Rambler's Top100 "Касатка" Тип "Касатка"

миноносец, ПЛ "Касатка"
тип «Касатка»



фотография:


Касатка

Миноносец "Касатка" на испытаниях. Октябрь 1904 года.
Фотография из книги Трусова Г.М. "Подводные лодки России", ч.1.



историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год 2 января
Балтийском заводу выдан наряд на строительство "миноносца № 140";

1904 год 18 марта
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Касатка";

1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 24 июля
Спущена на воду;

1904 год 6 сентября
Закончен монтаж;

1904 год сентябрь - октябрь
Частичное проведение испытаний. Первые испытания оказались неудачными. При погружении у лодки создавался большой дифферент на корму. Для ликвидации дифферента на ПЛ в кормовой части установили поплавок, симметричный с рубкой, расположенной в носовой части. Попутно с этим увеличили площадь горизонтальных рулей. При испытаниях обнаружились и другие дефекты, которые решено было устранять во Владивостоке;

1904 год 2 октября
Проведена проверка маневренности (совместно с ПЛ "Дельфин") на Кронштадском рейде членами МТК;

1904 год 17 октября
Совместно с ПЛ "Дельфин" произведена стрельба двумя торпедами. Торпеды вышли нормально;

1904 год 26 - 27 октября
Погружена на транспортеры;

1904 год 4 ноября
Отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток;

1904 год 2 декабря
Прибытие во Владивосток (по данным источника №13);

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров;

1905 год март
Спуск на воду и продолжение испытаний;

1905 год 9 апреля
Вошла в строй;

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год
Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого;

1905 год 10 - 16 апреля
Боевой поход по заливам и бухтам побережьям залива Петра Великого на восток от бухты Золотой Рог. В 10.20 10.4 вышла от Эгершельда. В 16.10 встала на якорь у о. Рикорд. В 02.00 11.4 снялась с якоря. В 09.00 прошла мыс Гамова, затем перешла в б. Постовую, где встала на якорь. Вскоре из-за ветра снялась с якоря и встала на бакштов к ТР "Якут", стоявшему на якоре в той же бухте. В 08.50 12.4 снялась с бакштова. В 17.00 вошла в залив Гошкевича и встала на якорь. Экипаж занимался ремонтом штока бензиномотора. В 05.30 13.4 снялась с якоря. В 14.00 прошла м. Энквиста. В 16.00 отказал бензиномотор. В 08.00 14.4 встала на якорь в заливе Гошкевича. С усилением ветра перешла в бухту Панова, а затем вышла в залив и перешла в бухту Мютин где в 13.10 встала на якорь. В 06.50 15.4 снялась с якоря и вышла в море. В 08.00 командир ПЛ осмотрел мины - по крайней мере одна из них оказалась неисправной (оборжавление). Командир решил возвращаться во Владивосток. Обойдя м. Башенный и бар в устье р. Ялу-Тюмень (Тумень-Ула), легла на курс к мысу Гамова. На переходе ветер достигал 5 баллов, а бортовая качка - 20 градусов. В 16.00 пройдя мыс Гамова в 17.45 встала на ночевку в бухте Астафьева на оба якоря. В 22.00 задул свежий ветер и якоря поползли - пришлось сняться с якорей и следовать дальше. В 04.00 16.4 встала на якорь в бухте Бойсмана. В 07.00 снялась с якоря и начала переход во Владивосток. Всего за поход было пройдено 310 миль;

1905 год 28 апреля - 4 мая
27.4 командир ПЛ получил приказание командира Владивостокского порта возглавить отряд подводных лодок из трех единиц ("Касатка", "Дельфин" и "Сом") для похода в район мыса Поворотный с целью поиска и атаки при обнаружении по пути следования судов противника. В 08.10 28.4 снялась со швартовов у Эгершельда. В 09.00 встретилась с ПЛ "Дельфин" и позже у мыса Ахлестшева с ПЛ "Сом". В 11.00 у о. Аскольд ПЛ разошлись. В 15.45 вместе с ПЛ "Сом" прошла о-в Аскольд. В 22.35 прошли мыс Поворотный и направилась в район, расположенный в 5 милях к югу от б. Судзухе, где ожидали встречи с неприятелем. Ночью ПЛ патрулировала район. В 07.30 29.4 ошибочно приняла остров за миноносец и пыталась уклниться погружением, которое заняло 7 минут. В 10.00 вошла в б. Судзухе. К 14.00 29.4 зыбь достигла 7 баллов. После 15.30 вошла в залив Америка, осмотрела бухты Кузьмина, Врангеля и Находка. В 19.45 встала на якорь у дачи Линдгельма в б. Находка (там уже находилась ПЛ "Сом"). В 16.15 30.4 обе ПЛ снялись с якоря и пошли в залив Стрелок. Около 19.00 было обнаружено судно (предположительно транспорт), который вскоре скрылся в тумане. После захода в залив Стрелок были осмотрены все бухты о-ва Путятина. Противника не обнаружили. В 00.20 1.5 обе ПЛ встали на якорь в бухте Абрек. В 05.00 сменили стоянку и перешли в бухту Назимова. Вечером на якорную стоянку пришла ПЛ "Дельфин". В 08.00 2.5 снялись с якорей. При съеме с якоря ПЛ "Касатка" приткнулась к мели у мыса Фалькерзама. С помощью ПЛ "Дельфин" вскоре снялась с мели. В кильватерной колонне ПЛ пошли на Владивосток. Но через 10 миль из-за сильной зыби все ПЛ были вынуждены вернуться в б. Назимова где в 15.00 встали на якорь. В 22.00 3.5 ПЛ начали переход во Владивосток. В тяжелых условиях (туман и ветер) в 06.00 4.5 ПЛ повернули в пролив Старка и в 07.40 прошли его, но через 20 минут ПЛ "Касатка" опять села на мель около камня Св. Матвея по соседству с сидящей на мели ПЛ "Сом". ПЛ "Дельфин" была отправлена во Владивосток за подмогой. В 10.00 обе ПЛ были сняты с мели буксиром "Павел". В 12.30 ПЛ отшвартовались в порту Владивостока;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1905 год 11 июня
Подчинена Сибирскому флотскому экипажу (?);

1905 год 20 - 26 июля
Отработка совместного плавания подводных лодок отряда в Славянском заливе;

1905 год
При выгрузке АБ потеряла остойчивость и легла на борт;

1905 год - 1906 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год
Модернизирована (установлены усовершенствованные средние рубки с командным мостиком, изготовленные Балтийским заводом);

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1906 год - 1907 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1907 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год 3 сентября
На маневрах не смогла занять позицию для учебной атаки крейсера "Аскольд" из-за плохих погодных условий;

1908 год 11 ноября
Произошел взрыв паров бензина от открытого огня. Погиб минный машинист;

1908 год - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1909 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1909 год 29 июля
ПЛ находилась у борта транспорта "Ксения". В 14.00 в кормовой части ПЛ произошел взрыв паров бензина, что привело а разрушению обшивки кормовой части корпуса и пожару. ПЛ быстро отбуксировали от стоявших кораблей. Пожар удалось погасить силами экипажа. Ремонт ПЛ занял 20 дней;

1909 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1909 год 2 декабря
Поднята на плавучий док для зимовки во Владивостоке;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1910 год - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 26 торпед, в цель попало - 23;

1911 год - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1912 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1912 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 39 торпед (10 - в двухторпедных залпах), в цель попало - 15;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1913 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 2-го отделения ДнПЛ;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год - 1915 год зима
Зимовка во Владивостоке, прошла срочный капитальный ремонт;

1915 год 2 декабря (3 июля ?)
Доставлена по железной дороге из Владивостока в Петроград и переведена в состав БФ. Зачислена в 4-ый Дивизион Дивизии подводных лодок Балтийского моря с последующим базированием на Мариенхамн (Аландские шхеры);

1915 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Для усиления вооружения ПЛ был установлен пулемет. В течение 1917г. совершила 6 кратковременных боевых походов и 1 торпедную атаку немецкого транспорта (безуспешную). Экипаж участвовал в Февральской революции;

1916 год
Вошла в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием в Мариенхамне, затем в Аренсбурге;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Нуждалась в капитальном ремонте, переведена в Петроград;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформрована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;

1918 год осень
Отремонтирована на СС "Волхов" перед отправкой на Каспий;

1918 год 10 ноября
Отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла - 18.11), оставлена на зимовку;

1918 год 18 ноября
Вошла в состав Волжской Военной Флотилии (АКВФл);

1919 год 22 - 27 мая
На буксире переведена по Волге до Астрахани;

1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;

1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;

1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать базируясь на Казань близ Паратского затона;

1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;

1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;

1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;

1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команды отправлены на Черное море;

1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течении всего 1921 года;

1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.



дополнительная информация:


1. Фотография миноносца "Касатка" на переходе в Кронштадт 1904 год, сентябрь.
2. Фотография ПЛ "Касатка" после взрыва паров бензина. 1908 год, июль.



командиры:
(по данным источника №13)


1. Плотто А.В. (05.07.1904-20.05.1905)
2. Фон-дер Рааб-Тилен Т.Л. (20.05.1905-24.08.1906)
3. Шидловский Б.-К.Ф. (01.06.1906-30.08.1906) - по данным источника №6, ошибочно т.к. он был ИО помощника командира
4. ? нет данных (24.08.1906-19.02.1907)
5. Терентьев 1-й В.М. (19.02.1907-16.01.1908)
6. Бохенский Ф.Ф. (16.01.1908-27.03.1909)
7. Соловьёв 1-й Б.В. (13.03.1909-08.03.1913), 27.03.1909 - принял корабль
8. Ломан 5-й (Славянский) М.В. (08.03.1913-20.11.1914)
9. Леман 2-й Н.М. (20.11.1914-04.10.1916)
10. Васильев В.В. (02.09.1916-23.04.1917), 04.10.1916 - принял корабль
11. Соколов М.Л. (23.04.1917-09.07.1918)
12. Рейноян Э.-Н.И. (09.07.1918-26.09.1918) ВРИД
13. Морозов А.А. (26.09.1918-14.10.1918)
14. Головачёв Н.Н. (14.10.1918-28.08.1920)
15. Шредер Г.А. (05.09.1919-25.09.1919) ВРИД
16. Пуаре Ю.В. (28.08.1920-05.09.1920) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Информация с сайта "http://li-k.narod.ru".
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Календарь "Подводные лодки России 2006", ФГУП "СПМБМ "Малахит", 2005г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012