Проект большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 2).
Вариант 1 Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля
Вариант 3 Л.М. Мациевича с установкой по системе Дель
Пропосто
Вариант 4 Л.М. Мациевича с установкой с котлом Шмидта
Вариант 5 Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
Проект большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 2)
Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 1)
ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. -поворотные ТА
Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича с установкой по системе Дель Пропосто (вариант 3)
ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА.
Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича с установкой с котлом Шмидта (вариант 4)
ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА
Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева (вариант 5)
ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Проект разработан на конкурс ПЛ
для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ"
(задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля
1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского
Технического Комитета на основе указанных элементов, были разосланы проектантам
3 июля 1909 г.
В материалах проекта по варианту 2 было указано, что при установке дизелей мощностью 1700
л.с. полный надводный ход составит 17,5 узла. Дальность плавания подводная -
45 миль при скорости 10,5 узла. Заявленные продолжительность постройки и цена -
24 месяца и 1 млн. 68 тыс. руб. ПЛ по варианту 2 явилась базовой для ПЛ по вариантам 3, 4, 5, идентичных с вариантом 2 по архитектуре и главным размерениям (водоизмещение 350/440 т, длина 51,85 м, ширина
4,27 м, осадка 3,35 м).
ПЛ варианта 1
Мациевича и Кукеля отличалась
меньшими размерами и ценой: водоизмещение 250/315 т, длина 42,7 м, ширина 3,66
м, осадка 3,05 м, запас плавучести 26%, глубина погружения (рабочая/предельная)
- 46/92 м, ЭУ дизель-электрическая, мощность дизелей 500 л.с., электромоторов
- 480 л.с. Скорость полного хода надводная/подводная 15/10,5 узлов. Дальность
плавания (при скорости хода, уз.): надводная – 1000 (15) миль, подводная -120 (6)
миль и 42 (10,5) миль. Вооружение: 3 трубчатых ТА (2 носовых, 1 кормовой) и 6
аппаратов системы Джевецкого (4 х
1 в ДП и 2 бортовых), общее число торпед - 9 ед. Заявленные продолжительность постройки
и цена - 24 месяца и 770 тысяч рублей (минимальная из
заявленных на конкурсе).
ПЛ варианта 3
Мациевича с установкой Дель
Пропосто - запас плавучести 25-30%, мощность ЭУ с
единым двигателем, работающим от спец. запаса воздуха, надводная - 900 л.с., подводная
80 л.с. Скорость полного хода надводная/подводная 15/11,5 узлов. Дальность
плавания (при скорости хода, уз.): надводная 1000 (15) миль, подводная – 50 (11,5)
миль и 180 (6) миль. В материалах проекта указано, что при установке дизеля
мощностью 1700 л.с. подводная скорость составит 14 узлов, надводная - 17,5
узлов, дальность подводного плавания - 45 (14) миль. Заявленные
продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 225 тыс. руб.
Вооружение - 9 ТА: в том числе 3 - трубчатые (2
носовых и 1 кормовой), 3 - ТА системы Джевецкого,
установленных в ДП, 1x2 - поворотный,
трубчатый ТА. Общее число торпед - 9 ед.
ПЛ варианта 4
Мациевича с котлом Шмидта. Принцип действия котла
инженера-механика Е. Шмидта: в обычный цилиндрический котел устанавливалась топка,
сообщавшаяся только с паровым пространством котла. Горение топлива (нефти)
происходило под давлением при помощи сжатого воздуха, который подавался
специальным насосом. Газообразные продукты сгоревшего топлива поступали в
паровое пространство и насыщались впрыскиваемой в котел водой. Температура
продуктов горения быстро падала, вода обращалась в пар и поступала вместе с
газом в турбину (или паровую машину). ЭУ ПЛ по варианту 4 должна была иметь один котел
Шмидта и 3 турбины (2 бортовые переднего хода, средняя - заднего). Скорость
полного хода: при мощности 900 л.с. надводная/подводная 16,5/13,5 узлов;
дальность плавания (при скорости хода, уз) надводная – 1000 (16,5) миль,
подводная 60 (13,5) миль, 300 (6) миль; при мощности 1700 л.с. - 17,5 уз./14 уз.; дальность подводного плавания 45 (14) миль. Вооружение -
9 ТА, в том числе 3 трубчатых (2 носовых и 1
кормовой), 4 ТА системы Джевецкого (2 ТА в ДП и 2
бортовых), 1x2 поворотный ТА. Общее число торпед - 9 ед.
ПЛ варианта 5
Мациевича и Журавлева с дизелем, работающим по
замкнутому циклу. В этой ЭУ использовались азот и избыток кислорода, содержащиеся в выхлопных газах двигателя, вода выхлопных
газов конденсировалась, а углекислота поглощалась щелочью (поташом). К
очищенному таким образом азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы
которого принимались на ПЛ с береговых или плавучих
станций. По расчетам, дальность плавания ПЛ с ЭУ по
циклу Мациевича-Журавлева должна была в 3,75 - 4 раза
превзойти дальность плавания ПЛ под аккумуляторами. Для ПЛ
по варианту 5 - мощность ЭУ
надводная/подводная 900/100 л.с., скорость полного хода надводная/подводная
15/11,5 узлов, дальность плавания надводная - 1000 миль при 15 уз., подводная
(при скорости, уз.) - 140 (11,5) миль и 600 (6) миль. В случае установки
дизелей мощностью 17000 л.с. надводная скорость должна была достигнуть 17,5
узла, подводная -14 узлов, причем район плавания этой скоростью должен был
составить 85 миль. Вооружение - 9 ТА, в том числе 2 носовых и 1 кормовой
трубчатые, 6 ТА системы Джевецкого, в т.ч. 4 х 1 ТА в ДП и 2 ТА
бортовых. Общее число торпед 9 ед. Продолжительность постройки и цена: 24 месяца
и 893 тыс. руб.
По заключению комиссии, рассматривавшей
представленные на конкурс проекты ПЛ, до внедрения на
ПЛ ЭУ по системе Дель Пропосто,
Мациевича-Журавлева и с котлами инженера Шмидта были
необходимы их длительные испытания на берегу.
5. Тактико-технические данные проекта (ПЛ второго варианта):
Водоизмещение, т:
надводное 350
подводное 440
Длина, м. 51,9
Ширина корпуса, м. 4,27
Осадка средняя, м. 3,35
Запас плавучести, % 26
Архит.-конструкт. тип однокорпусная
с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения, м.
рабочая 46
предельная 92
Время непрер.
преб. под водой, ч. 24
Автономность(по треб.), сут. 6
Энергетическая установка:
тип дизель-электрическая
тип
двигателей НХ дизель
N двигателей НХ, л.с. 900
тип двигателей ПХ электромоторы
N двигателей ПХ, л.с. 580
число гребных валов 2
Скорость хода , уз.:
полная подводная 10,5
полная надводная 15
эконом. подводная 6
Дальность плавания, мили (при
скорости хода, уз.):
подводная 120 (6) и 42 (10,5)
надводная 1000
(15)
Вооружение:
Торпедное:
калибр ТА, мм. 450
трубчатые нос. ТА 2
трубчатые корм. ТА 1
ТА сист. Джевецкого 4
трубчатые поворотные ТА (палубные)
кол. х число труб 1x2
общее число торпед 9
Средства
наблюдения: 2 перископа
6. Источники:
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017