Rambler's Top100 "Волк", ПЛ-2, "Батрак", №21, "У-1", "Б-5" Тип "Барс"

"Волк" (с 1920 - бортовой №2), ПЛ №2,
"Батрак" (бортовой №2, затем - №21), "У-1", Б-5"

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Волк

ПЛ типа "Барс", слева направо - "Волк", "Барс" и "Гепард" в Ганге. 1916 год - 1917 год, зима.
Фотография из книги "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 2 сентября
Заложена на Балтийском заводе. По другим данным - 15.09.1913;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 25 октября
Спущена на воду. Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были полностью подняты на палубу надстройки а торпедные ниши заделаны;

1916 год 15 апреля
Вступила в строй. Включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1916 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 9 боевых походов. Торпедами уничтожила 4 парохода противника;

1916 год 3 - 8 мая
Находилась в боевом походе с задачей проведеня разведки района Норчепингской бухты и далее, на юг, до входа в Кальмарзунд. Погода стояла хорошая, на половине пути до позиции на глубине 20 м офицеры устроили чаепитие под граммофон, а потом команда заночевала. В 4 утра 4.5 лодка всплыла на поверхность и двинулась к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, срочно погрузились, но это оказался небольшой пароходик с громадным шведским флагом. Ничем не выдав своего присутствия, ПЛ продолжала находиться на позиции. Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт. Большой пароход без флага и каких-либо надписей сильно торопился. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры выскочили на палубу и еще по колено в воде дали два выстрела впереди цели. Транспорт остановился и нехотя поднял германский флаг. Команда "Gera" (Гера, 4300т), как назывался пароход, вела себя с чисто немецкой дисциплинированностью. На сигнал "Возможно быстрее покинуть судно", немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 минуты 23 человека скатились в шлюпки и отошли от борта. Вахтенный офицер лейтенант В.А. Подерни приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять андреевский флаг, чтобы показать, что русский флот вышел в море. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на лодку, казался совершенно спокойным, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой "Gera", встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки. Неожиданно сигнальщики обнаружили перископ подводной лодки, и лодка немедленно ушла под воду. Перезарядив торпедный аппарат и выждав пару часов, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один пароход без каких-либо опознавательных знаков. Хотя опасность атаки немецкой лодки оставалась, И.К. Мессер решился всплыть. Пароход "Кolga" (Кольга, 2500т) считался военным транспортом, видимо этим объясняется его поведение. После нескольких выстрелов он остановился, но после прекращения огня сразу дал полный ход. "Волк" в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, "Kolga" остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда "упрямец" затонет. Развив полный ход, лодка поспешила на перехват нового транспорта, и ее ожидание оправдалось, он снова оказался немецким. Капитан "Bianka" (Бианка, 1800т) послушно выполнил все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В момент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрывшись в волнах. Это был как бы салют блестящему успеху русской подводной лодки, которая за день потопила больше пароходов, чем все балтийские лодки за два предыдущих года. Второй немецкий капитан с палубы "Волка" грустно слушал сигнал своего парохода. К месту атаки подошли два шведских парохода и издали наблюдали за происходящим. Только после ухода ПЛ "Волк" они решились спасать людей из шлюпок. 5.5 все встреченные пароходы оказались шведскими. Немцы задержали выход своих судов, таким образом ПЛ "Волк" успешно решила задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью лодка заряжала аккумуляторные батареи, на море постепенно поднималась волна все более сильная. Одна из них накрыла лодку, и много воды попало через открытый люк внутрь. Вдали показались огни парохода, и командир лодки пошел на сближение. Неожиданно сигнальщик заметил на корме красный огонь, который быстро приближался. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку. Лодка срочно начала погружаться, и тут сказалось происшествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал сильную вспышку и механик получил серьезные ожоги. Однако за счет хорошего знания техники подводники смогли заменить пострадавшего и быстро увести корабль под воду. Только после этого прибежавший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в 1-2 м от борта. Какие-то мгновения спасли лодку от попадания торпеды и удара форштевнем миноносца. В это же день крейсерство пришлось прекратить. На ПЛ случилось несчастье - при подготовке правого главного электродвигателя для работы на гребной винт был случайно убит моторист. ПЛ прервала боевой поход и 8.5 вернулась в Ревель;

1916 год 28 мая - 1 июня
Совместно с другим ПЛ БФ осуществляла прикрытие результативной набеговой операции Отряда судов ОН (3 крейсера и два дивизиона эсминцев)на германский конвой в Норчепингской бухте. 28.5 следовала на позицию. День стоял ясный, в пустынном море летало очень много чаек. Моряки тщательно осматривали горизонт, внимание одного из них привлекла чайка, которая почему-то не махала крыльями. Он удивился и присмотревшись понял, что на лодку летит самолет. Это удивление спасло корабль. ПЛ срочно ушела в воду, и все семь сброшенных бомб взорвались точно над лодкой. Их осколки потом обнаружили на палубе;

1916 год 9 июня
Находилась в боевом походе. У побережья Швеции (район Северного Кваркена) обнаружила шведский пароход и стала всплывать для досмотра. Параход пытался таранить лодку, и она была вынуждена срочно погрузиться. Таранного удара по корпусу удалось избежать, но оба перескопа были смяты;

1916 год 25 июня
Находилась в боевом походе. Потопила транспорт "Dorita" (Дорита, 6000 т) с грузом железной руды. Командование попробовало провести совместный рейд двух эсминцев и подлодки. Заняв позицию в Ботническом заливе, 25 июня лодка пропустила большой шведский парусник и всплыла перед носом парохода, который бойко двигался по "безопасному" пути. "Dorita" резко свернула и начала удирать к берегу в шведские воды. Артиллеристам пришлось стрелять уже не перед носом парохода, а прямо в корму. Только получив несколько прямых попаданий в корпус, немецкий капитан остановил судно. Чтобы не терять времени, пароход потопили торпедой (двумя?), как только экипаж сошел в шлюпки. Взятый на борт капитан "Dorita" долго доказывал, что лодка атаковала его пароход в шведских водах и лишь после того как ему показали подробную карту, согласился, что до берега пять миль, а суверенитет Швеции в море простирается на 3 мили. На обратном пути лодке на редкость повезло. Уже вблизи своих берегов, следуя точно по фарватеру, вахтенный офицер неожиданно почувствовал сильный удар в корпус лодки. Оглянувшись, он увидел, что в волнах качается немецкая гальваноударная мина и два ее "рога" согнуты. Удача не отвернулась от одной из лучших русских лодок, мина попалась неисправная;

1916 год - 1917 год зима
Базировалась на Ганге. К зиме на ПЛ для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов, на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей;

1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;

1917 год 6 - 10 мая
Вышла на позицию в Норчепингский залив. Вернулась в Гангэ из-за поломки двигателя;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 7 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт совместно с другими кораблями флота;

1918 год апрель
Вошла в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 16 апреля
Перешла в Петроград;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав резервного дивизиона ПЛ БМ с нахождением в резерве;

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 находилась в состоянии ремонта;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Петроград;

1919 год 27 мая
Вошла в боевой состав ДОТ Балтфлота;

1919 год август
Отремонтирована с участием СС "Волхов";

1919 год - 1920 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Пегрограда в 1919 г.;

1919 год 10 (19?) июля
Встретила в Копорском заливе три английских эсминца, но, имея исправным только один мотор, не смогла приблизиться на дистанцию залпа;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Кронштадт;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "2";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год сентябрь
Вошла в состав практической эскадры МСБМ;

1921 год 28 сентября
В составе отряда перешла в Лужскую губу;

1921 год 28 сентября - 7 октября
Участвовала в маневрах МСБМ (первых после гражданской войны);

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-2";

1921 год - 1922(?) год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы. Вместо 57-мм орудий установлены 75-мм орудия;

1922 год 20 мая
Переформирована в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1923 год 25 марта
Получила наименование "Батрак" (бортовой №2);

1923 год 1 мая
Вошла в состав действующей группы ПЛ МСБМ;

1924 год 8 февраля
Входила в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год 29 июля
Переформрована в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1925 год 3 - 5 мая
Участвовала в совместном походе Балтийского флота совместно с ПЛ "Комиссар" и "Коммунар";

1926 год октябрь
Переформрована в состав 2-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1926 год 24 ноября
Во время ремонтных работ произошло затопление трюма из-за разобранного клапана;

1930 год январь
Вошла в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 21;

1932 год 28 апреля - 2 мая
Участвовала в параде кораблей на Неве;

1932 год 10 декабря
Переименована в "У-1". Передана в состав УОПП;

1932 год 28 декабря
Вошла в состав учебного дивизиона ПЛ УОПП бригады ПЛ МСБМ;

1933 год 16 июня
При отходе от пирса при неправильном маневрировании с ПЛ У-3 получила незначительные повреждения;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-5";

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 11 марта
Разоружена и исключена из состава РККФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации;

1935 год 11 октября
Сдана в ОФИ для разборки на металлолом.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Волк" у борта плавбазы "Тосно". Ревель. 1916 год.



командиры:
(1-13 по данным источника №12, 14-18 по данным источника №8)


1. Нордштейн Н.К. (27.07.1915-30.10.1915)
2. Мессер 1-й И.В. (30.10.1915-01.12.1917)
3. Бахтин А.Н. (01.12.1917-05.03.1918), 04.12.1917 - принял корабль
4. Хмызников П.К. (05.03.1918-26.06.1918)
5. Китаев Н.М. (26.06.1918-30.12.1918)
6. Горняковский Н.А. (30.12.1918-26.08.1921)
7. Ворошилин Б.М. (15.03.1919-30.03.1919) ВРИД(?), по данным источника №8, но был помощником командира
8. Мельников М.М. (18.02.1920-20.03.1920) ВРИД, (26.10.1920-12.1920) ВРИД
9. Горяинов В.Ю. (08.12.1920-16.03.1921) ВРИД(?), по данным источника №8, но был главным подводником Морского штаба Республики
10. Берг А.И. (26.08.1921-26.10.1921)
11. Тимичеев С.А. (10.1921-24.11.1921) ВРИД
12. Пуаре Ю.В. (19.11.1921-15.03.1923), 24.11.1921 - принял корабль
13. Перекрестов В.Л. (15.03.1923-05.05.1923) ВРИД
14. Кислицкий Б.М. (11.05.1923-13.04.1924)
15. Секунов Б.А. (01.04.1924-07.1929)
16. Вавилов Д.М. (05.1929-12.1931)
17. ? нет данных (12.1931-05.1932)
18. Лашманов М.В. (05.05.1932-14.02.1935) помощник командира



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун! №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
13. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных ПЛ", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016