Rambler's Top100 Подводная лодка "Аллигатор". Тип "Кайман"

"Аллигатор" (бортовой №1 в 1911-1914гг.)

Тип «Кайман»




фотография:


Подводная лодка Аллигатор




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1905 год октябрь
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Аллигатор";

1908 год 3 мая
Спущена на воду;

1908 год 29 июня
Экипаж зачислен в состав 1-го Балтийского флотского экипажа;

1908 год сентябрь - октябрь
Перешла в Кронштадт, где начались предварительные испытания механизмов. Зачислена в 1-й Балтийский флотский экипаж;

1908 год октябрь
В конце месяца перешла в Петербург к Новому Адмиралтейству, где производились работы по достройке. Затем была переведена в Кронштадт, где продолжились заводские испытания;

1908 год 30 октября
Выход в Бьерке-Зунд на заводские испытания. Во время одного из выходов на ПЛ сломался коленчатый вал бензомотора правого борта;

1909 год
Продолжение испытаний. В процессе этих испытаний выявилось множество недостатков;

1909 год 20 ноября
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ;

1909 год - 1910 год
Проведение работ по устранению выявившихся недоработок;

1910 год 1 января
Зачислена в состав 2-го Дивизиона подводных лодок Балтийского моря;

1910 год 25 апреля
Прошла докование в Кронштадте;

1910 год июнь
В начале месяца начались сдаточные испытания, которые проводилисьв Кронштадте и Бьерке-Зунде;

1910 год 12 августа
Погрузилась в Бьерке-Зунде на 33,8 м;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил в составе дивизиона включена в Отряд подводного плавания Балтийского моря;

1910 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1910 год ноябрь
11.11 вышла из Ревеля в Гельсинфорс вместе с ПЛ "Крокодил" и "Кайман". На переходе высокой волной смыло за борт двух машинистов. Людей не нашли. Для зимовки вернулась в Ревель;

1910 год - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в носу установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год 25 февраля
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря с базированием на Ревель. В дальнейшем на рубку ПЛ был нанесен номер "1";

1911 год 11 июля
Завершение проведения дополнительных испытаний;

1911 год 28 августа
Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Осуществила 40 погружений, прошла под водой 179 миль;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 37 погружений, прошла в НП 1069 миль и в ПП - 172,5 миль. Произвела 14 выстрелов по подвижной цели и 26 - по неподвижной;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота. Вскоре номер на рубке был закрашен;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне. В период первой мировой войны на ПЛ была установлена радиостанция и 47-мм (37-мм??) орудие. ПЛ несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Совершила 20 краткосрочных боевых походов, выполнила 5 безрезультатных торпедных атак с выпуском 11 торпед, захватила 1 пароход противника. Имела бортовой №4;

1914 год 20 - 21 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К..). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. На следующий день возвратилась на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Кайман") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Кайман") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 10 сентября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Вышла на позицию к Тахконе;

1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;

1914 год 26 - 27 сентяря
Совместно с ПЛ "Акула" вышла в район Дагерорта. При выходе из Соэлозунда обе ПЛ сели на мель. ПЛ "Акула" снялась с мели самостоятельно. Для съема ПЛ "Аллигатор" была послана канонерская лодка "Храбрый", а для прикрытия - крейсера "Громобой" и "Адмирал Макаров". В 10 ч. 30 м. Пл "Аллигатор" был снята КЛ "Храбрый", причем у лодки при съемке был погнут вал;

1914 год октябрь - декабрь
Ремонт в Ревеле;

1914 год 2 - 3 декабря
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Находилась на позиции вблизи Утэ;

1914 год - 1915 год зима
Зимовка в Ревеле;

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 6 мая
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Из Утэ в северную часть Балтийского моря вышли ПЛ "Кайман" и ПЛ "Аллигатор";

1915 год 18 - 22 мая
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Вышла из Утэ в 17 часов. Заняла позицию к югу от Утэ, где находилась до утра 22 мая, не обнаружив неприятеля;

1915 год 11 июня
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Находилась на позиции в районе Утэ;

1915 год 13 - 14 июня
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Вышла на позицию к Богшеру с тем, чтобы ночью быть ближе к маяку, по которому определялись обычно германские корабли. В 21 час ПЛ заметила на зюйд слабый дымок. Погрузившись, лодка пошла в направлении дымов. В 22 часа командир лодки рассмотрел, что навстречу идет крейсер "Тетис" с двумя миноносцами, из которых один шел в кильватер, а другой на левой раковине в расстоянии 5 каб. от крейсера. В 22 ч. 05 м. командир ПЛ начал склоняться на курс, перпендикулярный курсу противника; в то же время миноносец, шедший в кильватер, стал обгонять крейсер. Командир рассчитывал стрелять с 3 каб., но шедший на перерез курса лодки миноносец заставил дать залп раньше. В 22 ч. 29 м. под углом встречи, близком к 90°, были выпущены три торпеды (из двух аппаратов Джевецкого и одного носового трубчатого) с расстояния около 5 каб. Сразу после залпа лодка ушла на глубину 60 футов (18 м), где сейчас же был услышан шум винтов прошедшего над лодкой миноносца, а немного позже взрыв, приписанный взрыву торпеды. Ни крейсер, ни миноносцы лодки не видели. Миноносец заметил слева по носу уже след торпеды и дал условный сигнал, предостерегающий крейсер о выпущенной торпеде. В силу неисправности сирены сигнал "Тетисом" был понят как предупреждение о мине. Крейсер застопорил машины и затем дал задний ход. Все три торпеды прошли впереди носа. Миноносец сам с трудом увернувшись от торпед, пытался атаковать лодку, но безуспешно. "Тетис" отошел полным ходом на зюйд-вест. "Альбатрос", бывший в момент атаки в 15 каб. позади "Тетиса", следовал его движениям. Получив радио от командующего операцией, подтверждающее приказание поставить мины, корабли пошли зигзагом снова к Богшеру. После определения своего места была начата постановка мин. Один из миноносцев шел уступом очень близко от кормы "Альбатроса", чтобы не дать подводной лодке заметить постановку мин. ПЛ "Аллигатор" шел некоторое время на глубине на вест, и когда всплыл под перископ, было уже темно. На фоне зари видны были силуэты судов, стоявших или шедших небольшим ходом. Вместо двух миноносцев их было уже четыре. Два из них держались около большого судна, а один шел большим ходом на лодку сзади, догоняя ее. Командир, считая, что два миноносца держатся у поврежденного корабля, решил добить его выстрелом из второго носового аппарата, для чего повернул и пошел на эту группу судов. Внезапно дорогу лодке прегрчдил четвертый миноносец и на таком близком расстоянии, что стрелять по нему было невозможно. Командир склонился ему под корму и в 23 часа выстрелил по группе кораблей из правого носового аппарата с расстоянием около 8 каб. Взрыва не было слышно. Лодка снова ушла на глубину 60 фугов "18 м)и пошла под водой на норд-ост. В полночи всплыв под перископ, командир увидел в темноте силуэт корабля, идущего прямо на лодку. Лодка снова ушла на глубину и продолжала идти на норд-ост. В 1 час командир повторил попытку всплыть, но опять увидел вблизи два корабля, и поэтому снова ушел на глубину и шел на ней до 2 ч. 55 м., когда, всплыв под перископ, увидел лишь слабые дымы на ост. Таким образом, лодка маневрировала непосредственно в районе постановки противником мин. Всплыв и откачав балласт, лодка направилась в Утэ и вскоре обнаружила с обоих бортов плавающие мины со стеклянными колпаками. Такие же мины были видны и по курсу. Мины плавали группами от трех до десяти штук, причем между некоторыми из них были более или менее правильные промежутки, другие же стояли кучей на очень близком расстоянии одна от другой. Очевидно, под впечатлением атак подводных лодок немцы сбрасывали мины наскоро, кое-как, не приготовив их как следует, в результате чего все мины всплыли и стояли без соблюдения необходимых интервалов. Видя, что лодка оказалась в середине густого минного поля, командир перешел на электромоторы и малым ходом стал пробираться между минами. Некоторые из них приходилось оставлять в нескольких футах от борта. Мины были видны по всему горизонту. Пройдя полосу 4,25 мили, лодка вышла на чистую воду. На своем пути она обошла до 60 мин. В 9 ч. 15 м. лодка пришла в Утэ и сообщила командованию о всех событиях. За проявленное мужество, предотвратившее гибель подводной лодки, воспрепятствование минной постановке и своевременный доклад командованию флота об обнаруженном минном поле, кап.2р. Р.К. Вальронд был награжден мечами и бантом к ордену "Святой Анны" III степени;

1915 год 15 июня
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Находилась на позиции в районе Утэ. Вернулсь в Ревель;

1915 год 17 июня
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Находилась на позиции в районе Утэ. Вернулсь в Утэ;

1915 год 18 июня
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Лодки Або-Оландской шхерной позиции с утра заняли позиции на линии Уте-Дагерорт;

1915 год 24 июня
Перешла в Або;

1915 год 10 июля
Перешла в Моонзунд;

1915 год 17 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Вернулась к Церелю;

1915 год 20 - 23 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). Вышла на позицию к Сарычеву. В 3 ч. 20 м. лодка снялась с якоря у Цереля и направилась в Ирбенский пролив. В 7 часов ПЛ "Аллигатор" заметил летящий к лодке неприятельский самолет и приготовился стрелять по нему из 37-мм пушки и пулемета, но самолет, не долетев до лодки, повернул на норд-вест и скрылся. Придя к Сарычеву и не найдя там противника, лодка направилась на позицию к весту от Люзерорта. Около 10 часов, заметив дым, лодка начала маневрирование с целью атаки, но ближе 4-5 миль подойти к цели ей не удалось. Это был крейсер "Аугсбург". В 12 ч. 35 м. лодка всплыла и пошла прежним курсом на позицию. В 13 ч. 05 м. слева на траверзе в расстоянии 3-4 миль был замечен цеппелин, летевший паралельным курсом на высоте 500 м. Лодка сразу же погрузилась Цеппелин в это время повернул и вскоре оказался над лодкой. С него были замечены перископы лодки, видимо, не успевшие еще в тот момент уйти на глубину. Раньше, чем воздушный корабль мог сбросить бомбы, лодка ушла на такую глубину, что её уже было невозможно обнаружить; цеппелин же сбросил 2 бомбы взорвавшиеся в то время, когда лодка была на глубине 30 футон (9 м). Уйдя после взрывов на глубину 40 футов (12 м), лодка легла на обратный курс и пошла самым малым ходом. Через 40 минут она всплыла под перископ и снова увидела летевший невдалеке цеппелин. Уйдя опять на глубину и через час всплыв, лодка опять увидела цеппелин милях в 10-ти за кормой. Минут через 15 цепелин скрылся, лодка всплыла и пошла по направлению к позиции, одновременно заряжая батарею. На позицию лодка пришла в 2 ч. 25 м. 21 июля. Погода была тихая и лодка держалась без хода. В 19 ч. она пошла обратно в Рижский залив. В 20 часов на зюйд-вест было замечено густое облако дыма. Лодка погрузилась и пошла на сближение. Вскоре обнаружилось, что это отряд эскадренных миноносцев. Они шли двумя колоннами по три миноносца, а два держались в двух милях слева впереди. Это были миноносцы 8-й флотилии, высланные вместо крейсеров в широкую дозорную цепь до параллели Даго. В 21 ч. 20 м. лодке удалось сблизиться лишь на 8 каб. с концевым миноносцем, по которому она и выпустила залп из трех торпед. Не опуская перископа, лодка наблюдала результат залпа. Попаданий не было (расстворение между торпедами было принято 10°). Атаки лодки миноносцы: не заметили. У двух последних миноносцев лодка заметила на палубе мины. Когда миноносцы отошли миль на 8, лодка всплыла и, пустив один двигатель на винт, другой на зарядку, пошла прежним курсом к Церелю. Вечером 22 июля она пришла в Аренсбург. Промах тремя торпедами командир объяснял плохим состоянием торпед, находившихся в аппаратах без прокачки больше месяца;

1915 год 26 июля
Перешла в Куйвасто;

1915 год 30 июля - 1 августа
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). На позиции перед Ирбеном были высланы ПЛ "Аллигатор" и ПЛ "Дракон". Лодки пришли к Ирбену около 20 часов. Не рискуя итти по мелководью Ирбена на виду неприятельских кораблей, лодки остались ночевать у мыса Кави. В 2 часа 31 июля обе лодки снялись и пошли в Ирбенский пролив. В темноте ПЛ "Аллигатор" потерял ПЛ "Дракон". У фарватера стоял миноносец "Страшный", к которому в 8 ч. 30 м. ПЛ "Аллигатор" и подошел для получения сведений о противнике. Не получив их, он пошел далее в пролив. При выходе из фарватера ПЛ обнаружила два миноносца типа "Всадник". Считая, что это русские миноносцы, она продолжал движение. Между тем, обнаруженные корабли оказались германскими миноносцами "V-27" и "S-31", которые с дистанции 30-40 каб. открыли по лодке огонь. Глубина моря в этом месте была 30 футов (9 м), а углубление лодки под перископом 42 фута (12,5 м). Возвращаться в Рижский залив было невозможно, так как пришлось бы итти около 3-х миль мелководьем и за это время миноносцы могли уничтожить лодку огнем. Командир решил погрузиться здесь же. Перископ и все верхние надстройки оставались над водой. Погружение заняло 4 минуты, в течение которых снаряды ложились близко от лодки. Лодка ползла днищем по грунту, стараясь скорее выйти на большие глубины. Если бы миноносцы подошли к лодке, ее положение было бы безнадежным; однако, они на это не рискнули и стреляли по ней, не подходя ближе 20 каб. Глубины медленно увеличивались, и когда над водой оставалось еще фута 4 перископа, - миноносцы прекратили огонь. Более 4-х миль пришлось идти ПЛ "Аллигатор" до того, как он достиг глубин, достаточных для полного погружения. Так как атака лодкой миноносцев, державшихся на мелководьи, была невозможна, командир решил отойти от берега и подождать возвращения миноносцев. Вскоре миноносцы действительно направились в море, но подойти ближе 15 каб. к ним не удалось. Около 7 часов был обнаружен крейсер "Пиллау", шедший с двумя миноносцами. Лодка пошла в атаку. Миноносцы шли на дистанциях в 5-6 каб. от крейсера. Пройдя в 1-1,5 каб. за кормой миноносца, ПЛ "Аллигатор" с расстояния 6 каб. выпустил по крейсеру три торпеды. Благодаря большим пузырям лодка была замечена в момент выстрела и крейсер уклонился от торпед. С него, как и с миноносцев, по лодке был открыт огонь. Желая проследить результат выстрела, командир не опускал перископ, но рулевой зарыл лодку минуты на две, и, когда перископ снова вышел из воды, командир увидел идущий прямо на него миноносец. Лодка быстро ушла на глубину 50 футов (15 м). Был слышен шум винтов и какие-то взрывы. Пройдя на этой глубине 40 минут, лодка всплыла и, увидя удаляющиеся дымы, решила итти в Рижский залив для пополнения торпед. В 14 милях от Цереля она увидела у себя на траверзе два перископа и часть рубки. Считая, что это ПЛ "Дракон", лодка продолжала идти прежним курсом. Замеченная лодка всплыла и оказалась ПЛ "Дракон", которы подошел к "Страшному" на полчаса позже ПЛ "Аллигатор". После полудня увидели на вест дымы, обе лодки одновременно погрузились. Через некоторое время можно было различить крейсер с тремя миноносцами. Это был "Кольберг", также высланный в дозор к Ирбену с целью мешать русским ставить в Ирбене мины. Зная, что ПЛ "Дракон" ближе к противнику, ПЛ "Аллигатор" шла самым малым ходом, чтобы её не помешать. Вскоре неприятельский отряд повернул на зюйд-ост, а затем на норд-вест. Миноносцы все время меняли места относительно крейсера: шли то на траверзе, то впереди него. Когда крейсер удалился достаточно далеко на норд-вест, обе лодки одновременно всплыли в полукабельтове друг от друга и ПЛ "Аллигатор" снова пошла в пролив. Когда оставалось еще 2 мили до выхода из фарватера, с норд-веста был замечен быстро приближавшийся "Кольберг". Лодка дала самый полный ход, так как погружаться было бесцельно из-за малой глубины. У входа стояли два русских миноносца. На одном из них ПЛ "Аллигатор" был поднят сигнал "больше ход" и "неприятельский крейсер". Когда лодка проходила последнюю веху, ограничивавшую отмель, противник находился в 6-7 милях. Пройдя еще полмили, лодка погрузилась. В 20 ч. 20 м., увидев на миноносце сигнал "добро", лодка всплыла и, переговорив с миноносцем, пошла в Куйвасто;

1915 год август - сентябрь
Прошла ремонт в Ревеле;

1915 год сентябрь
Переведена в Або-Оландский район для действий в Оландсгафе. Базировалась на Мариэхамн;

1915 год 17 - 23 сентября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Вальронд 1-й Р.К.). 17 сентября, под влиянием сведений о нахождении в море неприятельских кораблей отправлена на позицию. Выйдя в 16 часов из Ревеля, лодка из-за тумана отстаивалась на якоре сначала у Тахконы, а затем у Дагерорта до 5 часов 19 октября. Проведя день на позиции лодка вечером из-за засвежевшего ветра перешла к Готска-Сандэ. На следующий день она пыталась выйти на назначенную ей позицию, но еще больше засвежевший ветер заставил лодку вернуться к Готска-Сандэ. Ввиду того что лодку жестоко мотало на якоре, она перешла сколь возможно ближе к берегу. Так лодка простояла 20 и 21 сентября, отходя на рассвете от берега и погружаясь под перископ, чтобы не быть застигнутой врасплох. 22 сентября около 11 часов с моря показался приближающийся миноносец. Лодка отошла задним ходом от берега и погрузилась Рассмотрев в перископ, что это шведский миноносец, лодка всплыла и в рупор спросила разрешения переждать под берегом свежую погоду. На лодку прибыл командир миноносца, который предложи покинуть шведские воды в течение суток с момента подхода лодки к острову. Миноносец остался стоять на якоре и ночью был ярко освещен. Когда в 3 ч. 40 м. лодка, снимаясь с якоря, дала условные три свистка, миноносец зажег прожектор и навел его над лодкон. Навстречу лучу с горизонта появился также луч прожектора. Миноносец повернул луч на 90° вправо и в этом направлении точно таж же появился второй луч прожектора. Видимо остров был окружен цепью миноносцев. Обогнув с юга Готска-Сандэ, ПЛ "Аллигатор" на норд-ост заметил еще один миноносец, шедший на пересечение курса лодки. Пройдя за кормой миноносца, лодка направилась к Дагерорту. Надстройка, расшатанная ударами волн в предыдущие дни, сильно текла, в концевые систерны в час набиралось до 12 тонн воды. Запросив по радио и получив разрешение возвращаться, лодка направилась в Ревель. По дороге через маяк Тахкона она была предупреждена о выходе в море подводной лодки "Вепрь";

1915 год 10 - 13 октября
Совершила боевой поход. 10 октября утром вышла из Мариэхамна в Ботнический залив. В виде опыта лодка прошла выходные фарватеры под перископом. В 8 ч. 15 м., всплыв, она направилась в Оландсберг. В 11 часов, подойдя к шведскому берегу на расстояние около 4 миль, ПЛ стала осматривать проходящие пароходы, для чего приставал к борту и посылал на пapoxоды офицера. В 13 часов он увидел отделившиеся от берега и приближающиеся к лодке два однотрубных миноносца. Не желая вступать с ними в переговоры, лодка погрузилась. После того как миноноспь вернулись к берегу, ПЛ под перископом направилась к преходившему недалеко курсом зюйд трехмачтовому барку и, перейди на сторону от берега, всплыла и ошвартовалась у его борта. Пс осмотре бумаг барк оказался датским, шедшим в шведский порт, откуда он должен был следовать в г.Виго. Груз, насколько можно было осмотреть через люки, оказался деревом; среди бумаг был найден документ от немецкого консула в г.Виго на предмет предъявления немецким подводным лодкам для беспрепятственного следования парохода. Пароход был отпущен. Около 19 часов лодка пошла на север к маяку Эршер. Встречные пароходы осматривались следующим образом: увидев огни, лодка подходила к силуэтам, ложась на параллельный курс, и при подходе, освещала его прожектором и останавливала. Ввиду того что была зыбь, к борту лодка не приставала, а спускала шлюпку й посылала офицера. Таким способом было осмотрено несколько пароходов, оказавшихся шведскими. В 2 часа лодка встретила идущий с огнями силуэт судна, окрашенного в шаровый цвет. При приближении на 1,5 каб. судно оказалось военной шведской канонерской лодкой. ПЛ немедленно отошла от нее и в 4 часа 45 мин. подошла к бакену Аргосгрунд, где и заняла позицию между бакеном Биерном и мысом Эршер в расстоянии свыше 3 миль от всех береговых точек. Из предыдущих осмотров выяснилось, что все шведские пароходы имели на борту у носа и кормы накрашенные продольные далеко заметные полосы синего и желтого цвета; ночью большинство пароходов несло кормовой флаг и около него фонарь. Кроме того, на борту имелась надпись, указывающая их национальность. Датские пароходы на бортах у носа и кормы имели по накрашенному датскому флагу. Все нейтральные пароходы при приближении поднимали, флаг. Стоя под берегом, командир решил не осматривать пароходов со шведскими и датскими марками, а ждать немецкие, предполагая, что последние, выходя из шведских портов, вряд ли могут иметь такие же марки. Около 11 часов был замечен идущий под берегом на норд нагруженный пароход, окрашенный в чержый цвет; заметив лодку, пароход повернул на вест и пошел шхерами вне фарватера самым малым ходом. В расстоянии 2 каб. от берега он сел на мель, после чего поднял германский флаг и спустил шлюпки. Не считая возможным что-либо предпринять в шведских водах, ПЛ "Аллигатор" отошла и стала со стороны берега в расстоянии 3,3 мили от него. Около 13 часов лодка заметила два черных груженных парохода, идущих в расстоянии 1,5 мили один от другого. Выждав в луче солнца под берегом, пока расстояние уменьшилось до 5 каб., она направилась к пароходам. Идущий впереди пароход круто повернул к берегу; лодка пошла на пересечку его курса, дав несколько выстрелов под нос в направлении от берега. После пятого выстрела, когда расстояние между лодкой и пароходом было менее 1 каб., он остановился и спустил шлюпки, немедленно отвалившие от борта по направлению к берегу. Шлюпки были задержаны, одна из них возвращена на судно, с другой снята команда и капитан парохода. В ней на пароход, оказавшийся германским пароходом "Герда Бихт" (вместимостью 1770 peг.т., по другим данным - "Herda Witt", 1983 брт.)с грузом леса, был отправлен офицер, и пять человек вооруженной команды лодки. Документы, имевшиеся у командира и команды, были отобраны, каюта командира и штурманская рубка заперты и к ним приставлен часовой. Пароход стравил все пары. Было отдано приказание немедленно их поднять и объявлено об ответственности всей команды парохода в случае неисполнения приказания или какой-либо порчи машины или самого парохода. Через 11 минут пароход уже мог дать малый ход. Лодка взяла курс по направлению от берега. Пароходу приказано лечь на параллельный курс, держась в расстоянии около 1 каб. от лодки. В расстоянии 6-7 миль были видны шведские миноносцы, идущие параллельным курсом; через некоторое время они повернули обратно. Отойдя от берега за пределы видимости, ПЛ "Аллигатор" легла на вход в шхеры в северной части Оланда у острова Саггэ и дал радио с просьбой выслать в шхеры миноносец для приемки парохода. В 23 часа, подойдя ко входу в шхеры, ПЛ стала на якорь. Команду парохода с лодки отправили на ночь на пароход, командира оставили на лодке. После этого лодка стала пароходу на багштов. В 7 часов увидели под берегом миноносец "Послушный". Войдя в шхеры у острова Саггэ, лодка сдала ему захваченный приз. Получив разрешение следовать на старое место, ПЛ "Аллигатор" в 16 часов вышел в море. Погода была тихая. В 19 часов задул ветер от веста силою около 4 баллов. Возвращаться было уже темно; командир решил держаться до ночи, идя против ветра, а затем повернуть обратно. В полночь ветер был уже 6 баллов и стал заходить на норд-вест; итти против ветра было очень трудно, ворочать было еще рано. Командир решил держаться далее против ветра, чтобы повернуть с таким расчетом, чтобы рано утром быть около входного створа у острова Саггэ, или, если ветер зайдет на норд, спуститься по ветру к подходу в Мариэхамн. В 1 час ночи держаться против ветра сделалось невозможно, размахи качки достигали до 50° на борт. Лодка легла в багштаг и, идя на зюйд под одним двигателем, другим работала на зарядку. К 4 часам ветер достиг 8 баллов. Пополнив зарядку, лодка легла по ветру под двумя двигателями. Люк из рубке обнесли брезентом; все же вода в лодку попадала и ее непрерывно откачивали обеими помпами. К 7 часам ветер достиг 9,5-10 баллов. Люди сверху были убраны, управление перенесено в рубку, над входным люком рубки, защищенным с бортов, спереди и сверху кожухом, а сзади брезентом, был оставлен один человек, привязанный к поручням. Когда лодку накрывало волной выше перископа, люк закрывали; по проходе волны, когда верх рубки оголялся, люк по сигналу сверху приоткрывали и в лодку принимался воздух для работы бензиномоторов; последние работали с принятым, в лодку запасом воздуха до следующего открытия люка. Командир решил к шведским берегам ни в коем случае не ходить, а попытаться достигнуть своих, почему лодка спустилась до параллели входа в Мариэхамн. Определившись по шведским берегам, находясь в расстоянии 22 миль от входного створа, она погрузилась. Помпы замещения испортились и точной диферентовки не было. Погружалась лодка при полном ходе вперед, горизонтальных рулей не откидывала, дабы не сломать их. Заполнив среднюю систерну и надстройки, лодка стала медленно принимать балласт, пока не начала терять пловучесть, затем, немного подпродув среднюю и диферентуясь людьми, она ушла на глубину 13 м и только тогда откинула рули. После этого, идя лагом к волне на глубине около 13 м, она направилась к своим берегам, причем лодку даже на глубине 15 м качало на 6-7° с борта на борт и около 3° с кормы на нос. По расчету лодка к концу зарядки должна была засветло подойти к своим берегам и быть защищенной вестовой частью Оланда. В 12 часов лодка всплыла под перископ, заранее закинув рули и диферентуясь людьми. Шел снег с дождем, видимость была очень мала. В 14 ч. 30 м., имея малый запас энергии, лодка всплыла по волне в крейсерское положение. Ветер 8-9 баллов, волна несколько уменьшилась, шел дождь и снег. В 14 ч. 40 м. прояснило; на горизонте показались берега и створный вход. Командир решил идти на него под 45° к волне. Вода снова стала проникать через люк в лодку. В двух милях от створных знаков удалось лечь лагом к волне и войти в шхеры, после чего лодка благополучно вернулась в базу. На захваченном пароходе оказалась в небольшом количестве купленная в Швеции командой для их семей провизия, представляющая собою русские продукты, как-то: русский сахар, русские мучные продукты и прочее;

1915 год 19 - 21 октября
Совершила боевой поход. Находилась на позиции около Мариэхамна;

1915 год 22 - 23 октября
Совершила боевой поход. Находилась на позиции в Ботническом заливе. 22 октября вышла в Оландсгаф. Около 15 ч. 30 м. она подошла к шведскому берегу и начала осмотр пароходов. Ночью она ходила вдоль шведского берега между маяками Свартклубб и Симпнесхлубб, держась между берегом и курсами пароходов. Этот район был выбран потому, что пароходы в силу навигационных условий вынуждены были проходить его в расстоянии порядка трех миль от берега. Ночью лодка осматривала пароходы с помощью прожектора. Шведские миноносцы, заметив лучи прожектора, направлялись к лодке, но теряли ее как только прожектор выключался - лодку не видели даже в расстоянии одного кабельтова, в то время как лодка обнаруживала силуэты судов в гораздо большей дистанции. Все осмотренные пароходы оказались шведскими и датскими. К утру 23 октября погода засвежела и лодка была вынуждена вернуться в Мариэхамн. Во время последнего боевого похода, ударами волн сильно разрушило носовую часть надстройки ПЛ;

1915 год 25 октября
Перешла в Гельсингфорс;

1915 год 30 октября
Перешла в Ревель;

1915 год 17 ноября
Перешла в Або. После этого вернулась в Ревель;

1915 год - 1916 год зима
Зимовала в Ревеле. Нуждалась в ремонте, но ремонт был признан нецелесообразным;

1916 год 5 марта
Перечислена в состав 5-го дивизиона ПЛ Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 7 июля
Выведена из боевого состава флота, разоружена и переведена в класс портовых судов, переоборудована для использования в качестве плавучей зарядовой станции. Оставлена в составе Дивизии ПЛ;

1917 год 4 мая
Сдана на долгосрочное хранение к Петроградскому военному порту;

1917 год 25 октября
Зачислена в состав судов Красного Балтийского флота;

1924 год 23 сентября
Сдана "Комгосфондов" для разделки на металл и исключена из списков судов РККФ.

По другим данным, была сдана на хранение не к Петроградскому порту, а к Ревельскому порту. В дальнейшем была оставлена в Ревеле, 25.02.1918 захвачена германскими войсками и вскоре уведена в Германию для разборки на металл.




командиры:
(по данным источника №9)


1. Быков 2-й Б.А. (24.03.1908-07.09.1910)
2. Меркушов В.А. (1910-1912), по данным источника №5, но в это время был старшим помошником командира ПЛ
3. Безкровный Б.С. (07.09.1910-03.10.1912)
4. Вальронд 1-й Р.К. (03.10.1912-05.10.1915)
5. Васильев В.В. (05.10.1915-07.10.1915) ВРИД, (07.02.1916-04.10.1916)
6. Соллогуб В.В. (1915), по данным источника №5, но в это время командовал ПЛ №3 и ПЛ "Тигр"
7. Станюкович К.К. (08.10.1915-06.02.1916) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Гуров С.А. "Корабли Балтийского флота", "Янтарный сказ", Калининград, 2002г.
7. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018