Rambler's Top100 Подводная лодка "Вепрь", ПЛ-11. Тип "Барс"

"Вепрь" (с 1920 - бортовой №1), ПЛ №11

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Вепрь

ПЛ "Вепрь" типа "Барс" с ТА в глубоких нишах. 1915 год.
Фотография с сайта СКБ "Рубин"




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 1 августа
Заложена на Балтийском заводе. По другим данным - 15.09.1913;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 17 марта
Включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год июнь
Спущена на воду;

1915 год 2 - 3 сентября
Осуществила переход из Кронштадта в Ревель для завершения программы испытаний. Во многих источниках 03.09.1915 ошибочно указывается как дата вступления в строй;

1915 год 18 сентября
Выполнила выход в море из Ревеля и закончила приемные испытания. Вступила в строй;

1915 год сентябрь - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 11 боевых походов. Выполнила 4 торпедные атаки и уничтожила 2 парохода противника;

1915 год 23 - 27 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Циолкевич А.Е.). 23.9 в 16 часов вышла в море для обследования предполагаемых неприятельских маршрутов в районе между Готска-Сандэ и выходом из Ботнического залива. Уже в пути она получила радио о возвращении ПЛ "Аллигатора", но на пути к Дагерорту, лодка никого не встретила. Утром 24.9, находясь на норд-вест от Дагерорта, обнаружила перископ лодки (это была германская ПЛ "U-9") справа, кабельтовых в шести, немного впереди траверза. Вахтенный начальник на мостике приказал ворочать вправо (на лодку) и одновременно дал авральный звонок ("приготовиться к погружению"). Выбегая по звонку наверх, командир приказал стопорить дизели. С застопоренными машинами в непосредственной близости от неприятельской лодки ПЛ представляла в тот момент прекрасную мишень. Спустившись в рубку, вахтенный начальник доложил командиру, что справа находится подводная лодка. Поднявшись по трапу и посмотрев в колпак рубки, командир увидел в расстоянии около 3 каб. несколько впереди траверза движущийся на пересечку курса перископ. Командир приказал дать полный ход обоим электромоторам, положить руль лево на борт и, закрыв крышку люка, стал следить, через иллюминаторы колпака за противником. В расстоянии около 2 каб. он заметил два всплеска от выпущенных торпед. ПЛ все еще не погрузилась и командир видел в иллюминаторы, как одна из торпед шла к корме, а вторая к носу его ПЛ. Лодка катилась влево. Первая торпеда скоро уклонилась за корму, а вторая прошла очень близко впереди форштевня. После этого командир привел неприятельскую лодку себе за корму и, пройдя около двух часов под водой, в 10 часов всплыл и направился к маяку Коппарстенарнэ. В 18.40 был замечен большой пароход, идущий на зюйд-ост. Сблизиться с ним до темноты не удалось. Ночью лодка, определившись по маякам, прошла между Коппарстенарнэ и Готска-Сандэ на вест. 25.9 лодка, определившись по Ландсорту, направилась на подлежащий обследованию, предполагаемый маршрут неприятельских торговых кораблей. Приближаясь ночью к Ландсорту, она по всему горизонту видела двигающиеся в разных направлениях огни кораблей. Днем же пароходов было обнаружено очень мало. Около 8 часов лодка осмотрела из-под воды пароход под шведским флагом. Всплыв, она направилась к Дагерорту. В 10.45, обнаружив товаро-пассажирский пароход, лодка снова погрузилась. Флаг разглядеть не удалось. Лодка всплыла и продолжала идти на Дагерорт. Видимо, напуганные действиями других русских ПЛ пароходы предпочитали район Ландсорта, где они вынуждены были выходить за пределы шведских территориальных вод, проходить ночью. В 16.18 впереди правого траверза в расстоянии около 4-5 каб. снова был обнаружен перископ лодки (это была опять германская ПЛ "U-9"). Вахтенный начальник скомандовал "лево на борт", и почти в тот же момент неприятельская лодка выпустила две торпеды, прошедшие близко впереди форштевня. На этот раз, не пытаясь погружаться, "Вепрь" привела лодку за корму и полным ходом ушла от нее. Пройдя этим курсом 30 минут, ПЛ снова повернула на Дагерорт, но уже до темноты шла зигзагом. Радио с ПЛ с просьбой зажечь Дагерорт не было принято и командир, не рискуя без определения входить в Финский залив, остался на ночь в море, производя зарядку. Утром 26.9, определившись по Дагерорту, ПЛ направилась к нему и вскоре увидела идущую курсом зюйд в надводном положении подводную лодку. Хотя командир и считал, что это идет одна из английских лодок, он все же он погрузился и пошел под водой с расчетом проходить Финский залив ночью. Предосторожность была не лишней, так как это, видимо, опять-таки была все та же германская ПЛ U-9, так как ни русских, ни английских лодок в этом районе в это время не было. Проходя под водой район, где 24.9 была обнаружена немецкая лодка, было усиленно наблюдение в расчете, что удастся атаковать неприятельскую лодку. Утром 27.9 ПЛ вернулась в Ревель;

1915 год 27 - 28 октября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Циолкевич А.Е.). 27.10 вышла на позицию к Данцигу. Вследствие неисправности перископа и повреждения заместительной цистерны 28.10 была вынуждена вернуться в Ревель;

1915 год 5 - 13 ноября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Циолкевич А.Е.). в ночь с 5.11 на 6.11 вышла из Ревеля на позиции к Виндаве и Либаве. 6.11, вскоре пocле прохода Дагерорта, были обнаружены на небольшом протяжении (5 миль) четыре плавающие немецкие мины, видимо, сорванные штормами с заграждений, поставленных немцами к весту от Люзерорта. Попытку уничтожить мины стрельбой по ним из пулемета пришлось отставить, так как от бъющих о лодку волн лента пулемета быстро намокала и он отказывал в работе. Около полуночи определилась по маяку Форэ и взяла курс на Виндаву. Сильно засвежевший ветер вскоре заставил лодку вернуться для укрытия от волны за Готландом. Маневрируя в течение дня за островом, лодка прошла через германское минное заграждение Н-1. В 23.43 при свете луны в расстоянии порядка 20 каб. обнаружила впереди по курсу, идущий контркурсом с большой скоростью неприятельский корабль, который командир определил как крейсер. Погружаясь, лодка отвернула на 90° влево. Корабль заметил лодку во время ее погружения и открыл по ней огонь. Уходя под воду, лодка в перископ ничего рассмотреть не смогла и поэтому ушла на глубину. В это время восточнее лодки происходил бой русских миноносцев с немецким сторожевым кораблем. По немецким данным, курсы крейсеров располагаются далеко от места встречи с неприятельским кораблем. Это заставляет предположить, что ПЛ "Вепрь" встретился не с крейсером, а с одним из миноносцев, несших дозор и спешившим к месту боя. После прохода неприятельского корабля ПЛ, оставаясь под водой, взяла курс на Либаву. Всплыла только в 06.10. Вскоре опять была замечена плавающая мина такого же образца, как т те, что были встречены раньше в районе Дагерорта. В 10.38 при очень плохой видимости справа по курсу в расстоянии 15-20 каб. были замечены два дыма. При дальнейшем сближении показались два парохода с высокими мачтами и трубами, шедшие строем фронта в норд-вестовом направлении. Предполагая, что это идут тральщики, командир решил сначала выждать, чтобы посмотреть, не обнаружатся ли за ними большие корабли (в действительности это были, видимо, немецкие сторожевые корабли). Никого больше не обнаружив погрузилась и легла на курс, перпендикулярный курсу кораблей для сближения с ними. Уже при движении под водой, командир лодки установил, что находится на их курсе как раз между ними. Так как расстояние до кораблей было уже небольшое, командир, опасаясь попасть в трал, решил их не атаковывать и, уйдя на большую глубину, разошелся с ними. Всплыв через два часа на поверхность, командир подождал в этом районе возвращения тральщиков, но, так как они не появлялись, снова направился к Либаве в точку предполагаемого местонахождения буя. Не дойдя до места буя трех миль, командир, не желая оставаться у Либавы в лунную ночь и имея необходимость в зарядке батареи, решил направиться на другую позицию (позиция №2), чтобы зарядившись вновь вернуться к Либаве к рассвету. В 22.05 при подходе к позиции №2 при полной луне прямо по курсу в расстоянии 15-20 каб. был обнаружен крейсер, идущий трямо на лодку. Не умея производить ночных атак, командир, несмотря на благоприятные для атаки условия, погрузился и ушел на большую глубину. Пройдя час под водой, лодка всплыла. К этому времени задул довольно свежий ветер. Поэтому командир решил к Либаве не ходить, а идти отстаиваться к Форэ с тем, чтобы с улучшением погоды снова идти к Виндаве и Либаве. Направляясь к Форэ, лодка снова пересекла (или очень близко прошла) немецкое заграждение Н-1. К утру 9.11 подошла к Форэ, но так как он представлял плохое укрытие от волны, она направилась к Эстергарну, решив зайти в залив к северу от маяка. В 11.40 слева по носу был обнаружен немецкий сторожевой корабль. Сблизиться с ним для атаки не удалось. До наступления темноты лодка задержалась в этом районе на ходу. С темнотой лодка встала на якорь в 8-ми милях от Эстергарна в надводром положении, заряжая батарею и укрываясь от свежего норд- веста. С рассветом 10.11 снялась с якоря и направилась на позицию. Вскоре слева по курсу был обнаружен пароход. Сближаясь с ним под водой, лодка неожиданно для себя обнаружила, что он конвоируется шведским миноносцем. Последний видимо заметил перископ лодки и маневрировал, мешая ей сблизится с пароходом. Командир лодки прекратил дальнейшее сближение и уйдя на глубину, отошел в сторону. Когда лодка всплыла, погода была попрежнему свежая. Для ночевки лодка снова стала на якорь вблизи старого места стоянки. Со стороны Слитхамна в сторону лодки был направлен прожектор. Считая, что лодка обнаружена и потеряв надежду на скорое улучшение погоды, командир решил возвращаться в базу. От Эстергарна до Дагерорта при свежей погоде и снежном заряде лодка шла 31 час. Под конец началось сильное обмерзание люка и вентиляции. Через некоторое время обмерзание достигло таких размеров, что погружение лодки стало совершенно невозможным. Днем 13.11я лодка вернулась в Ревель. При осмотре торпед после возвращения лодки в базу оказалось, что часть из них, в том числе и в трубчатых аппаратах, имели заполненные водой кормовые отделения - стрелять такими торпедами было бы совершенно бесполезно;

1915 год ноябрь - декабрь
На ПЛ устанавливалось и испытывалось устройство для постановки 8 мин, крепившихся особыми найтовами к палубе. На верхней палубе в кормовой части надстройки от кормового люка до среза кормы были проложены рельсы наподобие миноносных, по которым мины можно было скатывать и сбрасывать в воду. Для постановки мин лодка должна была находиться в надводном положении. В тихую погоду была возможна постановка при позиционном положении лодки. Для снятия найтовов и предохранительных чек и для сбрасывания мин на палубу должны были посылаться люди. Испытание этого устройства на рейде показало, что мины, расположенные наверху на корме лодки, вызывали при надводном ее положении диферент и значительно увеличивали ее заметность. Обращение с минами при постановке оказалось чрезвычайно затруднительным, а в свежую погоду и вообще невозможным. От использования этого устройства отказались и вскоре оно было снято;

1915 год декабрь - 1916 год апрель
Во время зимнего периода базировалась на Ревель;

1916 год 28 мая - 1 июня
Совместно с другим ПЛ БФ осуществляла прикрытие результативной набеговой операции Отряда судов ОН (3 крейсера и два дивизиона эсминцев) на германский конвой в Норчепингской бухте. 29.5 безуспешно атаковала торпедой один из двух обнаруженных пароходов. Вечером 29.5 безуспешно атаковала двухторпедным залпом конвой;

1916 год 2 - 5 июля
Находилась в походе в районе маяка Бюреклубб (Ботнический залив). 3.7 потопила торпедами германский пароход "Siria" (Сирия, 3600т) в Ботническом заливе. Около 5 утра залпом из трех торпед с расстояния около 4-х кабельтовых ПЛ произвела атаку. Уклоняясь от атаки миноносца сопровождения при погружении, ударилась о подводную скалу на глубине 18-20 м. До утра 4.7 с одним подвсплытием находилась на грунте, ожидая ухода миноносца. Экипаж получил отравления углекислотой. Вечером прибыла в Николайштадт. После возвращения в базу была поставлена в док. Обнаружены разрушения носовой балластной цистерны (срезан подкильный брус);

1915 год - 1916 год зима
ВО время зимовки предположительно базировалась на Ревель. Проведены работы по переносу наружных ТА Джевецкого на палубу надстройки и закрытию бортовых ниш (возможно эти работы были проведены годом ранее) по типу ПЛ "Волк". В дальнейшем перешла для базирования в Ганге;

1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;

1917 год 6 - 13 мая
Вышла на позицию в Норчепингский залив. Вернулась в Ганге;

1917 год 26 июля
Находилась в походе в северной части Ботнического залива в районе Лулео. 26.7 потопила германский пароход "Friedrich Karou" (Фридрих Каров, 870т), шедший в охранении;

1917 год 25 октябрь
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 7 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса в Кронштадт совместно с другими кораблями флота;

1918 год апрель
Вошла в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 16 апреля
Перешла в Петроград;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год лето
Отремонтирована с участием СС "Волхов";

1918 год 16 июня
Перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота;

1918 год 3 - 6 июля
Пыталась выполнить поход к северному берегу Ладожского озера. Из-за поломки дизелей вернулась в Шлиссельбург;

1918 год август - сентябрь
Находилась в Шлиссельбурге, занималась учебно-боевой подготовкой. Для тренировки экипажей ПЛ периодически выходила в Ладожское озеро, где производила практические погружения. В конце августа - начале сентября во время одного из таких выходов на ПЛ произошло несколько серьезных аварий механизмов, которые привели к утрате кораблем боеспособности. 13.9 ПЛ пришлось отправить в Петроград;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав резервного дивизиона ПЛ БМ с нахождением в резерве;

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота, хотя и находилась в ремонте;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 находилась в состоянии ремонта;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Петроград;

1919 год 27 мая
Вошла в боевой состав ДОТ Балтфлота;

1919 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда;

1919 год 28 - 30 июля
28.7 ночью вышла на позицию в Копорский залив. 30.7 В 10.15 обнаружила 2 эсминца и тральшик противника и начала выход в атаку. Корабли противника, к которым присоединились еще два эсминца, обнаружили ПЛ, обстреляли ее и пытались таранить. От близких разрывов снарядов ПЛ получила повреждения и погрузилась. Дальнейшее прибывание на позиции стало невозможным, и вечером ПЛ вернулась в Кронштадт;

1919 год август
Требовала постановки в ремонт на Балтийский завод;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав резервного дивизиона (3-й дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "1";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ. Требовала серьезного ремонта из-за повреждений, на ПЛ отсутствовала часть механизмов;

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-11";

1921 год - 1922 год зима
Находилась в доке в Кронштадте;

1922 год 20 мая
Переформирована в состав III-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 13 июня
Выведена из боевого состава и передана Школе подплава МСБМ для использования в учебных целях;

1925 год октябрь - ноябрь
Передана в порт;

1926 год 17 мая
Разоружена (есть данные о разоружении в 1922г.), исключена из состава МСБМ;

1926 год 16 июня (1925 год 21 ноября ?)
Сдана "Комгосфондов" для демонтажа и реализации.




командиры:
(по данным источника №12)


1. Циолкевич А.Е. (12.01.1915-03.02.1916)
2. Кондрашев В.Н. (03.02.1916-29.09.1916)
3. Меркушов В.А. (07.1916) ВРИД, по данным источника №8, но в это время он был старши офицером ЭМ "Гавриил"
4. Леман 2-й Н.М. (05.10.1916-26.12.1917)
5. Бугаев Г.Л. (01.1918-05.03.1918) ВРИД, (05.03.1918-25.11.1918)
6. Бахтин А.Н. (25.11.1918-01.12.1918) в должность не вступал
7. Зарубин Н.А. (01.12.1918-01.09.1919)
8. Жимаринский Н.А. (01.09.1919-13.09.1919) ВРИД (?), (13.09.1919-01.04.1920)
9. Хвощинский Я.А. (01.04.1920-06.1922) 17.04.1920 - принял корабль
10. Якобсон А.Н. (14.06.1922-24.10.22) заведующий



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
13. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018