Rambler's Top100 Аллигатор Тип "Кайман"

"Аллигатор" (бортовой №4)

Тип «Кайман»



фотография:


ПЛ Аллигатор



историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1905 год октябрь
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Аллигатор";

1908 год 3 мая
Спущена на воду;

1908 год 29 июня
Экипаж зачислен в состав 1-го Балтийского флотского экипажа;

1908 год сентябрь - октябрь
Перешла в Кронштадт, где начались предварительные испытания механизмов. Зачислена в 1-й Балтийский флотский экипаж;

1908 год октябрь
В конце месяца перешла в Петербург к Новому Адмиралтейству, где производились работы по достройке. Затем была переведена в Кронштадт, где продолжились заводские испытания;

1908 год 30 октября
Выход в Бьерке-Зунд на заводские испытания. Во время одного из выходов на ПЛ сломался коленчатый вал бензомотора правого борта;

1909 год
Продолжение испытаний. В процессе этих испытаний выявилось множество недостатков;

1909 год 20 ноября
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ;

1909 год - 1910 год
Проведение работ по устранению выявившихся недоработок;

1910 год (1909 год 20 ноября?)
Зачислена в состав 2-го Дивизиона подводных лодок Балтийского моря;

1910 год 25 апреля
Прошла докование в Кронштадте;

1910 год июнь
В начале месяца начались сдаточные испытания, которые проводилисьв Кронштадте и Бьерке-Зунде;

1910 год 12 августа
Погрузилась в Бьерке-Зунде на 33,8 м;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1910 год ноябрь
11.11 вышла из Ревеля в Гельсинфорс вместе с ПЛ "Крокодил" и "Кайман". На переходе высокой волной смыло за борт двух машинистов. Людей не нашли. Для зимовки вернулась в Ревель;

1910 год - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в носу установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год март
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год 11 июля
Завершение проведения дополнительных испытаний;

1911 год 28 августа
Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Осуществила 40 погружений, прошла под водой 179 миль;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 37 погружений, прошла в НП 1069 миль и в ПП - 172,5 миль. Произвела 14 выстрелов по подвижной цели и 26 - по неподвижной;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Ревеле;

1914 год - 1916 год
В период первой мировой войны на ПЛ была установлена радиостанция и 47-мм орудие. ПЛ несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. Совершила 12 краткосрочных боевых походов, 33 суток находилась в море, 21 сутки провела на боевых позициях, 4 раза выходила в атаки, выпустила 10 торпед. Имела бортовой №4;

1914 год
Совершила 4 боевых похода;

1914 год 10 октября
Совместно с ПЛ "Акула" вышла в район Дагерорта. При выходе из Соэлозунда обе ПЛ сели на мель. ПЛ "Акула" снялась с мели самостоятельно. Для съема ПЛ "Аллигатор" была послана канонерская лодка "Храбрый", а для прикрытия крейсера "Громобой" и "Адмирал Макаров". При съемки с мели у ПЛ был погнут вал;

1914 год октябрь - декабрь
Ремонт в Ревеле;

1914 год 15 декабря
Очередной боевой выход в море после исправления повреждений;

1914 год - 1915 год зима
Находиласьв Ревеле в ремонте;

1915 год
Совершила 8 боевых походов;

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 13 - 14 июня
13.06 ПЛ находилась на боевой позиции в районе Богшера. В 22 часа командир лодки капитан 2 ранга Р.Вильронд, находясь в подводном положении, определил, что навстречу ему идет крейсер типа "Нимфа" с двумя миноносцами. Было выпущено 3 торпеды - из двух аппаратов Джевецкого и одного носового трубчатого. Сразу после залпа лодка ушла на глубину 18 м. Все три торпеды прошли впереди носа крейсера. На лодке же был услышан взрыв, принятый за взрыв торпеды. Всплыв через 10 минут под перископ, командир определил, что в районе находится уже 4 миноносца, охраняющие какое-то большое судно. Как выяснилось впоследствии, следом за этой группой шел минный заградитель "Альбатрос" с 350 противолодочными минами для постановки мин в районе Богшера. Решив, что это поврежденный крейсер, командир с расстояния 8 каб. атаковал его, выпустив торпеду из носового аппарата. Взрыва не было слышно. Лодка ушла на глубину 18 м. При попытках всплыть каждый раз командир наблюдал вблизи лодки силуэт корабля, идущего на лодку. И только в 2 ч. 55 мин. ночи, всплыв на поверхность, командир вскоре понял, что находится непосредственно в районе постановки мин. С обоих бортов и по курсу лодки были обнаружены плавающие мины со стеклянными колпачками. Очевидно, что под угрозой повторных атак подводных лодок немцы сбрасывали мины наскоро, не приготовив их как следует, в результате чего мины всплывали и стояли без соблюдения необходимых интервалов. С большим трудом, идя под электромоторами, командир вывел ПЛ на чистую воду, пройдя путь в 4,25 мили по минному полю, обойдя до 60 мин. Штурман определил границы минных полей и на берег было передано сообщение об опасности. Утром того же дня русские крейсеры должны были проходить через эти места. За проявленное мужество, предотвратившее гибель подводной лодки, воспрепятствование минной постановке и своевременный доклад командованию флота об обнаруженном минном поле, капитан 2 ранга Р.Вальронд был награжден мечами и бантом к ордену "Святой Анны III степени";

1915 год 13 июля
Подорвала торпедой германское военное судно "Аркона". Погибли 12 человек. Судно удалось удержать на плаву и завести в порт;

1915 год 20 июля
На ПЛ, шедшую на глубине 9 метров, германский цеппелин сбросил две бомбы. На следующий день ПЛ уклонилась от атаки миноносцев;

1915 год 31 июля
При проходе Ирбенского пролива, обнаружила 2 миноносца приняв их за своих. Миноносцы открыли огонь по ПЛ, после чего ПЛ пошла на погружение. Глубина в месте погружения была 9 метров, а углубление лодки на перископной глубине составляло 12,5 м. ПЛ ползла по грунту около 4-х миль, при этом надстройка оставалась над водой; затем достигла необходимых глубин, погрузилась полностью и оторвалась от немецких миноносцев. Вечером того же дня атаковала крейсер "Пиллау", но была обнаружена, крейсер уклонился от торпед, конвойные миноносцы открыли по лодке артиллерийский огонь. Погрузившись на глубину 15 м и пройдя под водой 40 минут, ПЛ вновь оторвалась от преследования;

1915 год 23 октября
Захватила в качестве трофея германский пароход "Gerda Vitt" ("Herda Witt"?; ""Терта Бихт"?) (1983 брт) с грузом леса и передала его миноносцу "Послушный" (по другим данным привела приз сама);

1915 год 1 - 5 ноября
Во время последнего боевого похода в Балтийском море, ударами волн сильно разрушило носовую часть надстройки ПЛ;

1915 год - 1916 год зима
Дислоцировалась в Ревеле. Нуждалась в ремонте, но ремонт был признан нецелесообразным;

1916 год
Входила в состав 5-го дивизиона ПЛ Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 7 июля
Выведена из боевого состава флота, разоружена и переведена в класс портовых судов, переоборудована для использования в качестве плавучей зарядовой станции. Оставлена в составе Дивизии ПЛ;

1917 год 4 мая
Сдана на долгосрочное хранение к Петроградскому военному порту;

1917 год 25 октября
Зачислена в состав судов Красного Балтийского флота;

1924 год 23 сентября
Сдана "Комгосфондов" для разделки на металл и исключена из списков судов РККФ.

По другим данным, была сдана на хранение не к Петроградскому порту, а к Ревельскому порту. В дальнейшем была оставлена в Ревеле, 25.02.1918 захвачена германскими войсками и вскоре уведена в Германию для разборки на металл.



дополнительная информация:


Фотография ПЛ "Аллигатор" с установленным орудием. 1915 год (приблизительно).



командиры:
(по данным источника №9)


1. Быков 2-й Б.А. (24.03.1908-07.09.1910)
2. Меркушов В.А. (1910-1912), по данным источника №5, но в это время был старшим помошником командира ПЛ
3. Безкровный Б.С. (07.09.1910-03.10.1912)
4. Вальронд 1-й Р.К. (03.10.1912-05.10.1915)
5. Васильев В.В. (05.10.1915-07.10.1915) ВРИД, (07.02.1916-04.10.1916)
6. Соллогуб В.В. (1915), по данным источника №5, но в это время командовал ПЛ №3 и ПЛ "Тигр"
7. Станюкович К.К. (08.10.1915-06.02.1916) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Гуров С.А. "Корабли Балтийского флота", "Янтарный сказ", Калининград, 2002г.
7. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2012