Rambler's Top100 АГ-26, АГ-26 им. тов. Каменева, ПЛ-19, "Политработник", А-4, М-52. Тип "АГ"

"АГ-26", "АГ-26 им. тов. Каменева", ПЛ-19,
"Политработник" (бортовой номер 19, 5, 15, затем - 24), "А-4"

тип "АГ" (Holland-602L)




фотография:


Подводная лодка Политработник

ПЛ "Политработник" (бортовой №15) типа "АГ" в Севастополе. 1930 год




историческая справка:


1916 год
Построена для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада) по проекту Holland-602L;

1916 год 25 октября (по с.с.)
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России;

1917 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г.;

1917 год 21 августа (по с.с.)
Зачислена в списки кораблей Черноморского флота (ЧФ);

1920 год 26 сентября
Начата подготовка к сборке (?);

1920 год 23 октября
В торжественной обстановке начата сборка секций в присутствии Главкома Вооруженных Сил Республики С.С. Каменева и Наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Переименована в "АГ-26 Имени товарища Каменева";

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-19";

1922 год - 1923 год
Сборка лодки задерживалась из-за отсутствия штатных дизелей, установленных в 1917 г. на подводный минный заградитель "Краб". В итоге на ПЛ пришлось устанавливать дизеля вдвое меньшей мощности, по 120 л.с., доставленных из инженерной лаборатории Технологического института в Петрограде;

1923 год 24 февраля
Спущена на воду;

1923 год 15 мая
Получила наименование "Политработник" (бортовой номер 19);

1923 год 4 июля
Поднят Военно-морской флаг. Вступила в строй;

1923 год 11 июля
Зачислена в состав Отдельного дивизиона ПЛ Морских сил Черного и Азовского морей (с 01.12.1923 - ОДнПЛ МСЧМ);

1923 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 5;

1923 год 23 - 27 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1923 год 14 сентября - 9 октября
В составе ОДнПЛ участвовала в походе отряда кораблей МСЧМ с посещением портов Феодосия, Новороссийск, Туапсе, Сухуми и Батуми;

1924 год 6 - 11 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1924 год 18 сентября - 8 октября
В составе ОДнПЛ совершила поход по маршруту Севастополь-Ялта-Новороссийск-Сухум-Батум-Поти-Туапсе-Феодосия-Севастополь;

1925 год 3 июня
Совместные учения ОДнПЛ с КР "Коминтерн" и ЭМ "Незаможник" у Кавказского побережья;

1925 год 23 - 29 августа
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1925 год 11 сентября - 1 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ с посещением Новороссийска, Сухуми, Батуми и Феодосии;

1926 год 9 - 15 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1927 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 15;

1927 год 14 - 22 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1928 год 12 - 19 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1929 год 30 августа - 6 сентября
Нанесла визит в Стамбул (Турция) совместно с ПЛ "Марксисит";

1929 год 21 - 28 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1930 год 26 мая - 4 июня
Соместно с ПЛ "Коммунист" совершила штурманский поход по маршруту Севастополь-Тендра-Одесса-Николаев-Скадовск-Севастополь;

1930 год 18 - 25 июня
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1930 год - 1931 год
Прошла капитальный ремонт;

1931 год 3 февраля
ПЛ типа АГ переформированы в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);

1931 год 1 июня
После ремонта вошла в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСЧМ;

1931 год 17 ноября - 8 декабря
Учебный поход 2-го ДнПЛ вдоль Кавказского побережья;

1932 год 1 июня
Присвоен бортовой номер 24;

1933 год 2 - 6 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1934 год 15 сентября
Переименована в "А-4". В некоторых источниках, скорее всего ошибочно, указывается дата 21.08.1934;

1935 год 19 ноября - 1938 год
Прошла капитальный ремонт и модернизацию;

1936 год ноябрь
ПЛ типа "АГ" переформированы в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базрованием дивизиона на Кабаргу (район Очакова);

1939 год апрель (август?)
В составе дивизиона переформирована в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год сентябрь
В связи с началом Второй Мировой войны была развернута в море по боевому расписанию;

1940 год 24 июля
Из-за изношенности материальной части при зарядке АБ от ДД в базе, линия вала п.б. вышла из строя на трое суток;

1941 год 5 февраля
Переформирована в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год июнь
К началу Великой Отечественной войны числилась в организационном периоде (накануне начала войны закончила ремонт). Находилась в Поти. Входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 23 июня
Вечером 23.6 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с кораблями противника не имела. 27.6 вернулась в Поти;

1941 год 29 июня
При возвращении с позиции из-за трещины вала потерян правый винт. В тот же день вернулась в Поти;

1941 год 30 июня - 1 сентября
Находилась в аварийном ремонте;

1941 год 3 - 7 сентября
3.9 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 08.15 7.9, по-видимому из-за неисправности механизмов, вернулась в Поти;

1941 год 8 - 15 октября
В 20.00 8.10 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 15.10 вернулась в Поти;

1941 год ноябрь
В ноябре прошла текущий ремонт с заменой АБ;

1941 год 12 - 19 декабря
12.12 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с корабля противника не имела. 19.12 вернулась в Поти;

1942 год 1 - 7 января
В 10.45 1.1 вышла в дозор западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 7.1 вернулась в Поти;

1942 год 16 февраля
Перешла в Очемчири;

1942 год 16 - 18 февраля
Перешла в Севастополь;

1942 год 21 февраля - 3 марта
В 18.20 21.2 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). 23.2 прибыла на позицию. Встреч с корабоями противника не имела. 1.3 начала возвращение в базу и в 18.28 3.3 прибыла в Севастополь;

1942 год 17 - 28 марта
В 19.55 17.3 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). 19.3 прибыла на позицию. Утром 23.3 обнаружила КОН (1 ШХ и 1 СКА), от атаки которого отказалась из-за малой ценности объекта. 26.3 начала возвращение в базу и в 03.30 28.3 прибыла в Севастополь;

1942 год 30 марта - 1 апреля
Перешла в Очемчири;

1942 год 2 апреля
Перешла в Поти;

1942 год 23 апреля
Перешла в Очемчири;

1942 год 14 - 15 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 16 - 19 июня
С 16.07 16.6 по 22.50 17.6 совершила переход в Севастополь, перевезя 11,5т. боеприпасов. С 02.00 18.6 по 14.10 19.6 возвратилась в Новороссийск. В 05.03 18.6 в точке 44.17 с.ш./ЗЗ.13 в.д. безрезультатно атакована итальянской ПЛ "СВ 2" - в 06.06 на ПЛ слышали сильный взрыв, произошедший на большом расстоянии;

1942 год 20 - 25 июня
С 10.10 20.6 по 21.15 21.6 совершила переход в Севастополь, перевезя 9,5т. боеприпасов, 2,2т. продовольствия. С 01.30 22.6 по 00.26 25.6 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав 22 человека;

1942 год 27 - 30 июня
С 07.20 27.6 по 23.25 28.6 совершила переход в Севастополь, перевезя 9,6т. боеприпасов, 3т. продовольствия. С 03.00 29.6 по 16.58 30.6 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав 12 человек;

1942 год 2 - 3 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 6 июля
Перешла в Поти;

1942 год 9 июля - 31 августа
Прошла текущий ремонт с докованием;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 2 - 15 сентября
В 22.00 2.9 вышла в район Одессы (позиция №41). Утром 9.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 12.9 начала возвращение в базу. В 09.55 15.9 прибыла в Поти;

1942 год 26 октября - 8 ноября
В 10.05 26.10 вышла в район Ялты (позиция №47). 28.10 прибыла на позицию. Днем 1.11 не смогла атаковать германский КОН из-за большой дистанции и неправильных действий командира. 6.11 начала возвращение в базу и в 09.54 8.11 прибыла в Поти;

1942 год 22 ноября
Вошла в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 2 декабря
Перешла в Очемчири;

1942 год 2 - 15 декабря
В 16.40 2.12 вышла в район Феодосии (позиция №48). 4.12 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 13.12 начала возвращение в базу. Утром 15.12 расстреляла плавающую мину и в 14.00 прибыла в Очемчири;

1943 год 23 января - 1 февраля
В 17.00 23.1 вышла в район Ялта - Феодосия (позиция №47-48). В 04.00 26.1 прибыла на позицию. Днем имела несколько случаев мнимых встреч с минрепами. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.00 29.1 начала возвращение в базу и в 08.21 1.2 прибыла в Очемчири;

1943 год 15 марта
В 18.00 15.3 вышла в район северо-западнее м. Тарханкут (позиция №72). В 05.00 21.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.30 24.3 начала возвращение в базу и в 07.45 29.3 прибыла в Очемчири;

1943 год 1 мая - 1944 год июнь
Прошла капитальный ремонт;

1944 год 9 июня
Вошла в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ с базированием на г.Батуми;

1944 год 28 июня
Вступила в строй;

1944 год 30 июля
Перешла из Поти в Очемчири;

1944 год 24 августа
В 21.00 24.8 вышла в район севернее м. Бургасский (позиция №45). В 11.22 28.8 в точке 42°37' с.ш./30°35' в.д. расстреляла плавающую мину. В 23.35 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 00.00 5.9 начала возвращение в базу. Днем 6.9 не смогла атаковать обнаруженную ПЛ противника, из-за того, что она погрузилась - обнаружена одна из трех остававшихся после взятия Констанцы германских ПЛ ("U 19", "U 20" и "U 23"). В 05.30 8.9 прибыла в Батуми;

1944 год 10 ноября
В составе дивизиона перебазирована в г.Поти;

1944 год 30 ноября
Перешла для базирования в г.Новороссийск;

1945 год 16 - 27 января
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении в районе Поти;

1945 год 7 - 22 мая
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 7 - 16 июня
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 8 - 25 сентября
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в ОУ ЧФ;

1945 год - 1946 год
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;

1946 год
Прошла текущий ремонт у причала судоремонтных мастерских флота в Килен-бухте;

1947 год 22 февраля
Разоружена и исключена из состава ВМФ;

1947 год 6 марта
Сдана в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл. В некоторых источниках, скорее всего ошибочно, указывается на переоборудование в ПЗС.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 16 - 19 . Одесса. Предположительно 1923 год.
2. Фотография ПЛ "Политрук" и ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 2 - 5. Одесса. 1924 - 1927 год.
3. Фотография ПЛ "А-4". Поти. 1942 год.



командиры:


1. Кельнер И.В. (05.1921-08.1922)
2. Ворошилин Б.М. (17.03.1923-01.01.1929)
3. Сластников Б.С. (11.04.1928-28.04.1928) ВРИД
4. Юшко В.К. (17.01.1929-28.03.1931) арестован, возможно его замещал командир ПЛ "Коммунист" Кулишов И.Д. (20.12.1930-01.03.1931)
5. Александров Н.Г. (01.04.1931-15.05.1931, 20.11.1931-08.12.1932)
6. Ижбулатов Р.А. (08.12.1932-26.01.1934 ИД, 27.01.1934-04.1934)
7. Тишкин Н.В. (10.1933-12.1933) ИД
8. Емельянов Д.Е. (04.1934-05.1935)
9. Бородич Ю.Ю. (05.1935-03.1936)
10. Хмелинин Е.С. (03.1936-04.1938)
11. Клынин Н.Ф. (14.06.1936-15.02.1937) ВРИД
12. Касаткин А.П. (19.03.1939-14.07.1939 ИД, 15.07.1939-25.09.1940)
13. Журавлёв П.П. (25.09.1940-07.03.1941) ВРИД
14. Касаткин А.П. (07.03.1941-09.03.1942) требует уточнения
15. Трофимчук С.А. (09.03.1942-12.04.1944)
16. Касаткин А.П. (12.04.1944-12.03.1947)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
6. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
7. Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
8. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
9. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
10. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
13. Информация от Юрия Щербакова.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Костриченко В.В., Царьков А.Ю. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море", Морская Кампания, №4, 2009г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016