Rambler's Top100 Подводная лодка "Дракон". Тип "Кайман"

"Дракон" (бортовой №2 в 1911-1914гг.)

Тип «Кайман»




фотография:


Подводная лодка Дракон




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1905 год октябрь (ноябрь?)
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Дракон";

1908 год 14 июня
Спущена на воду;

1908 год 10 октября
Экипаж зачислен в состав 1-го Балтийского флотского экипажа;

1909 год 1 августа
Взрыв паров бензина во время погрузки топлива, из-за небрежности команды. Взрыв повредил ряд механизмов, что задержало строительство ПЛ более чем на год. В аварии погибло трое подводников и 15 получили ожоги;

1910 год 1 января
Зачислена в состав 2-го ДнПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил в составе дивизиона включена в Отряд подводного плавания Балтийского моря;

1910 год октябрь
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ. Оставлена на Балтийском заводе;

1910 год - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в носу установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год 25 февраля
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря с базированием на Ревель. В дальнейшем на рубку ПЛ был нанесен номер "2";

1911 год 11 июля
После окончания достроечных работ проходила приемно-сдаточные испытания;

1911 год 17 ноября
Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Осуществила 20 погружений, прошла под водой 57 миль;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 39 погружений, прошла в НП 1090 миль и в ПП - 146,5 миль. Произвела 9 выстрелов по подвижной цели и 20 - по неподвижной;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота. Вскоре номер на рубке был закрашен;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне. В период первой мировой войны на ПЛ была установлена радиостанция и 37-мм орудие. Участвовала в несении позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 26 боевых походов. Выполнила 5 безуспешных торпедных атак с выпуском 11 торпед;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. Обнаружила в районе маневрирование каких-то коммерческих кораблей. ПЛ пришлось погружаться, так как один из пароходов шел прямо на ПЛ. После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Дракон") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Дракон") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 18 августа
ПЛ "Дракон" и ПЛ "Минога" в сопровождении канонерской лодки "Храбрый" (под флагом начальника бригады) и миноносца "Послушный" перешли в Моонзунд и стали на якорь у острова Харилайд. Днем лодки должны были выходить на позиции: одна на меридиан Тахконы в 12 милях от берега, другая между островами Вормс и Оденсхольм. Позиции эти были выбраны на курсах, которыми по наблюдению постов пользовался противник. На ночь лодки должны были возвращаться к "Храброму". Маяки Вормс, Н. и В.-Дагерорт, Тахкона и Оденсхольм были соединены телефоном с Ревелем, что давало возможность иметь с лодками постоянную связь. "Храбрый" вместе с береговыми батареями должен был защищать лодки от нападения противника. Через каждые 3-4 дня с рейда Векшер на смену должна была приходить новая пара лодок, а сменившиеся возвращаться на отдых на рейд Векшер;

1914 год 19 - 24 августа
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). Утром 15 августа вместе с ПЛ "Минога" первый раз вышла в море и заняла позицию между на меридиане маяка "Тахкона". Вечером обе ПЛ вернулись к Харилайду и стали на бакштов канонерской лодки "Храбрый". Последующие дни ПЛ действовали аналогично. 20 августа германская эскадра безуспешно попыталась отрезать русские крейсера. Исключительно хорошая видимость в этот день (до 25 миль) помешала германским силам выполнить задуманный план. Заметив своевременно на севере дымы первой германской группы, русские крейсеры отошли на восток к центральной позиции, а ПЛ "Дракон" и ПЛ "Минога" попытались сблизиться с германскими кораблями, но не смогли этого сделать вследствие их поворота на вест. После окончания патрулирования возвратилась на рейд Векшер;

1914 год 9 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). Находилась на позиции у Тахконы;

1914 год 11 - 20 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). 24 сентября в 2 часа вышла в указанный ей район в устье Финского залива. Не желая подходить в темное время к, месту нахождения неприятеля, ПЛ зашла к маяку Фильзанд, чтобы заодно узнать от поста последние сведения о противнике и, переждав, следовать к Виндаве с расчетом прибыть туда к полдню. Как только лодка стала на якорь у м. Фильзанд, на воду сел гидросамолет, доставивший ей сведения о неприятеле. В 20 часов катер службы связи доставил лодке радио, извещавшее об уходе германских кораблей от Виндавы. Считая, что противник отказался от производства десанта из-за плохой погоды, командир ПЛ решил остаться у Фильзанда на случай, если корабли противника снова вернутся к Виндаве. Укрываясь от штормов, лодка простояла у Фильзанда до 20 сентяря, когда по вызову начальника бригады она перешла в Моонзунд;

1914 год 30 - 31 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). По получении известий о присутствии противника в северной части Балтийского моря на норд-вест от Дагерорта была выслана ПЛ "Дракон". В 14 ч. 55 м. ПЛ обнаружила германский крейсер "Аугсбург". Попытка сблизиться для атаки не удалась. В 17 часов "Аугсбург", находясь в 80 каб. от ПЛ, повернул на норд-вест и быстро скрылся. ПЛ осталась на позиции в этом районе. 31 сентября ПЛ, находясь на той же позиции, обнаружила идущую в надводном положении германскую лодку "U-23". Заметив ПЛ "Дракон", лодка погрузилась. Получив сведения о гибели крейсера "Паллада", командующий русским флотом приказал всем кораблям вернуться на базы;

1914 год 2 - 4 декабря
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т. Гудим Н.А.). Находилась на позиции вблизи Утэ;

1914 год - 1915 год зима
Зимовка в Ревеле;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 30 апреля - 2 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию к Богшеру. 1 мая в 11 ч. 15 м. встретила неприятельский крейсер "Тетис" имеющий на буксире ПЛ U-4 в сопровождении миноносцев. Погода была тихая и лодка стояла в балластинах. Заметив дымы, ПЛ отдала конец, привязав его к буйку, и погрузилась. В 12 ч. 30 м. ПЛ с дистанции 6 - 7 каб. произвела по крейсеру залп, выпустив одну торпеду из носового аппарата и две из аппаратов Джевецкого. Следы торпед были замечены крейсером на большом расстоянии. Крейсер застопорил машину, вследствие чего торпеды прошли перед его носом. После залпа лодка всплыла. Командир ПЛ, положив руль право на борт, пытался повторить выстрел из кормовых аппаратов, но, увидя идущий полным ходом на лодку миноносец, отказался от атаки и ушел на глубину 15 м. "U-4", отдав буксир, также погрузилась. Из опасения повредить свою лодку, миноносец вынужден был вскоре прекратить преследование. После этого "Тетис" с миноносцем направился на соединение со своими главными силами, не выполнив поставленной ему задачи: определение точного места по Богшеру для главных сил, чему германский командующий придавал перед минной постановкой особое значение. ПЛ "Дракон" в 13 ч. 05 м. всплыла и, уклонившись от показавшейся ей атаки подводной лодки, пошла прд бензиномоторами на норд-ост. Погода значительно ухудшилась. В 15 ч. 12 м. справа впереди траверза из-за полос дождя в расстоянии около 60 каб. был усмотрен дым и силуэт "Тетиса". Крейсер шел большим ходом на вест. Решив атаковать крейсер, лодка погрузилась, причем погружение заняло 4 минуты. Через некоторое время впереди крейсера был усмотрен миноносец. Во время погружения лодка была замечена "Тетисом", который открыл по ней огонь и стал отворачивать, миноносец же пошел на лодку с целью ее таранить. Тем не менее лодке удалось произвести выстрел из кормового аппарата. Торпеда прошла в нескольких метрах за кормой крейсера. После выстрела лодка сильно зарылась, благодаря чему миноносцу не удалось нанести ей таранного удара. Попав в струю миноносца, лодка на некоторое время лишилась управления. В 17 ч. 10 м., осмотревшись через перископ, она всплыла и донесла командованию о всех событиях дня. Проведя ночь в том же районе, в условиях штормовой погоды, лодка на следующее утро вернулась в Утэ;

1915 год 22 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). В 12 часов 22 мая, когда германский крейсер "Аугсбург" приблизился к Утэ миль на 12-15, стоявшая там ПЛ "Дракон" решила выйти для его атаки. Пока лодка выходила, "Аугсбург" скрылся, отойдя на зюйд. В 15 ч. 18 м. крейсер снова стал приближаться к Утэ. ПЛ погрузилась и пошла под водой на сближение. Крейсер видел лодку во время ее погружения. В 18 ч. 10 м., находясь от лодки в 30 каб., он снова отошел на ост. В 18 ч. 35 м. лодка всплыла и направилась в Утэ. В 19 ч. 50 м. "Аугсбург" с миноносцем опять направились туда же и вновь обнаружили идущую в надводном положении ПЛ "Дракон". Пока лодка погружалась, крейсер и миноносец обстреляли ее с 40-60 каб., не причинив повреждений. ПЛ "Дракон" снова безуспешно пыталась сблизиться с крейсером для атаки, но тот повернул на обратный курс, после чего лодка всплыла и направилась в Утэ. В 21 ч. 15 м. ей еще раз пришлось погрузиться от показавшегося миноносца, но вскоре же скрывшегося. В 23 ч. 15 м. лодка вернулась в базу. Маневрирование ПЛ происходило вблизи маяка. С маяка хорошо видели след, ославляемый лодкой на гладкой поверхности моря, хотя командир опускал перископ на 2-3 фута ниже поверхности воды и маневрировал небольшими ходами. Получив известие об обнаружении "Аугсбургом" лодки, германские броненосные крейсеры, опасаясь у Утэ атак подводных лодок, отошли на юг и направились к пароходу-угольщику, ожидавшему их в 30 милях восточнее Эстергарна;

1915 год 24 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию в районе Утэ. Никого не обнаружив, вернулась обратно в базу;

1915 год 28 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию в районе Утэ. Никого не обнаружив, вернулась обратно в базу. В дальнейшем перешла в Ревель;

1915 год 23 - 25 июня
Перешла из Ревеля в Моонзунд, а затем - в Аренсбург;

1915 год 30 июня
При попытке выйти на позицию была вынуждена вернуться в базу из-за свежей погоды;

1915 год 1 - 2 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). 1 июля в 3 ч. 30 м. вышла на позицию у Стейнорта. В этот день работу германских тральщиков прикрывал крейсер "Бремен" с двумя миноносцами. Отойдя от берега на 40 миль, ПЛ пошла под одним двигателем, пустив второй на зарядку. В 16 ч. 15 м. на зюйд-зюйд-вест был усмотрен дым. Остановив бензиномоторы и провентилировав помещения, лодка погрузилась и в 16 ч. 30 м. пошла на сближение с дымом. Через некоторое время лодка опознала крейсер и миноносец. ПЛ смогла сблизиться с ними лишь на 50-60 каб. В 17 ч. 40 м. корабли противника, идя курсом вест, скрылись из вида. читая себя уже на позиции, командир застопорил ход и продув немного среднюю систерну, вел наблюдение через колпак и оба перископа. В 18 ч. 20 м. он заметил неприятельский миноносец. Доприняв воды в среднюю систерну, командир пытался атаковать его, но ближе 30 каб. подойти не смог. В 19 ч. 20 м. лодка снова всплыла в прежнее положение. В 19 ч. 50 м. командир опять заметил на вест дым и в 20 часов обнаружил неприятельский крейсер и миноносец, идущие курсом ост-зюйд-ост. Уйдя под воду, лодка снова пошла в атаку. Во время приготовления к выстрелу аппаратов обнаружилось, что крышка левого носового аппарата не открывается, повидимому из-за того, что волнорез был погнут волной. В 20 ч. 40 м. с дистанции 7 каб. ПЛ дала залп тремя торпедами с растворением между ними в 10°. Боясь, что после выстрела лодка выскочит, рулевой слишком переложил рули на погружение, вследствие чего лодка сильно зарылась. Выпущенные ею торпеды прошли мимо. Увидев их след и место выстрела, крейсер пытался таранить лодку. На ПЛ слышали взрыв, вероятно, сброшенных подрывных патронов. Через 2-3 минуты, подняв перископ, ПЛ наблюдала, как крейсер и миноносец безуспешно ее искали, подходя к ней на дистанцию до 3 каб. Уклоняясь от миноносца, лодка все время пыталась атаковать крейсер. В 21 ч. 36 м. постепенно теряя пловучесть, ПЛ имела горизонтальные рули переложенными на полный угол на всплытие и держалась на полном ходу при диференте на корму 4°. Вследствие сильного искрообразования, один электромотор пришлось остановить; несмотря на то что второй электромотор работал на полный ход, лодка стала быстро погружаться. Продувая среднюю систерну, удалось остановить дальнейшее погружение лодки. С устранением диферента получилась возможность снова пустить оба электромоюра (причина искрения - сдвиг якоря на диференте). В 22 часа ей удалось занять положение, при котором миноносец находился с противоположного борта крейсера. В 22 ч. 30 м. лодка выпустила торпеду из кормового аппарата с расстояния 4-5 каб. Было уже довольно темно. Крейсеру удалось уклониться от торпеды, положив руль на борт и дав обеим машинам полный ход назад. Так как на лодке оставалась лишь одна торпеда, установленная на ход по поверхности, и батарея сильно разрядилась, командир решил прекратить атаки и, уйдя на глубину 55 футов (17 м), пошел на норд. В 23 ч. 30 м. ПЛ всплыла под перископ и обнаружила позади траверза пламя пожара в недалеком, как казалось, расстоянии. В полночь лодка всплыла на поверхность и пошла дальше в надводном положении. Справа по траверзу еще долго было видно пламя и зарево пожара. Командир приписывал этот пожар воспламенению нефти на крейсере, но в действительности это, видимо, был пожар на берегу. В 10 ч. 30 м. 2 июля лодка пришла в Аренсбург и донесла о предполагаемом потоплении крейсера;

1915 год 5 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию к Ирбену. Никого не обнаружив, вечером вернулась обратно в базу;

1915 год 7 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию к Ирбену. Никого не обнаружив, вечером вернулась обратно в базу;

1915 год 9 - 10 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию к Ирбену. Никого не обнаружив, утром 10 июля вернулась к Церелю;

1915 год 17 - 19 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). 17 июля в 16 часов вышла из Рижского залива на позицию на параллель Бакгофена. Из-за большой волны шла против нее самым малым ходом. Днем 18 июля, подходя к назначенной позиции, обнаружила дым и пыталась в течение 2,5 часа атаковать ходивший переменными курсами однотрубный пароход. Днем 19 июля вернулась к Церелю. За время похода ПЛ волнами помяло рубочную надстройку, заклинило верхний штурвал, вырвало и унесло несколько листов обшивки и переборку рубочной надстройки, повредило носовые горизонтальные рули и причинило ряд других повреждений;

1915 год 22 - 25 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Утром 22 июля вышла из Аренсбурга на позицию к весту от Ирбена. 23 июля, находясь на позиции, никого не обнаружила. 24 июля рано утром на полосе зари обнаружила в расстоянии 20 каб. силуэт неприятельского миноносца, шедшего от маяка Люзерорт малым ходом. Отворачивая от миноносца погрузилась с расчетом уменьшить скорость сближения и стрелять кормовой торпедой, установленной на ход по поверхности, специально против миноносцев. Погрузившись, лодка выстрелила с расстояния около 4 каб. Торпеда прошла мимо. После выстрела лодка пыталась развернуться для стрельбы из носовых аппаратов. Миноносец, видимо, заметил след торпеды, так как, не стреляя, повернул на обратный курс и ушел. 25 июля вернулась к Церелю;

1915 год 26 июля
Дважды выходила из Аренсбурга на внутреннюю со стороны Рижского залива позицию у Ирбена, но была вынуждена из-за неисправности механизмов возвратиться;

1915 год 30 июля - 1 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Утром 30 июля вышла из Куйвасто на позиции перед Ирбеном. Прибыла к Ирбену около 20 часов. Не рискуя идти по мелководью Ирбена на виду неприятельских кораблей, осталась ночевать у мыса Кави. В 2 часа 31 июля снялись с якоря и пошла в Ирбенский пролив. Вскоре обнаружил вспышки выстрелов - германские миноносцы обстреливали ПЛ "Аллигатор", которая находилась на мелководье. Командир ПЛ "Дракон", передал командиру эсминца "Страшный", в каком тяжелом положении находится ПЛ "Аллигатор", а сам решил до отхода неприятеля в море не выходить. "Страшный" сообщил, что он уже вызвал на поддержку миноносец, с которым намерен отогнать противника от прохода, чтобы очистить путь ПЛ "Дракон". Позже стало известно, что начальник минной дивизии запретил миноносцам выходить, а ПЛ "Дракон" приказал идти, когда явится возможность. "Страшный" с подошедшим к нему миноносцем после этого ушел, а лодка в 9 ч. 30 м., не видя больше противника, направилась в море. В 11 ч. 35 м., заметив дым, она погрузилась, но, опознав ПЛ "Аллигатор", всплыла. Командир ПЛ "Аллигатор" рекомендовал ПЛ "Дракон" занять его позицию, после чего лодки разошлись и вскоре увидели на вест дымы. Обе лодки одновременно погрузились. Через некоторое время можно было различить крейсер с тремя миноносцами. Это был "Кольберг", также высланный в дозор к Ирбену с целью мешать русским ставить в Ирбене мины. Зная, что ПЛ "Дракон" ближе к противнику, ПЛ "Аллигатор" шел самым малым ходом, чтобы ему не помешать. Вскоре неприятельский отряд повернул на зюйд-ост, а затем на норд-вест. Миноносцы все время меняли места относительно крейсера: шли то на траверзе, то впереди него. ПЛ в течение 4-х часов пыталась занять позицию для атаки "Кольберга", ходившего переменными курсами. В 15 ч. 30 м. лодка приготовилась стрелять, находясь в 8-ми каб. от крейсера, но в это время крейсер повернул к лодке. Пытаясь все же атаковать крейсер носовыми аппаратами, лодка описала коордонат и, подняв перископ, увидела противника в 4-6 каб. Крейсер заметил лодку и повернул на нее. ПЛ ушла на глубину и приготовился стрелять из кормовых аппаратов. В 15 ч. 40 м. лодка всплыла под перископ. Командир рассчитывал увидеть противника у себя за кормой на близкой дистанции, но он оказался слева позади траверза кабельтовых в 1,5 и шел прямо на лодку. Дав самый полный ход и положив рули на полный угол на погружение, лодка пошла на глубину. Она была на глубине 55 футов (16,5 м), когда крейсер прошел над ней. Лодку при этом сильно качнуло. В 16 ч. 15 м., всплыв под перископ, командир увидел, что крейсер и миноносец уже далеко. В 17 ч. 12 м. близко к носу был усмотрен перископ подводной лодки, а затем всплывающая ПЛ "Аллигатор". Находясь у неё на траверзе, ПЛ подняла оба перископа и быстро всплыла. В 19 ч. 05 м. снова показался "Кольберг". Лодке пришлось вновь погрузиться. На этот раз крейсер прошел далеко от лодки. В 21 ч. 40 м. ПЛ всплыла и, пользуясь темнотой, начала зарядку. ПЛ на рассвете 1 августа, находясь на своей позиции, в 3 ч. 40 м., чтобы не быть застигнутым противником в полумраке врасплох, решила погрузиться. В 3 ч. 43 м., когда лодка не успела еще уйти полностью под воду, через иллюминаторы колпака были замечены силуэты приближающихся кораблей. Придя на перископную глубину, лодка пошла на сближение с ними. Вскоре неприятельский крейсер (это был "Кольберг") отпустил бывшие при нем два миноносца на ост, а сам пошел на вест. Рассчитывая встретить крейсер, когда он повернет на соединение со своими миноносцами, лодка шла под водой полным ходом на норд-вест. В 4 ч. 30 м. крейсер повернул, примерно на ост, а лодка - на норд. В 5 ч. 09 м. ПЛ выпустила по крейсеру с расстояния 6 каб. три торпеды (растворение 10°). Наблюдая в перископ за результатом выстрела, командир видел след только одной торпеды, которая, оказалось, шла хорошо. Однако, попадания не было. Крейсер видел также только одну торпеду, от которой уклонился. Заметив в то же время перископ, он открыл по лодке огонь, и пошел ее таранить. В 5 ч. 13 м. крейсер прошел над лодкой и, повернув, в 5 ч. 17 м. вторично прошел над ней, стреляя одновременно из орудий, после чего стал отходить на вест. В 6 часов с оста были обнаружены три приближавшихся миноносца. Лодка ушла на глубину 45 футов (13,5 м). Миноносцы прошли мимо. В 9 часов лодка всплыла на поверхность. В 11 часов пришлось еще раз на час уходить под воду, после чего, всплыв в 12 часов, лодка направилась к Церелю, так как температура электролита внутренних аккумуляторов поднялась свыше 45°. В 17 часов она вошла в Рижский залив и вернулась в Куйвасто;

1915 год 4 - 5 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). В связи с активным развитием немцами операций русское командование направило к Церелю все способные выйти в море старые русские лодки: "Макрель", "Минога" и "Дракон". Сосредоточившиеся у Цереля подводные лодки днем стояли в ожидании приказаний. Вследствие ненадежности механизмов лодок командование считало невозможным посылать их на внешние позиции. На ночь они перешли в глубокое место к мысу Кави. С утра подводные лодки вышли на позиции в Ирбене со стороны Рижского залива. Около полудня лодки получили приказание идти в Куйвасто. Это приказание, видимо, было вызвано опасением за судьбу старых лодок, в случае оставления русскими под давлением противника Моонзунда и решением в связи с этим использовать лодки при обороне последнего. Лодки прошли на Кассарский плес, куда в это время были переведены все вспомогательные суда. Позже перешла в Куйвасто;

1915 год август - сентябрь
Прошла ремонт в Ревеле;

1915 год 19 сентября
Переведена в Або-Оландский район для действий в Оландсгафе. Базировалась на Мариэхамн;

1915 год 7 - 9 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). 7 октября в 17 часов совместно с ПЛ "Кайман" вышла из Мариэхамна. Подойдя в темноте к шведскому берегу, обе ПЛ прошли вдоль него на норд в Ботнический залив, приблизительно на параллели Свартклубба они заметили идущий на норд пароход, но догнать его не смогли. Пройдя в Ботнический залив, обе лодки остановили прожекторами по одному пароходу, но, так как пароходы имели на бортах ясно видимые полосы шведских национальных цветов и большую надпись, указывающую их национальность, и наконец, шли на норд, то они были отпущены. Лодки были лишены возможности производить подробные осмотры, так как шлюпки их были совершенно немореходны. Сами же лодки боялись подходить к борту, чтобы на волне не повредить надстройки. К утру лодки подошли к линии курса германских пароходов, идущих из северного Кваркена в Южный, и заняли свои позиции. Заметив после полдня падение барометра и усиление ветра от оста, ПЛ направились к южному Кваркену, чтобы не быть вынужденными искать в случае шторма убежища в Швеции. Во время стоянок лодок под перископом на позиции было замечено большое движение судов вдоль шведского берега. Видимо, после случаев потопления лодками немецких пароходов, они изменили свои курсы и шли под самым берегом. Под берегом же виднелся дым трехтрубного корабля, по всей вероятности, шведского крейсера "Фюльгия". От плавучего маяка Грундкаллен лодки спустились в Оландсгаф вдоль шведского берега, останавливая и освещая пароходы. Однако, все они оказались шведскими. На ночь ПЛ "Дракон" заняла позицию в 4-х милях от шведского берега у маяка Свартклубб. ПЛ "Дракон" остановил два парохода, но оба они оказались шведскими. В 7 часов утра лодки соединились у назначенного ими рандеву в 10 милях от шведского берега. Ввиду усиления ветра, а также небольшой поломки мотора на ПЛ "Кайман", командиры ПЛ решили вернуться в Мариэхамн. Во время похода лодками была обнаружена невязка на картах русского берега со шведским, доходящая до трех миль, так что корабль, определившийся по шведским маякам, выходил к русскому берегу на 3 мили севернее, чем он рассчитывал. Это было особенно важно для кораблей, подходивших к Мариэхамну, так ш ошибка в 3 мили приводила их на русское заграждение. Поход этот выявил малую пригодность для подобных действа лодок данного типа "Кайман". Малая скорость (8 узлов) и слабая 37-мм пушка с недостаточной дальностью стрельбы позволяли пароходам легко уходить от преследования лодки;

1915 год 16 - 18 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Днем 16 октября вышла из Мариэхамна в Оландсгаф для прикрытия операции крейсеров. Ночью остановила три парохода, оказавшиеся шведскими. Утром 17 октября с ПЛ было замечено приближение низкобортного судна, шедшего без огней. Допуская, что это может быть германская подводная лодка, ПЛ погрузилась и лишь на рассвете выяснила, что это был маленький шведский однотрубный миноносец. Оставаясь под водой в 4 милях от шведского берега, ПЛ ожидала появления пароходов. В 12 ч. 30 м. ПЛ всплыла и осмотрела шведский пароход, шедший в Амстердам. В 15 часов заметила приближение пароходов, шедших под конвоем двух шведских миноносцев, устремившихся к лодке. ПЛ погрузилась и отошла з море. В 18 часов ПЛ всплыла и пустила моторы на зарядку. Ночью былo получено от командира дивизиона радио, извещавшее, что из Стокгольма вышел германский пароход, направившийся под самым берегом на норд. В случае невозможности захвата парохода приказывалось его топить. В 7 часов 18 октября лодка остановила один пароход и ошвартовилась у его борта. Пароход оказался шведским и направлялся в Стокгольм. В 7 ч. 30 м. ПЛ начал преследование парохода, повидимому германского; другой пароход, шедший с ним, повернул обратно и пошел на норд. Вследствие поломки откатника и ударника орудия и из-за недостаточной скорости лодки, задержать преследуемый пароход ей не удалось (он укрылся за остров Торфбодан), погрузившись, лодка отошла в море. В 11 ч. 30 м. всплыла и, так как стало быстро свежеть, а барометр начал дадать, она пошла в Мариэхамн. В это время к острову Торфбодан стали подходить шведские миноносцы. В 12 ч. 30 м. в расстоянии одной мили от себя ПЛ заметила подводную лодку, быстро идущую контркурсом. Считая, что это германская лодка, ПЛ погрузилась, после чего потеряла ее из вида, хотя и поверзула на нее. Неприятельская лодка вероятно также погрузилась. Это была, видимо, ПЛ "U-17", которая в этот период тоже действовала в этом районе и захватила два шведских парохода, груженных контрабандой (один из них затонул, подорвавшись на мине при под ходе к берегам Германии). В 14 ч. 20 м. дня ПЛ всплыла и в 17 ч. 10 м. прибыла в Мариэхамн;

1915 год 20 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию. Кораблей противника не обнаружила и вернулась обратно в Мариэхамн;

1915 год 24 - 26 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). 24 октября вышла для патрулирования в Оландсгаф. К темноте подошла к маяку Симпнесклубб. Ночью ПЛ осмотрела пять шведских и датских пароходов. Погрузившись с рассветом, она продолжала осматривать через перископ проходящие суда. Все они оказались нейтральными. Около полудня погода ухудшилась, пошел дождь с мелким снегом, - это сделало невозможным наблюдение через перископ и лодка всплыла. Вскоре из-за мглы к ней подошли два шведских миноносца. Лодка стояла, застопорив машину, вне территориальных вод. Один из миноносцев дважды делал вид, что таранит лодку, требуя, чтобы лодка ушла прочь из этого района. Командир лодки отказался выполнить требования миноносцев и оставался стоять без хода. Через 20 минут миноносцы ушли, и лодка, оставшись в надводном положении, несмотря на сильно засвежевши ветер, продолжала наблюдение за пароходами, осмотрев при этом 14 пароходов. Около 16 часов с норда показались под самым берегом два парохода без всяких знаков, видимо немецкие. Их сопровождали два шведских миноносца и буксир. Так как пароходы шли в шведских территориальных водах и под конвоем, командир лодки их не преследовал. Ночью лодка держалась в районе Симпнесклубба. Никого не обнаружив, к утру в связи с усилением ветра ПЛ вернулась в Мариэхамн. Было очевидно, что движение германских пароходов в этом районе значительно сократилось и, что продолжавшие плавать пароходы совершали свое движение в пределах шведских территориальных вод, охраняемых шведскими миноносцами. Дальнейшие выходь в этот район ПЛ "Дракон", ПЛ "Макрель" и ПЛ "Крокодил", продолжавшиеся до десятыхх чисел ноября, никаких результатов не дали;

1915 год 29 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию. Кораблей противника не обнаружила и вернулась обратно в Мариэхамн;

1915 год 5 - 6 ноября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Вышла на позицию. Кораблей противника не обнаружила и вернулась обратно в Мариэхамн;

1915 год - 1916 год зима
Зимовка в Ревеле;

1916 год 5 марта
Перечислена в состав 5-го дивизиона ПЛ Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 9 октября
Ввиду малой боевой ценности и "за ветхостью" приказом командующего флотом переведена в блокшкив;

1916 год 2 ноября
Выведена из боевого состава флота. Поднята на стенку и сдана к порту Императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение;

1918 год 25 февраля
Была оставлена в Ревеле и захвачена германскими войсками, после чего вывезена (предположительно) в Германию для разборки на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Дракон" в Санкт-Петербурге. 1910 год (предположительно).



командиры:
(по данным источника №8)


1. Подгурский Н.Л. (11.06.1908-24.05.1909)
2. Фон-дер Рааб-Тилен Т.Л. (25.05.1909-16.02.1911), 08.11.1910 - отчислен от командования
3. Хоментовский В.М. (17.01.1911-25.06.1912), 16.02.1911 - принял корабль
4. Гудим Н.А. (18.06.1912-19.02.1915), 25.06.1912 - принял корабль
5. Никольский М.Н. (1914) ВРИД(?), по данным источника №5, но в это время был вахтенным начальником ПЛ (20.03.1914-04.09.1914)
6. Ильинский Н.Н. (25.01.1915-10.11.1915), 20.02.1915 - принял корабль
7. Эльзенгр А.А. (23.10.1915-28.06.1916), 10.11.1915 - принял корабль
8. Лагидзе И.Б. (28.06.1916-07.11.1916)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018