Rambler's Top100 Подводная лодка Морж Тип "Морж"

"Морж"

Тип «Морж»




фотография:


Подводная лодка Морж

ПЛ "Морж" типа "Морж" в г.Севастополь. На заднем плане - госпитальное судно "Петр Великий". Лето 1915 года.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):


1911 год 25 июня
Заложена на Отделении Балтийского Завода в г.Николаев (в некоторых источниках как дата официальной закладки указывается - 16.08.1913);

1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1913 год 15 сентября
Спущена на воду;

1914 год 16 октября
Вступление черноморского флота в боевые действия 1-й мировой войны. ПЛ находилась в стадии окончания достройки и подготовки к испытаниям;

1915 год
С начала года числилась в составе 1-го Дивизиона Бригады подводного плавания Черноморского флота;

1915 год 11 февраля - 6 марта
Первый выход в море. Попутно с приемными испытаниями были продолжены испытания аппаратуры звукоподводной связи системы инженеры Ниренберга;

1915 год март
Установлены двигатели Дизеля;

1915 год март
В начале марта Перешла из Николаева в Севастополь;

1915 год 8 апреля
Начало испытаний. В некоторых источниках эта дата ошибочно указывается как дата ввода в строй;

1915 год 30 апреля
Окончание испытаний. Вступила в строй;

1915 год
Проводились испытания подводной сигнализации, предложенной инженером Р. Ниренбергом;

1915 год май - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 27-28 судов и парусников (по данным автора сайта);

1915 год 23 - 25 мая
Находилась в боевом походе на позици в районе Южного берега Крыма;

1915 год 28 - 29 мая
Находилась в боевом походе на позици в районе Южного берега Крыма;

1915 год 1 - 7 июня
Находилась в боевом походе на позици в районе Босфор-Зонгулдак-Кефкен-Козлу. 2.6 уничтожила в районе Пендеракли парусную шхуну. 4.6 атаковала двумя торпедами турецкий пароход "Эдирне" (Edirne, 646 брт) в устье реки Сакария. Пароход смог уклониться и начал отходить к Кара-Су. ПЛ всплыла и открыла артиллерийский огонь. Команда покинула паоход, который был уничтожен торпедами (при двухторпедном залпе одна из торпед попала в носовую часть парохода). 5.6 в устье реки Сакария был задержан и сожжен парусник с углем;

1915 год 25 июня - 3 июля
Находилась в боевом походе в районе Босфора. 27.6 обеспечивала блокаду подхода к проливу с севера для обеспечения постановки минного заграждения ПМЗ "Краб". По окончании операции продолжила действия на коммуникациях. 28.6 на меридиане Аладжиклара уничтожила парусник с грузом и пароход у Босфора. 29.6 уничтожила большой угольный транспорт "Игнеада" (Igneada, бывший русский пароход "Ида", 1708 брт). В обоих случаях ПЛ находилась под артиллерийским обстрелом береговых батарей Эльмас-Табия. За эти действия командир ПЛ Погорецкий В.В. по возвращении был удостоен Георгиевского оружия. 28.6 безрезультатно атаковала эсминец типа "Самсун". 3.7 потопила в районе селения Ада Рыклар три шхуны с грузом - "Инает-и Бахри" (Inaet-i Bahri), "Тиджарет-и Бахри" (Ticaret-i Bahri) и "Хюдавендигар" (Hudavendigar), а 13 членов их экипажей были взяты в плен;

1915 год 24 июля - 1 августа
Находилась в боевом походе в районе Босфора. 26.7 в заливе Аланжиклар неудачно атаковала торпедами две турецкие канлодки типа "Бурак-Рейс", а позднее, так же неудачно, совместно с ПЛ "Тюлень" атаковала турецкий крейсер "Гамидие" у Босфора;

1915 год 8 - 17 сентября
Находилась в боевом походе на позиции в районе о.Кефкен-Босфор. 12.9 была безуспешно обстреляна у Босфора турецкой канонерской лодкой и береговой батареей Эльмас-Табия. 14.9 в устье реки Агва уничтожила шхуну с углем;

1915 год 4 - 12 октября
Находилась в боевом походе в районе Босфор. Командир ПЛ доложил о заливаемости в штормовую погоду вентиляционных труб и предложил поднять их на 1,5-2 метра, но предложение осталось без внимания;

1915 год 28 октября - 5 ноября
Находилась в боевом походе на позиции в районе Варна-Босфор-Зонгулдак. 1.11 безуспешно атаковала торпедами линейный крейсер "Явуз Султан Селим" (бывший "Гебен") в охранении двух эсминцев. После этого крейсер, который с трудом увернулся от двух торпед (хотя экипаж наблюдал явные признаки попадания), перестали использовать для охраны турецких транспортов. ПЛ за время похода прошла 911,5 миль (20,5 - под водой);

1915 год декабрь - 1916 год январь
Из-за повреждения балластных цистерн находилась в ремонте в г.Николаев;

1916 год 11 - 22 февраля
Находилась в боевом походе в районе Зонгулдака. 19.2 атаковала двумя торпедами вышедший вечером из порта груженый углем пароход. Был зафиксирован сильный взрыв и в перископ наблюдался повернувший к берегу транспорт, имевший заметный дифферент на нос. Установить название транспорта не удалось. Утверждения о повреждении германского парохода "Керкира" и турецкого парохода "Сейяр" скорее всего не соответствуют действительности. В 16.00 22.2 отшвартовалась в Южной бухте Севастополя. За поход прошла 938 миль (125,5 миль в подводном положении);

1916 год 5 - 13 марта
Находилась в боевом походе в районе Зонгулдака. 10.3 со второй попытки уничтожила торпедами турецкий колесный буксир "Дарыджа" (Darica). 8 барж-магонов, которые находились на буксире уничтожить не удалось из-за обстрела турецкой батареи. Затем на рейде Козлу ПЛ пыталась уничтожить торпедой элеватор, пристроенный к борту стоящего на мели парохода, откуда шла разгрузка. Торпеда не взорвалась. На ПЛ вышел из строя левый дизель и она была вынуждена отойти. 12.3 безуспешно атаковала торпедой турецкий вспомогательный тральщик "Рюсумет №2" (Rusumet №2). ПЛ смогла засечь расположение батарей противника у м. Домуз и над Золгулдаком. Когда ПЛ находилась на глубине 30 футов, была атакована немецким гидросамолетом № 240. Взровом бомбы было смято зарядное отделение торпедв ы правом носовом ТА. По окончанию похода командир ПЛ Погорецкий В.В. предложил перекрасить ПЛ в более темный цвет (чтобы снизить заметность с воздуха), демонтировать палубные ТА и установить зенитные орудия и пулеметы. За поход пройдено 602 мили (129 миль - в подводном поожении);

1916 год 26 мая - 5 апреля
Находилась в боевом походе в районе Зонгулдака. 29.3 была вынуждена находиться под водой 12,5 часов, что очень тяжело сказалось на самочувствие экипажа. 30.3 была атакована гидросамолетом противника, который сбросил 7 бомб. 3.4 уничтожила торпедой стоявший на мели пароход "Дутор", ранее торпедированный подводной лодкой "Тюлень". Стоящий рядом парусный бриг (название установить не удалось) также затонул. ПЛ была безуспешно обстреляна береговой батареей. За время похода пройдено 950 миль (171 миля в подводном положении). По окончанию похода командир ПЛ Погорецкий В.В. поднял вопрос о необходимости регенерации воздуха на борту ПЛ при длительном прибывании под водой;

1916 год 25 апреля - 4 мая
Находилась в боевом походе в районе Зонгулдак-Босфор. 30.4 у мыса Шали обнаружила и обстреляла артогнем 3 парусника, один из них уничтожила тараном. 30.4 была дважды атакована гидросамолетом № 239, который сбросил на ПЛ 5 бомб - одна из них попала в надстройку, но не взорвалась;

1916 год 20 - 27 мая
Находилась в боевом походе. 25.5 у м. Эмине захватила и привела на буксире в Севастополь в качестве приза турецкий барк Бельгюзар (Belguzar, 238 брт) с грузом керосина (352 т);

1916 год 21 - 30 июня
Находилась в боевом походе. Вечером 23.6 безуспешно пыталась занять позицию для атаки лнейного крейсера "Явуз Султан Селим". 25.6 и 26.6 безуспешно выходила в торпедные атаки по пароходам близ Шиле (турецкий ширкет) и о. Кефкен (транспорт "Патмос"). За время похода прошла 1131 милю (100,5 милю в подводном положении);

1916 год 26 июля - 2 августа
Находилась в боевом походе на позиции в районе Босфора. 31.7 у о. Кефкен уничтожила шхуну;

1916 год 10 - 19 августа
Находилась в боевом походе на позиции в районе Босфора. 12.8 обнаружила ПЛ "Нерпа" и, приняв ее за ПЛ противника, дважды безуспешно атаковала. 13.8 уничтожила парусник. В тот же день была атакована гидросамолетом №723, который сбросил 4 бомбы;

1916 год 22 - 25 октября
Находилась в боевом походе с целью разведки побережья в районе Сакария-о.Кефкен;

1916 год 13 - 15 ноября
Находилась в боевом походе в районе Румелии для навигационного обеспечения и охранения минного заградителя "Алексей";

1916 год 12 - ? декабря
Находилась в боевом походе. 13.12 в районе м. Кара-Бурну Азиатского безуспешно атаковала торпедами турецкие паромы "Ихсан" (Ihsan, Shirket №37) и "Сютлюдже" (Sutludce, Shirket №63);

1917 год 3 - 7 января
Находилась в боевом походе в районе Босфора, обеспечивала минную постановку флота;

1917 год 18 - 28 января
Находилась в боевом походе. 23.1 захватила и уничтожила в районе м. Мидия 3 шхуны с зерном (одна из них в 300 т);

1917 год 26 февраля - 7 марта
Находилась в боевом походе в районе Босфора. 2.3 в районе о. Кефкен артогнем уничтожила шхуну. У мыса Чалы-Кая была безрезультатно обстреляна береговой батареей противника;

1917 год 1 - 11 апреля
Находилась в боевом походе в районе Босфора. Уничтожила две шхуны, одну - 6.4 у о. Кефкен, вторую - у входа в Босфор;

1917 год 28 апреля - май
Находилась в боевом походе. 28.4 вышла в очередной дозор на позицию к проливу Босфор в район мыса Эрегли. Из похода не вернулась, причина гибели точно не установлена (мина, атака гидроплана или техническая неисправность). На ПЛ погибло 42 человека. По данным архивов противника можно попытаться восстановить ход похода. 30.4 в 12 милях севернее Эрегли уничтожила четыре парусника. За это время дважды подвергалась налетам гидросамолета №654, который безрезультатно сбросил на ПЛ два десятка бомб. 4.5 была обстреляна батареей береговой обороны Акчакоджа, которая выпустила 18 снарядов. ПЛ удалилась на север. Посланные на поиск ПЛ русские миноносцы захватили пленных, которые показали, что видели бой подводной лодки с гидропланами;

1996 год 28 июня
На безымянной могиле русских моряков на территории генерального консульства России в Стамбуле (Турция) открыт памятник морякам ПЛ "Морж";

2000 год 26 августа
У входа в пролив Босфор в Черном море в точке с координатами 41°22,45' с.ш./ 29°15,81' в.д. на глубине 90 м. международная подводная экспедиция обнаружила затонувшую неопознанную ПЛ, которую по характерным признакам наличия решетчатых торпедных аппратов Джевецкого можно считать ПЛ "Морж" (если только это не французская "Тюркуаз"). Кормовая оконечность длинной около 12 м. оторвана взрывом и развернута на 120 градусов;

2016 год
По состоянию на начало года к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Морж" с призом - турецким барком Belguzar с грузом керосина. 27.06.1916
2. Фотография ПЛ "Морж" в доке
3. Фотография Памятника морякам подводной лодки "Морж"



командиры:


1. Погорецкий В.В. (29.01.1915-03.10.1916)
2. Гофман С.А. (1915) ВРИД, по данным источника №7, но был только старшим офицером ПЛ
3. Гадон А.С. (29.09.1916-05.1917), 03.10.1916 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
10. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016