМ;
1924 год 8 февраля
Перечислена в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;
1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы, а ниши - закрыты. Установлены 75-мм орудия;
1924 год 29 июля
Переформирована в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;
1925 год 3 - 5 мая
Участвовала в совместном походе Балтийского флота совместно с ПЛ "Батрак" и "Коммунар";
1926 год 18 августа
При отходе - подходе к ПБ "Смольный" столкнулась с ПЛ "Товарищ" без существенных последствий;
1926 год октябрь
Переформрована в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;
1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;
1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 13;
1932 год 19 апреля - 20 ноября
Входила в состав УДнПЛ УОПП ВМС РККА;
1933 год 15 марта
Вошла в состав группы ремонтирующихся кораблей;
1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-2";
1934 год - 1935 год
Прошла модернизацию на Балтийском заводе. Проект модернизации предусматривал усовершенствование подводных лодок типа "Барс", поскольку корпуса их были в хорошем состоянии. На подводной лодке установили две межотсечные переборки,
разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели 38-В8, мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки как у ПЛ
типа "Щ", установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводной лодки. Объем переделок оказался
настолько значительным (по стоимости более 2 миллионов рублей), что от модернизации других подводных лодок типа "Барс" отказались;
1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;
1935 год 25 марта
В составе 1-го дивизиона вошла в состав 2-й Бригады ПЛ КБФ с базированием на Ленинград;
1936 год 10 апреля
Перечислена в состав ОУДнПЛ КБФ;
1938 год 26 марта
Переформирована в состав 19-го ДнПЛ 4-й УБрПЛ (сформирована на базе ОУДнПЛ) КБФ;
1939 год 26 октября - 2 ноября
Находилась в дозоре в Копорском заливе. В 17.37 26.11 вышла из Ленинграда. В 22.28 26.10 прибыла на линию дозора маяк Сескар - маяк Сейвясте. В 17.52 30.10 была протаранена в л.б. по барбету кормового орудия
ТКА №21 на большой скорости. От удара барбет ПЛ загнулся, а на катере в носовой части выше ватерлинии был перебит форштевень и на правой скуле - пробоина. В 18.17 30.10 ПЛ взяла на буксир ТКА №21 и малым ходом
направилась в Кронштадт. В 04.33 1.11 прибыла на Большой рейд, где передала ТКА №21 моторным барказам. Возвратилась на позицию дозора. Около 20.00 1.11 послышался скрип и удары в районе крепления НГР. 2.11
возвращена в Кронштадт. При осмотре на Восточном рейде было обнаружено, что из 4-х болтов крепления НГР остался один, остальные срезало. Сальники баллера НГР с обоих болтов разболтались и пропускали забортную воду, заливая носовые ЦГБ;
1939 год ноябрь - 1940 год январь
Находилась в ремонте, который производился силами экипажа. В январе в 40-градусный мороз на ПЛ разорвало клинкет кормовой балластной цистерны. Экипаж смог устранить неисправность на плаву без постановки ПЛ в док. ПЛ входила в состав 1-й БрПЛ КБФ ;
1940 год 10 января
Выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку (отдельно плавающая ПЛ);
1940 год апрель
Входила в состав 15-го ДнПЛ 4-й БрПЛ КБФ (предположительно с 21 февраля);
1940 год июль
Входила в состав 4-й БрПЛ КУОПП им.Кирова;
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав ОУДнПЛ КУОПП им.Кирова;
1941 год июль
Выходила на позицию в районе Котка. По возвращении из похода, столкнувшись с подводной лодкой "П-3", нанесла ей значительные повреждения, из-за которых "П-3" была вынуждена встать на ремонт;
1941 год 23 (21?) сентября
При налете немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик;
1942 год 18 февраля
При нахождении в г.Ленинград, во время артобстрела противника на ПЛ погибли 3 подводника (включая военкома ПЛ), еще несколько получили ранения (в т.ч. был тяжело ранен командир ПЛ);
1942 год 8 августа
Законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на отстой;
1943 год 7 мая
Разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок КБФ. Возможно носила наименование "ПЗС-1" или "ПЗС-2"(в документах указывается как ПЗС "Б-2");
1943 год - 1945 год
В годы Великой Отечественной войны обеспечивала боевую деятельность подводных сил флота;
1946 год 15 февраля
Вошла в состав 8-го ВМФ;
1949 год 16 мая
Переименована в "ПЗС-1";
1955 год 22 июля
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл;
1955 год 18 августа
Передана в отдел фондового имущества, позже разобрана на металл. В Центральном Военно-Морском музее в г.Санкт-Петербурге экспонируется носовой торпедный аппарат ПЛ.
2. Фотография ПЛ "Пантера" с бортовым №4. 1921 год.
3. Фотография ПЛ "Комиссар" с бортовым №5. После 1924 года.
4. Список погибших 18.02.1942г..
(1-10 по данным источника №19, 11-26 по данным источника №15)
2. Максимович Н.Н. (18.08.1917-23.01.1918)
3. Ждан-Пушкин А.А. (1918) ВРИД(?), по данным источника №15, но был старшим офицером ПЛ "Тигр"
4. ? нет данных (23.01.1918-06.04.1918)
5. Пуаре Ю.В. (06.04.1918-26.09.1918)
6. Якобсон А.Н. (26.09.1918-05.10.1918)
7. Иванов Г.А. (05.10.1918-15.10.1918) ВРИД
8. Агафонов С.С. (26.10.1918-12.11.1918)
9. Петранди Г.М. (15.11.1918-11.1918), в командование не вступал, дезертировал
10. Бахтин А.Н. (27.11.1918-15.05.1921)
11. Кислицкий Б.М. (15.05.1921-21.05.1923)
12. Капустин Н.Н. (21.05.1923-29.05.1927)
13. Шлиттенберг К.Я. (29.05.1927-31.05.1927 ИД, 01.06.1927-17.02.1931)
14. Шергин А.П. (17.02.1931-27.03.1931 ИД, 28.03.1931-29.12.1931)
15. Рейснер Л.М. (29.12.1931-19.11.1932)
16. Кулишов И.Д. (1932) ВРИД(?), по данным источника №17, но ошибочно, т.к. в это время служил на ЧФ
17. Эйхбаум Н.Э. (08.1932-10.1933) ВРИД(?)
18. Подгородецкий Н.С. (19.11.1932-25.01.1933 ИД, 26.01.1933-16.01.1934)
19. Андрушис П.П. (16.01.1934-08.04.1934 ИД, 09.04.1934-26.03.1936)
20. Завьялов Н.Г. (26.03.1936-21.04.1938)
21. Иванов Б.Н. (21.04.1938-28.05.1938) ИД
22. Бойко М.С. (03.07(06?).1938-17.12.1939)
23. Смоляр Н.И. (17.12.1939-05.04.1940 ИД, 06.04.1940-28.02.1941)
24. Быховский И.А. (28.02.1941-10.09.1941 ИД, 11.09.1941-27.05.1942)
25. Лошкарёв Л.А. (27.05.1942-28.08.1942, по др. данным до 01.09.1942)
26. Дорин В.К.(10.06.1943-07.08.1944) начальник ПЗС
27. Гагарин Я.И. (07.08.1944-05.1945-16.04.1946?) начальник ПЗС
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
9. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
10. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
11. Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
12. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
13. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
14. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
15. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
16. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва-Санкт-Петербург, 2005г.
17. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
18. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
19. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
20. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
21. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
22. Егоров И.В., Шведе Е.Е. "Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах", т.2, ч.1, РИО МС РККФ, Ленинград, 1926г.