Rambler's Top100 "Макрель" Тип "Касатка"

Миноносец, ПЛ "Макрель"
тип «Касатка»



фотография:


Макрель

ПЛ "Макрель" типа "Касатка". Балтийское море.



историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Макрель";

1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей Балтийского флота;

1904 год 14 августа
Спущена на воду;

1904 год сентября
До сентября производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей, к этому времени Балтийским заводом было завершено изготовление двух бензиномоторов мощностью по 400 л.с., которые и были установлены на этой подводной лодке (установка этих моторов позволила достичь надводной скорости в 11,5 узлов);

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1907 год лето
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1908 год 22 июля
Вступила в строй. Ввод в строй задержался из-за переделок и доработок на Балтийском заводе;

1909 год 29 мая
Перешла из Петербурга в Кронштадт;

1909 год 4 июня
Прибылав Либаву;

1909 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП в Либаве;

1909 год лето
Участвовала в испытаниях торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного;

1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;

1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;

1909 год декабрь
Для зимовки поднята на стенку и введена в сарай;

1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 140 миль за 28 часов, в надводном положении - 813 миль за 110 часов, на буксире - 735 часов, произвела 8 торпедных выстрелов по неподвижному щиту;

1910 год 1 января (1909 год 18 ноября?)
Перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 10 июля
При учебной атаке броненосца "Цесаревич" в ходе погружения начала тонуть. Была вынуждена аварийно всплыть. Командиру ПЛ за недосмотр был объявлен выговор;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил переформирована в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год
Модернизирована (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля, на левом борту установили дизель с динамо-машиной (дизель-генератор), приводившей в действие главный электромотор, на правом борту для уравновешивания дизель-динамо уложили дополнительный балласт, для сохранения остойчивости были установлены добавочные кили весом по 4 тонны), прошла капитальный ремонт;

1911 год лето - осень
Занималась боевой подготовкой;

1912 год 6 февраля
На ПЛ установлен прибор подводной сигнализации Ниренберга;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 29 мая
Участвовала в испытаниях ППС. Прибор испытывался в Ревеле у причала. Качество и дальность связи оказались неудовлетворительными;

1912 год 6 июня
Вступила в кампанию;

1913 год
Совершила 34 выхода в море. Осуществила 20 торпедных выстрелов;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 5 мая
Прибыла в Либаву для обеспечения учебного процесса в УОПП. Совершила 7 выходов в море и произвела 7 выстрелов торпедами;

1914 год 3 июня
Перешла в Ревель;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Ревеле;

1914 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне, базируясь на Мариэхамне и Або (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота; совершила 10 кратковременных боевых походов). Экипаж участвовал в Февральской революции;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 4-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 16 июня
Находилась на позиции в районе маяка Люзерорт;

1915 год 18 - 21 июня
Была развернута на позицию у Люзерорта для прикрыия набеговой операции русских крейсеров на Мемель;

1915 год август
1.8 вышла в боевой поход на позицию в 8 милях южнее Вердера. 6.8 прибыла на позицию;

1916 год
Вошла в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием в Мариенхамне, затем в Аренсбурге;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Нуждалась в капитальном ремонте, переведена в Петроград;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 12 июня
Перечислена в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 3 сентября
Направлена на Балтийский завод для ремонта перед отправкой на Каспий;

1918 год сентябрь - октябрь
В конце сентября вместе с ПЛ "Минога" отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла 9.10). Через две недели сброшена боковым спуском на Волгу. Вошла в состав Волжской Военной Флотилии. В дальнейшем по реке Волга перешла в г.Астрахань;

1918 год 18 ноября
Перечислена в состав Астрахано-Каспийской Военной Флотилии (в некоторых источниках - Военный Флот Астраханского Края), участвовала в гражданской войне;

1919 год 10 - 12 марта
Экипаж участвовал в подавлении мятежа в Астрахани. Погиб рулевой Казаков Ф.;

1919 год 7 мая
В составе отряда судов АКВФ вышла из Астрахани в Тюб-Караганский залив;

1919 год 18 мая
Вышла на позицию к о-ву Чечень. Затем отошла на рейд форта Александровский (якобы из-за атаки англо-белогвардейских кораблей);

1919 год 21 мая
Участвовала в бою в Тюб-Караганском заливе. На рейде форта Александровский вышла с целью атаковать английские и белогвардейские корабли, пытавшиеся захватить форт. В ходе боя противник, вероятно обнаружив перископ ПЛ, повернул на обратный курс;

1919 год 21 - 22 мая
В ночь перешла с рейда форта Александровский на 12-футовый рейд;

1919 год 27 мая
Вернулась в Астрахань;

1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;

1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;

1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать, базируясь на Казань близ Паратского затона;

1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;

1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;

1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;

1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команда отправлена на Черное море;

1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течение всего 1921 года;

1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Макрель" на испытаниях в 1908 году (предположительно).



командиры:
(по данным источника №11)


1. Беклемишев 3-й М.Н. (13.09.1904-21.08.1906)
2. Власьев С.Н. (21.08.1906-04.06.1907)
3. Гадд 2-й А.О. (04.06.1907-21.09.1907)
4. ? нет днных (21.09.1907-24.03.1908)
5. Майдель 1-й В.Э. (24.03.1908-24.10.1909)
6. ? нет данных (24.10.1909-07.12.1909)
7. Фон Вилькен 3-й В.В. (30.11.1909-21.06.1910), 07.12.1909 - принял корабль
8. Николаев 1-й Б.С. (29.05.1910-07.06.1914), 21.06.1910 - принял корабль
9. Карабурджи Д.С. (05.05.1914-02.07.1916), 07.06.1914 - принял корабль
10. Яцынич К.К. (26.06.1916-22.04.1917), 02.07.1916 - принял корабль
11. Лазаревич-Шепелевич П.И. (23.04.1917-20.04.1918), 01.05.1917 - принял корабль
12. Лузанов В.Э. (20.04.1918-19.06.1918)
13. Перекрестов В.Л. (19.06.1918-06.08.1918) помошник командира, возможно ВРИД - требует уточнения
14. Морозов А.А. (06.08.1918-04.10.1918)
15. Соколов М.Л. (17.09.1918-01.07.1920), 04.10.1918 - принял корабль
16. Лашманов М.В. (05.1920-14.08.1920), 01.07.1920 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Информация с сайта http://vgd.ru
7. Информация с сайта http://submarine.id.ru/history/sg7.shtml
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г..
10. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012