Rambler's Top100 Подводная лодка "Минога". Тип "Минога"

ПЛ "Минога"

Тип «Минога»




фотография:


Подводная лодка Минога




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1906 год 6 сентября
Заложена на Балтийском заводе в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки кораблей БФ, в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1907 год 23 октября
Проведение гидравлических испытаний прочного корпуса;

1908 год 21 марта
В заводе пожаром была целиком уничтожена вполне собранная и принятая аккумуляторная батарея;

1908 год 11 октября
Спущена на воду;

1908 год 23 октября
Первый выход в Морской канал под одним из двигателей Дизеля (второй еще не был доставлен);

1908 год 26 октября
Готова к началу испытаний, но, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод;

1908 год 7 ноября
Несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. Вследствие сильных холодов и ледостава пришлось в дальнейшем ограничиться лишь испытаниями дизелей на швартовах;

1909 год апрель
Выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля;

1909 год апрель
Поднята на стенку для установки свинцового киля;

1909 год май
В начале мая спущена на воду после необходимых доработок;

1909 год 7 июня
Выходила на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал;

1909 год июль - сентябрь
В начале июля ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы;

1909 год октябрь
Приемные испытания. Вошла в состав БФ;

1910 год
Зачислена в состав 2-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 22 июля
Зачислена в состав судов действующего флота и перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год
С началом кампании перешла в Либаву для обеспечения практических занятий слушателей УОПП. На зимовку перешла в Ревель;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
Выполнила командирские торпедные стрельбы. Осуществила 20 выстрелов при 8 попаданиях;

1913 год 23 марта
Вышла из Либавы в практическое плавание. При отходе от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах мичман К.Ф. Терлецкий. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк - его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды ПЛ была отбуксирована в порт и восстановлена;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 5 мая
Прибыла в Либаву для обеспечения учебного процесса в УОПП. Совершила 11 выходов в море и произвела 22 выстрела торпедами;

1914 год 3 июня
Перешла в Ревель;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне. Участвовала в несении позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 14 боевых походов в 1914-1915гг. В 1916 году совершила несколько краткосрочных выходов в море. Выполнила 1 безуспешную торпедную атаку с выпуском 1 торпеды;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Минога") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Минога") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 18 августа
ПЛ "Дракон" и ПЛ "Минога" в сопровождении канонерской лодки "Храбрый" (под флагом начальника бригады) и миноносца "Послушный" перешли в Моонзунд и стали на якорь у острова Харилайд. Днем лодки должны были выходить на позиции: одна на меридиан Тахконы в 12 милях от берега, другая между островами Вормс и Оденсхольм. Позиции эти были выбраны на курсах, которыми по наблюдению постов пользовался противник. На ночь лодки должны были возвращаться к "Храброму". Маяки Вормс, Н. и В.-Дагерорт, Тахкона и Оденсхольм были соединены телефоном с Ревелем, что давало возможность иметь с лодками постоянную связь. "Храбрый" вместе с береговыми батареями должен был защищать лодки от нападения противника. Через каждые 3-4 дня с рейда Векшер на смену должна была приходить новая пара лодок, а сменившиеся возвращаться на отдых на рейд Векшер;

1914 год 19 - 24 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Утром 15 августа вместе с ПЛ "Дракон" первый раз вышла в море и заняла позицию между островами Вормс и Оденсхольм. Вечером обе ПЛ вернулись к Харилайду и стали на бакштов канонерской лодки "Храбрый". Последующие дни ПЛ действовали аналогично. 20 августа германская эскадра безуспешно попыталась отрезать русские крейсера. Исключительно хорошая видимость в этот день (до 25 миль) помешала германским силам выполнить задуманный план. Заметив своевременно на севере дымы первой германской группы, русские крейсеры отошли на восток к центральной позиции, а ПЛ "Дракон" и ПЛ "Минога" попытались сблизиться с германскими кораблями, но не смогли этого сделать вследствие их поворота на вест. После окончания патрулирования возвратилась на рейд Векшер;

1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т Ильинский Н.Н.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;

1914 год 16 - 18 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Ильинский Н.Н.). Получив сведения о нахождении неприятельских кораблей в северной части Балтийского моря, командующий флотом с утра 16 октября выслал в район нахождения противника ПЛ "Макрель" и ПЛ "Минога". Обе лодки незадолго до этого, ввиду возможных осложнений со Швецией, были переведены в Абоские шхеры с базированием на Люм. В 7 ч. 30 м. обе ПЛ вышли из Утэ. ПЛ "Минога" заняла позицию западнее позиции ПЛ "Макрель", в 5 милях от маяка Богшер. В 12 ч. 30 м. лодка обнаружила германский крейсер "Фридрих Карл" и до 15 часов безуспешно пыталась сблизиться и атаковать его. Ночь ПЛ провела вблизи позиции, стоя на балластине. 17 октября ПЛ весь день простояла на позиции. Никого не обнаружив, утром 18 октября вернулась в Утэ;

1914 год 14 декабря
Перешла для зимовки и ремонта в Ревель;

1914 год - 1915 год зима
Прошла капитальный ремонт;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 4-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 18 - 19 апреля
Получив сведения о развитии сухопутных операций в Курляндии и ожидая появления больших неприятельских сил в Рижском заливе, командующий флотом в ночь на 19 мая в дополнение к направленным на Моонзунд силам выслал туда из Ревеля ПЛ "Минога";

1915 год 29 апреля
Начальник минной обороны получил предписание - держать одну из двух ПЛ ("Акула" и "Минога"), базирующихся на Моонзунд, в готовности к выходу в море для действий в районе к югу от параллели маяка Люзерорт;

1915 год 7 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). Для прикрытия операции русских миноносцев вдоль Курляндского побережья вплоть до маяка Стейнорт вышла из Моонзунда на позицию к югу от Ирбена совместно с ПЛ "Окунь". Возвратилась в Ревель;

1915 год 11 мая
Согласно директиве командующеего флотом № 3576 передавалась в распоряжение начальника минной дивизии. Предназначалась для дальних походов. В соответствии с этим базирование ПЛ "Минога" было перенесено на Моонзунд;

1915 год 16 - 17 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). Вышла из Рижского залива на позицию у Ирбена. Вернулась в Аренсбург;

1915 год 21 - 24 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). Утром 21 мая вышла в район Либава-Мемель, но в связи с намечавшейся в ночь на 22 мая заградительной операцией русских миноносцев у Либавы, получила приказание идти первоначально для поддержки миноносцев на позицию в 12 милях от Стейнорта. В 9 ч. 30 м. подошла к борту миноносца "Эмир Бухарский", стоявшего у Михайловского маяка и, получив от него пакет с приказанием, направилась вдоль берега к Стейнорту на указанную ей позицию. Следуя вдоль берега, ПЛ разошлась на контркурсах с германским отрядом кораблей, на расстоянии, примерно, в 30 миль, поэтому отряд ею и не был обнаружен. Заняла назначенную ей позицию в 16 ч. 30 м. Операция русских миноносцев, ввиду появления германских кораблей и попытки их прорваться в Рижский залив, была отменена. ПЛ безрезультатно простояла на своей позиции в ожидании прохода на зюйд русских миноносцев до 2 часов 22 мая, и не имея никаких новых сведений и указаний, направилась, согласно полученному при выходе приказанию, на пути сообщения противника в район Либава-Мемель. Около 11 часов прибыла на позицию в 10 милях от маяка Пограничного. ПЛ стояла, застопорив машины. Вблизи ее находилось несколько рыбачьих шлюпок. Некоторые из них проходили совсем близко от лодки. В 13 часов, обнаружив с зюйда дым, ПЛ пошла в атаку. Сблизившись на 8 каб., ПЛ установила, что это идет минный катер и, чтобы не обнаруживать себя, решила его не атаковать. Когда катер скрылся, ПЛ всплыла в позиционное положение. В 17 часов катер снона показался со стороны Либавы, заставив ПЛ вторично погрузиться. Не дойдя до ПЛ кабельтовых 20, он повернул и направился в Либаву. Это был катер, несший в этом районе противолодочное охранение. Всплывая в позиционное положение, командир лодки заметил дым парохода, идущего под берегом из Либавы в Мемель. Он вновь погрузился и лег на курс, перпендикулярный пеленгу на пароход. Лодка шла в атаку, держа перископ на 0,5 фута (15 см) над водой и лишь по временам скрывая его. Несмотря на штиль, удалось подойти незамеченным на 1,5-2 каб. Находясь на курсовом угле парохода 90°, командир произвел выстрел из левого торпедного аппарата. Торпеда после выхода свернула вправо и прошла под носом парохода. Лодка после выстрела несколько всплыла, показав второй перископ. Пароход, обнаружив ПЛ, положил лево на борт и направился к берегу, открыв огонь из кормовых орудий и взорвав патроны противолодочного трала. Командир ПЛ наблюдал в перископ три столба воды высотою до четырех футов; одновременно были услышаны три взрыва. Уйдя на глубину 40 футов (12 м), ПЛ еще в течение 4-5 минут слышала разрывы снарядов. Корабль, который атаковала лодка, был буксирный пароход "Гинденбург", вооруженный мелкой артиллерией. Через 10 минут ПЛ всплыла под перископ и, так как пароход был виден далеко на горизонте, она всплыла в позиционное положение. Предполагая, что ПЛ обнаружена и считая поэтому дальнейшее пребывание на этой позиции бесполезным, тем более что батарея была наполовину разряжена, а время около 20 часов, - командир решил идти в море заряжаться. Отойдя на 25 миль от берега, лодка застопорила ход и занялась пополнением запасов воздуха и электроэнергии. Окончив в ночь на 23 мая зарядку, вернулась в Рижский залив, не встретив никаких неприятельских кораблей. 24 мая вернулась в Аренсбург;

1915 год 14 - 17 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). В 14 часов 14 июня вышла из Рижского залива на позицию к Стейнорту. Ночью, подходя, видела далеко впереди по курсу вспышки ракет. Поверув на них, ПЛ в 2 ч. 30 м. обнаружила силуэт судна, после чего погрузилась, но в перископ не смогла ничего рассмотреть. С рассветом, не заметив никого в перископ, командир всплыл и, выйдя из люка, увидел в расстоянии 3-4 каб. идущий по воде прямо на лодку гидросамолет, а в 10-11 каб. - миноносец, тоже направлявшийся к лодке. Не останавливая хода, командир погрузился и ушел на глубину 45 футов (14 м). Всплывая через каждые полчаса, он видел в перископ два небольших миноносца, видимо, искавших лодку. Через 2,5 часа, когда миноносцы значительно удалились, командир намеревался всплыть для зарядки, но увидел в перископ примерно в расстоянии 4 каб. перископ другой лодки. Снова уйдя на глубину 45 футов, лодка пробыла еще один час под водой, после чего всплыла и начала зарядку. Обнаружение командиром перископа было ошибочно, так как ни немецких, ни русских лодок в это время здесь не было. В конце зарядки, в 11 часов 15 июня был замечен дым, а затем и мачты приближающегося корабля. ПЛ погрузилась и легла на перпендикулярный пеленгу куpc. Вскоре был опознан "крейсер Аугсбург", идущий с миноносцем. Ближе 10 каб. подойти не удалось и поэтому ПЛ не стреляла. Когда крейсер скрылся, ПЛ пошла к берегу для определения места, после чего вернулась в море. В ночь на 16 июня уклонилась от двух миноносцев. При возвращении в базу уклонилась погружением от неопознанной подводной лодки (замеченный перископ принадлежал ПЛ "Е-9", которая, придя в 9 часов 16 июня на назначенную ей позицию, увидела подводную лодку в надводном положении, зная, что в этом районе должна находиться ПЛ "Минога", ПЛ "Е-9" под водой отвернула от нее). В 11.00 17.6 прибыла в Аренсбург;

1915 год 24 июня
Перешла в Ревель;

1915 год 24 - 25 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). Вышла из Ревеля на позицию к Либаве. 25 июля наблюдала часть германской экадры. Вернулась в Аренсбург;

1915 год 5 - 8 августа
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). 5 августа перешла к Церелю, где днем находилась вместе с другими ПЛ ("Дракон" и "Макрель") в ожидании приказаний. Вследствие ненадежности механизмов лодок командование считало невозможным посылать их на внешние позиции. На ночь они перешли в глубокое место к мысу Кави. Утром 6 августа подводные лодки вышли на позиции в Ирбене со стороны Рижского залива. Около полудня лодки получили приказание идти в Куйвасто. Это приказание, видимо, было вызвано опасением за судьбу старых лодок, в случае оставления Моонзунда и решением в связи с этим использовать лодки при обороне последнего. Лодки прошли на Кассарский плес, куда в это время были переведены все вспомогательные суда. Получив сведения о входе в залив кораблей противника, русское командование выслало в северную часть залива ПЛ "Минога" и ПЛ "Макрель". ПЛ вышли из Куйвасто в 18 часов и потому опоздали ко времени подхода германских сил к Моонзунду. ПЛ "Минога" наблюдала лишь большое количество неприятельских миноносцев. На ночь ПЛ стали на подводный якорь у маяка Лайдунин. 7 августа в 5 часов ПЛ "Минога" пошла на позицию к югу от Моонзунда. Была обнаружена эсминцем "V-182", который дал извещавшее об обнаружении им лодки. Появление лодок немцам представлялось особенно опасным, так как маневрирование кораблей было стеснено предполагаемым наличием минного заграждения. Операция германских кораблей и демонстрация против Усть-Двинска была отменены из опасения торпедной атаки, остающейся в тылу "Славы" и плохой видимости. 8 августа вернулась в Куйвасто;

1915 год 4 - 8 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.). Русскому командованию из расшифрованных радиограмм стало известно о проводящихся немцами в Балтике испытаниях по буксировке пароходом "Александра" подводной лодки "U-66". С целью уничтожения этого парохода и (или) неприятельской ПЛ в море была отправлена ПЛ "Минога". Вышла в море утром 4 октября и направилась к Дагерорту, идя от меридиана маяка Вормс в позиционном положении. 5 октября, задержавшись у Дагерорта, чтобы не встречаться с вышедшей в море и следующей на позицию к Либаве ПЛ "Е-8", в 15 ч. 30 м. вышла на позицию в 10 милях на норд с В.-Дагерорта. Ничего не обнаружив, командир ПЛ решил возвращаться к посту в темноте, надеясь таким образом обнаружить неприятельскую подводную лодку, если она с началом темноты тоже будет подходить к берегу. 6 октября лодка из-за засвежевшей погоды в море не выходила. Ночью лодкой была получена телефонограмма от начальника службы связи с указанием, что "Неприятельский корабль, имеющий связь с подводной лодкой, будет крейсеровать 7 октября с полудня до наступления темноты на параллели острова Даго". Утром 7 октября лодка вышла в море и направилась к весту от Дагерорта. Пройдя 30 миль и ничего не обнаружив, она повернула обратно, чтобы в темноте подойти к Дагерорту. Возвращаться в позиционном положении было очень трудно: встречная волна сильно заливала мостик. Ночью снова была получена телефонограмма от начальника службы связи с указанием, что 8 октября тот же корабль будет продолжать крейсеровать на параллели острова Даго и что накануне в 18 часов этот корабль был в квадрате 348, т.е. милях в 12-15 от места, куда подходила лодка в 13 часов. Таким образом, из-за того, что лодка рано повернула обратно, она не видела противника. 8 октября лодка вынуждена была возвращаться, не выходя на позицию, в базу, так как пресной воды на лодке оставалось всего лишь на этот день. Вследствие того, что срок пребывания лодки на позиции истек, командир пошел обратно, не испрашивая на это разрешения. Вечером 8 октября ПЛ пришла в Ревель;

1915 год 21 - 23 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т. Кондрашев В.Н.) для обнаружения и уничтожения немецких лодок в устье Финского залива. Вышла утром 21 октября из Моонзунда к В.-Дагерорту. Пройдя фарватером к маяку Тахкона, ПЛ перешла в позиционное положение и вскоре приняла с маяка семафор, извещавший, что в районе В.-Дагерорта держится неприятельская подюдная лодка. Идя вдоль берега Даго, ПЛ направилась к указанному с маяка месту. В 15 ч. 15 м., подходя к узкости между отмелями, у вешки на воде было замечено чго-то черное, сначала казавшееся малой рыбачьей шлюпкой. Однако, когда расстояние уменьшилось, стало видно, что это не шлюпка, а рубка подводной лодки, над которой возвышались два перископа. Это была немецкая ПЛ "U-9". К этому времени она уже заметила приближение ПЛ "Минога" и погрузившись, стала разворачиваться к ней носом или кормой, что было видно по створящимся перископам. Очевидно, "U-9" рассчитывала атаковать своего противника при проходе им узкости. Удерживая ПЛ "Минога" на своем курсовом угле 0°, "U-9" лишала ее возможности произвести по ней выстрел торпедой. Имея в виду стесненность маневрирования в узкости и малые глубины, командир ПЛ "Минога" в 6 каб. от немецкой лодки повернул на обратный курс и, продолжая следить за действиями "U-9", уменьшил свой ход. Минут через 10 "U-9" тоже дала ход и направилась на норд, вскоре уйдя совсем под воду. ПЛ "Минога" решила все же через узкость не ходить и, обойдя Некман-грунд с норда, уже в полной темноте подошла по лоту к берегу Даго и стала на 9-метровой глубине на балластину. На следующий день, ранним утром, еще в темноте ПЛ погрузилась под перископ и оставалась в таком положении до полного рассвета. Всплыв затем в позиционное положение, ПЛ подошла к Дагерорту, который предупредил ее что где-то по близости находится неприятельская лодка. В течение дня ПЛ, стоя на балластине вблизи берега, видела вдали русские миноносцы. К вечеру стало свежо и ПЛ пришлось перейти на более глубокое место, но и это не помогло, лодку дрейфовало, и вскоре балластину оборвало. Пришлось встать на якорь. В силу оборжавления переводной муфты, якорь можно было выбрать лишь вручную. Ветер еще больше засвежел. Не имея возможности в темноте и на большой волне сняться вручную с якоря и в то же время не имея возможности погрузиться, лодка всю ночь жестоко выматывалась, стоя на незащищенном от волны месте. Утром 23 октября она с трудом снялась с якоря и перешла в Моонзунд. Шторм причинил лодке значительные повреждения: погнуло и заклинило носовые горизонтальные рули, сорвало крышку надстройки, перервало фалы и радиосеть, оборвало носовой отвод. Вечером того же дня ПЛ пришла в Моонзунд. Ремонт продолжался до 2 ноября;

1915 год - 1916 год зима
Зимовка. Предположительно в Ревеле;

1916 год (предположительно) август
Совершила боевой поход. Данная информация датируется во всех указанных источниках как 1914 год. Однако в августе 1914 года ПЛ "Минога" в боевых походах занимала позиции севернее и северо-восточнее о.Эзель, а в августе 1915 года - южнее и юго-восточнее (а не западнее как указано по тексту). Поэтому предполагаю, что описанные события произошли в августе 1916 года: Возвращалась из похода. В шторм лодка должна была определиться по Люзерорту. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о. Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет (поломался один из поплавков). Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем потихоньку вернулась в базу и встала в ремонт;

1917 год
Вошла в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием на Або;

1917 год
Переведена в Петроград. Экипаж участвовал в Февральской революции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Направлена на капремонт;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 12 июня
Перечислена в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 3 сентября
Направлена на Балтийский завод для ремонта перед отправкой на Каспий;

1918 год сентябрь - октябрь
В конце сентября вместе с ПЛ "Макрель" отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла 6.10). Через две недели сброшена боковым спуском на Волгу. Вошла в состав Волжской Военной Флотилии;

1918 год 11 ноября
После перехода по реке Волга прибыла в г.Астрахань;

1918 год 18 ноября
Перечислена в состав Астрахано-Каспийской Военной Флотилии (в некоторых источниках - Военный Флот Астраханского Края), участвовала в гражданской войне;

1919 год 7 мая
В составе отряда судов АКВФ вышла из Астрахани в Тюб-Караганский залив;

1919 год 21 мая
Во время боя в Тюб-Караганском заливе находилась у борта плавбазы "Ревель" и занималась ремонтом дизелей;

1919 год 22 - 22 мая
В ночь перешла с рейда форта Александровский на 12-футовый рейд;

1919 год 27 мая
Вернулась в Астрахань;

1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;

1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;

1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать, базируясь на Казань близ Паратского затона;

1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;

1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;

1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;

1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команда отправлена на Черное море;

1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течение всего 1921 года;

1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и реализации и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Минога" в доке.
2. Фотография ПЛ "Минога" и ПЛ "Акула" на Балтийском заводе.
3. Фотография ПЛ "Минога" в Либаве.
4. Фотография ПЛ "Минога" во время подъема и буксировки после аварии 23.03.1913г.
5. Фотография ПЛ "Минога" с установленным пулеметом.



командиры:
(по данным источника №8)


1. Бровцын 3-й И.А. (19.01.1908-14.12.1912)
2. Гарсоев А.Н. (14.12.1912-06.09.1913)
3. Фон Эльснер К.Н. (06.09.1913-03.10.1913) ВРИД, (23.01.1916-08.10.1916), 04.02.1916 - принял корабль
4. Ильинский Н.Н. (03.10.1913-21.02.1915)
5. Кондрашев В.Н. (21.02.1915-04.02.1916)
6. Лагидзе И.Б. (07.11.1916-19.12.1916)
7. Иванов 14-й В.А. (11.12.1916-01.04.1918), 19.12.1918 - принял корабль
8. Марипу А.А. (01.04.1918-01.06.1918)
9. Головачёв Н.Н. (01.06.1918-15.09.1918)
10. Пуаре Ю.В. (15.09.1918-05.09.1920)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018