Rambler's Top100 Подводная лодка "АГ-23", "АГ-23 им. тов. Троцкого", ПЛ-16, "Незаможный", "Шахтер", "А-1". Тип "АГ"

"АГ-23", ПЛ-16, "Незаможный",
"Шахтер" (бортовой номер 16, 2, 12, затем - 21), "А-1"

тип "АГ" (Holland-602GF)




фотография:


Подводная лодка Шахтер

ПЛ "Шахтер" (бортовой №12) типа "АГ". 1928 год.




историческая справка:


1916 год
Заложена на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада) для ВМС Великобритании;

1916 год 14 сентября (по с.с.)
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России. По другим данным - 19.09.1916;

1916 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки;

1917 год 29 апреля (по с.с.)
Перезаложена в Николаеве на стапелях отделения Балтийского завода;

1917 год 21 августа (по с.с.)
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1918 год весна
Захвачена в Николаеве немецкими войсками. Однако недостроенная ПЛ не заинтересовала немецкое командование. После ухода немцев власть перешла к Украинской Народной Республике;

1919 год 14 марта
Перешла под контроль войск красного Украинского фронта;

1919 год июнь
Находилась в состоянии 70% готовности;

1919 год август
Перешла под контроль Добровольческой белой армии;

1919 год 10 сентября
Зачислена во 2-й ранг судов морских сил Юга России Добровольческой белой армии (в достройке). Вошла в состав 2-го дивизиона ПЛ;

1919 год 9 декабря
Находилась на стапеле завода "Руссуд" в Николаеве;

1920 год 30 января
Перешла под контроль войск красного Украинского фронта;

1920 год 1 июня
Спущена на воду в торжественной обстановке. На церемонии спуска присутствовали коморси Юго-Западного фронта Н.Ф. Измайлов и нарком просвещения А.В. Луначарский;

1920 год 1 июля
В большинстве источников указывается о переименовании в "АГ-23 имени товарища Троцкого". Однако по данным РГА ВМФ (ф.р-453, оп.3, д.8, л.2) это наименование относится к ПЛ АГ-25. Именные наименования в то время давали только при закладке ПЛ;

1920 год 7 августа
Начала программу испытаний по сокращенной программе;

1920 год 13 сентября
Приступила к ходовым испытаниям в Днепро-Бугском лимане. Приняла участие в Гражданской войне;

1920 год 18 сентября
Вступила в строй;

1920 год 22 сентября
На первой советской подводной лодке в составе Морских сил Черного и Азовского морей поднят военно-морской флаг;

1920 год 27 - 29 сентября
Провела пробные погружения на Днепро-Бугском лимане;

1920 год октябрь
Совершила пять боевых походов в район Одессы. Выход из Буга и Днепра был блокирован флотом Врангеля. 4.10-5.10 ПЛ сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева в Одессу. Передана действующему отряду кораблей Северо-Западного Укрепленного района. В Одессе в конце октября ПЛ посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени или после приезда М.И. Калинина 12 торпед с Балтики, ПЛ стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное в оздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б. Красин ответил, что "Российская республика имеет право, подобно прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все средства, какие знает техника военного и морского дела";

1920 год 21 октября
Вошла в состав Отдельного дивизиона ПЛ Морских Сил Черного и Азовского морей (с 01.12.1923 - ОДнПЛ МСЧМ)

1920 год 13 - 18 ноября
С начала эвакуации войск белого движения из Крыма выходила на перехват врангелевских судов в район Севастополя. После безрезультатного похода вернулась в Одессу. Позднее перешла в освобожденный Севастополь;

1921 год февраль
Совершила боевой поход к берегам Крыма и Кавказа против вооруженных сил меньшевистской Грузии. 27.02 атаковала французский миноносец у берегов Кавказа;

1921 год 2 - 27 августа
Совместно с АГ-24 участвовала в первом длительном морском походе Практической эскадры МСЧМ вдоль берегов Крыма и северо-западного побережья Черного моря (пройдено 610 миль);

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-16";

1921 год ноябрь
Совместно с ПЛ-17 сопровождала плавбазу подводных лодок "Георгий", на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция);

1922 год 31 декабря
Переименована в "Незаможный" (бортовой номер 16);

1922 год июль - 1923 год февраль
Совершила 5 дипломатических походов (перевозка сотрудников НКИД и дипломатической почты) в Инеболу (до 16.10.1922) и Самсун (с 28.10.1922);

1923 год 25 июля (12 июня ?)
Переименована в "Шахтер";

1923 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 2;

1923 год 14 сентября - 9 октября
В составе ОДнПЛ участвовала в походе отряда кораблей МСЧМ с посещением портов Феодосия, Новороссийск, Туапсе, Сухуми и Батуми;

1923 год 23 - 27 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1924 год 6 - 11 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1924 год 18 сентября - 8 октября
В составе ОДнПЛ совершила поход по маршруту Севастополь-Ялта-Новороссийск-Сухум-Батум-Поти-Туапсе-Феодосия-Севастополь;

1925 год 3 июня
Совместные учения ОДнПЛ с КР "Коминтерн" и ЭМ "Незаможник" у Кавказского побережья;

1925 год 23 - 29 августа
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1925 год 11 сентября - 1 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ с посещением Новороссийска, Сухуми, Батуми и Феодосии;

1926 год 9 - 15 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1927 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 12;

1927 год 14 - 22 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1928 год - 1929 год
Прошла капитальный ремонт;

1930 год 25 и 30 января
Участвовала в тактическом учении "наведении подводных лодок самолетами для атаки крейсера";

1930 год 3 апреля
В 2 ч. 19 мин. ПЛ, возвращаясь из похода, по вине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом "Эльбрус". В результате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода "Эльбрус", а затем эсминца "Незаможный" и буксира "Язон" лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. При буксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец, в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивку эсминца в районе 17-18 шпангоутов.;

1930 год апрель
В течении трех недель прошла аварийный ремонт на Севастопольском заводе;

1930 год 4 - 8 октября
Нанесла визит в Стамбул (Турция) совместно с ПЛ "Коммунист". По другим данным - в мае 1930 года;

1931 год 3 февраля
Переформированы в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);

1931 год 17 ноября - 8 декабря
Учебный поход 2-го ДнПЛ вдоль Кавказского побережья;

1932 год 1 июня
Присвоен бортовой номер 21;

1932 год лето
Использовалась для отработки кадров начсостава УОПП;

1932 год - 1933 год
Прошла капитальный ремонт;

1933 год 15 июня
Во время отработки задач боевой подготовки при движениии в подводном положении села на банку на глубине 10 м. После продувания ЦГБ ПЛ всплыла. В результате аварии на ПЛ был погнут винт и повреждена ЦГБ №2. Также образовалась трещина в ПК. Жертв и пострадавших не было;

1933 год - 1934 год
Прошла аварийный ремонт;

1934 год 15 сентября
Переименована в "А-1". В некоторых источниках, скорее всего ошибочно, указывается дата 21.08.1934;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базрованием дивизиона на Кабаргу (район Очакова);

1937 год 13 марта
При постановке в док из-за возникшего дифферента была залита АБ;

1938 год
Села на мель. Для снятия с мели пришлось организовывть целую экспедицию по спасению;

1939 год апрель (август?)
В составе дивизиона переформирована в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год сентябрь
В связи с началом Второй Мировой войны была развернута в море по боевому расписанию;

1939 год 25 декабря
При подходе к бонам ПЛ М-55 в результате ошибочных действий командира столкнулась с ПЛ А-1. На ПЛ М-55 произошла поломка винта, ПЛ А-1 почти не пострадала;

1940 год 16 февраля
Села на мель в районе р. Бельбек из-за обрыва троса якоря и утери якова. Снялась с мели самостоятельно;

1940 год 31 июля
Во время похода кораблей ЧФ к Батуми, производила учебную торпедную атаку (старший - командир ДиПЛ кап.л-т Бобров). И-за того что вахтенный офицер ЭМ "Бодрый" принял ПЛ за неприятельскую и пошел на таран, на ПЛ был сломан перископ. Встала в краткосрочный аварийный ремонт;

1941 год 5 февраля
Переформирована в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год июнь
Находилась в капитальном ремонте (с начала июня) в Севастополе на заводе № 201, организационно входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год август
В конце месяца поставлена на консервацию из-за отсутствия электромоторов;

1941 год - 1942 год
В ходе обороны Севастополя многократно повреждена артобстрелами и авиа налетами;

1942 год 26 июня
Ввиду невозможности вывода с разобранными корпусом и механизмами, по приказу командования взорвана экипажем накануне оставления города войсками Красной Армии;

1942 год 13 июля
Исключена из состава ВМФ;

1945 год март - апрель
Поднята аварийно-спасательной службой флота;

1945 год 24 апреля
Ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 16 - 19 . Одесса. Предположительно 1923 год.
2. Фотография ПЛ "Политрук" и ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 2 - 5. Одесса. 1924 - 1927 год.
3. Фотография ПЛ "А-1". Очемчири в конце 30-х годов.



командиры:


1. Камлюхин А.И. (14.07.1917-01.1918)
2. Соловьёв Ю.В. (13.08.1919-30.01.1920)
3. Иконников А.А. (01.04.1920-16.12.1920)
4. Пуаре Ю.В. (16.12.1920-23.01.1921)
5. Асямолов А.А. (08.02.1922-22.11.1922)
6. Иванов 18-й П.Н. (21.11.1922-04.01.1923)
7. Рахмин В.П. (12.1922-10.02.1925)
8. Сурин В.С. (1925-1927)
9. Сластников Б.С. (01.02.1927-11.04.1928, 28.04.1928-22.09.1928)
10. Немирович-Данченко К.К. (1928-1929) предположительно ВРИД или совмещал с ПЛ Марксист
11. Воеводин Е.А. (01.05.1929-17.03.1931)
12. Лашманов М.В. (09.09.1929-1929-1930?) ВРИД
13. Васюнин П.Н. (04.1930-12.1930) ВРИД - командир ПЛ "Гарибальдиец"
14. Моралев Н.К. (01.05.1931-11.1931)
15. Кузнецов К.М. (20.11.1931-09.12.1932)
16. Кулагин А.Ф. (10.1932-08,12.1932 ВРИД, 09.12.1932-05.02.1933)
17. Ирбэ А.М. (26.01.1933-01.04.1935)
18. Бурмистров И.А. (13.04.1936-07.05.1936) ВРИД
19. Новиков Н.Д. (07.05.1935-14.02.1937 дублер и ИД, 15.02.1937-29.01.1938)
20. Моргун Н.Г. (29.01.1938-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-09.09.1940)
21. Бородавский И.И. (12.09.1940-24.01.1941)
22. Цуриков С.А. (01.02.1941-03.11.1941)
23. Буянский Б.С. (03.11.1941-26.06.1942)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
6. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
7. Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
8. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
9. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
10. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Боженко П.В. "Участие подводных лодок типа "АГ" в Великой отечественной войне", сборник "Тайны подводной войны", №2, Львов, 1996г.
16. Костриченко В.В., Царьков А.Ю. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море", Морская Кампания, №4, 2009г.
17. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
18. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016