"Кит", US-7(?)
Тип «Нарвал» (Holland XXXIA)
фотография:
Спуск на воду ПЛ "Кит" проекта Holland XXXIA. Май 1915 года. г.Николаев.
историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):
1911 год 11 октября командиры:
1. Зарубин Н.А. (24.04.1915-12.1917) список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016
Зачислена в списки кораблей ЧФ;
1911 год декабрь
Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев;
1913 год 18 октября
На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех ПЛ проекта с установкой
на днищевом наборе каждой ПЛ закладных досок. В некоторых источниках, ошибочно указывается - 10.10.1913;
1915 год май
Спущена на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;
1915 год август
Начало сдаточных испытаний в г.Николаев. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления в строй испытания проводились по сокращенной программе;
1915 год 12 - 14 сентября
ПЛ перешла из г.Николаев в г.Севастополь для окончания сдаточных испытаний;
1915 год 4 октября
При переходе к Босфору для несения дозорной службы на ПЛ (во время испытаний) в штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя,
вышли из строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников Лодка была отправлена вместе с ПЛ "Нарвал"
на ремонт в г.Николаев. При разработке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и раковин коленчатого вала,
фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и
двигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На ПЛ было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателями
одновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только "в случае действительной надобности";
1915 год 14 октября
Окончание сдаточных испытаний. Вступила в строй (дата приемки в казну);
1915 год 15 октября
Поднят военно-морской флаг;
1915 год - 1916 год
Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма "Submarine Signal & Co"). В 1916 году к ним добавили высокочастотную
машину Вологдина;
1916 год апрель - май
Завершение переоборудования и ремонта в г.Николаев;
1916 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 24 судна и
парусника (по данным Заблоцкого В.П., по данным автора сайта - 29-30);
1916 год 12 - 13 мая
При нахождении на позиции 12.5 была атакована гидропланом, сбросившим несколько бомб. 13.5 захватила бриг (300т) в районе Амастро-Парфени. При попытке буксировки приза была атакована гидропланом. Приз
был затоплен;
1916 год 8 - 19 июня
Пр крейсерстве а районе Зунгулдака 13.6 уничтожила шхуну у м. Кури. 15.6 (требует уточненя, возможно дублируются события 13.6) в районе Босфора потопила
турецкий парусник с грузом керосина. 17.6 потопила торпедой ширкет "Рючан" (240т) в районе м. Игнеада;
1916 год 21 - 26 июля
Совместно с ПЛ "Нерпа" принимала участие в операции у Босфора. 23.7 уничтожила шхуну в районе Кара-Бурну Румелийский;
1916 год 23 - 27 августа
Совместно с ПЛ "Нерпа" обеспечивала прикрытие минной постановки четырьмя эсминцами на подходе к Босфору;
1916 год 12 - 22 сентября
Совершила боевой поход;
1916 год 7 - 12 октября
Провела разведку в районе Босфора. 10.10 участвовала в охранении тральщика "№ 234", осуществлявшего поставку минного заграждения из 220 мин у Босфора;
1916 год 27 октября - 2 ноября
Провела разведку у Варны. 27.10-30.10 выполняла функции маячного судна, для обеспечения разведывательного траления отрядом кораблей в составе эскадренного миноносца "Громкий", заградителей "Ксения" и "Алексей",
тральщика "Витязь" под прикрытием крейсера "Память Меркурия". Определившись по ПЛ, эсминец "Громкий" подводил тральщик к назначенному месту;
1916 год 28 ноября - 6 декабря
Находилась в походе у Босфора. 30.11 таранила пароход "Невзегер" (287т) восточнее Босфора у реки Агвех. Пароход был поврежден так, что после буксировки в Стамбул
был разделан на металл. 2.12 была атакована гидропланом, сбросившим несколько бомб. 3.12 уничтожила бриг (680т) и 9 фелюг у о-ва Кефкен в районе мыса Баба-Бурну;
1917 год 5 - 11 января
Совершила боевой поход. 7.1 уничтожила артогнем парусник и 2 баржи около устья реки Сакария и в районе Кара-Су. Вынудила 4 шхуны выбросится на берег;
1917 год 27 января
При нахождении в боевом походе захватила и уничтожила в районе Мидве 3 шхуны, шедшие с грузом зерна из Констанцы в Константинополь;
1917 год 20 - 26 февраля
Вела разведку в районе мыса Шаблер. Атаковала артогнем пароход, который был поврежден и выбросился на берег. 24.2 атакована двумя гидропланами, которые сбросили на ПЛ 11 бомб;
1917 год 23 марта - 2 апреля
Находилась в боевом походе на позиции у Босфора. 30.3-31.3 уничтожила 3 шхуны (одна из них моторная) в районе Керемпе;
1917 год
С ПЛ сняты носовые и кормовые торпедные аппараты (общее количество уменьшено до четырех). Получила два 7,62-мм пулемета для борьбы с авиацией;
1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;
1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;
1918 год 1 марта
Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенный экипаж;
1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. В дальнейшем получила бортовой номер ВМС Германии - "US-7" (предположительно).
Флаг ВМС Германии не поднимался (в состав флота не входила);
1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль;
1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве;
1919 год январь
Входила в состав белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав экипажа на ПЛ отсутствовал за исключением охраны;
1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии;
1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков;
1934 год
Была обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 59 м.;
1934 год - 1935 год
Велись работы по подъему. При подъеме ПЛ использовались 200-тонные стальные понтоны, принятые на снабжение ЭПРОНа в 1933 году. После подъема лодка была разобрана на металлолом.
(по данным источника №13)
2. Андросов Я.С. (14.11.1915-22.11.1915) ВРИД
3. ? нет данных (12.1917-30.04.1918)
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Нарвал", Морская Коллекция №12, 2011г.
13. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.