Rambler's Top100 Подводная лодка "Минога". Тип "Минога"

ПЛ "Минога"

Тип «Минога»




фотография:


Подводная лодка Минога




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1906 год 6 сентября
Заложена на Балтийском заводе в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки кораблей БФ, в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1907 год 23 октября
Проведение гидравлических испытаний прочного корпуса;

1908 год 21 марта
В заводе пожаром была целиком уничтожена вполне собранная и принятая аккумуляторная батарея;

1908 год 11 октября
Спущена на воду;

1908 год 23 октября
Первый выход в Морской канал под одним из двигателей Дизеля (второй еще не был доставлен);

1908 год 26 октября
Готова к началу испытаний, но, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод;

1908 год 7 ноября
Несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. Вследствие сильных холодов и ледостава пришлось в дальнейшем ограничиться лишь испытаниями дизелей на швартовах;

1909 год апрель
Выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля;

1909 год апрель
Поднята на стенку для установки свинцового киля;

1909 год май
В начале мая спущена на воду после необходимых доработок;

1909 год 7 июня
Выходила на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал;

1909 год июль - сентябрь
В начале июля ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы;

1909 год октябрь
Приемные испытания. Вошла в состав БФ;

1910 год
Зачислена в состав 2-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 22 июля
Зачислена в состав судов действующего флота и перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год
С началом кампании перешла в Либаву для обеспечения практических занятий слушателей УОПП. На зимовку перешла в Ревель;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
Выполнила командирские торпедные стрельбы. Осуществила 20 выстрелов при 8 попаданиях;

1913 год
Входила в состав 4-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1913 год 23 марта
Вышла из Либавы в практическое плавание. При отходе от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах мичман К.Ф. Терлецкий. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк - его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды ПЛ была отбуксирована в порт и восстановлена;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 5 мая
Прибыла в Либаву для обеспечения учебного процесса в УОПП. Совершила 11 выходов в море и произвела 22 выстрела торпедами;

1914 год 3 июня
Перешла в Ревель;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Ревеле;

1914 год - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г. прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, совершила 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли;

1914 год август (сентябрь?)
Возвращалась из похода. В шторм лодка должна была определиться по Люзерорту. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о. Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет (поломался один из поплавков). Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем потихоньку вернулась в базу и встала в ремонт;

1914 год - 1915 год зима
Прошла капитальный ремонт;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 4-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 21 - 24 мая
Вышла на позицию к маяку Стейнорт. Обнаружила пароход, атаковала его торпедой, но промахнулась. Отстреливаясь из пушек, судно сумело оторваться от ПЛ. Возвратилась в Аренсбург;

1915 год 14 - 17 июня
Находилась в боевом походе в районе Стейнорта. В районе Люзерорта была расстреляна плавающщая мина. Пыталась атаковать неизвестное судно. Утром 15.6 уклонилась погружением от миноносца и гидросамолета. Обнаружила крейсер типа "Аугсбург", но не смогла сблизиться и от атаки отказалась. Ночью 16.6 уклонилась от двух миноносцев. При возвращении в базу уклонилась погружением от неопознанной подводной лодки. В 11.00 17.6 пришла в Аренсбург;

1915 год 1 - 9 август
Находилась в боевом походе на позиции в 8 милях южнее Вердера. 6.8 прибыла на позицию;

1917 год
Переведена в Петроград. Экипаж участвовал в Февральской революции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Направлена на капремонт;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 12 июня
Перечислена в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 3 сентября
Направлена на Балтийский завод для ремонта перед отправкой на Каспий;

1918 год сентябрь - октябрь
В конце сентября вместе с ПЛ "Макрель" отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла 6.10). Через две недели сброшена боковым спуском на Волгу. Вошла в состав Волжской Военной Флотилии;

1918 год 11 ноября
После перехода по реке Волга прибыла в г.Астрахань;

1918 год 18 ноября
Перечислена в состав Астрахано-Каспийской Военной Флотилии (в некоторых источниках - Военный Флот Астраханского Края), участвовала в гражданской войне;

1919 год 7 мая
В составе отряда судов АКВФ вышла из Астрахани в Тюб-Караганский залив;

1919 год 21 мая
Во время боя в Тюб-Караганском заливе находилась у борта плавбазы "Ревель" и занималась ремонтом дизелей;

1919 год 22 - 22 мая
В ночь перешла с рейда форта Александровский на 12-футовый рейд;

1919 год 27 мая
Вернулась в Астрахань;

1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;

1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;

1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать, базируясь на Казань близ Паратского затона;

1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;

1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;

1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;

1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команда отправлена на Черное море;

1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течение всего 1921 года;

1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и реализации и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Минога" в доке.
2. Фотография ПЛ "Минога" и ПЛ "Акула" на Балтийском заводе.
3. Фотография ПЛ "Минога" в Либаве.
4. Фотография ПЛ "Минога" во время подъема и буксировки после аварии 23.03.1913г.
5. Фотография ПЛ "Минога" с установленным пулеметом.



командиры:
(по данным источника №8)


1. Бровцын 3-й И.А. (19.01.1908-14.12.1912)
2. Гарсоев А.Н. (14.12.1912-06.09.1913)
3. Фон Эльснер К.Н. (06.09.1913-03.10.1913) ВРИД, (23.01.1916-08.10.1916), 04.02.1916 - принял корабль
4. Ильинский Н.Н. (03.10.1913-21.02.1915)
5. Кондрашев В.Н. (21.02.1915-04.02.1916)
6. ? нет данных (08.10.1916-07.11.1916)
8. Лагидзе И.Б. (07.11.1916-19.12.1916)
9. Иванов 14-й В.А. (11.12.1916-01.04.1918), 19.12.1918 - принял корабль
10. Марипу А.А. (01.04.1918-01.06.1918)
11. Головачёв Н.Н. (01.06.1918-15.09.1918)
12. Пуаре Ю.В. (15.09.1918-05.09.1920)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016