Rambler's Top100 Подводная лодка Е-19. Тип Е II серии

ПЛ Е-19
тип "Е" II серии
(ВМС Великобритании)




фотография:


Подводная лодка Е-19




историческая справка:
(все даты по новому стилю)


1914 год 27 ноября
Заложена на верфи Виккерс (Vickers, Barrow-in-Furness) в Великобритании;

1915 год 13 мая
Спущена на воду;

1915 год 12 июля
Вошла в состав ВМС Великобритании, зачислена в 8-ю Флотилию с базированием на Гарвич (Harwich);

1915 год 30 августа
Перешла из Гарвича в Ньюкасл (Великобритания). Осуществила срочный ремонт правого электродвигателя;

1915 год 4 - 12 сентября
4.9 вышла из Ньюкасла на Ревель. 6.9, следуя вдоль Ютландского полуострова, была вынуждена несколько раз погружаться при встрече с торговыми кораблями, чтобы сохранить в тайне свое приближение к проливам. Вечером вошла в Каттегат. 7.9 шла Каттегатом, направляясь к Зунду. Ночью едва не протаранила ПЛ "Е-18". Днем ПЛ приходилось часто погружаться, чтобы избежать обнаружения торговыми и сторожевыми кораблями. Обходя с веста остров Анголы и обнаружив южнее его дозорные датские корабли, была вынуждена погрузиться и идти до темноты под водой. В 21 час лодка всплыла и направилась в Зунд. Узкость в районе Вихен-Гельсингборг прошла в позиционном положении. Следуя вблизи от многих мелких судов, лодка, видимо, была ими обнаружена. Около 3 часов ночи, несколько не дойдя до острова Хвена, она легла на глубине 21 м на грунт. Вынуждена была пролежать на грунте до 17 часов 8.9, исправляя повреждение в рулевом устройстве. Отделившись от грунта продолжила движение под водой. Личный состав сильно страдал из-за плохого воздуха в лодке. Диферентовка лодки нарушилась, все усилия привести ее в норму были безуспешны. Диференты достигали 20°. Вскоре лодка выскочила на отмель у острова Хвен, обнаружив и нос и рубку настолько, что жители Хвена смогли прочесть ее название. Лодка сидела на мели с большим диферентом и креном. Немецкому командованию немедленно стало известно о посадке лодки на мель. К Хвену были направлены два миноносца "V-152" и "V-154" с приказанием уничтожить лодку как только она покинет нейтральные воды. ПЛ удалось довольно скоро сняться с мели. Командир, дав электромоторам полный назад, продул весь балласт, в результате чего лодка сдвинулась назад, получив при этом диферент на корму до 30°. Вскоре лодку удалось выровнять. До 21 ч. 35 м. 8.9 лодка оставалась под водой. Когда, в 1,5 мили к западу от Хвена, лодка всплыла, оказалось, что ее рубочный люк придавлен грузом сломавшегося при посадке на мель противовеса. Только с большим трудом удалось вылезти наружу лодки и наладить открывание крышки люка. Пришлось остановить левый электромотор, получивший также повреждение при съемке лодки с мели. Под одним хвигателем лодка направилась к Мальмэ. В 2 ч. 30 м. 9.9 , пытаясь избежать обнаружения многими находившимися на фарватере кораблями, лодка вновь коснулась грунта. В то же время на зюйд-вест были обнаружены многочисленные осветительные снаряды и лучи зрожекторов. Командир решил отложить прорыв до исправления вcex повреждений и вернулся к Ландскроне, где глубина позволяла 5езопасную покладку лодки на грунт. До рассвета лодка заряжалась, затем легла на грунт и в течение всего дня исправляла повреждения и приводила в порядок батарею аккумуляторов, из которой, как оказалось, вылилось при диференте значительное количество кислоты. Когда в 21 ч. 20 м. лодка снова всплыла на поверхность, оказалось, что ее снесло вплотную к Хвену. Ночь была темной, на поверхности моря - легкая зыбь. Лодка в надводном направилась к Мальмэ, ориентируясь частично по горевшим маякам и стараясь держаться дальше от встречных кораблей. Вскоре лодку засветил очень сильный прожектор с датского берега. Это заставило ее перейти в позиционное положение. В 2 ч. 30 м., увидев слева по носу в расстоянии 2,5 каб. миноносец без огней, лодка быстро погрузилась под воду, причем на 16 футах (4,8 м) она сильно ударилась о грунт. Чтобы попасть на большие глубины, пришлось изменить кypc в сторону миноносца. Дав самый полный ход, лодка, тяжело ударяясь о камни, выбралась на 20-футовые (6 м) глубины по глубиномеру. После этого она вновь направилась к выходу из пролива. До 3 ч. 36 м., двигаясь на глубине 15-20 футов (4,5-6 м) со скоростью 4,5-5 узлов, лодка продолжала ударяться о грунт. Пройдя по расчету маяк Дрогден, она повернула на курс 220° и вскоре вышла на большие глубины. В 4 ч. 50 м. лодка всплыла и пошла далее в надводном положении. В 5 часов во мгле слева по носу в 2-х милях был обнаружен корабль, шедший параллельным с ней курсом. Позже удалось рассмотреть, что это был крейсер типа "Нимфе" (в действительности же - крейсер "Амазоне"). Не желая атаковывать его в темноте, командир следил за ним, оставаясь в надводном положении. Когда же на рассвете лодка погрузилась, крейсер изменил курс, из-за чего атака сгала невозможной. Вскоре лодка обнаружила миноносец "S-122" и атаковала его, выпустив две торпеды (в 5 ч. 10 м.). Торпеды в цель не попали, одна из них прошла под кормой миноносца. Два других миноносца преследовали лодку, сбросив противолодочные бомбы. Увлеченная атакой "S-122", лодка их не заметила. Вслед за выпуском торпед лодка услышала взрыв и отчетливый шум винтов над головой. Через полминуты взрыв и шум винтов над головой повторились. В течение часа лодка не могла оторваться от шума винтов. Долгое время миноносцы преследовали лодку. Около полудня, подняв перископ, она заметила цеппелин. Считая, что наводил миноносцы на след лодки, командир лег на грунт и оставался в таком положении до сумерек, после чего, всплыв, пошел к Борнхольму. Утром 11.9 следуя к южной оконечности Готланда обнаружила у Эланда два миноносца. Уйдя под воду, она взбежала встречи с ними. 12.9 вместе с ПЛ "Е-18" подошла к Дагерорту, где они были встречены русским миноносцем "Гремящий" и ПЛ "Е-9". После этого все четыре корабля перешли в Ревель. Подчинена командованию Балийского флота России. Базировалась на Ревель;

1915 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне в составе Балтийского флота России. Совершила 16 боевых походов. Осуществила 9 торпедных атак с выпуском 15 торпед. Уничтожила 1 крейсер (2100 т.), 6 пароходов (15000 брт.), 3 парохода (7000 брт.) заставила выброситься на берег и 1 пароход захватила (1800 брт.);

1915 год 28 сентября - 13 октября
Боевой поход. 28.9 вышла на позицию в районе Дарсерорт - Фальстербо. В Ревеле вместо ворот в сетевом заграждении прошла над сетью. Никаких толчков или шуршания при этом в лодке обнаружено не было. 29.9 зайдя к посту Ю.Ристна за последними распоряжениями, направилась в прохюд между Готландом и Готска-Сандэ и далее вдоль западного побережья Готланда. Около 10 часов 30.9 лодка во время диферентовки обнаружила приближающуюся с севера ПЛ "Е-8". Лодки, обойдя Готланд с разных сторон, но не согласовав свои курсы, встретились снова в неприятельских водах. Встреча эта едва не сделалась для ПЛ "Е-19" роковой, так как ПЛ "Е-8", открыв неожиданно всплывшую лодку и не опознав ее, пыталась ее атаковать. Потеряв из вида ПЛ "Е-8", лодка направилась далее в западную часть Балтийского моря. Уже в темноте лодка пошла между Борнхольмом и материком, наблюдая при полной луне оживленное судоходство в этом районе. 1.10 рано утром ПЛ подошла к позиции у Гиедзера. Погода была ясная и тихая. Находясь на видимости маяка, лодка наблюдала проход на норд миноносца, а затем пыталась атаковать шедший на зюйд-вест крейсер типа "Газелле". Изменение крейсером курса (на плавучий маяк) лишило лодку возможности его атаковать. Во время атаки на норд прошли два дозорных вооруженных траулера. Около 18 часов, когда лодка находилась у Дарсерорта, на норд-ост прошел большой эскадренный миноносец. Атаковать его не удалось. Миноносец, дойдя до меридиана плавучего маяка, резко повернул на зюйд и прошел вплотную к маяку. На ночь лодка отошла для зарядки в точку в 5 милях на норд ост от Гиедзера, где и оставалась, заряжаясь, несмотря на ясную и тихую ночь. закончив без всяких помех зарядку, в 5 ч. 15 м. 2.10 направилась в надводном положении к плавучему маяку Гиедзер-риф, намереваясь, в соответствии с наблюдениями предыдущего дня за движением неприятельских кораблей погрузиться близ плавучего маяка и обогнуть его, проходя вплотную. В 5 ч. 56 м. на правом траверзе в расстоянии порядка 300 м была замечена двукратная вспышка красного, белого и зеленого огней. Лодка немедленно погрузилась, но никакого корабля не обнаружила. В 6 ч. 30 м. был обнаружен вооруженный торговый корабль, шедший к плавучему маяку Гиедзер. Это был вспомогательный крейсер "Сильвана". Увидев его слишком поздно из-за плохого освещения, лодка атаковать уже не смогла и поэтому пошла вслед за ним по направлению к плавучему маяку. В 7 ч. 30 м. попав, видимо в сети, потеряла управление. Лодка не слушалась ни вертикального, ни горизонтальных оулей. Слышались характерные звуки, похожие на небольшие взрывы, причиной которых могли быть разрывы проволочного троса или разрывы снарядов о поверхность воды. Командир дал полный ход назад и продул большое количество балласта. Почти два часа потребовалось для освобождения от сетей. Лодка давала полные ходы и резко изменяла плавучесть. Дважды лодка всплывала на поверхность и оба раза вблизи оказывался вспомогательный крейсер, немедленно направлявшийся к лодке. При каждой попытке дать ход вперед раздавались те же разрывы. Освободившись, наконец, от сетей, лодка отошла под водой задним ходом на 5 миль и легла на грунт. "Сильвана", обнаружив и преследуя лодку, сообщила о ней командованию. Для преследования лодки из Варнемюнде были высланы все миноносцы и рыбачьи пароходы, а также четыре миноносца торпедной школы, крейсеры "Амазоне" и "Ундине" и дирижабль "M-IV". Пролежав час на грунте и проверив работу рулей, лодка всплыла а увидела идущий большим ходом с частыми изменениями курсов эскадренный миноносец. Выйти на дистанцию стрельбы ей не удалось. В полдень был обнаружен легкий крейсер. Лодка пошла на него в атаку, но он, соединившись с вспомогательным крейсером "Сильвана", изменил курс, из-за чего атака не удалась. Рассчитывая, что крейсеры пойдут мимо плавучего маяка, лодка направилась к нему, но крейсеры прошли под самым германским берегом. Так как батарея аккумуляторов во время освобождения от сетей была сильно разряжена, командир решил отойти к датскому берегу и там дождаться темноты. С темнотой лодка всплыла и направилась к Рюгену. Рулевой привод заедал, для перекладки надо было усилие четырех человек. В 00 ч. 40 м. лодка погрузилась, чтобы избежать идущих без огней судов и, лежа на грунте, перебрала рулевой привод. В 1 ч. 30 м. она всплыла и начала зарядку. Несмотря на большое число высланных на поиск лодки судов, обнаружить ее им ни в этот, ни в следующий день не удалось. Лодка же с рассветом 3.10 погрузилась и весь день держалась на подходах к Засснитцу, наблюдая лишь небольшое судоходство. В 17 ч. 30 м. она обнаружила большой германский пароход. Лодка всплыла и открыла по нему огонь из орудия. Второй выстрел дал попадание в его среднюю часть. Пароход остановился. Это был пароход "Свиония" ("Svionia", 2800 (2769?) брт.), идуший в балласте из Штетина в Швецию. По сигналу команда на шлюпках покинула пароход. Так как было слишком свежо, чтобы подойти к борту парохода, лодка, приблизившись, открыла по нему огонь с целью пробить его борт у ватерлинии, а затем были выпущены две торпеды. Одна торпеда не пошла, а вторая прошла под днищем корабля. В это время с маяка Аркона было выпущено много ракет. С наступлением темнотъ в 19 ч. 15 м. лодка оставила пароход и направилась к Борнхольм чтобы укрыться за ним от все усиливающегося ветра. Брошенный пароход снесло и выбросило на берег. Таким образом, несмотря на организованный значительными силами поиск, ПЛ удалось все же уничтожить пароход на виду немецких береговых постов. 4.10 и 5.10, ввиду штормовой погоды, оставалась у Борнхольма, в 4-х милях на вест от маяка Реннэ. Днем 4.10 и 5.10 лодка лежала на грунте. С темнотой 5.10 направилась к Мэну и в 1 час 6.10 легла на грунт в 4-х милях нa зюйд-ост от Моэнсклинта. Утром лодка перешла под водой к Стевнс-клинту. В течение дня держалась под водой между Стевнс-клинтом и Фальстербо, наблюдала несколько миноносцев, атаковать которых не удавалось, и около 15 парусных траулеров, видимо, постоянно находящихся в этом районе. С темнотой лодка направилась к Гиедзеру и в 7 милях на норд-вест от плавучего маяка легла на грунг. 7.10 лодка крейсеровала в районе Гиедзера, наблюдала много небольших торговых судов, но погода была слишком свежа, чтобы всплыть и осмотреть их. Небольшой вооруженный траулер прошел на зюйд, но зыбь не позволяла стрелять торпедой по мелкосидящему кораблю. С темнотой лодка всплыла и перешла на подветренчую сторону острова Мэн, где после зарядки легла на грунт. В течение 8.10 крейсеровала в районе торгового пути между Моэнс-клинтом и Гиедзером. Наблюдала эскадренный миноносец и вооруженный траулер, но обоих из-за плохой видимости открыла слишком поздно и атаковать не могла. Ко всем встреченным пароходам лодка приближалась, но они шли под шведским флагом, всплывать же для осмотра их было слишком свежо. Вечером опять вернулась к Мэну. 9.10 лодка снова крейсеровала в том же районе. Пыталась в течение дня атаковать вооруженный пароход, большой миноносец и легкий крейсер. Все атаки были неудачны. Миноносцем лодка была замечена. Погружением лодке удалось избегнуть его таранного удара. С темнотой зарядилась, а затем легла на грунт на норд-ост от плавучего маяка Гиедзер. Вследствие большой волны лодку сильно било о грунт. 10.10 лодка опять крейсеровала под водой в том же районе. В 15 ч. 30 м., обнаружив в 12 милях на зюйд-вест от плавучего маяка Гиедзер германский пароход, она всплыла и, остановив его сигналом, приказала команде покинуть пароход. Это был шедший в Любек пароход "Лулеа" ("Lulea", 2250 (2239?) брт). Большая, волна не позволяла подойти к борту парохода и мешала использованию артиллерии. Поэтому были выпущены торпеды. Первая торпеда, вследствие неисправности прибора Обри, начала циркулировать, пройдя в 15 м за кормой лодки. Вторая торпеда попала в корму парохода, но не взорвалась. Третья - прошла под килем тарохода. Наконец, четвертая - прошла под его носом. Бросив пароход, лодка направилась к Дорнбушу и с темнотой пошла к Борнгольму. Брошенный пароход выбросило на риф, откуда он через несколько дней был снят и доставлен немцами в порт. Пройдя ночью в расстоянии 3 каб. от мыса Хаммерен, направилась к южной оконечности Эланда и с утра 11.10 начала поиск неприятельских торговых судов в районе между южной оконечностью Эланда и маяком Утклипан, где пароходы, пересекая Кальмарзунд, должны были некоторое время находиться вне шведских территориальных вод. В 9 ч. 40 м. лодка остановила германский пароход "Вальтер Леонхардт" ("Walter Leonhardt", 1261 брт.), шедший из Лулео в Гамбуг с железной рудой. После оставления экипажем парохода на него была послана лодочная команда для открытия кингстонов и для взрыва в кормовом трюме подрывных патронов. Из-за неисправности взрывателя патрон не взорвался. Пришлось вновь послать подрывную партию для замены взрывателя. Через 3 минуты после взрыва пароход затонул. Команду парохода принял остановленный для этого шведский пароход. В 12 часов был обнаружен немецкий пароход "Германия" ("Germania", 1933 брт), шедший в Германию с грузом железной руды. Впоследствии уничтожение этого парохода вызвало протест Швеции и большую переписку русского командования с английским адмиралтейством. Пароход, заметив лодку, направился к шведскому берегу. Лодка погналась полным ходом за ним и подняла сигнал с требованием немедленно остановиться. Так как пароход не останавливался, лодю открыла по нему огонь из орудия. По утверждению командира лодки пароход в этот момент находился вне 3-мильной территориальное полосы. Снаряды падали с большими недолетами. Пароход не останавливался и выбросился на камни. в двух милях от берега. Лодка подошла и ошвартовилась к пароходу, который был уже покину своей командой. Взяв корабельные документы и (по немецкой версии) взорвав патрон в кормовом трюме, лодка отошла от парохода и направилась к южной оконечности Эланда. Пароход впоследствии был снят с камней и отремонтирован. В 14 часов лодка обнаружила новый пароход и погналась за ним. В 15 часов пароход по сигналу застопорил машины и прислал шлюп с судовыми документами. Это оказался пароход "Гутруне" ("Gutrune", 3246 (3039?) брт), шедший с грузом руды из Лулео в Гамбург. На пароход была послана партия, открывшая на нем главные кингстоны и все двери в переборках. После этого по носовому трюму было сделано три выстрела из пушки. Команда парохода была передана на шведский пароход. В 16 ч. 25 м. лодка погналась за двумя большими пароходами шедшими на юг. В 16 ч. 45 м. она остановила шведский пapoxод "Нюланд", груженный железной рудой для Роттердама. Документы оказались вполне исправными и он был отпущен. В 16 ч. 55 м. был остановлен второй пароход. Это оказался германский пароход "Директор Реппенхаген" ("Direktor Rippenhagen", 1775 (1683?) брт.), шедший с магнитной рудой из Стокгольма в Наденхан. На этот пароход также была послана команда, открывшая кингстоны к двери переборок. Пароход быстро затонул. В то же время был остановлен шведский пароход "Марта", шедший из Стокгольма в Ньюкастель с грузом бумажной массы. На "Марту" была передана команда с "Директора Реппенхагена" и пароход был отпущен для следования по назначению. В 18 часов лодка, наблюдая, как тонет "Гутруне", заметила большой пароход. Увидев лодку, он направился к шведскому берегу. В 18 ч. 30 м. уже в сумерках, после того как был дан выстрел ему под нос, пароход остановился. На него была послана вооружения команда, которая взорвала подрывной патрон в его кормовом трюме и открыла главные кингстоны. Это оказался германский пароход "Никомедия" ("Nicodemia", 4413 (4391?) брт) с грузом магнитной руды из Лулео в Гамбург. Команда на шлюпках направилась к берегу. Немцы утверждали, что этот пароход был потоплен в территориальных шведских водах и заявили протест, отклоненный шведами, ввиду невозможности доказать, что место гибели парохода действительно находилось в территориальных водах. Обогнув Эланд, направилась вдоль западного берега Готланда. Линию немецкого дозора она прошла в темноте, никого не обнаружив. 12.10 с утра лодка разошлась с несколькими шведскими пароходами, и в 10 ч. 40 м. остановила тоже шведский пароход "Нике" ("Nike", 1800 брт), шедший из Стокгольма в Штетин с грузом железной руды. На пароход был послан офицер с двумя матросами с приказанием вступить в командование пароходом и вести его вслед за лодкой в Ревель для дальнейшего расследования. Следуя дальше в Ревель, лодка остановила шведский пароход "Аугуст" ("August"). Осмотр установил, что пароход вез лес в Англию и поэтому лодка его отпустила. Ночью, приближаясь к русским берегам, ПЛ по радио просила выслать миноносец для дальнейшего конвоирования захваченного шведского парохода и зажечь маячные огни. В 7 ч. 45 м. 13.10 у банки Аполлон лодку встретил миноносец "Достойный", которому она передала захваченный ею пароход (после досмотра был отпущен). В 5 милях на норд-ост ПЛ была атакована немецкой лодкой (видимо "U-9"), выпустившей с большой дистанции торпеду. ПЛ "Е-19" удалось уклониться от торпеды. Немедленно предупредив об этом по радио идущий позади миноносец с призом, лодка благополучно проследовала в Ревель. Таким образом, ПЛ "Е-19" пробыла в походе 14,5 суток. В результате похода ею было потоплено четыре парохода общим тоннажем 10500 т, три парохода общим тоннажем 7000 т выбросились на берег и один шведский пароход был приведен в порт. Кроме того, лодка установила курсы, которыми пользуются германские военные корабли при проходе узкости Гиедзер-Дарсерорт ж пути движения торговых кораблей в районе Кильской бухты, Фемарн-Бельта и к западу от Борнгольма;

1915 год 30 октября - 8 ноября
Боевой поход. Вечером 30.10 вышла из Ревеля на позицию в районе о. Борнхольм - мыс Аркона - о. Мэн. Не заходя на этот раз к Дагерорту, сразу направилась к Ландсорту. По пути, в полдень 31.10, заметила какое-то подозрительное судно. Уклонилась погружением. Пройдя вдоль западного берега Готланда к утру 1.11 подошла к южной оконечности Эланда. В этом районе обнаружила два траулера. Избежав с ними встречи, изменила курс с расчетом выйти на пути движения коммерческих кораблей. Только на меридиане Утленгапа обнаружила два шведских парохода, с которыми разошлась, идя под водой. Было очевидно, что движение днем торговых кораблей со времени начала действий лодок против германской торговли значительно сократилось. Всплыв в надводное положение направилась в бухту Ханэ. В 19 ч. 30 м. остановилась и начала зарядку. В расстоянии порядка трех миль было видно много рыбацких судов. Окончив зарядку около 23 часов, легла на грунт. Утром 2.11 всплыла под перископ и под водой вышла из бухты Ханэ. В течение 6 часов шла под водой, обнаружив лишь несколько рыбацких судов. Погода была ясная и тихая. В 15 часов всплыла на поверхность и сразу же в 6 милях от себя увидела пароход, идущий курсом зюйд-вест. Снова уйдя под воду стала маневрировать с целью сблизиться и рассмотреть пароход. В 15 ч. 30 м. всплыла на поверхность и подняла сигнал "остановиться немедленно", на что корабль не обратил внимания. Лодка произвела выстрел ему под нос и, так как он все-таки не остановился, выстрелила в надстройку и попала в основание трубы. В 15 ч. 37 м. пароход остановился. Прекратив огонь, лодка подошла к его борту. Это оказался пароход "Суоми" (Suomi, 1016 (1000?) брт.) из Гамбурга, идущий с грузом леса в Дельфгиль. Капитан не протестовал против потопления парохода так как последний был вне территориальных вод и в 21 миле от ближайшего берега. На пароход была послана команда с приказанием поджечь груз и заложить подрывной патрон под клапаны забортной воды холодильника. После того как команда покинула на шлюпках пароход, был заложен подрывной патрон и корабль подожжен. В 16 ч. 09 м. лодка дала ход и легла на зюйд. Через одну минут патрон взорвался. Когда пароход скрывался уже за горизонтом, он сильно горел в носу и корме и имел крен на левый борт, его корма погружалась в воду. Обогнув вплотную Хаммарен и обойдя поставленные русским флотом в 1914 году минные заграждения, лодка направилась к Дарсерорту. Погода оставалась хорошей. Кораблей не было видно. Буй Плантагенет-грунд горел и находился на правильном месте. Дарсерорт не горел и вообще, видимо, зажигался только при проходе неприятельских кораблей. В 2 ч. 35 м. 3.11 легла на грунт в ожиданиг утра. В 7 ч. 40 м. всплыла и пошла под перископом в направлении узкостн Гнедзер-Дарсерорт. Здесь было обнаружено, что, благодаря более соленому течению из узкости, лодка не могла погружаться ниже 10,5 м. Взяв пробу воды, лодка обнаружила разницу в солености на глубинах 3 и 9 м. Лодке пришлось принять 3 лишних тонны воды для погружения на 12 м. На этой глубине она в продолжение часа оставалась в равновесии. В течении дня никаких судов не наблюдалось. В 18 ч. 10 м. всплыла на поверхность и пошла к бую Бантагенет-грунд , где становилась, продолжая заряжаться. В 23 ч. 30 м., окончив зарядку, легла на грунт на глубинe 20 м. 4.11 в 6 ч. 40 м. всплыла на поверхность и опять пошла под главными машинами к узкости. Видимость была не более мили. В 8 ч. 05 м. погрузилась на 7,5 м. Снова, как и накануне, наблюдалась та же трудность погружения более, чем на 10,5 м. В 11 ч. всплыла на поверхность и дала ход машинам, наверху оказалась очень густая мгла. Около полудня лодка, увидев два парусника, погрузилась, чтобы не быть обнаруженной. Весь день она крейсеровала у узкости Гиедзер-Дарсерорт. Никаких судов, кроме двух маленьких пароходов не наблюдала. Погода после полудня прояснилась. В 18 ч. 30 м. всплыла на поверхность и под главными машинами пошла для зарядки к северу от плавучего маяка Гиедзер в 10 милях от него. В полночь легла на грунт на 14-метровой глубине. Утром 5.11 всплыла и под перископом перешла на прежнюю позицию. Находясь в этом районе, она в течение дня видела три эсминца, но не атаковывала их из опасения обнаружить свое присутствие в этом районе и в надежде встретить более интересную цель. С темнотой всплыла на поверхность и продолжала здесь же крейсеровать. Видимость была очень малой и поэтому командир рещил идти на зарядку в ту же точку, что и накануне. Вскоре после ухода от узкости, видимо, для прохода через узкость каких-то кораблей, зажегся маяк Дарсерорт. Ночь лодка опять провела на грунте. День 6.11 провела, как и предыдущие дни, на позиции в узкости, крейсеруя под перископом. Удалось установить скорость течения в этом районе: 0,75-1 узел на норд-ост. Никого не обнаружив и в этот день, с наступлением темноты всплыла и направилась над водой к Плантагенет-грунду и от него к норд-вестовому углу русского заграждения у Арконы. В 23 часа зажегся маяк Аркона и под берегом можно было рассмотреть несколько судов, шедших близко друг с другу, видимо, под конвоем. Погода засвежела. На ночь легла на грунт к весту от заграждения. Утром 7.11 всплыла на поверхность и направилась к норд-остовому углу заграждения в надежде обнаружить паромы, совершающие рейсы между Треллеборгом и Засснитцем. Придя в намеченную позицию, крейсеровала, оставаясь в надводном положении. В 9 ч. 05 м. обнаружила пароход и остановила его. Он оказался шведским пароходом с грузом бумаги, идущим в Засснитц. Пароход был отпущен. В 10 часов был обнаружен большой паром. Догнать его не удалось. В 10 ч. 25 м. обнаружила идущие в 3-х милях за паромом крейсер и два миноносца. Атаковать крейсер тоже не удалое. В 10 ч. 30 м. показался паром, идущий из Треллеборга. В течении 45 минут лодка гналась за ним, но не смогла его догнать. Во время этого преследования показался на ост еще один паром. В 13 ч. 20 м. обнаружила на норд-ост в расстоянии 4-х миль легкий крейсер, идущий с одним миноносцем на зюйд-ост. Лодка погрузилась и начала сближение с крейсером с целью его атаковать. Крейсер шел скоростью около двенадцати узлов. Это был крейсер "Ундине" (Undine, 2700 т), конвоировавший шедший из Треллеборга паром. В 13 ч. 45 м. с расстояния 1600 м выпустила торпеду из носового аппарата. Вследствие плохой погоды след торпеды был замечен с крейсера очень поздно и она попала в середину корабля, причина ему тяжелое повреждение. Описав большую циркуляцию, крейсер остановился. Носовая часть была в огне, в то же время он садился носом в воду. Охранявший крейсер миноносец "V-154", находившийся в это время с другого борта, бросился преследовать лодку, но вскоре был вызван к крейсеру, так как последний начал тонуть. Уклоняясь от преследования миноносца и в то же время маневрируя для занятия позиции для повторной стрельбы торпедой лодка прошла под кормой миноносца в 13 ч. 55 м. выстрелив торпедой из кормового аппарата с расстояния 1100 м. Торпеда попала в крейсер. Взрыв произошел в районе грот-мачты. Видимо, взорвался кормовой погреб, так как произошел двойной взрыв - большое количество дымящейся массы взлетало на воздух и падало в воду между крейсером и лодкой. Миноносец, заметив след вторюй торпеды, успел отойти на несколько метров от борта крейсера, когда в него попала торпеда, и открыл огонь по перископу. Близко рвущиеся снаряды заставили лодку уйти под воду. Когда через три минуты лодка снова подняла перископ, крейсера на поверхности воды уже не было. Лодка пыталась атаковать миноносец, занятый спасением людей, но он часто менял курсы и ход, из-за чего командир решил от атаки отказаться. Большой паром, который конвоировал крейсер, также занялся спасением людей и в течение целого часа оставался в этом районе в то время как миноносец через полчаса ушел на юг. ПЛ паром не атаковывала. На крейсере погибло 24 человека). В 15 ч. 27 м. лодка всплыла и направилась в Борнхольм. В 19 часов, обогнув северную оконечность Борнхольма, направилась к Утленгану, чтобы, переночевав, с утра начать перехват германских пароходов, проходящих через этот район. Ночью было замечено пять пароходов, идущих совместно в направлении к Борнхольму. Из-за неисправности в системе погружения командир вынужден был отказаться от дальнейших боевых действий и направился в Ревель. Пройдя вдоль западного берега Готланда, вечером 8.11 вернулась в базу. Командир ПЛ был награжден императором России орденом Святого Георгия IV степени;

1915 год 27 ноября - 7 декабря
Боевой поход. В ночь на 28.11 вышла из Ревеля на позицию в юго-западной части Балтийского моря. Утром 28.11 прошла Дагерорт и направилась к Готска-Сандэ. Погода становилась все хуже, штормовой ветер от зюйд-веста при снеге и большая волна делали плавание чрезвычайно тяжелым. В 17 часов подошла к Готска-Сандэ. Так как ветер еще усилился, командир решил изменить первоначальный план - идти вдоль западного берега Готланда и направился вдоль восточного. Из-за большой волны даже и за островом идти было тяжело, лодка уменьшила ход, а затем решила приблизиться к берегу и за ним укрыться от непогоды. В 1 час ночи 29.11 направилась к Эстергарну и в 3 ч. 23 м. легла на 30-метровой глубине на грунт. В 11 ч. 30 м. всплыла под перископ. Все еще продолжал дуть сильный зюйд-вестовый ветер. Вскоре командир увидел два идущих на зюйд германских сторожевых корабля. Так как оба они шли в нейтральных водах, лодка их не атаковывала. В 17 ч. 30 м. всплыла на поверхность и, поскольку погода улучшалась, направилась к Хоборгу, а оттуда в бухту Ханэ. С утра 30.11 крейсеровала в районе бухты Ханэ. В течение дня наблюдала лишь один шведский пароход и два миноносца, идущих курсом зюйд-вест. Лодка не погружалась, так как миноносцы прошли на самом горизонте. Погода к вечеру снова стала ухудшаться, и лодха направилась к Борнхольму. На ночь легла на грунт под берегом Борнгольма. 1.12, еще в темноте, всплыла и направилась к линии движения паромов между Треллеборгом и Засснитцем. Погода значительно улучшилась. Не обнаружив пароходов в этом районе, пошла к Треллеборгу. На подходе обнаружила конвоируемый шведским миноносцем паром. Лодка погрузилась и снова направилась к Засснитцу. В 15 ч. 10 м. командир увидел два германских эсминца, направлявшихся, видимо, из Засснитца в Треллеборг. Эсминцы часто меняли курсы и прошли далеко от лодки. В 18 часов всплыла и направилась к Мэну. Ночь провела на грунте вблизи Мэна. Весь день 2.12 крейсеровала под водой вблизи Мэна, но наблюдала лишь 4 парусника, прошедшие из узкости Гиедзера к Зунду. К вечеру образовался густой туман. Южнее Мэна лодка всплыла на поверхность. С 21 до 22 часов, согласно указаниям о связи, имела радиовахту, но слышала только германские станции. На ночь снова легла на грунт на 20-метровой глубине. 3.12 опять весь день крейсеровала в том же районе, держась под перископом. Ветер был около 2 баллов, видимость порядка - 50 каб. В течение дня наблюдала два германских парохода, прошедших в узкость Гиедзера, и два шведских, прошедших из Зунда в Балтийское море. В 16 ч. 15 м. по пеленгу норд был обнаружен германский миноносец, идущий на зюйд прямо на лодку. Это был миноносец "V-152". Примерно в 5 каб. от лодки миноносец изменил курс. Все же лодке удалось выпустить торпеду из правого траверзного аппарата. Резким поворотом миноносцу удалось избежать попадания - торпеда прошла впереди близко от форштевня. Миноносец, часто изменяя курсы, ушел в узкость Гиедзера. В 17 часов лодка всплыла, зарядилась и в 21 ч. 30 м. легла на ночь на грунт у Мэна. 4.12 в 5 ч. 30 м. всплыла на поверхность и, увидев пароход, погналась за ним. Было еще темно, вместо прожектора лодка использовала сигнальную лампу, с помощью которой ей удалось передать пароходу требование остановиться, что и было им выполнено. Подойдя к борту ш установив, что это германский пароход "Фризенберг" ("Frisenberg", 1316 (1300?) брт.). Пароход был уничтожен с помощью подрывных патронов. Так как пароход имел радиотелеграф, командир ПЛ, считая, что присутствие лодки в этом районе стало известно немцам, решил перейти снова на пути движения паромов. Погода была тихая, ветер слабый. Подходя к намеченной позиции, лодка видела прошедший далеко от нее паром, направлявшийся в Треллеборг. В 11 ч. 30 м. ПЛ погрузилась под перископ и вскоре увидела паром, идущий прямо на нее. В 5 каб. от парома лодка всплыла и пристопорила на перископе сигнал об остановке, но быстро убедилась, что паром шведский. После этого направилась к городу Истад, где путь движения пароходов располагался в 3 милях от берега. Придя на позицию обнаружила три парохода со шведскими марками на бортах. Один из них, по мнению командира, был без сомнения германской постройки, со свеженакрашенными на бортах шведскими флагами. Пароход был сильно загружен. Два другие шли с балластом к Сандхаммарену. До 21 часа лодка держалась в 3,75 мили от Истада. Уже в темноте она обнаружила еще три парохода. Лодка подходила к ним, освещая их дуговой лампой, но все они оказались шведскими. После этого, обойдя у Сандхаммарена дежурный траулер, направилась к Эланду. В течение ночи и дня 5.12 по пути к Хоборгу осмотрела еще несколько пароходов, но все они оказались шведскими. Весь день погода была тяжелой для плавания с сильным ветром и снегом. Под утро 6.12 подошла к Эстергарну и в ожидании рассвета легла на грунт. В 9 часов лодка всплыла на поверхность и направилась на норд-ост. Вскоре, в 10 ч. 15 м., был обнаружен германский сторожевой корабль. В 10 ч. 37 м. с расстояния 3 каб. выпустила из носового аппарата торпеду, которая прошла, видимо, под кораблем. Выстрел со сторожевого корабля был замечен. В 11 ч. 54 м., когда сторожевой корабль находился от лодки в 40 каб. на зюйд, она всплыла и направилась в надводном положении на норд-ост. Однако, вскоре с зюйда показались два миноносца, видимо, вызванные сторожевиком. Это заставило лодку погрузиться. Так как поверхность моря была как зеркало, командир лодки считал атаку невозможной и поэтому ушел на глубину 24 м. Проведя час под водой, всплыла и направилась в надводном положении к Дагерорту. К вечеру погода снова сильно засвежела. Ночью лодка шла, зарываясь в волны и принимая много воды внутрь. Не имея возможности укрыться за берегом, лодка легла на грунт. Утром 7.12 всплыла и, зайдя к Дагерорту, направилась в Ревель, куда и пришла вечером того же дня;

1916 год 14 - 23 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либава - мыс Стейнорт - Хоборт. Безрезультатно;

1916 год 9 - 15 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Виндавы, обеспечивала набег отряда крейсеров и миноносцев. Безрезультатно. 10.6 четырежды атаковалась авиацией. 12.6 еще раз атакована авиацией (в общей сложности на ПЛ сброшено 35 бомб);

1916 год 28 - 31 июля
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1916 год 1 авгста
Перечислена в состав Балтийской флотилии Королевских ВМС Великобритании. Подчинение Балтийскому флоту России сохранилось;

1916 год 21 - 24 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1916 год 30 сентября - 9 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе о. Фаре. Безрезультатно;

1916 год октябрь - 2 ноября
Боевой поход. В конце октября вышла на позицию в район мыса Стейнорт. Безрезультатно;

1916 год 9 - 17 ноября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе мыс Стейнорт - мыс Дагерорт. Атаковала двумя торпедами пароход "Borderland" (промах);

1916 год - 1917 год зима
Установлено русское 47-мм орудие;

1917 год 13 - 17 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе южнее о. Эланд. Не смогла атаковать германский пароход в районе южной оконечности о. Эланд;

1917 год 5 - 9 июля
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 2 - 6 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. 6.8 атаковала двумя торпедами германский 3000-тонный транспорт (промах);

1917 год август
В конце августа перебазирована в Гангэ;

1917 год 25 августа - 5 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе о. Борнхольм - мыс Фальстербо. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 27 - 30 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно. На пути в базу подобрала шлюпку с двумя едва живыми русскими военнопленными, бежавшими из лагеря в районе Данцига. На подходах к Гангэ села на мель и была вынуждена идти в Ревель для постановки в док;

1917 год октябрь
После ремонта перешла в Гангэ;

1917 год 13 - 18 ноября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе мыса Стейнорт. 17.11 около 12 ч. атаковала двумя торпедами конвой из пяти небольших транспортных судов (промах);

1917 год декабрь
В конце декабря переведена для базирования в Гельсинфорс;

1918 год 3 апреля
Выведена ледоколом и взорвана экипажем на внешнем Свеаборгском рейде (в полутора милях южнее маяка Грохара) для предотвращения захвата немцами и большевиками. Экипаж вернулся на родину через Мурманск на британском транспорте.




командиры:


1. Ф.Н.А. Кроми (F.N.Cromie) ВМС Великобритании (1915-1917), награжден российскими орденами Св.Владимира (IV ст. с мечами), Св.Анны (II ст. с мечами) и Св.Георгия (IV ст.).
2. Дж. Шарп (G.Sharp) ВМС Великобритании (1917-1918).



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ Е-18 и Е-19 в Ревеле (1915 год)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Козлов Д.Ю. "Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы", ЛеКо, Санкт-Петербург, 2006г.
5. Информация с сайта "Английские подводные лодки"



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018