Rambler's Top100 Подводная лодка АГ-15. Тип "АГ"

АГ-15

Тип «АГ» (Holland-602F)




фотография:


Подводные лодки типа АГ в Ревеле




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):


1915 год
Построена в для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада);

1915 год 18 августа
Приобретена Судостроительным Акционерным обществом "Ноблесснер" по заказу Морведа России;

1915 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский Судостроительный и Мкханический завод в Петрограде для достройки;

1916 год 2 апреля
Перезаложена на Балтийском Судостроительном и Мкханическом заводе. Возможно заложена 15.05.1916;

1916 год 4 июня
Зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 10 июня
Перечислена в состав 4-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год сентябрь
Спущена на воду;

1916 год 14 октября - 14 ноября
Сдаточные испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой, по ходатайству флота на еще не принятой в состав флота лодке 30 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг;

1916 год 11 ноября (?)
Вступила в строй;

1916 год 17 (15?) ноября
Начала кампанию;

1916 год - 1917 год
В зимний период на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний;

1917 год 30 - 31 мая
Успешно совершила практический выход;

1917 год июнь
Перебазирована на остров Люм;

1917 год 8 июня
08.06 лодка отошла от борта плавбазы "Оланд" и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель "Ильмень". Придя в район, командир ПЛ лейтенант М.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как ПЛ начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них - командир, боцман и рулевой - были подобраны с минного заградителя, а четвертый - штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном "Волхов", вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии спасательное судно "Волхов" находилось в Ревеле. По тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой совершенно нелепой аварии. Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив в известность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохо просматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду на погружение;

1917 год 10 - 22 июня
Спасательное судно "Волхов" прибыло к месту аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодку сильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ. Сдвинуть лодку удалось к 19 часов 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16 июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна "Волхов" по прямому назначению. 22 июня спасательное судно "Волхов" привело лодку в Ревель;

1917 год июнь - июль
Силами мастерских судна "Волхов" в течение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год октябрь
В составе дивизиона перебазирована в Рогекюль;

1917 год - 1918 год
С декабря 1917 года боевые выходы русских ПЛ были прекращены. В зимний период базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками 4-го Дивизиона и плавбазой "Оланд";

1918 год 3 апреля
Германские корабли, преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку. Команда ПЛ выехала поездом в Гельсингфорс;

1924 год
Поднята финскими спасателями, демонтирована и разделана на металл.




командиры:


1. Карабурджи Д.С. (26.06.1916-20.01.1917)
2. Максимович М.М. (20.01.1917-15.08.1917)
3. ? нет данных (15.08.1917-09.10.1917)
4. Мацеевский Ч.В. (1917-1918) ВРИД(?), по данным источника №6, но в это время был старшим офицером и командиром ПЛ "Тигр"
5. Матыевич-Мациевич К.Л. (31.08.1917-03.04.1918), 09.10.1917 - принял корабль



дополнительная информация:


1. Список погибших 08.06.1916.



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Бережной С.С. "Подводные лодки 1903-1917гг", ч.1, АТФ. Харьков, 1996г.
9. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016