Rambler's Top100 Ёрш, ПЛ №9, Рабочий Тип "Ерш"

"Ёрш" (с 1920 - бортовой №12),
ПЛ №9, "Рабочий" (бортовой №9)

Тип «Барс», Тип «Ёрш»




фотография:


ПЛ Ёрш

Минный заградитель "Ёрш".




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1914 год 18 марта
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1914 год 3 (4?) июля
Номинально заложена на заводе "Ноблесснер" (Ревель) как ПЛ типа "Барс". Постройка производилась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге;

1915 год 27 февраля
Зачислена в состав БФ;

1916 год 11 ноября
Получен подряд по переоборудованию в минзаг по типу "Ерш";

1917 год
Экипаж участвовала в Февральской революции;

1917 год весна
Спущена на воду, числилась как отдельно плавающая ПЛ дивизии ПЛ Балтийского моря;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 7 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в тяжелых ледовых условиях;

1918 год апрель
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 16 апреля
Перешла в Петроград;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год лето
После окончания ремонта перечислена в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ;

1918 год 1 октября
На ПЛ произошла авария, подробности не сохранились;

1918 год октябрь
Перечислена в состав резервного дивизиона ПЛ БМ с нахождением в резерве;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 находилась в состоянии ремонта;

1919 год 15 марта
Резервный дивизион расформирован, выведена в состав ПЛ первого резерва;

1919 год 27 мая
Вошла в боевой состав ДОТ Балтфлота;

1919 год 11 октября
Переведена на Ладожское озеро (?);

1920 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Тигр", "Рысь", "Ягуар" и "Тур" совершила совместный шестидневнй поход по Финскому заливу;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Кронштадт;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "12";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-9";

1922 год 20 мая
Переформирована в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 10 августа
Закончила очередной ремонт и перешла в Кронштадт, где вступла в строй;

1922 год 1 ноября
Во время совместного похода столкнулась с ПЛ-5 без серьёзных последствий. Столкновение произошло по вине последней;

1922 год 31 декабря
Переименована в "Рабочий" (бортовой номер 9);

1923 год 1 мая
Вошла в состав действующей группы ПЛ МСБМ;

1923 год 19 июня
При совместном отходе от причала столкнулась с ПЛ "Большевик";

1923 год - 1924 год
Прошла капитальный ремонт;

1924 год 8 февраля
Входила в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год 29 июля
Переформрована в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1924 год 15 - 16 июня
Под руководством специальной комиссии произвела испытательную постановку мин заграждения типа "ПЛ" в районе маяка Толбухин;

1926 год октябрь
Переформрована в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1931 год 22 мая
Затонула в Финском заливе в результате столкновения с подводной лодкой "Красноармеец" во время совместных учений (ночью в условиях непогоды). Была протаранена при следовании в кильватер ограждением правых носовых горизонтальных рулей ПЛ "Красноармеец" в кормовую часть. В прочном корпусе появилась пробоина величиной с ладонь в недоступном для заделки месте. Весь состав верхней вахты спустился вниз, закрыв рубочный люк. Старания команды заделать пробоину не увенчались успехом, и подводная лодка, потеряв плавучесть затонула через 5 минут со всем экипажем (45 человек). Комиссия, сформированная ВВС Морских Сил балтийского моря, признала виновниками катастрофы вахтенного начальника ПЛ "Красноармеец" И.В. Тиманова, назначенного на ПЛ за 3 дня до выхода в море, а также командира ПЛ "Красноармеец" А.Д. Атавина (назначен 17 февраля 1931 г.) и военкома В.Н.Толкачева. Все трое были арестованы и осуждены;

1932 год
Несмотря на то, что место затопления лодки было приблизительно известно, ее удалось найти только в 1932 году. Лодка лежала на глубине 84 метра без крена, с дифферентом на корму;

1933 год март - 21 июля
Проведена операция по подъему затонувшей ПЛ силами Балтийской экспедиции ЭПРОН. В районе затопления был илистый грунт, поэтому представилась возможность завести подъемные стропы под корпус лодки методом подрезки. В основу проекта положили ступенчатый метод подъема с величиной ступени около 12-15 метров. Такая величина определялась высотой подъема гака гиней спасательного судна "Коммуна" (бывший "Волхов") от поверхности воды. В этом случае исключался тяжелый водолазный труд по закладке огонов подъемных стропов на гаки гиней, поскольку эта работа выполнялась без водолазов на уровне поверхности воды. Подъем был осуществлен за 4 месяца и 21 июля подъем подводной лодки был окончен. Экипаж был похоронен в Кронштадте;

1933 год лето
Ввиду нецелесообразности восстановления, была сдана "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл. Исключена из состава ВМФ.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Рабочий после аварии.
2. Фотография Памятник морякам, погибшим 22.05.1931 на ПЛ "Рабочий".



командиры:
(1-10 по данным источника №9, 11-13 по данным источника №6)


1. Карабурджи Д.С. (1916) ВРИД(?), по данным источника №6, но в это время командовал ПЛ "Макрель" и ПЛ "АГ-15"
2. Кондрашев В.Н. (20.09.1916-30.01.1917)
3. ? нет данных (30.01.1917-27.03.1917)
4. Тихомиров В.В. (27.03.1917-28.11.1917)
5. Головачёв Н.Н. (09.1917-11.1917) ВРИД(?), по данным источника №6, но в это время был старшим офицером ПЛ
6. Петранди Г.М. (28.11.1917-15.11.1918)
7. Бугаев Г.Л. (26.11.1918-25.04.1919)
8. ? нет данных (25.04.1919-18.06.1919)
9. Иконников А.А. (18.06.1919-18.02.1920)
10. Петров Б.А. (14.02.1920-23.11.1920), с 18.02.1920 - принял корабль
11. Васильев Г.В. (23.11.1920-1925)
12. Грибоедов К.Н. (01.01.1926-01.05.1929)
13. Царевский Н.А. (01.05.1929-22.05.1931)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
9. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016