Rambler's Top100 Подводная лодка "Скат". Тип "Касатка"

миноносец, ПЛ "Скат"
тип «Касатка»




фотография:


Миноносец Скат

Миноносец "Скат" на Дальнем Востоке. 1905 год (приблизительно)




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год март
Заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Скат";

1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 21 августа
Спущена на воду;

1904 год октябрь
С 6.10 начались занятия (на ПЛ без аккумуляторов, которые были отправлены уже во Владивосток). Пробное погружение;

1904 год 26 - 27 октября
Погружена на транспортеры;

1904 год 1 - 2 ноября
Отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток;

1904 год 12 - 13 декабря
Прибытие во Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров;

1905 год 29 марта
Окончательно собрана;

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год
Участвовала в Русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого;

1905 год 3 апреля
Введена в стой. Первый выход в море с целями учебно-боевой подготовке;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1905 год 11 июня
Подчинена Сибирскому флотскому экипажу (?);

1905 год 13 июня
Начало торпедной подготовки. За все время подготовки было выпущено 10 торпед (6-удачно, 3-пошли по кривой, 1-зарылась);

1905 год - 1906 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год
Модернизирована на Механическом заводе во Владивостоке (установлены усовершенствованные средние рубки с командным мостиком, изготовленные Балтийским заводом);

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1906 год - 1907 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1907 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год 3 сентября
На маневрах произвела успешную учебную атаку крейсера "Аскольд" в заливе Стрелок;

1908 год - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1909 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1909 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1909 год 2 декабря
Поднята на плавучий док для зимовки во Владивостоке;

1909 год - 1910 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1910 год 19 октября
На сравнительных испытаниях в Амурском заливе совместно с ПЛ и "Фельдмаршал граф Шереметьев" обеспечивала испытания устройства для работы двигателя на перископной глубине;

1910 год - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 24 торпеды;

1911 год - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке в плавдоке;

1912 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1912 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год
Прошла модернизацию и капитальный ремонт во Владивостоке на Механическом заводе (снятие бензонасосов и установка дизелей);

1913 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1913 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 1-го отделения ДнПЛ;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год осень - зима
Подготовка к транспортировке и доставка в Севастополь по железной дороге;

1915 год январь
Перечислена в состав ЧФ;

1915 год июнь
Вошла в состав 3-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;

1915 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). Была довооружена одним 47-мм орудием. Уничтожила 6(7?) парусников;

1915 год 25 - 28 июня
Находилась на позиции у о-ва Фидониси;

1915 год 12 - 15 июля
Находилась на позиции у Фиолента;

1915 год 23 - 24 июля
Находилась на позиции у Ялты;

1915 год 29 июля
Находилась на позиции у Фиолента;

1915 год 2 - 8 августа
Совершила переход из Севастополя к Зунгулдаку на буксире судна обеспечения (элпидфора) с задачей блокады порта. В районе порта действовала самостоятельно. Судов противника не встретила и вернулась в базу также на буксире;

1915 год 18 - 19 августа
Находилась на позиции у Зунгулдака;

1915 год 19 - 30 сентября
Находилась на позиции у Ялты;

1915 год 1 - 3 октября
Находилась на позиции у Ялты;

1915 год 8 - 18 октября
Находилась на позиции у Ялты совместно с ПЛ "Карп";

1916 год 15 - 27 января
Совершила плавание из Одессы по Черному морю до Очаковского гирла Дуная, по Дунаю со стоянками в Вилково, Килии, Измаиле до Рени и обратно. ПЛ шла на буксире разных судов - от канлодк до речного катера, иногда помогая им своей машиной. Целью похода было определить боевые возможности ПЛ при плавании в реке. Определены как неудовлетворительные (сильное течение, малые глубины, узкий фарватер);

1916 год 22 июня
Вышла на позицию перед главной базой флота на буксире портового судна "Днепровец";

1916 год 23 - 24 июня
Переведена совместно с ПЛ "Налим" из Ризе в Трапезунд для постоянного базирования;

1916 год 24 - 27 июня
Вышла на позицию у Восточного Анатолийского побережья в районе Гиресуна. Уничтожила артогнем барк и 5 фелюг;

1916 год август
В конце месяца совместно с ПЛ "Налим" возвращена в Севастополь. Буксировка осуществлялась попутными транспортами;

1916 год осень
Входила в состав 4-го Дивизиона Бригады подводного плавания ЧФ. Базировалась на Балаклаву. Обеспечивала филиал УОПП;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год февраль
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение;

1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства;

1918 год 24 ноября
После капитуляции Турции и Германии, и оставления Севастополя германскими частями, захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами. Перешла под контроль союзного англо-французкого командования;

1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Предназначалась к ликвидации;

1919 год 16 апреля
В ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата ПЛ частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку;

1919 год 26 апреля
Без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя;

2008 год
После технических погружений дайверов на Севастопольском рейде, было обнаружено несколько подводных лодок, лежащих на грунте;

2009 год сентябрь
Для точной идентификации ПЛ было необходимо расчистить носовую часть, где согласно старым фотографиям должны быть выпуклые бронзовые буквы с наименованием корабля. Эту непростую работу удалось выполнить только в конце сентября, в рамках Черноморского этапа экспедиции на судне "Картеш", которое в Крыму работало под эгидой Департамента подводного наследия АН Украины, и в организации которого принимал самое активное участие дайв-клуб "Black Sea Wreck Club" (Севастополь, Украина). Расчистку носовой части корпуса и фотосъёмку на 70-метровой глубине выполнили дайверы клуба "Black Sea Wreck Club" А.Быков и А.Бондарь. На правой части корпуса некоторые буквы не сохранились, но на левом борту удалось прочитать название ПЛ и однозначно ее идентифицировать как ПЛ "Скат";

2012 год март
В СМИ появилась информация о том, что в г.Севастополе в районе мыса Фиолент состоится поднятие с 76-метровой глубины подводной лодки Российского императорского флота "Скат". По данным директора департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергея Воронова, в виду того, что лодка сохранилась «на отлично», из нее запланировано сделать музей. Проект музея уже находился на рассмотрении у Президента Украины, оставалось согласовать некоторые технические вопросы. Стоимость проекта - около миллиона гривен. Для подъема ПЛ предполагалось привлечь силы и средства Черноморского флота России, а разместить ПЛ-музей планировалось в Балаклаве;

2022 год февраль
Подъем ПЛ не состоялся и на данный момент не планировался. Русское Географическое Общество презентовало уникальную интерактивную карту Чёрного и Азовского морей с трёхмерными изображениями подводных объектов. Для её создания дайверы Севастопольского городского отделения РГО погружались на глубину до 78 метров в автономном режиме. Уже отсняты и оцифрованы четыре лежащие на дне подводные лодки Русского императорского флота: "Нарвал", "Скат", "Гагара" и "Кашалот".




дополнительная информация:


1. Фотография миноносца "Скат" на Балтийском заводе в 1904 году.
2. Фотография остова ПЛ "Скат" на дне в 2009 году.



командиры:
(по данным источника №15)


1. Тьедер М.М. (05.07.1904-05.04.1907), 06.10.1904 - принял корабль
2. Гудим Н.А. (05.05.1907-03.12.1910), 15.06.1907 - принял корабль
3. Поздеев Н.Л. (02.07.1908-18.10.1909) ВРИД
4. Петров С.Н. (02.12.1909-13.02.1910) ВРИД
5. Мантьев Б.А. (15.03.1910-15.10.1910) - фактически в командование не вступал
6. Кукель 1-й С.А. (1910) ВРИД - по данным источника №6, ошибочно т.к. в 1910 году он служил на Балтике
7. Гаевский Н.-М. Д. (03.12.1910-22.01.1911) ВРИД, (05.04.1912-27.05.1912) ВРИД
8. Гадон А.С. (22.01.1911-05.04.1912)
9. Садовский Э.Ч. (27.05.1912-17.12.1912) ВРИД, (17.12.1912-02.11.1916)
10. Маслов 2-й А.Е. (15.11.1915-02.03.1916) ВРИД
11. Лахматов П.Я. (01.10.1916-02.11.1916) ВРИД, (02.11.1916-16.12.1916)
12. Андросов Я.С. (16.12.1916-22.02.1917) ВРИД
13. Фон(?) Крузенштерн 2-й В.В. (07.01.1917-07.08.1917), 22.01.1917 - принял корабль
14. Монастырёв Н.А. (07.08.1917-15.10.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Информация с сайта http://militera.lib.ru.
9. Информация с сайта http://www.konkurent.ru.
10. Информация с сайта http://vgd.ru.
11. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
14. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022