Rambler's Top100 Подводная лодка "Пеликан". Тип "Барс"

"Пеликан",
"Карась" (в состеве флота Украины)

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Пеликан

Подъем корпуса ПЛ "Пеликан" типа "Барс" в Одессе. Август, 1924 год..




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1915 год 2 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1915 год октября
Заложена на эллинге завода "Наваль" в г.Николаев по проекту "Барс" для Черного моря;

1917 год 4 марта
Спущена на воду;

1918 год май
Захвачена в Николаеве австро-германскими войсками в 70% готовности. Однако ПЛ не заинтересовала немецкое командование. В конце мая немцы признали право Украинской Державы на строящиеся в Николаеве корабли. В дальнейшем достройка не производилась;

1918 год
Во время нахождения в составе Украинского Державного Флота носила наименование "Карась";

1919 год 14 марта
Перешла под контроль войск красного Украинского фронта;

1919 год 17 августа
Захвачена в Николаеве частями Белой Армии. Передана в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии;

1920 год январь
В конце января уведена белогвардейцами из Николаева на буксире в Одессу;

1920 года 8 февраля
Части Красной армии заняли Одессу;

1920 год 11 февраля
После установления контроля над Одессой красноармейцами, на рейде продолжали оставаться еще три дня корабли английской эскадры. Английское командование было обеспокоено фактом оставления в Одессе двух почти достроенных ПЛ "Лебедь" и "Пеликан" и приказало их обезвредить. 11 февраля, неожиданно для красных войск, английские корабли открыли по порту сильный огонь, под прикрытием которого миноносцы вошли в гавань и захватили обе ПЛ. Затем под предлогом блокирования порта англичане затопили обе ПЛ в южном проходе на подходах к порту. ПЛ "Пеликан" была затоплена на глубине 16 метров, где представляла серьезную опасность для мореплавания;

1924 год 12 августа
Поднята Черноморской партией ЭПРОН. В 1922 - 1923 годах одесское отделение Госсудоподъема пыталось поднять ПЛ способом осушения отсеков и цистерн сжатым воздухом. Но водолазам не удалось загерметизировать входные люки и другие отверстия. Тогда решили взорвать лодку, чтобы затем вытащить ее по частям кранами. Водолазы ЭПРОНа осмотрели лодку и пришли к выводу, что ПЛ можно поднять с помощью 400-тонных понтонов. После продувки понтонов ПЛ благополучно всплыла (в некоторых источниках указывается дата - 20 октября). После этого ПЛ сдана Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл.




командиры:


нет данных (возможно не назначались)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Фотография из статьи Кураевой Л.К. "Отражающий историю", Подводный флот, №10.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019