Rambler's Top100 Статья "Развитие подводного кораблестроения до 1917 года"

Развитие подводного кораблестроения до 1917 года.



Развитие подводного флота (именно флота в понимании этого слова, а не отдельных экспериментальных кораблей и полуподводных миноносцев) в России, после отдельных неудачных попыток, началось в 1902-1903 годах. Используя накопившийся к тому времени опыт постройки лодок во Франции и США, Морское ведомство приступает к разработке своего проекта. Проект был поручен Балтийскому заводу под руководством корабельного инженера И.Г. Бубнова и капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева. По этому проекту в 1903 году была построена подводная лодка «Дельфин» водоизмещением 113/123 тонны, с одним бензиномотором Даймлера и с одним электромотором, скорость хода лодки 9,0/5,5 узла, вооружение состояло из двух бортовых решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого.

Затем Балтийским заводом был представлен проект лодки водоизмещением 140/177 тонн, с бензиновым и электромотором, со скоростью хода 8,5/5,0 узлов, вооруженной 4 торпедными аппаратами системы Джевецкого. В 1904 году по этому проекту было заложено шесть лодок типа «Касатка», поверх стального корпуса они были покрыты деревянными досками и медными листами. В это же время в США покупаются две лодки «Сом» (водоизмещение 105/122 тонн, бензиновый двигатель и электромотор, скорость 9,0/6,9 узла, вооружение состоит из одного носового торпедного аппарата) и «Осетр» (водоизмещение 153/187 тонн, 2 бензиновых двигателя и 2 электромотора, скорость 8,5/6,0 узла, вооруженная 2 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами). Все эти лодки были отправлены по железной дороге во Владивосток.

На Невском заводе заказывается несколько лодок типа Голланда, а в Либаве собираются лодки американского проекта типа «Протектор», по мере готовности они также отправляются во Владивосток. Туда же была отправлена малая 14 тонная лодка «Форель» с одним электромотором, подаренная Германией России. В 1905 году на Балтике находилось в строю шесть подводных лодок и четырнадцать лодок на Тихом океане. Хотя эти лодки и не принимали непосредственного участия в боевых действиях русско-японской войны по причине неподготовленности команд и малой автономности, но их моральное воздействие на японцев было несомненно. Этим можно объяснить отсутствие тесной блокады Владивостока. Во время гибели японского броненосца Хатсусе, подорвавшегося на русской мине у Порт-Артура, японские корабли энергично стреляли в воду, полагая, что корабль был торпедирован русской подводной лодкой.

Подводное кораблестроение в первые годы после русско-японской войны отличало разнообразие типов строившихся подводных лодок (ПЛ). Это явилось следствием поиска форм и методов использования нового вида сил в войне на море и изыскания технических возможностей совершенствования подводных лодок.

Так, в 1906-1911 гг. строились подводные лодки типа «Минога» и «Акула» по проектам И. Г. Бубнова, подводные лодки по американским проектам типа «Кайман» фирмы ЛЭК и типа «Судак» фирмы Голланд; построена опытная подводная лодка «Почтовый» по проекту С. К. Джевецкого, предложившего способ работы бензомоторов при ходе лодки в подводном положении с использованием специального для этих целей запаса воздуха высокого давления.

Опыт плавания этих лодок привел к выводу о необходимости постройки более крупных мореходных подводных лодок с большим радиусом действия, более мощным вооружением и дизельными силовыми установками. Было решено также ограничить разнообразие типов лодок в составе флота. В качестве основы для разработки проекта была выбрана подводная лодка «Акула», признанная лучшей из существующих тогда. В связи с удачными результатами постройки «Акулы» Морской Генеральный штаб предложил Балтийскому и Невскому заводам в Петрограде проработать возможность создания новой подводной лодки водоизмещением 600-650 т.



Балтийским заводом в 1910 г. под руководством И. Г. Бубнова был разработан проект подводной лодки водоизмещением 630 т, который 30 мая 1911 г. был одобрен для постройки. Название одной из них – «Морж», заложенной в Николаеве по этому проекту для Черноморского флота, стало общим для лодок этого типа. Подводная лодка «Морж» - однокорпусная, главные балластные цистерны находились вне прочного корпуса в оконечностях. В средней части внутри прочного корпуса под рубкой размещались две цистерны - средняя (по современной терминологии) и над ней уравнительная. Вместимость средней цистерны соответствовала объему всех выступающих над палубой частей: ограждения рубки с мостиком, артиллерийских орудий и пр. Поэтому при продутой средней цистерне лодка всплывала по верхнюю палубу. Можно было выйти на мостик, дать ход под дизелями, провентилировать лодку и в то же время лодка была готова быстро уйти под воду.

Прочный корпус в носу и корме оканчивался двойными сферическими переборками. Пространство между ними разделялось горизонтальным шельфом. Верхняя часть этого пространства над шельфом в носу и корме использовалась под дифферентные цистерны. Заполнение цистерн главного балласта осуществлялось центробежными электропомпами. В надстройке в нос и корму от рубки размещались две палубные цистерны, предназначенные для поддержания лодки в позиционном положении при полностью заполненных цистернах главного балласта. Заполнение палубных цистерн при погружении лодки производилось самотеком через специальные шпигаты, устроенные по бортам в нижней части этих цистерн. Ко всем балластным цистернам был подведен воздух высокого давления, которым можно было продуть водяной балласт из цистерн на любой глубине (в пределах рабочего диапазона глубин погружения лодки). Прочный корпус был рассчитан на рабочую глубину погружения 50 м. Применение стали повышенного сопротивления (никелевая сталь с пределом текучести 52 кгс/мм2) при заложенном в расчеты запасе прочности 2-2,5 обеспечивало надежность конструкции корпуса при погружении лодки на предельную глубину до 100 м. Энергетическая установка подводной лодки - двухвальная. По проекту предусматривалось разместить на лодке два дизеля мощностью по 1140 л. с. и два гребных электродвигателя по 400 л. с. Подводная лодка должна была развивать полную скорость надводного хода 16 уз и подводного-8,5 уз.

Торпедное вооружение подводной лодки состояло из четырех трубных аппаратов, расположенных внутри прочного корпуса (два в носу и два в корме) для стрельбы торпедами 450-мм калибра. В надстройке устанавливали восемь торпедных аппаратов Джевецкого. Решетчатые откидные торпедные аппараты Джевецкого размещали одиночными аппаратами эшелоном один за другим, по четыре торпедных аппарата на каждом борту. Для выстрела торпедой аппарат разворачивался на некоторый угол от диаметральной плоскости. Стрельба торпедами из трубных аппаратов производилась посредством сжатого воздуха, а из аппаратов Джевецкого - самоходом торпед. Торпедная атака выполнялась из перископного положения подводной лодки. В состав артиллерийского вооружения входили: одно 57-мм орудие и одно - 37-мм.

В 1912 г. лодки типа «Морж» решили строить и для Балтийского моря. В отличие от черноморских они получили название «Барс». На этих лодках была увеличена скорость надводного хода с 16 до 18 уз и дальность плавания в надводном положении с 1600 до 2250 миль. Скорость подводного хода определили в 10 уз, увеличив мощность электромоторов с 400 до 450 л. с. Для увеличения скорости надводного хода повысили мощность дизелей с 1140 до 1320 л. с., а для дальности плавания повысили запасы топлива. В конструкцию лодки внесли изменения: цилиндрическая вставка в средней части прочного корпуса удлинила лодку на 900 мм, а уравнительную цистерну, выполненную в форме цилиндра, вмонтировали внутрь кольцевой (средней) цистерны. Надводное водоизмещение лодки возросло до 650 т.

Отделением Невского завода в Николаеве в 1915 г. была построена по проекту американской фирмы Голланд подводная лодка «Нарвал». Это была первая в русском флоте двухкорпусная лодка, имевшая более совершенную систему погружения и всплытия по сравнению с лодками типов «Морж» и «Барс». Главный водяной балласт размещался в междубортном пространстве (между прочным и легким корпусом) в шести цистернах: в носовой концевой, четырех бортовых и кормовой концевой. Вне прочного корпуса также размещались прочная средняя цистерна, под ней имелась цистерна быстрого погружения и уравнительная. Дифферентные цистерны находились в оконечностях прочного корпуса между двумя прочными сферическими переборками, как и на подводных лодках типов «Морж» и «Барс». Все цистерны главного балласта заполнялись самотеком, а не помпами, как на лодках типов «Морж» и «Барс».

Принятая на лодке «Нарвал» система погружения и всплытия позволила в три-четыре раза сократить время перехода лодки из надводного в подводное положение по сравнению с лодками типов «Морж» и «Барс». Новшеством явилось введение на лодке специальной цистерны быстрого погружения. Подводная лодка «Нарвал» была первой быстропогружающейся лодкой в русском флоте. Из всех положений надводного плавания лодка могла погрузиться под воду не более чем за одну минуту. В надстройке в районе рубки располагались палубные цистерны, предназначенные, как и на лодках типов «Морж» и «Барс», для поддержания подводной лодки в позиционном положении при полностью заполненных цистернах главного балласта. Важным преимуществом лодок типа «Нарвал» являлось наличие водонепроницаемых переборок, деливших объем прочного корпуса на отсеки. Запас плавучести в надводном положении составлял около 45 %. Это существенно повышало живучесть лодки при аварийном поступлении воды внутрь прочного корпуса. Прочный корпус лодки, аналогично корпусам лодок типов «Морж» и «Барс», был рассчитан на рабочую глубину погружения 50 м и предельную до 100 м. Лодка была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми трубными аппаратами для стрельбы торпедами 450-мм калибра. Артиллерийское вооружение состояло из одного 75-мм орудия. Главная энергетическая установка двухвальная в составе двух дизелей мощностью по 850 л. с. и двух электродвигателей по 450 л. с. Скорость полного надводного хода составляла 13 уз, подводного- 10 уз.



Постройка подводных лодок типов «Морж» и «Барс» задерживалась из-за отсутствия дизелей. В то время производство в России дизелей не обеспечивало потребности военного кораблестроения и их приходилось заказывать за границей. Часть дизелей была заказана в Германии заводу Круппа, другая часть - заводу Нобеля в Петрограде. Получению дизелей Круппа помешала война, а дизеля Нобеля могли быть готовы лишь в 1916 г. Поэтому на лодках устанавливали дизеля мощностью 250 л. с., снятые с амурских канонерских лодок, и американские - фирмы Нью-Лондон мощностью 420 л. с. Лишь на двух лодках типа «Барс» удалось установить дизели завода Нобеля мощностью 1320 л. с. На подводных лодках с дизелями мощностью 250 л. с. скорость надводного хода снизилась до 11 уз.

Готовность новых подводных лодок типа «Барс» задерживалась не только из-за отсутствия дизелей, но и вследствие крупных переделок, вызванных конструктивными недостатками. Существенным недостатком этих лодок явилось длительное заполнение концевых цистерн главного балласта (около 4 мин) из-за малой производительности главных центробежных помп и неудачной системы вентиляции этих цистерн. Для частичного устранения недостатков в системе погружения на лодке у каждой концевой цистерны установили по одной дополнительной центробежной помпе, а вместо вентиляционных кранов тарелочные клапаны.

Другим крупным недостатком подводных лодок типа «Барс» было низкое расположение в надстройке решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого. При ходе лодки в надводном положении во льду эти аппараты повреждались; были случаи повреждений торпед, лежащих в аппаратах. Потребовалось поднять решетчатые аппараты и установить их на верхней палубе.

Основным недостатком конструкции подводных лодок типа «Барс» являлось отсутствие водонепроницаемых поперечных переборок внутри прочного корпуса. При 20% запасе плавучести в надводном положении не обеспечивалась непотопляемость лодки в случае аварийного поступления воды внутрь прочного корпуса.

Три подводные лодки типа «Барс» на Балтийском заводе достраивались в качестве минных заградителей. На них оставили по два носовых трубных торпедных аппарата, а в кормовой надстройке устроили минные коридоры для 42 мин заграждения. Инициатива постройки подводных лодок минных заградителей принадлежала России. Первым минным заградителем была лодка «Краб», построенная на заводе Наваль в Николаеве по проекту инженера М. П. Налетова. После длительных испытаний лодка была сдана флоту в 1915 г. Лодка имела надводное водоизмещение 560 т и подводное - 740 т. Скорость надводного хода составляла 11 уз и подводного - 7,5 уз. Дальность плавания в надводном положении составляла 2500 миль, а под водой - 30 миль. Рабочая глубина погружения 50 м. Лодка была вооружена двумя носовыми трубными торпедными аппаратами и двумя аппаратами Джевецкого. На лодке размещались 60 мин заграждения в кормовой надстройке. Устройство для размещения и сбрасывания мин состояло из двух коридоров, расположенных по бортам в надстройке. В нижней части коридора имелся цепной конвейер, а по бокам - направляющие рельсы. Цепь конвейера приводилась в движение от колеса-звездочки, расположенного в носовой части минного коридора и насаженного на вал. Другой конец этого вала соединялся посредством конических шестерен с валом приводного электродвигателя, установленного внутри прочного корпуса. Цепной конвейер при запуске перемещал мины к корме, где они, дойдя до среза кормы, поочередно сбрасывались за борт.

В ходе войны все большее значение в проведении боевых операций приобретали действия подводных лодок. Выявилась необходимость пополнения состава подводных лодок сил Балтийского и Черноморского театров. В этих целях было принято решение в дополнение к строившимся на отечественных заводах подводным лодкам заказать постройку 11 лодок американской фирме Голланд. В 1916 г. эти лодки были доставлены в Россию в виде секций и собирались силами Балтийского завода в Петрограде (5 лодок) и в Николаеве (6 лодок). Эти лодки получили наименование «АГ» (Американский Голланд).

Подводные лодки типа «АГ» с надводным водоизмещением 360 т и подводным - 470 т обладали рядом преимуществ по сравнению с лодками типа «Барс». Форма корпуса лодок «АГ» обеспечивала меньшее сопротивление движению в подводном положении. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборка-ми на пять отсеков. Аккумуляторные ямы были герметичными и предохраняли аккумуляторные батареи от заливания водой, попавшей в лодку.

Балластная система предусматривала размещение цистерн главного балласта в оконечностях и в средней части внутри прочного корпуса, позволяя продувание воздухом на рабочей глубине погружения 50 м. Дифферентные, уравнительная и средняя цистерны были рассчитаны на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки 100 м. Носовые горизонтальные рули были откидными; в рабочее положение они отваливались только при переходе лодки в подводное положение. Кормовые горизонтальные рули были расположены за гребными винтами, что увеличивало эффективность их работы и оказывало стабилизирующее действие на устойчивость лодки в вертикальной плоскости на ходу под водой.

Главная энергетическая установка двухвальная, состояла из двух дизелей мощностью по 240 л. с. и двух электродвигателей мощностью по 160 л. с. Лодка развивала скорость полного надводного хода 13 уз и подводного- 10,5 уз. Дальность плавания в надводном положении составляла 1750 миль. Торпедное вооружение этих лодок состояло из четырех одинарных трубных аппаратов 450-мм калибра, расположенных в носу попарно один над другим. Подводные лодки типа «АГ» обладали хорошей мореходностью.

На основе приобретенного опыта постройки, эксплуатации и боевого использования подводных лодок типов «Морж», «Барс», «Нарвал» и «АГ», с учетом их положительных качеств и выявленных недостатков Морской Главный штаб в 1916 г. объявил конкурс на разработку нового проекта подводной лодки. В нем приняли участие: Балтийский завод, Русско-Балтийский (Ревель), американская фирма Голланд, итальянская фирма Фиат, а также профессор И. Г. Бубнов. Дизели для этих лодок предполагалось заказать заводу Нобеля в Петрограде, Коломенскому заводу, Харьковскому паровозостроительному заводу, а часть - на заводах США. В числе наиболее удачных проектов был признан проект И. Г. Бубнова, подводная лодка которого имела следующие элементы: надводное водоизмещение 971 т, подводное - 1264 т; скорость надводного хода 17 уз, подводного-9 уз; дальность плавания надводная 1200 миль, подводная - 22,5 мили.

Подводная лодка имела на вооружении шесть трубных торпедных аппаратов, расположенных внутри прочного корпуса* (четыре аппарата в носу и два в корме), два 75-мм артиллерийских орудия и два пулемета типа Максим.

Для усиления торпедного вооружения и расширения возможностей его боевого применения на подводной лодке дополнительно предусматривалась установка на верхней палубе шести торпедных аппаратов Джевецкого. Лодка проектировалась двухкорпусной с прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на рабочую глубину погружения 46 м и делившими внутренний объем прочного корпуса на восемь отсеков. Лодка оборудовалась развитой системой погружения и всплытия, учитывающей положительный опыт создания подобных систем на лодках предшествующей постройки. Предусматривался большой запас сжатого воздуха (10 м3) при давлении 200 кгс/м2. Продолжительность погружения лодки предусматривалась в пределах одной минуты. Большое внимание было уделено выбору формы корпуса, обеспечивающей снижение сопротивления при ходе под водой и повышенную мореходность в надводном положении. Приняты конструктивные меры по улучшению управляемости лодки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Длина лодки составляла около 80 м, ширина у миделя 7 м, углубление по ГВЛ около 4 м.

По новому проекту И. Г. Бубнова был выдан заказ на постройку 10 подводных лодок под наименованием Б-1, Б-2, и т. д. Начавшееся строительство этих лодок на Русско-Балтийском заводе в Ревеле и Балтийском заводе в Петрограде не было завершено до конца первой мировой войны.

В тот период лучшими подводными лодками в иностранных флотах считались английские, которые начали строить в 1916 г. Отечественные подводные лодки по одобренному на конкурсе 1916 г. проекту И. Г. Бубнова превосходили английские по скорости надводного хода на 4 уз и более мощному торпедному вооружению. Создание нового проекта подводной лодки явилось крупным шагом в совершенствовании подводного кораблестроения, основанного на использовании опыта, полученного в ходе постройки, эксплуатации и боевой службы лодок предшествующих поколений дореволюционной России. Этот проект лодки оказал определенное влияние на создание первой советской подводной лодки типа «Декабрист».


Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Шершов А.П. "История военного кораблестроения", Военно-Морское издательство, 1940г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг», том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017