Rambler's Top100 "Тигр", ПЛ№3, ПЛ№1, "Коммунар", БН11, Б-1 тип "Барс"

"Тигр" (с 1920 - бортовой №3), ПЛ-1,
"Коммунар" (бортовой №1, затем - №11), "Б-1"

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Тигр

ПЛ "Тигр" типа "Барс". 1916 год (приблизительно)




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заложена на Адмиралтейском заводе. Заказ на строительство ПЛ был получен заводом "Ноблесснер", но т.к. этот завод только строился, строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода "Ноблесснер". Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, а их ниши частично заделаны (глубина ниш около 50 см). На ПЛ были установлены двигатели Дизеля, снятые с Амурских канонерских лодок;

1915 год 17 марта
Включена в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 5 сентября
Спущена на воду;

1916 год 14 апреля
Вступила в строй;

1916 год май
Испытывалось устройство для постановки 8 мин, но боевого применения, ввиду не вполне удовлетворительных результатов, не нашло;

1916 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 12 боевых походов. Выполнила 1(?) торпедную атаку. В 1917 году 2 судна потопила артиллерией и 2 - минами;

1916 год 28 апреля
На ПЛ начала работу комиссия по испытанию системы подводного радиотелеграфирования (конструкции Стогова);

1916 год 28 мая - 1 июня
Совместно с другим ПЛ БФ осуществляла прикрытие результативной набеговой операции Отряда судов ОН (3 крейсера и два дивизиона эсминцев)на германский конвой в Норчепингской бухте;

1916 год 15 - 19 июня
Совместно с другим ПЛ БФ осуществляла прикрытие набеговой операции Отряда судов ОН (2 крейсера и 8 эсминцев). Находилась у южного входа в Кальмарзунд;

1916 год 17 - 20 июня
Находилась в боевом походе. Вела поиск транспортов противника в районе южного входа в Кальмрзунд. 19.6 атаковала трехторпедным залпом пароход. На ПЛ слышали два взрыва;

1916 год 11 - 15 октября
Находилась в боевом походе. Вела поиск транспортов противника в районе северного входа в пролив Кальмарзунд. обнаружла транспорт, но не смогла с ним сблизиться из-за сильных встречных волн и ветра;

1916 год 23 ноября
При выходе из гавани Ревеля была таранена ПЛ "Рысь". В результате были поломаны горизонтальные рули;

1917 год
Базировалась на Ревель;

1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;

1917 год
ПЛ совершала боевые походы на север и юг острова Эланд, где пыталась препятствовать движению германских торговых судов из Швеции в Германию;

1917 год май
Находилась в боевом походе в районе северной оконечности о-ва Готланд;

1917 год август
ПЛ получила задание пойти на разведку в Данцигскую бухту и проследить, сколько и каких судов концентрируются для похода в Рижский залив;

1917 год 20 августа
В составе дивизиона перебазировалась в Гангэ;

1917 год 3 октября
Находилась в боевом походе. Обнаружив ТР "Есть" под обстрелом со стороны германской ПЛ, смогла отогнать противника, но ТР все равно затонул;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 5 - 10 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт;

1918 год 11 апреля
После завершения перехода из Гельсинфорса в Кронштадт (шла за КР "Баян") при швартовке к стенке Кронштадской гавани из-за слишком большой скорости ударилась о причальную стенку и разбила себе носову оконечность ЛК;

1918 год апрель
Вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год июль?
Перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ МСБМ;

1918 год август-сентябрь
К 15 августа находилась в Шлиссельбурге, занималась учебно-боевой подготовкой. Для тренировки экипажей ПЛ переодически выходила в Ладожское озеро, где производила практические погружения. 13.09 вернулась в Петроград;

1918 год - 1919 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.;

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота;

1918 год 2 - 4 декабря
2.12 вышла из Кронштадта в разведывательный поход в западную часть Финского залива (на разведку Ревельского рейда). Вследствие неисправностей механизмов и свежей погоды, смогла дойти только до острова Нарва, На острове Нерва была обнружена батарея из четырех орудий калибром 120 мм. со щитами (по видимому, установленная финнами или немцами летом 1918 года). В районе маяка Нерва резко ухудшилась погода и на ПЛ вышло из строя рулевое управление. ПЛ легла на грунт. 3.12 после исправления повреждений всплыла и попала в жестокий шторм (ветер до 9 баллов). Повторно легла на грунт на глубине 30 м. От ударов о грунт в носовой части появлась течь. 4.12 была вынуждена вернуться в Кронштадт;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 находилась в ремонте с устранением текущих неисправностей;

1918 год 30 декабря - 1919 год 3 января
30.12 вышла из Кронштадта в разведывательный поход в западную часть Финского залива (на разведку Ревельского рейда). В 13.35 31.12, шла под перископом для обследования районов Кокшера и Ревельстейна и пройдя траверз Кокшера, обнаружила 4 больших красных вехи с красными флагами. Предположив, что вехи ограждают минные заграждения, повернула обратно. В 15.10 31.12 - всплыла. На горизонте обнаружила приближавшиеся дымы. В 15.51 31.12 показались мачты, повидимому, миноносцев, шедших курсом на подводную лодку, ПЛ погрузилась на глубину в 23 фута (7 метров) и услышала слабый взрыв. Миноносцы шли с очень большой скоростью. В 15.54 31.12 миноносцы повернули на 90гр. и дали залп, разрывы которого были слышны довольно слабо. ПЛ погрузились до 70 футов (21 метр). В 17.18 31.12 снова был услышан разрыв снаряда. Предполагая себя обнаруженной по пузырям или масляным пятнам, погрузилась до 100 фут (30,5 метров), но в 18.20 31.12 снова услышала разрыв снаряда. В 20.50 31.12 ПЛ всплыла — горизонт был чист. Желая скрыть свои следы, в 23.40 31.12 направилась к бухте Кунда. В 12 часов 1.01 ПЛ остановилась в видимости берегов бухты Кунда, где пробыла до 07.20 2.01, большей частью находилась в тумане. К 12 часам перешла на видимость берегов "Виков", где, погрузившись, предполагала произвести разведку заливов, но ввиду порчи перископа (в перископе оказалась вода), ПЛ пришлось всплыть и, не имея возможности без перископа оставаться на позиции, дать ход и начать возвращение в Кронштадт. У острова Гогланд была обнаружена работавшая па немецком или эстонском языке станция радиотелеграфа. В 04.50 3.01 прошла траверз маяка Соммерс, где уже появился плавающий лед. У маяка Нерва лед стал сплошным и ПЛ погла двигаться с трудом. В 13.05 3.01 подошел ледокол "Трувор", посланный из Кронштадта за тральщиком к Лондонскому маяку. По каналу, пробнтому ледоколом, самостоятельно следовала далее и в 16.30 3.01 ошвартовалась у учебного судна "Воин" в Кронштадтской гавани. В своем донесении командир ПЛ вполне отрицательно отзывался о целесообразности дальнейших походов, которые, по его мнению, были сопряжены с большим риском;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базрованием на Кронштадт;

1919 год август
При погружении приняла внутрь ПК воду через не задраенный минным машинстом клапан системы лодочной вентиляции;

1919 год октябрь
В течении нескольких дней проводила учебные погружения, при этом каждый раз попадала под налеты английских самолетов. Вследствие этого было решено практические погружения подводных лодок производить в Ладожском озере;

1920 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Рысь", "Тур", "Ёрш" и "Ягуар" под флагом НДиПЛ вышла в совместный поход на 6 дней по Финскому заливу;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "3";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Переименована в ПЛ-1. Во многих источниках указывается, что ПЛ получила №6 и носила его, до переименования в ПЛ-1 в апреле 1926 года. Однако это неверно;

1922 год 20 мая
Переформирована в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 31 августа
При возвращении ПЛ из похода на ней был обнаружен контрабандный спирт, закупленный командным составом и военморами на валюту и вывезенный на ПЛ из Лужской губы. Командир отстранен от должности;

1922 год 31 декабря
Получила наименование "Коммунар" (бортовой номер 1);

1922 год - 1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы. Установлены 75-мм орудия;

1923 год 1 мая
Перечислена в состав самостоятельной ремонтрующейся группы ПЛ МСБМ;

1924 год 8 февраля
Перечислена в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год 29 июля
Переформрована в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1925 год 14 апреля
При подходе к стенке в Средней гавани повредила форштевень;

1925 год 3 - 5 мая
Участвовала в совместном походе Балтийского флота совместно с ПЛ "Батрак" и "Комиссар";

1926 год 18 августа
При отходе - подходе к ПБ "Смольный" столкнулась сначала с ПЛ "Товарищ", а затем с ПЛ "Большевик", оба раза без существенных последствий;

1926 год октябрь
Входила в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1927 год 16 - 17 мая
Совместно с ПЛ "Товарищ", "Красноармеец" и "Краснофлотец" совершила выход в море для решения учебных задач;

1927 год 19 - 24 июля
В составе бригады совершила учебный поход;

1927 год 17 октября
На ПЛ спецалисты Остехбюро проводили опыты по использованию гидрофона подслушивания (прообраза ШПС);

1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой №11;

1932 год 28 апреля - 2 мая
Участвовала в параде кораблей на Неве;

1932 год 5 - 11 ноября
Участвовала в параде кораблей на Неве;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-1";

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 10 марта
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Тигр" с бортовым номером 3. 1921 год.
2. Фотография ПЛ "Коммунар" с бортовым номером 1. После 1924 года.



командиры:
(1-7 по данным источника №11, 8-16 по данным источника №7)


1. Соллогуб В.В. (29.05.1915-02.1918), 01.06.1915 - принял корабль, 26.12.1917 - уволен в отпуск по болезни
2. Зубарев Я.К. (19.09.1916-26.09.1916) ВРИД(?), по данным источника №7, но был командиром ПЛ "Змея"
3. Ждан-Пушкин А.А. (1917) ВРИД(?), по данным источника №7, но был минным офицером ПЛ
4. Оленицкий И.М. (1918) ВРИД(?), по данным источника №7, но был боцманом ПЛ "Рысь"
5. Мацеевский Ч.В. (15.12.1917-01.12.1920)
6. Ворошилин Б.М. (01.12.1920-04.09.1922)
7. Шишкин А.Г. (04.09.1922-31.10.1922) ВРИД
8. Хвощинский Я.А. (10.1922-12.1924)
9. Назаров М.К. (01.10.1924-09.03.1930)
10. Жонголович С.М. (29.05.1927-01.11.1928) ВРИД
11. Штейнгаузен П.А. (10.08.1929-29.03.1930) ВРИД, (29.03.1930-04.03.1932)
12. Чернов Д.Г. (1931) ВРИД
13. Ставровский А.И. (26.01.1933-14.11.1934)
14. Селин В.П. (1934-11.06.1935) ВРИД, (11.06.1935-17.04.1936)
15. Чистозвонов В.В. (1935) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3 1999г.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
12. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
13. Егоров И.В., Шведе Е.Е. "Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах", т.2, ч.1, РИО МС РККФ, Ленинград, 1926г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019