Rambler's Top100 Подводнаяч лодка "Карась". Тип "Карп"

"Карась"

Тип «Карп» (тип "Е", Германия)




фотография:


Подводная лодка Карась

ПЛ "Карась" типа "Карп" возвращается в г.Севастополь. На заднем плане - броненосец "Ростислав". 1910 год.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):


1904 год май - июнь
Заложена на судоверфи "Deutsche Werke Kiel AG" в Киле (Германия) по заказу Морведа России;

1906 год 30 мая
Спущена на воду;

1906 год 12 июня
Начало заводских испытаний;

1906 год 25 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1906 год 12 сентября
Испытания торпедных аппаратов;

1906 год 2 ноября
Предъявдена к приемо-сдаточным испытаниям. Испытания проводились комиссией под председательством кап.1р. Беклемишева М.Н.;

1906 год - 1907 год зима
Получила наименование "Карась";

1907 год 10 сентября
Вступила в строй, при условии устранения за счет фирмы многочисленных замечаний уже в России;

1907 год 19 сентября
Граждане немецкого города Экенферда вручили ПЛ "Карась" шелковый памятный флаг;

1907 год сентябрь - октябрь
Своим ходом, совместно с другими ПЛ серии, перешла из Киля в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания;

1907 год 23 октября
Закончив дифферентовку в районе Либавских входных буев, вышла в море и попыталась погрузиться. При заполнении цистерн главного балласта неожиданно образовался дифферент на корму до 6 градусов. Попытка устранить дифферент за счет хода и перекладки горизонтальных рулей на погружение положительного результата не дала. После приема воды в носовую дифферентную цистерну, ПЛ получила отрицательную плавучесть и легла на грунт на глубине около 30 метров. Наружные балластные цистерны продуть не удалось (воздух стравился в внутрь ПЛ), внутренние балластные систерны не были рассчитаны на продувание воздухом, помпы для откачки воды на такой глубине не работали. В результате дачи хода и перекладки рулей на всплытие, ПЛ переползла по грунту на глубину около 27 метров. Было принято решение отдать откидные кили. Однако всплыть удалось только после получасового раскачивания ПЛ путем перебегания личного состава с борта на борт. При обследовании ПЛ выяснилось, что дифферент образовался из-за попадания воды в керосиномоторы через незакрытый газоотводной клапан. В результате аварии были сломаны лопасти правого гребного винта, погнута лопасть левого винта, три аккумулятора были сдвинуты с места и дали трещины, утеряны 3 откидных киля (1,3 и 4-й), повреждена цистерна главного балласта №4, сорвано 20 заклепок;

1908 год 22 апреля
Отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь;

1908 год 4 (6) мая
Прибыла в Севастополь. Вошла в состав отряда подводного плавания Черного моря. Зачислена в 28-й флотский экипаж ЧМ. Использовалась для учебных целей;

1908 год 1 августа
Собрана, моторы опробованы на зарядку, механизмы готовы к погружению;

1908 год - 1909 год
Совершила походы в Балаклаву и Ялту;

1909 год 1 сентября
ПЛ посетил император России Николай II;

1909 год 30 сентября
Отряд переформирован в дивизион подводных лодок Черного моря;

1910 год 13 сентября
Ранним утром протаранила катер №2 с "Синопа". Катер не заметил ПЛ и не приедпринял мер для уклонения. В результате удара в кормовую часть катера, он затонул. Из экипажа катера погиб матрос 2 статьи Иван Гичко. ПЛ поставили в док. Осмотр не выявил серьезных повреждений, но было принято решение поставить ПЛ в ремонт, совмещенный с модернизацией;

1911 год 29 июля
В составе дивизиона вошла в Минную дивизию Черного моря;

1910 год - 1911 год
Прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. Одна из цистерн главного балласта внутри прочного корпуса была переделана в цистерну высокого давления (для обеспечения ее продувания воздухом ВД) и дополнительно установлены 2 ТА Джевецкого. Установлена новая аккумуляторная батарея (360 элементов), по другим данным - установлена в 1912 году;

1913 год
Совершила походы в Балаклаву и Ялту;

1914 год 29 апреля
Двизион выделен в самостоятельное соединение с подчинением коморси Черного моря;

1914 год 19 июля- 1917 год 12 февраля
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на подходах к Севастополю);

1914 год 10 сентября
В составе Дивизиона вошла в Бригаду ПЛ ЧФ;

1915 год
Входила в состав 3-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;

1915 год 3 - 5 июля
Находилась на позиции у Ялты;

1915 год 6 - 9 июля
Находилась на дальней Балаклавской позиции;

1915 год 18 - 21 июля
Находилась на дальней Балаклавской позиции;

1915 год 27 - 30 июля
Находилась на дальней Балаклавской позиции;

1915 год 6 - 9 августа
Находилась на дальней Балаклавской позиции;

1915 год 12 - 16 августа
Находилась в походе к анатолийскому берегу;

1915 год
Прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков;

1916 год 30 июля
Перечислена в отряд особого назначения, предназначенного для обеспечения действй сил Дунайской флотилии в дельте Дуная;

1916 год 27 августа
Совершила переход по маршруту Севастополь-Одесса-Констанца;

1916 год октябрь
Совершила обратный переход в Севастополь;

1916 год осень
Входила в состав 4-го Дивизиона Подводной Бригады ЧФ. Базировалась на Балаклаву. Обеспечивала филиал УОПП;

1916 год декабрь
Признана непригодной к дальнейшей службе из-за сильного износа;

1917 год 12 (19?) февраля
Выведена из боевого состава;

1917 год 3 мая
Законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства;

1918 год 24 ноября
Захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль;

1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Предназначалась к ликвидации;

1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии;

1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков;

2012 год
На начало года подтвержденных данных об обнаружении ПЛ "Карась" нет. Остается единственной не найденной из ПЛ, которые были затоплены в 1919 году.




командиры:
(по данным источника №12)


1. Бабицын 1-й М.А. (12.04.1907-21.01.1909)
2. Феншоу Л.К. (05.01.1909-12.03.1911), 21.01.1909 - принял корабль
3. Паруцкий М.В. (14.02.1911-20.09.1914), 12.03.1911 - принял корабль
4. Беляев А.М. (23.09.1911-30.10.1911) ВРИД(?), по данным источника №4, но в это время был старшим помощником командира ПЛ "Карп"
5. Камлюхин А.И. (11.06.1913-11.07.1913) ВРИД
6. Кочетов Д.Д. (15.09.1914-02.03.1915), 20.09.1914 - принял корабль
7. Комаров М.С. (23.11.1914-05.12.1914) ВРИД
8. Зарубин Н.А. (11.02.1915-21.04.1915), 02.03.1915 - принял корабль
9. Попандопуло Г.Н. (21.04.1915-24.01.1917)
10. Пчельников 2-й Б.Б. (24.01.1917-05.05.1917) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
6. Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904" АСТ Москва, Харвест, Минск 2002г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
8. Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", "Таврида", Симферополь, 2004г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Царьков А.Ю. "Камбала" и другие", Морская Коллекция, №4, 2009г.
12. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017