Rambler's Top100 Проект усовершенствования устройства ПЛ Э. Кэмпбелла и Д. Аша

Проект усовершенствования устройства ПЛ Э.Кэмпбелла и Д.Аша (Великобритания).
ПЛ «Nautilus».



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Проект подводной лодки Э.Кэмпбелла и Д.Аша



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

Тилбэри (Великобритания) (1)

1

«Nautilus»

-

1886

1886

-

Предложение о продаже не принято Морским ведомством России


4. История проекта:



15 сентября 1885 года англичане Эндрью Кэмпбелл и Джеймс Аш (Andrew Campbell & James Ash) предложили Морскому ученому комитету России проект «усовершенствования устройства ПЛ». Проект был отклонен. Очевидно имелся ввиду проект, по которому в 1886 году в Великобритании была построена ПЛ «Наутилус» («Nautilus») и 20 декабря 1886 года испытана на Темзе при участии комиссии от Британского адмиралтейства (в составе трех человек).

Эта подводная лодка в форме вытянутой сигары с острыми оконечностями имела длину 60 футов (18,3 м), наибольший диаметр 8,2 фута (2,5 м), полное подводное водоизмещение 52 тонны. Корпус был стальной, из листов толщиной 8 мм, прикрепленных к шпангоутам из угловой стали. Про­межутки между шпангоутами составляли 53,3 см. Сверху корпуса была устроена палуба длиной 20 фу­тов (6,1 м), в средней части которой находилась смот­ровая башенка с четырьмя иллюминаторами. В ней по­мещался командир, подававший команды рулевому рулей глубины и курса. Кроме того, в крыше башен­ки был устроен входной люк.

Внутри корпус разделялся на три отсека. В среднем отсеке находились механизмы и люди; в конце­вых - балластные цистерны, резервуары сжатого воздуха, рулевые тяги, насосы и другие устройства. В центральном отсеке сбоку имелась небольшая шлю­зовая камера для выхода водолаза на верхнюю палу­бу, по обеим сторонам которой размещались два тор­педных аппарата. Водолаз должен был производить пуск торпед из них.

Два электродвигателя фирмы Эдисона (мощнос­тью по 22,5 л.с. каждый) вращали два гребных винта. Таким образом, это была первая в мире двухвинтовая подводная лодка! В ее центральной части находилась аккумуляторная батарея, состоявшая из 104 элементов. Одновременно она служила балластом. Кроме дви­жения лодки, электромоторы приводили в действие насосы, выкачивавшие воду из балластных цистерн, а также приводы «цилиндров водоизмещения».

По расчетам, лодка могла 10 часов идти в надвод­ном положении со скоростью 6 узлов (14,8 км/час), либо два часа на 4-х узлах (7,4 км/час) под водой. В действительности, скорость и дальность плавания ока­зались значительно меньше.

Погружение и всплытие «Наутилуса» происходи­ло за счет изменения его объема по принципу Бэрна (напомним, что данный принцип был сформулирован еще в 1578 году). Для этой цели в центральной час­ти корабля размещались восемь горизонтальных «ци­линдров водоизмещения», по четыре с каждого бор­та. Цилиндры диаметром 60 см могли выдвигаться наружу и вдвигаться внутрь корпуса как вручную, так и с использованием электрического двигателя. По мне­нию конструкторов, это позволяло менять не только плавучесть, но и дифферент лодки: «Ставить ее под углом к горизонту, когда потребуется выстрелить ми­ну вверх, в подводную часть неприятельского судна».

Помимо «цилиндров водоизмещения», имелись балластные цистерны, заполнявшиеся ручными либо электрическими насосами. Экипаж состоял из шести человек. Воздуха внутри корпуса хватало экипажу на 2 часа. Затем они могли освежать его, впуская воздух из специального резервуара, где он находился под давлением в 52 атмосферы.

Испытания подводной лодки в доках Тилбэри прошли неудачно. Вот как их описал один из оче­видцев:

«Лодка с чрезвычайной быстротой погрузи­лась на дно бассейна. Док, в котором происхо­дило испытание, имел только 25 футов (7,5 м) глубины, случись то же самое на глубокой во­де - и ничто бы не могло остановить опускаю­щуюся лодку в пределах безопасного погруже­ния, составляющего для нее 50 футов. Но и тут не обошлось без приключений: лодка завязла в иле, покрывавшем дно дока, и в течение часа не уда­валось выдвинуть цилиндры; наконец, с больши­ми усилиями цилиндры были выдвинуты, и лодка поднялась на поверхность».

Председатель комиссии адмиралтейства Уильям Уайт, ранее занимавший пост главного строителя фло­та, следующим образом подвел итоги испытаний:

1) Задача регулируемого погружения и всплытия решена неудовлетворительно.

2) Лодка обладает низкими мореходными качествами.

3) Дальность плавания со­вершенно недостаточна для бо­евых действий

4) Подготовка торпед к пу­ску является сложной и дли­тельной процедурой.

В итоге «Наутилус» Кэмпбелла и Аша не был принят на вооружение британского королевского флота.


5. Тактико-технические данные проекта:


Длина, м.                                             18,3
Ширина, м.                                           2,5
Водоизмещение                                   52 т
Вооружение                                          2 торпеды
Двигатель                                             2 х электродвигателя по 22,5 л.с.
Скорость надводная                             6 узлов
Скорость подводная                             4 узла
Дальность надводная                           60 миль
Дальность подводная                           8 миль
Глубина погружения                             15 м
Экипаж                                                 6 человек


6. Источники:


- Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.» том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 2073, стр. 1-8.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017