АГ-22
Тип «АГ» (Holland-602GF)
фотография:
Подводные лодки в Бизерте, 1922 год.
ПЛ "Утка" типа "Барс", ПЛ "Тюлень" типа "Морж" и ПЛ "АГ-22" типа "АГ"
историческая справка:
1916 год командиры:
1. Иваненко А.А. (01.1919-03.1919) список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016
Построена в для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада);
1916 год 14 сентября
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России. По другим данным - 19.09.1916;
1917 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки;
1917 год 30 марта
Перезаложена в Николаеве;
1917 год 21 августа
Зачислена в списки кораблей ЧФ;
1918 год весна
Захвачена в Николаеве немецкими войсками. Однако недостроенная ПЛ не заинтересовала немецкое командование. После ухода немцев власть перешла к Украинской Народной Республике;
1918 год
Спущена на воду;
1919 год 14 марта
Перешла под контроль войск красного Украинского фронта;
1919 год июнь
Находилась в состоянии 85% готовности;
1919 год июнь - июль
Сдаточные испытания;
1919 год 16 июля
Прошла испытания и была готова к боевым действиям;
1919 год июль
В результате саботажа выведена из строя;
1919 год август
Без боя перешла под контроль Добровольческой белой армии;
1919 год 5 августа
Восстановлена. Вступила в строй;
1919 год 1 сентября
Переведена ледоколом "Гайдамак" в Севастополь;
1919 год 10 сентября
Зачислена во 2-й ранг судов морских сил Юга России Добровольческой белой армии. Вошла в состав 2-го дивизиона ПЛ;
1919 год 22 сентября
Совершила первый поход совместно с ПЛ "Утка" до Ялты и обратно;
1919 год 3 - 14 октября
Выполнила практическое плавание по маршруту Севастополь-Ялта-Феодосия-Новороссийск-Анапа-Феодосия-Ялта-Севастополь. На переходе Анапа-Феодосия смогла развить надводную скорость хода 9,5-10 узлов;
1919 год ноябрь
На ПЛ установили 57-мм орудие;
1920 год апрель - май
Осуществляла походы из Севастополя в Феодосию и Алушту;
1920 год ноябрь
До 9.11 находилась в Ялте в сторожевом охранении;
1920 год 14 ноября
Пополнила запасы до полных из арсенала. Зарядила батареи. Перешла в Северную бухту Севастополя и встала на якорь;
1920 год 17 ноября
Утром, при эвакуации белогвардейских частей из Севастополя, начала переход в Константинополь (Турция) в составе первого дивизиона;
1920 год 18 ноября
Прибыла к Босфору. На ПЛ был поднят французкий флаг (по договоренности Врангеля с французким правительством). Перешла на французкую военно-морскую базу в
Черкент. По требованию представителей ВМС Франции, им были переданы замки от орудий, взрыватели торпед, линзы от перископов и часть электрооборудования;
1920 год 21 ноября
Вместе с другими ПЛ переведена в бухту Золотой рог и поставлена к плавбазе "Заря", где были размещены экипаж и члены семей;
1920 год 7 декабря
Переведена своим ходом на рейд Мода;
1920 год 10 декабря
Начала переход своим ходом в Бизерту (Тунис) в составе первого отряда кораблей;
1920 год 26 декабря
Прибыла на внешний рейд Бизерты;
1920 год 29 декабря
Интернирована французскими властями в Бизерте. На ПЛ оставлен русский экипаж. Корабль включен в состав русской эскадры с последующим базированием на Бизерту;
1921 год
В числе других кораблей была отремонтирована с привлечением плавмастерской "Кронштадт";
1921 год 25 апреля
При осмотре цистерн на ПЛ получил отравление газами и скончался л-т Иванов А.П.;
1924 год 29 октября
На всех кораблях эскадры в последний раз был спущен Андреевский флаг. Признана правительством Франции собственностью СССР;
1924 год декабрь
Переведена в порт и военную гавань Сиди-Абдалла для осмотра специальной комиссией, прибывшей из СССР. Планировалась к возвращению, но из-за сложной международной обстановки возвращена не была;
1933 год 10 октября
Продана "Рудметаллторгом" французской частной фирме "Клиагин" на слом и впоследствии разделана на металл в Бизерте.
2. Матыевич-Мациевич К.Л. (30.09.1919-01.1921)
3. Звегинский (Доппельмайер) В.Е. (01.1921-04.1921; 06.1921-12.1921)
4. Монастырев Н.А. (04.1921-06.1921)
5. Корякин В.И. (29.12.1921-06.1923)
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
10. Костриченко В.В., Царьков А.Ю. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море", Морская Кампания, №4, 2009г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.