Проект усовершенствования устройства ПЛ Э.Кэмпбелла и Д.Аша (Великобритания).
ПЛ «Nautilus».
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2.
Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
Тилбэри (Великобритания) (1) |
||||||
1 |
«Nautilus» |
- |
1886 |
1886 |
- |
Предложение о продаже не принято Морским ведомством России |
4. История проекта:
15 сентября 1885 года англичане Эндрью
Кэмпбелл и Джеймс Аш (Andrew Campbell & James Ash) предложили Морскому
ученому комитету России проект «усовершенствования устройства ПЛ». Проект был отклонен. Очевидно имелся ввиду проект, по которому в
1886 году в Великобритании была построена ПЛ «Наутилус» («Nautilus») и 20 декабря 1886 года испытана на Темзе при участии комиссии от
Британского адмиралтейства (в составе трех человек).
Эта подводная лодка в форме вытянутой сигары с
острыми оконечностями имела длину 60 футов (18,3 м), наибольший диаметр 8,2 фута
(2,5 м), полное подводное водоизмещение 52 тонны. Корпус был стальной, из листов
толщиной 8 мм, прикрепленных к шпангоутам из угловой стали.
Промежутки между шпангоутами составляли 53,3 см. Сверху корпуса была устроена палуба
длиной 20 футов (6,1 м), в средней части которой находилась смотровая башенка
с четырьмя иллюминаторами. В ней помещался командир, подававший команды рулевому
рулей глубины и курса. Кроме того, в крыше башенки был устроен входной люк.
Внутри корпус разделялся на три отсека. В среднем отсеке находились механизмы и люди; в концевых - балластные
цистерны, резервуары сжатого воздуха, рулевые тяги, насосы и другие устройства.
В центральном отсеке сбоку имелась небольшая шлюзовая камера для выхода водолаза
на верхнюю палубу, по обеим сторонам которой размещались два торпедных аппарата.
Водолаз должен был производить пуск торпед из них.
Два электродвигателя фирмы Эдисона (мощностью по
22,5 л.с. каждый) вращали два гребных винта. Таким образом, это была первая в мире
двухвинтовая подводная лодка! В ее центральной части находилась аккумуляторная батарея,
состоявшая из 104 элементов. Одновременно она служила балластом. Кроме движения
лодки, электромоторы приводили в действие насосы, выкачивавшие воду из балластных
цистерн, а также приводы «цилиндров водоизмещения».
По расчетам, лодка могла 10 часов идти в надводном положении
со скоростью 6 узлов (14,8 км/час), либо два часа на 4-х узлах (7,4 км/час) под
водой. В действительности, скорость и дальность плавания оказались значительно
меньше.
Погружение и всплытие «Наутилуса» происходило за счет изменения его объема по принципу Бэрна (напомним, что данный принцип был сформулирован еще в
1578 году). Для этой цели в центральной части корабля размещались восемь горизонтальных
«цилиндров водоизмещения», по четыре с каждого борта. Цилиндры диаметром 60 см
могли выдвигаться наружу и вдвигаться внутрь корпуса как вручную, так и с использованием
электрического двигателя. По мнению конструкторов, это позволяло менять не только
плавучесть, но и дифферент лодки: «Ставить ее под углом к горизонту, когда потребуется
выстрелить мину вверх, в подводную часть неприятельского судна».
Помимо «цилиндров водоизмещения», имелись балластные цистерны,
заполнявшиеся ручными либо электрическими насосами. Экипаж состоял из шести
человек. Воздуха внутри корпуса хватало экипажу на 2 часа. Затем они могли освежать
его, впуская воздух из специального резервуара, где он находился под давлением в
52 атмосферы.
Испытания подводной лодки в доках Тилбэри
прошли неудачно. Вот как их описал один из очевидцев:
«Лодка с чрезвычайной быстротой погрузилась на дно бассейна.
Док, в котором происходило испытание, имел только 25 футов (7,5 м) глубины, случись то же самое на глубокой воде - и ничто бы
не могло остановить опускающуюся лодку в пределах безопасного погружения, составляющего
для нее 50 футов. Но и тут не обошлось без приключений: лодка завязла в иле, покрывавшем
дно дока, и в течение часа не удавалось выдвинуть цилиндры; наконец, с большими
усилиями цилиндры были выдвинуты, и лодка поднялась на поверхность».
Председатель комиссии адмиралтейства Уильям Уайт, ранее
занимавший пост главного строителя флота, следующим образом подвел итоги испытаний:
1) Задача регулируемого погружения и всплытия решена
неудовлетворительно.
2) Лодка обладает низкими мореходными качествами.
3) Дальность плавания совершенно недостаточна для боевых
действий
4) Подготовка торпед к пуску является сложной и длительной
процедурой.
В итоге «Наутилус»
Кэмпбелла и Аша не был принят на вооружение британского
королевского флота.
5. Тактико-технические данные проекта:
Длина, м. 18,3
Ширина, м. 2,5
Водоизмещение 52 т
Вооружение 2
торпеды
Двигатель 2
х электродвигателя по 22,5 л.с.
Скорость надводная 6
узлов
Скорость подводная 4
узла
Дальность надводная 60
миль
Дальность подводная 8
миль
Глубина погружения 15
м
Экипаж 6
человек
6. Источники:
- Тарас А.Е.
«История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест»
2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.» том 1, часть 2, Санкт-Петербург,
1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 2073, стр. 1-8.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017