Rambler's Top100 "Пантера", ПЛ №5, Комиссар, ПЛ №13, Б-2, ПЗС-1 тип "Барс"

"Пантера" (с 1920 - бортовой №4), ПЛ №5,
"Комиссар" (бортовой №5, затем - №13), "Б-2", "ПЗС-1"

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Пантера

ПЛ "Б-2" типа "Барс" после модернизации 1935 года у Адмиралтейской набережной в г.Ленингад.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заказ на строительство ПЛ был получен заводом "Ноблесснер", но т.к. этот завод только строился, строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу, где подводная лодка и была заложена. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода "Ноблесснер". Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, а их ниши частично заделаны (глубина около 50 см) по типу ПЛ "Тигр" (на всех последующие ПЛ завода "Ноблесснер" ТА устанавливались без ниш) .На подводной лодке были установлены двигатели Дизеля с амурских канонерок;

1915 год 17 марта
Включена в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1916 год 16 (13?) апреля
Спущена на воду;

1916 год 23 июля
Вступила в строй. В некоторых источниках указывается указывается 13 августа. Базировалась на Ревель;

1916 год - 1917 год
Участвовала в 1-й Мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 10(?) боевых походов. Выполнила 1 торпедную атаку. Результат не подтвержден;

1916 год 9 - 13 октября
Находилась в боевом походе. 9.10 вышла из Ревеля в Балтийское море на боевую позицию к побережью Швеции (к Ландсорту). 11.10 в районе банки Арчебадан обнаружила и атаковала крупный транспорт тремя торпедами с дистанции 3-х кабельтовых, по оценке командира транспорт был уничтожен (подтверждающих данных нет). На глубине 30 метров от взрыва заклинило горизонтальные рули. ПЛ ударилась о грунт и всплыла. В результате была повреждена кормовая дифферентная цистерна и нарушена герметичность глушителей ДД. Командир принял решение о возвращении в базу. В Рижском заливе, при следовании в надводном положении, села на мель на банке Шмит-Грунд по вине штурмана М. Соколова. Сняться с мели своими силами не удалось. По радио были вызваны буксиры из Роггекюля. 13.10 ПЛ прибыла в базу;

1917 год
Базировалась на Ревель. Для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов, на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей;

1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;

1917 год 27 мая - 2 июня
Находилась в боевом походе. Вышла в район Ландсорта. Имела контакты с миноносцем, цеппелином, подводной лодкой. Вернулась с серьезными повреждениями механизмов;

1917 год 8 - 15 августа
Находилась в боевом походе. Позиция в раоне Ландсорта. Безрезультатно;

1917 год 20 августа
В составе дивизиона перебазировалась в Гангэ;

1917 год август
Находилась в боевом походе. Вышла из Гангэ в районе Стейнорта;

1917 год октябрь
2.10 вышла из Гангэ в боевой поход на позицию на юге от входа в Моонзунд с целью противодействия немецкому флоту при проведении Моонзундской операции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 7 - 18 апреля
В тяжелой ледовой обстановке перешла шхерами Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1-го эшелона 3-го отряда кораблей. 10.04, уклоняясь от столкновения с ПЛ "Змея", была вынуждена застопорить ход и по инерции была протаранена в корму ПЛ "Леопард". На ПЛ "Пантера" была пробита выше ватерлинии кормовая БЦ и поврежден вертикальный руль. 13.10 на ПЛ лопнул штуртрос, и вертикальный руль снова вышел из строя. При дальнейшем движении во время сжатия льдов на ПЛ разошлись швы и вылетела часть заклепок обшивки корпуса. 18.04 на буксире ледокола "Силач" прибыла в Кронштадт;

1918 год апрель
Вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 18 июня
Перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ;

1918 год август - сентябрь
22 - 24 августа проводила разведку района о. Восчаный в Ладожском озере. 13 сентября вернулась в Петроград;

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота;

1918 год 23 - 26 декабря
В конце декабря 1918 года штаб Балтийского флота на основании личного указания Л.Д.Троцкого разработал печально известный план набеговой операции кораблей ДОТа на Ревель. 23 декабря ПЛ вышла из Кронштадта с целью ведения разведки на подходах к Ревелю. С помощью ледокола ПЛ с большим трудом удалось выйти на чистую воду. Поход проходил в крайне тяжелых метереологических условиях. На море шел шторм. Компас и пеленгатор на мостике обледенели настолько, что штурман не мог определить местонахождение корабля. Перископы так же обледенели, что исключало их использование в подводном положении. Под тяжестью льда оборвалась антенна, и ПЛ лишилась связи. В этих условиях ПЛ не смогла выполнить поставленной задачи и 26 декабря вернулась в Кронштадт;

1919 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.;

1919 год 15 - 16 января
Осуществила выход в Нарвский залив с целью воспрепятствовать высадке десанта противника. В районе Шепелевского маяка была зажата льдами. Повредила корус и винты. Вернулась в Кронштадт с ледоколом. Встала в ремонт;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Кронштадт;

1919 год 23 - 24 июля
23 июля ПЛ вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район, ПЛ 24 июля двумя торпедами пыталась поразить две подводные лодки противника, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель (одна торпеда прошла мимо, другая затонула). ПЛ повторила атаку, выпустив по одной из ПЛ еще две торпеды, но и они прошли мимо. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но так же безуспешно. Вскоре после атаки ПЛ в подводном положении отошла к Шепелевскому маяку, где всплыла, и в надводном положении направилась в Кронштадт, куда прибыла 24 июля;

1919 год 31 августа - 1 сентября
Утром 31 августа ПЛ вышла из Кронштадта в район Бьёрке, Копорский залив с задачей атаковать английские корабли, которые блокировали выход из Кронштадта и обстреливали советское побережье в Копорском заливе. На траверзе Толбухина маяка подводная лодка погрузилась и продолжила переход в подводном положении. В 15 часов ПЛ прибыла в указанный район. Всплыв под перископ, командир ПЛ при осмотре горизонта обнаружил эсминец, вышедший из Копорского залива. Учитывая тот факт, что глубина хода на торпедах ПЛ была установлена на расчет атаки крейсера, командир субмарины отказался от атаки. Он решил отойти к банке Средняя, чтобы ночью произвести зарядку батареи. В 17.50 ПЛ обнаружила все тот же эсминец, который шел параллельным курсом. Вскоре обнаружился и второй эсминец, следующий в том же направлении. Посчитав зарядку у банки Средней опасной, командир ПЛ направился в Копорский залив, чтобы быть ближе к своему берегу. В 18.15 ПЛ повернула назад, но через 45 минут при осмотре горизонта командир ПЛ обнаружил, что эсминцы встали на якорь у острова Сескар. Командир ПЛ решил атаковать. Сблизившись с противником со стороны острова, в 21.19 ПЛ выпустила из носовых аппаратов две торпеды по одному из кораблей с дистанции 4-5 кабельтовых. Вскоре послышался взрыв. Эскадренный миноносец "Виттория" (Vittoria) в результате попадания торпеды затонул. Эта атака стала первой победой советских подводников. Уклоняясь от контратаки противника, ПЛ пробыла под водой 28 часов, пройдя 75 миль, что являлось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. За эту атаку командир лодки А.Н. Бахтин был удостоен Ордена Красного Знамени, а 18 (17?) членов экипажа именными часами;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "4";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год - 1922 год
Прошла капитальный ремонт;

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-5";

1922 год 20 мая
Переформирована в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 15 июня
При перешвартовке ударила рулем ТР "Тосно";

1922 год лето
ПЛ посетил Председатель ВЦИК М.И Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна;

1922 год 1 ноября
В соместном походе столкнулась с "ПЛ-9" без серьезных последствий;

1922 год 31 декабря
Получила наименование "Комиссар" (бортовой №5);

1923 год 1 мая
Вошла в состав действующей группы ПЛ МСБМ;

1924 год 8 февраля
Перечислена в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы, а ниши - закрыты. Установлены 75-мм орудия;

1924 год 29 июля
Переформирована в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1925 год 3 - 5 мая
Участвовала в совместном походе Балтийского флота совместно с ПЛ "Батрак" и "Коммунар";

1926 год 18 августа
При отходе - подходе к ПБ "Смольный" столкнулась с ПЛ "Товарищ" без существенных последствий;

1926 год октябрь
Переформрована в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 13;

1932 год 19 апреля - 20 ноября
Входила в состав УДнПЛ УОПП ВМС РККА;

1933 год 15 марта
Вошла в состав группы ремонтирующихся кораблей;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-2";

1934 год - 1935 год
Прошла модернизацию на Балтийском заводе. Проект модернизации предусматривал усовершенствование подводных лодок типа "Барс", поскольку корпуса их были в хорошем состоянии. На подводной лодке установили две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели 38-В8, мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки как у ПЛ типа "Щ", установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводной лодки. Объем переделок оказался настолько значительным (по стоимости более 2 миллионов рублей), что от модернизации других подводных лодок типа "Барс" отказались;

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 25 марта
В составе 1-го дивизиона вошла в состав 2-й Бригады ПЛ КБФ с базированием на Ленинград;

1936 год 10 апреля
Перечислена в состав ОУДнПЛ КБФ;

1938 год 26 марта
Переформирована в состав 19-го ДнПЛ 4-й УБрПЛ (сформирована на базе ОУДнПЛ) КБФ;

1939 год 26 октября - 2 ноября
Находилась в дозоре в Копорском заливе. В 17.37 26.11 вышла из Ленинграда. В 22.28 26.10 прибыла на линию дозора маяк Сескар - маяк Сейвясте. В 17.52 30.10 была протаранена в л.б. по барбету кормового орудия ТКА №21 на большой скорости. От удара барбет ПЛ загнулся, а на катере в носовой части выше ватерлинии был перебит форштевень и на правой скуле - пробоина. В 18.17 30.10 ПЛ взяла на буксир ТКА №21 и малым ходом направилась в Кронштадт. В 04.33 1.11 прибыла на Большой рейд, где передала ТКА №21 моторным барказам. Возвратилась на позицию дозора. Около 20.00 1.11 послышался скрип и удары в районе крепления НГР. 2.11 возвращена в Кронштадт. При осмотре на Восточном рейде было обнаружено, что из 4-х болтов крепления НГР остался один, остальные срезало. Сальники баллера НГР с обоих болтов разболтались и пропускали забортную воду, заливая носовые ЦГБ;

1939 год ноябрь - 1940 год январь
Находилась в ремонте, который производился силами экипажа. В январе в 40-градусный мороз на ПЛ разорвало клинкет кормовой балластной цистерны. Экипаж смог устранить неисправность на плаву без постановки ПЛ в док;

1940 год 10 января
Выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку (отдельно плавающая ПЛ);

1940 год 21 февраля
Переформирована в состав 4-й БрПЛ КУОПП им.Кирова;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав ОУДнПЛ КУОПП им.Кирова;

1941 год июль
Выходила на позицию в районе Котка. По возвращении из похода, столкнувшись с подводной лодкой "П-3", нанесла ей значительные повреждения, из-за которых "П-3" была вынуждена встать на ремонт;

1941 год 23 (21?) сентября
При налете немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик;

1942 год 8 августа
Законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на отстой;

1943 год 7 мая
Разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок КБФ. Возможно носила наименование "ПЗС-1";

1943 год - 1945 год
В годы Великой Отечественной войны обеспечивала боевую деятельность подводных сил флота;

1946 год 15 февраля
Вошла в состав 8-го ВМФ;

1949 год 16 мая
Переименована в "ПЗС-1";

1955 год 22 июля
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл;

1955 год 18 августа
Передана в отдел фондового имущества, позже разобрана на металл. В Центральном Военно-Морском музее в г.Санкт-Петербурге экспонируется носовой торпедный аппарат ПЛ.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Пантера" в период Первой Мировой войны. 1917 год (приблизительно).
2. Фотография ПЛ "Пантера" с бортовым №4. 1921 год.
3. Фотография ПЛ "Комиссар" с бортовым №5. После 1924 года.



командиры:
(1-10 по данным источника №19, 11-26 по данным источника №15)


1. Палицын 1-й Г.М. (26.08.1915-18.08.1917), 02.11.1915 - принял корабль
2. Максимович Н.Н. (18.08.1917-23.01.1918)
3. Ждан-Пушкин А.А. (1918) ВРИД(?), по данным источника №15, но был старшим офицером ПЛ "Тигр"
4. ? нет данных (23.01.1918-06.04.1918)
5. Пуаре Ю.В. (06.04.1918-26.09.1918)
6. Якобсон А.Н. (26.09.1918-05.10.1918)
7. Иванов Г.А. (05.10.1918-15.10.1918) ВРИД
8. Агафонов С.С. (26.10.1918-12.11.1918)
9. Петранди Г.М. (15.11.1918-11.1918), в командование не вступал, дезертировал
10. Бахтин А.Н. (27.11.1918-15.05.1921)
11. Кислицкий Б.М. (15.05.1921-21.05.1923)
12. Капустин Н.Н. (21.05.1923-29.05.1927)
13. Шлиттенберг К.Я. (29.05.1927-31.05.1927 ИД, 01.06.1927-17.02.1931)
14. Шергин А.П. (17.02.1931-27.03.1931 ИД, 28.03.1931-29.12.1931)
15. Рейснер Л.М. (29.12.1931-19.11.1932)
16. Кулишов И.Д. (1932) ВРИД(?), по данным источника №17, но ошибочно, т.к. в это время служил на ЧФ
17. Эйхбаум Н.Э. (08.1932-10.1933) ВРИД(?)
18. Подгородецкий Н.С. (19.11.1932-25.01.1933 ИД, 26.01.1933-16.01.1934)
19. Андрушис П.П. (16.01.1934-08.04.1934 ИД, 09.04.1934-26.03.1936)
20. Завьялов Н.Г. (26.03.1936-21.04.1938)
21. Иванов Б.Н. (21.04.1938-28.05.1938) ИД
22. Бойко М.С. (03.07(06?).1938-17.12.1939)
23. Смоляр Н.И. (17.12.1939-28.02.1941)
24. Быховский И.А. (28.02.1941-27.05.1942, по др. данным до 18.02.1942)
25. Лошкарёв Л.А. (27.05.1942-28.08.1942, по др. данным 19.02.1942-01.09.1942)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
9. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
10. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
11. Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
12. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
13. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
14. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
15. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
16. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва-Санкт-Петербург, 2005г.
17. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
18. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
19. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
20. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016