Rambler's Top100 Подводная лодка "Тур", ПЛ №3, "Товарищ", БН №12, Б-8. Тип "Барс"

"Тур" (с 1920 - бортовой №10), ПЛ №3,
"Товарищ" (бортовой №3, затем - №12), "Б-8", "У-4"(?)

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Товарищ

ПЛ "Товарищ" (бортовой №3) типа "Барс" после капитального ремонта 1924 года.

В большинстве источников, фотографии ПЛ типа "Барс" с 50 см нишами для ТА и номером "3" на рубке,
идентифицируют как ПЛ "Тур", однако это абсолютно неправильно, т.к. это ПЛ "Тигр" в период 12.1920-09.1921




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заложена на Заводе "Ноблесснер" в Ревеле. Наружные ТА располагались без 50 см ниш по типу ПЛ "Рысь";

1917 год 20 мая
Спущена на воду. Зачислена в состав 5-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря;

1917 год февраль
Экипаж участвовал в Февральской революции;

1917 год 8 августа
Вошла в строй, базировалась на Ревель;

1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 1(?) боевой поход;

1917 год август
Перебазирована на Гангэ;

1917 год октябрь
2.10 вышла из Гангэ в боевой поход на позицию на юге от входа в Моонзунд с целью противодействия немецкому флоту при проведении Моонзундской операции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 4 - 11 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 4 апреля, не имея достаточного количества команды для самостоятельного перехода, начала в тяжелых ледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт на буксире у броненосца "Республика". В первый же день, с наступлением темноты, ПЛ повредила носовую оконечность при ударе форштевнем о корму броненосца. Лодка получила большой дифферент на нос, не слушалась руля, буксирные тросы рвались; после полного израсходования тросов на кормовые кнехты броненосца был заведен якорный канат. Дальнейшая буксировка лодки мешала броненосцу двигаться вперед, т.к. он не имел возможности давать задний ход для разбега и форсирования ледяных полей с ходу. Флагман приказал команде ПЛ "Тур" покинуть лодку и перейти на броненосец. Судовые комитеты броненосца и лодки потребовали выделить для буксировки ПЛ "Тур" ледокольный буксир "Силач", и в дальнейшем лодка шла у него на буксире, помогая работой главных электродвигателей. 11 апреля ПЛ пришла в Кронштадт с помятыми во льдах носовыми балластными цистернами и надстройкой;

1918 год апрель
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 16 апреля
Перешла в Петроград;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ;

1918 год 15 августа - 13 сентября
Находилась в Ладожском озере (? перешла туда после окончания ремонта);

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота. Переведена в Кронштадт;

1918 год - 1920 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1918-1919 гг.;

1918 год 27 - 29 ноября
Совершила первую боевую операцию Советского подводного флота - произвела разведку Ревельского рейда. Вышла 27 ноября в 10 часов из Кронштадта. В 8 часов 28 ноября находилась на створе Екатеринентальских маяков. Здесь ПЛ погрузилась и в подводном положении обошла Ревельекий рейд, и пробыла на нем с рассвета до 11 часов. На рейде никаких судов не было обнаружено, а в гавани, повидимому, не стояло никаких больших судов. Оставаясь в подводном положении, ПЛ повернула на обратный курс, и всплыла у траверза плавучего маяка Ревельстейп. На обратном пути также не было обнаружено никаких военных судов. В Кронштадт ПЛ вернулась 29 ноябри, совершив весь поход весьма успешно, несмотря на трудную обстановку;

1918 год 11 декабря
При попытке выйти в разведывательный поход к Либаве, получила многочисленные повреждения из-за тяжелых ледовых условий. Возвращена в порт для двухнедельного ремонта;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 уже нуждалась в ремонте в условиях завода;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Петроград;

1919 год 27 мая
Вошла в боевой состав ДОТ Балтфлота;

1920 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Тигр", "Рысь", "Ягуар" и "Ёрш" совершила совместный шестидневнй поход по Финскому заливу;

1920 год 12 - 20 октября
Проведены успешные испытания прибора звукоподводной связи Y-Tube (модернизированный вариант американского прибора Фессендена);

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "10";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-3";

1922 год 20 мая
Переформирована в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 31 декабря
Получила наименование "Товарищ" (бортовой номер 3);

1923 год 1 мая
Перечислена в состав самостоятельно ремонтирующейся группы ПЛ МСБМ;

1923(?) - 1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы. Установлены 75-мм орудия;

1924 год 8 февраля
Перечислена в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год 29 июля
Переформрована в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1924 год 5 августа
Проводила испытания по подводному радиоприему. Находясь в 20 км от ПБ "Смольный" вела уверенный прем передаваемых ПБ сигналов на длине волны 600м. ПЛ находилась на глубине 26 футов. Радиопредача из подводного положения оказалась безуспешной;

1926 год 18 августа
При отходе - подходе к ПБ "Смольный" столкнулась с ПЛ "Комиссар" и "Коммунар" без существенных последствий;

1926 год 11 - 13 сентября
Прнимала участие в маневрах флота. За время маневров пройдено 50,8 миль в подводном положении и 144,7 - в надводном. 8 часов находилась на грунте;

1926 год октябрь
Переформрована в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1927 год 16 - 17 мая
Совершила совместный выход в море с ПЛ "Коммунар", "Краснофлотец" и "Красноармеец" для решения учебных задач;

1927 год 19 - 24 июля
Совместно с другими ПЛ МСБМ совершила учебный поход;

1927 год лето
Выполнила 23 торпедные стрельбы;

1929 год 18 июля
При выполнении торпедной стрельбы потеряла торпеду;

1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1930 год 30 июля - 11 августа
Совершила плавание по маршруту Кронштадт-Копенгаген (Дания)-Кронштадт совместно с ПЛ "Красноармеец". 4-7 августа нанесла визит в Копенгаген (Дания);

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 12;

1932 год 5 - 11 ноября
Участвовала в параде кораблей на Неве;

1933 год 21 марта
Вошла в состав учебного дивизиона ПЛ УОПП бригады ПЛ МСБМ. Возможно переименована в У-4;

1933 год 7 сентября
Произошел взрыв форсунок дизеля;

1934 год март
Носила бортовой № 12. Возможно опять перечислена в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1934 год 15 сентября
Переименована в Б-8;

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 25 марта
В составе 1-го дивизиона вошла в состав 2-й Бригады ПЛ КБФ с базированием на Ленинград;

1936 год 8 марта
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию;

1940 год 12 декабря
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации и поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол;

1949 год
На базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах в Ленинграде разделана на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Тур" на стапеле перед спуском на воду. Ревель. 20.05.1917.
2. Фотография ПЛ "Тур" с бортовым номером 10. Петроград. 1921.



командиры:


1. Вейгелин Г.Е. (05.01.1917-13(26).03.1918)
2. Кудрявцев Л.Н. (13(26).03.1918-22.04.1918) ВРИД, (20.05.1918-06.1918) ВРИД
3. Иванов 18-й П.Н. (22.04.1918-20.05.1918)
4. Головачёв Н.Н. (06.1918-13.10.1918)
5. Подерни В.А. (13.10.1918-02.11.1918)
6. Коль Н.А. (02.11.1918-22.10.1919)
7. Шельтинг Ю.В. (25.02.1919-24.03.1919) возможно ВРИД (по данным источника №6), требует уточнения
8. Данильченко Л.Ю. (24.03.1919-25.04.1919) ВРИД
9. Якобсон А.Н. (12.09.1919-21.09.1920), 22.10.1919 - принял корабль (предположительно)
10. Мацеевский А.В. (13.09.1920-21.09.1920 ВРИД, 21.09.1920-24.08.1921), арестован и расстрелян
11. Бахтин А.Н. (26.08.1921-20.05.1922) ВРИД
12. Шишкин А.Г. (29.09.1922) назначен, но в командование не вступал
13. Ждан-Пушкин А.А. (20.05.1922-26.11.1924)
14. Лебедев А.Н. (15.12.1924-07.01.1926)
15. Скриганов М.П. (01.1926-10.1929)
16. Иванов Г.А. (10.1929-24.03.1930) ВРИД
17. Пышнов А.А. (24.03.1930-10.04.1932)
18. Витковский А.В. (12.1931-25.02.1932 ИД, 10.04.1932-26.01.1933)
19. Чернов Д.Г. (10.1932-10.12.1932) ВРИД
20. Исаев А.В. (19.11.1932-26.01.1933 ИД, 26.01.1933-13.11.1933)
21. Максимов П.В. (10.1933-16.01.1934 ИД, 16.01.1934-10.1934)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, 2006г.
11. Егоров И.В., Шведе Е.Е. "Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах", т.2, ч.1, РИО МС РККФ, Ленинград, 1926г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020