Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Святой Георгий" (тип "F" III серии)

Тип «Святой Георгий» (тип "F" III серии, Италия).



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка Ф-1


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СПЕЦИЯ (Италия): Верфь Сан-Джорджио фирмы FIAT

1

 «Святой Георгий»

-

10.1916

08.04.1917

07.05.1917

 до 07.05.1917 - Ф-1
 07.05.1920 - пер. в «Коммунар»
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-15 (?)



4. История проекта:


Итальянской фирмой "FIAT" на судостроительной верфи Сан-Джорджио в г.Специя строились небольшие подводные лодки, конструктором которых был Чезаре Лауренти. В период 1911-1917 гг. фирма "FIAT" построила несколько типов таких подводных лодок, поступивших на вооружение Италии, Португалии, Бразилии, Испании. В январе 1914 г. находившийся в Петербурге директор фирмы предложил Морскому министерству России приобрести одну из строившихся на верфи Сан-Джорджио подводных лодок.

Их отличительной особенностью было то, что они имели двойной корпус. Внутренний прочный корпус размещался в средней части наружного корпуса и ограничивался двумя переборками "высокого давления", выдерживающими напор воды на глубине 20 метров. В этом внутреннем корпусе размещалось все основное оборудование лодки, а в подводном положении - весь экипаж, кроме двух торпедистов, находившихся в носовом отсеке. Вне внутреннего корпуса в оконечностях лодки размещались аккумуляторные батареи, дифферентные цистерны и жилой отсек. Условия обитаемости в жилом отсеке были тяжелыми, на команду из 17 человек было всего 4 постоянных койки. Весь корпус делился водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков, из них 3 находились во внутреннем корпусе, что обеспечивало непотопляемость лодки при затоплении одного отсека в надводном положении или на глубине до 10 метров.

Водяной балласт располагался в межкорпусном пространстве, которое по высоте разделялось платформой с погибью, обеспечивающей сток воды из верхней полости при всплытии. Из нижней полости межкорпусного пространства, находящегося ниже грузовой ватерлинии, забортная вода при всплытии откачивалась или продувалась. В верхней части прочного корпуса размещалась проницаемая легкая надстройка. Для улучшения мореходности шпигаты надстройки закрывались специальными заглушками с помощью тяг, приводившихся в действие с палубы. В надстройку убирались выдвижные кормовые и носовые горизонтальные рули.

Для обеспечения аварийного всплытия на лодке имелось два отрывных киля по 6 т, а для подъема лодки на ней имелись 100-тонные рымы. Испытания лодок этого типа показали чрезмерную остойчивость в надводном положении и недостаточную всхожесть лодок на волну. Переход лодки на ходу из надводного положения в подводное занимал 6-7 минут. При постройке лодок применялся метод натурного макетирования средней части прочного корпуса, что значительно ускоряло работы по монтажу устройств и трубопроводов.

Для ознакомления с лодкой в Италию была направлена комиссия под председательством начальника подводной части Главного управления кораблестроения генерал-майора Е.П. Елисеева. 22 мая 1914 г. был заключен контракт на приобретение лодки, предусматривающий переход лодки под итальянским флагом в Севастополь, где должна быть произведена окончательная приемка лодки и передача ее Российскому флоту. 22 июня лодка была спущена на воду и начались достроечные работы и испытания. Однако, в связи с начавшейся 1-й мировой войной, итальянское правительство, ссылаясь на требование Гаагской конвенции, заявило о невозможности продажи подводной лодки воюющей стране. 18 февраля 1915 г. эта лодка вошла в состав итальянского флота под названием "Argonauta". После вступления Италии в войну на стороне Антанты для формирования флотилии Северного Ледовитого океана 25 октября 1916 г. был оформлен заказ на приобретение новой лодки типа "F" III серии. В России предполагалось назвать эту лодку "Ф-1".

В марте 1917 г. ПЛ получила наименование "Святой Георгий". С 18 июня по 9 сентября 1917 г. лодка осуществила переход в Архангельск. В специальном приказе морского министра особо отмечалась сложность "блестящего, исключительного по условиям плавания перехода... свыше 5000 миль... совершенного подводной лодкой малого водоизмещения через целый ряд зон расположения неприятельских подводных лодок, минных заграждений и т.п.". Командир лодки И.И. Ризнич был награжден орденом св. Владимира 4 степени с мечами и бантом, а судовой комитет лодки представил его к награждению "Георгиевским крестом".

Вскоре выяснилась неприспособленность лодки к холодным северным водам. По конструктивным особенностям лодка не могла действовать при температуре ниже 0 градусов, т.к. часть трубопроводов находилась в надстройке выше ватерлинии, при обмерзании заглушек шпигатов надстройки становилось невозможным погружение, во внутренних помещениях отсутствовала не только система теплоизоляции, но и действенная система отопления. Несколько раз ПЛ планировалась к переводу на Балтику, но по разным причинам переход откладывался или отменялся. Со временем ПЛ пришла в негодность и была выведена из состава флота.


5. Схема проекта:


тип F


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 260
  подводное, тонн: 313
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 13,4
  полная подводная, узлов: 9,5
  экономическая надводная, узлов: 9,0
  экономическая подводная, узлов: 7,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1720 (9,0)
  в подводном положении:

21 (7,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 45 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 45,1 метр
  ширина: 4,2 метра
  осадка средняя: 3,2 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1920):

2 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок (с 1916): 1 х 47 мм
  съемные торпедные аппараты: 2
  запасные торпеды: 2
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 360
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 4 х 125
  количество валов: 2
  обитаемость  
  экипаж:

24 человека

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017