Миноносец, ПЛ "Макрель"
тип «Касатка»
фотография:
ПЛ "Макрель" типа "Касатка". Балтийское море.
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1904 год дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "Макрель" на испытаниях в 1908 году (предположительно). командиры:
1. Беклемишев 3-й М.Н. (13.09.1904-21.08.1906) список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;
1904 год 31 мая
Получила наименование "Макрель";
1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей Балтийского флота;
1904 год 14 августа
Спущена на воду;
1904 год сентября
До сентября производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки
"Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей, к этому времени Балтийским заводом
было завершено изготовление двух бензиномоторов мощностью по 400 л.с., которые и были установлены на этой подводной лодке
(установка этих моторов позволила достичь надводной скорости в 11,5 узлов);
1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;
1907 год лето
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ УОПП;
1908 год 22 июля
Вступила в строй. Ввод в строй задержался из-за переделок и доработок на Балтийском заводе;
1909 год 29 мая
Перешла из Петербурга в Кронштадт;
1909 год 4 июня
Прибылав Либаву;
1909 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП в Либаве;
1909 год лето
Участвовала в испытаниях торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного;
1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский
залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;
1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;
1909 год декабрь
Для зимовки поднята на стенку и введена в сарай;
1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 140 миль за 28 часов, в надводном положении - 813 миль за 110 часов, на
буксире - 735 часов, произвела 8 торпедных выстрелов по неподвижному щиту;
1910 год 1 января (1909 год 18 ноября?)
Перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;
1910 год 10 июля
При учебной атаке броненосца "Цесаревич" в ходе погружения начала тонуть. Была вынуждена аварийно всплыть. Командиру ПЛ за недосмотр был объявлен выговор;
1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил переформирована в Отряд подводного плавания;
1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;
1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;
1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;
1911 год
Модернизирована (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля, на левом борту
установили дизель с динамо-машиной (дизель-генератор), приводившей в действие главный электромотор, на правом борту для
уравновешивания дизель-динамо уложили дополнительный балласт, для сохранения остойчивости были установлены добавочные кили весом по 4 тонны), прошла капитальный ремонт;
1911 год лето - осень
Занималась боевой подготовкой;
1912 год 6 февраля
На ПЛ установлен прибор подводной сигнализации Ниренберга;
1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;
1912 год 29 мая
Участвовала в испытаниях ППС. Прибор испытывался в Ревеле у причала. Качество и дальность связи оказались неудовлетворительными;
1912 год 6 июня
Вступила в кампанию;
1913 год
Совершила 34 выхода в море. Осуществила 20 торпедных выстрелов;
1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;
1914 год 5 мая
Прибыла в Либаву для обеспечения учебного процесса в УОПП. Совершила 7 выходов в море и произвела 7 выстрелов торпедами;
1914 год 3 июня
Перешла в Ревель;
1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;
1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки.
В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;
1914 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне. Несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам. Участвовала в несении позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота.
Совершила более 10 кратковременных боевых походов. Экипаж участвовал в Февральской революции;
1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;
1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. Из-за маневрирования на позиции коммерческого корабля, была вынуждена погрузиться, чтобы избежать столкновения.
После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;
1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Макрель") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были
возвращены на рейд Векшера;
1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Макрель") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода
противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;
1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;
1914 год 16 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Получив сведения о нахождении неприятельских кораблей в северной части Балтийского моря, командующий флотом с утра 16.10 выслал в район нахождения противника ПЛ "Макрель"
и ПЛ "Минога". Обе лодки незадолго до этого, ввиду возможных осложнений со Швецией, были переведены в Абоские шхеры с базированием на Люм. В 07.30 из Утэ вышла ПЛ "Макрель", которая, следуя на запад, в 10.30
обнаружила немецкий крейсер "Фридрих Карл". До 16.45 ПЛ пыталась сблизиться с ним для атаки, но, так как он постоянно маневрировал, выполнить этого ей не удалось, и она с темнотой вернулась в Утэ;
1914 год 30 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Выходила в район о-ва Богшер;
1914 год - 1915 год зима
Зимовка в Ревеле;
1915 год 17 марта
Вошла в состав 4-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;
1915 год май
Перешла для базирования в Гангэ;
1915 год 22 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Под влиянием сведений о нахождении в северной части Балтийского моря больших сил противника, командованием флота, в дополнение к уже находившимся в море лодкам, были высланы ПЛ
"Макрель" и ПЛ "Е-9". ПЛ "Макрель" вышла из флангово-шхерной позиции на свою боевую позицию в заливе, но никого не обнаружив, с заходом солнца возвратилась в Гангэ;
1915 год 13 - 15 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Русскому командованию стало известно о какой-то готовящейся операции германского флота. В связи с оживлением деятельности германских войск в районе Виндавы, в этом направлении и
ожидалось нанесение удара со стороны германских сил. В соответствии с этим русским командованием 13.6 было начато сосредоточение к этому району подводных лодок - ПЛ "Макрель" была выслана из Церель к Виндаве. Германский отряд
успел пройти параллель Виндавы раньше, чем ПЛ заняла свою позицию. Около 7 часов отряд возвращаясь прошел район позиции "Макрели". ПЛ видела три крейсера и шесть миноносцев, но сблизиться для атаки не смогла. В 23 часа ПЛ начала возвращение
в Рижский залив;
1915 год 15 - 17 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Вечером 15.6 вышла к Виндаве на позицию в районе маяка Люзерорт. В 04.30 16.6 встретилась с ПЛ "Окунь". В течение 16.6 держалась в районе Виндавы, но никого не
обнаружила и 17.6 вернулась в Рижский залив;
1915 год 18 - 21 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Была развернута на позицию к весту от Люзерорта для прикрыия набеговой операции русских крейсеров на Мемель;
1915 год 4 - 5 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). В связи с активным развитием немцами операций, русское командование направило к Церелю все способные выйти в море старые подводные лодки (в т.ч. и ПЛ "Макрель"). 4.6 сосредоточившиеся у
Цереля подводные лодки днем стояли в ожидании приказаний. Вследствие ненадежности механизмов лодок командование считало невозможным посылать их на внешние позиции. На ночь они перешли в глубокое место к мысу Кави;
1915 год 6 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). 6.8 ПЛ вышла на позицию в Ирбене со стороны Рижского залива. Около полудня все ПЛ получили приказание идти в Куйвасто. Это приказание, видимо, было вызвано опасением за судьбу старых лодок,
в случае оставления Моонзунда под давлением противника и решением в связи с этим использовать лодки при его обороне. Лодки прошли на Кассарский плес, куда в это время были переведены все вспомогательные суда;
1915 год 6 - 7 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т Карабурджи Д.С.). Получив сведения о входе в залив кораблей противника, командование выслало в северную часть залива ПЛ "Минога" и ПЛ "Макрель". ПЛ вышли из Куйвасто в 18 часов 6.8
и поэтому опоздали ко времени подхода германских сил к Моонзунду. На ночь лодки стали на подводный якорь у маяка Лайдунин. 7.8 с утра главные силы направились к Моонзунду для постановки заграждения у его южного выхода, однако немцы обнаружив одну из ПЛ
(ПЛ "Минога") отменили постановку мин и демонстрацию против Усть-Двинска. Вечером обе ПЛ вернулись в Куйвасто;
1915 год 4 ноября
Перешла из Ревеля в Рокогюль. Предположительно там же и зимовала;
1916 год
Вошла в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием в Мариенхамне, затем в Аренсбурге;
1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;
1917 год осень
Нуждалась в капитальном ремонте, переведена в Петроград;
1918 год 31 января
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;
1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;
1918 год 12 июня
Перечислена в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;
1918 год 4 августа
Переформирована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;
1918 год 3 сентября
Направлена на Балтийский завод для ремонта перед отправкой на Каспий;
1918 год сентябрь - октябрь
В конце сентября вместе с ПЛ "Минога" отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла 9.10). Через две недели сброшена боковым спуском на Волгу. Вошла в состав Волжской
Военной Флотилии. В дальнейшем по реке Волга перешла в г.Астрахань;
1918 год 18 ноября
Перечислена в состав Астрахано-Каспийской Военной Флотилии (в некоторых источниках - Военный Флот Астраханского Края), участвовала в гражданской войне;
1919 год 10 - 12 марта
Экипаж участвовал в подавлении мятежа в Астрахани. Погиб рулевой Казаков Ф.;
1919 год 7 мая
В составе отряда судов АКВФ вышла из Астрахани в Тюб-Караганский залив;
1919 год 18 мая
Вышла на позицию к о-ву Чечень. Затем отошла на рейд форта Александровский (якобы из-за атаки англо-белогвардейских кораблей);
1919 год 21 мая
Участвовала в бою в Тюб-Караганском заливе. На рейде форта Александровский вышла с целью атаковать английские и белогвардейские корабли,
пытавшиеся захватить форт. В ходе боя противник, вероятно обнаружив перископ ПЛ, повернул на обратный курс;
1919 год 21 - 22 мая
В ночь перешла с рейда форта Александровский на 12-футовый рейд;
1919 год 27 мая
Вернулась в Астрахань;
1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;
1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;
1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать, базируясь на Казань близ Паратского затона;
1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;
1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;
1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;
1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команда отправлена на Черное море;
1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течение всего 1921 года;
1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;
1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.
(по данным источника №11)
2. Власьев С.Н. (21.08.1906-04.06.1907)
3. Гадд 2-й А.О. (04.06.1907-21.09.1907)
4. Майдель 1-й В.Э. (24.03.1908-24.10.1909)
5. Фон Вилькен 3-й В.В. (30.11.1909-21.06.1910), 07.12.1909 - принял корабль
6. Николаев 1-й Б.С. (29.05.1910-07.06.1914), 21.06.1910 - принял корабль
7. Карабурджи Д.С. (05.05.1914-02.07.1916), 07.06.1914 - принял корабль
8. Яцынич К.К. (26.06.1916-22.04.1917), 02.07.1916 - принял корабль
9. Лазаревич-Шепелевич П.И. (23.04.1917-20.04.1918), 01.05.1917 - принял корабль
10. Лузанов В.Э. (20.04.1918-19.06.1918)
11. Перекрестов В.Л. (19.06.1918-06.08.1918) помошник командира, возможно ВРИД - требует уточнения
12. Морозов А.А. (06.08.1918-04.10.1918)
13. Соколов М.Л. (17.09.1918-01.07.1920), 04.10.1918 - принял корабль
14. Лашманов М.В. (05.1920-14.08.1920), 01.07.1920 - принял корабль
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Информация с сайта http://vgd.ru
7. Информация с сайта http://submarine.id.ru/history/sg7.shtml
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г..
10. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
12. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.