Проект подводной лодки типа «Б-1» (Генерал-майор Бубнов).
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ПЕТЕРБУРГ: Балтийский Завод |
||||||
1 |
«Б-1» |
- |
1917 |
- |
- |
1918 год – прекращено
финансирование. Недостроенный корпус
разобран на металл |
2 |
«Б-2» |
- |
1917 |
- |
- |
1918 год – прекращено
финансирование. Недостроенный корпус разобран на металл |
3 |
|
- |
|
- |
- |
1918 год – прекращено
финансирование. Недостроенный корпус разобран на металл |
4 |
|
- |
|
- |
- |
1918 год – прекращено
финансирование. Недостроенный корпус разобран на металл |
4. История проекта:
Проект разработан на основе "Технических условий
для проектирования лодок первой очереди судостроительной программы 1915
г.", разработанных Частью подводного плавания Главного Управления
Кораблестроения и утвержденных 28 апреля 1915 г.
На конкурсе в мае 1915 г. наряду с проектами фирм
"Голланд" и "Фиат Сан-Джорджио"
был принят к реализации, заняв второе место. В мае 1916 г. были заключены
контракты на постройку 10 ПЛ первой очереди: с
Балтийским заводом на 4 ПЛ ("Б-1"
- "Б-4") и с заводом
Русско-Балтийского общества (г. Ревель) на 6 ед. ("Б-5" - "Б-10"). В конце 1916 г. с Балтийским заводом был
заключен контракт на постройку еще 8 ПЛ и с
Русско-Балтийским заводом - на 2 ПЛ. Вся серия ПЛ типа «Генерал-майор И.Г.
Бубнов» должна была составить 20 ед. Цена 1 ПЛ постройки казенного Балтийского
завода была определена в 3 млн. 680 тыс. руб., а цена 1 ПЛ постройки
Русско-Балтийского завода - 4 млн. руб. Строительство
предполагалось вести, опираясь в основном на российских контрагентов - дизели
завода "Л. Нобель" и Харьковский паровозостроительный, электромоторы
- фирмы "Вольта", аккумуляторы - фирмы "Тюдор".
Размещение заказов на комплектующие изделия и разбивка на плазе были выполнены
до конца 1916 г.
В проекте "Б-1"
И. Г. Бубнов отступил от применявшегося им во всех предыдущих проектах
однокорпусного архитектурно-конструктивного типа, однако были сохранены двойные
концевые сферические переборки и балластные цистерны в оконечностях (общим
объемом 37,4 м3). Объем четырех бортовых ЦГБ - 232,5 м3.
Объем носовой и кормовой дифферентных цистерн
соответственно - 5,0 и 6,5 м3, отрывной -20 м3,
уравнительной - 15 м3, заместительной в центральном посту - 12 м3.
Объем топливных и масляных цистерн - 66 и 7 м3 соответственно. Запас
ВВД - 15 м3, хранился при давлении 200 атм. Пополнение запаса ВВД
осуществлялось компрессором производительностью 42 л/мин при давлении 200 атм (первоначально - 16 л/мин). Кроме
того, предусматривалась установка двух компрессоров низкого давления (на 1,5
атм.) для осушения ЦГБ. Для осушения ЦГБ на Глубинах до 23 м предназначались
четыре трюмных электронасоса; на глубине 45,8 м - один специальный электронасос
производительностью 50 т/час.
Время перехода из надводного
положения в подводное - 1,5 мин, из позиционного в подводное - 45 сек, из
подводного в надводное - не более 5 мин. Метацентрическая высота в надводном
положении - 0,42 м, наименьшая при погружении - не менее 0,26 м. Точность
удержания глубины 0,3 м при скоростях не менее 2 уз. Время полной перекладки рулей не более 1,5 мин.
Два дизеля, мощностью по 1320 л.с., производство
которых было к 1917 г. налажено на русских заводах, должны были иметь расход
топлива 260 г/л.с.час, масла - 26 г/л.с.час.
Электромоторы мощностью не менее 370 л.с. - двухякорные
для ходов от 2 до 5 и от 5 до 9 уз. Предусматривалась возможность установки 4
одноякорных электромоторов: 2 - малой мощности для скоростей хода до 5 узлов и
2 - для скоростей 5-9 узлов, АБ - в герметичных, вентилируемых ямах. Полная
энергия АБ - 1600 кВт.час
при 2,5-часовом разряде (t° электролита
30°С). При 20-часовом разряде - не менее 2600 кВт.час. Удельная энергия АБ 17 Вт.час (при 3-часовом разряде и t° электролита 30°С) на 1 кг веса батареи.
Дизель-динамо мощность 550 л.с. должно было
обеспечивать зарядку АБ, вентиляцию, пополнение запаса ВВД, а также движение
экономическим ходом под электромоторами в надводном положении.
Для размещения экипажа предусматривались - офицерские
кают-компании и четыре каюты (одна двухместная), жилое помещение для
кондукторов (4 чел.), кубрик команды на 30 чел и 10 добавочных подвесных коек.
Предусматривались камбуз с электро- и нефтяным отоплением, опреснитель воды на 1000 л/сутки и
холодильник. Запасные торпеды (4 ед.) только для носовых ТА. Первоначально
предполагалось, что в перегрузку могут приниматься 10 мин заграждения с нулевой
плавучестью, размещаемые в корме. Однако затем от них отказались в пользу
усиления артиллерийского вооружения (первоначально АУ 2 х
75-мм укороченные, убираемые под палубу, угол возвышения 20°, боезапас по 50
снарядов на ствол и 3 пулемета, затем - АУ 2 х 100-мм
и 1 х 57-мм). Управление ПЛ
- из ЦП. Приводы рулей - электрические. Предусматривалось наличие 3 компасов, в т.ч. 1 гирокомпаса системы Сперри. Перископы - командирский (увеличения в 1,5 и 6,
поле зрения 40°), зенитный (увеличения 1,5 и 6, поле зрения 40° и 10°), а также
перископ - дальномер.
В 1917 г. успешная реализация программы строительства
была нарушена, а в первой половине 1918 г. было принято решение о прекращении
финансирования постройки ПЛ программы 1915 г.
Недостроенные корпуса 4 ПЛ на Балтийском заводе были разобраны на металл.
5. Схема проекта:
Схема общего расположения типа "Б-1" (типа "Генерал - майор Бубнов"):
1 -
кормовая цистерна главного балласта; 2 - кормовая дифферентная
цистерна; 3 - отделение кормовых аппаратов;
4, 5 -
отделение вспомогательного дизеля, электромоторов и главных дизелей; 6, 7 -
командный пост и рубка;
8 -
офицерские каюты; 9 - командное помещение; 10, 11 - носовые дифферентная
и главного балласта цистерны;
12 -
аккумуляторные ямы; 13 - траверзные минные аппараты;
14 - воздухохранители;
15, 16 -
кормовой и носовой подводные якоря
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное 971
подводное 1264
Длина наибольшая, м. 80,5
Ширина ,
м. 7,0
Осадка средняя, м. 4,0
Запас плавучести,% 30
Архитектурно-конструктивный
тип двухкорпусная
Глубина погружения, м. 45,8
Материал (толщина, мм):
прочного корпуса сталь
(10)
конц. сфер, переборок сталь
(11)
плоских переборок сталь
(10)
легкого корпуса сталь
(6)
Автономность, сут. 14
Время непрерывного
пребывания
под водой, час. 40
Экипаж, чел. 49
Энергетическая установка:
тип дизель-электрическая
тип двигателей надводного хода дизели
число х мощность двигателей
НХ, л.с. 2 х 1320
тип двигателей подводного хода электромоторы
число х мощность двигателей
ПХ, л.с. 2 х 370
число х N вспомогат. дизель-динамо,
л.с. 1 х
550
число гребных валов 2
Скорость хода, уз.:
наибольшая подводная 9
экономическая подводная 5
наибольшая надводная 17
экономическая надводная 10
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.) :
подводная 22,5
(9); 100 (5)
надводная 1200
(17), 3000 (10)
Вооружение:
Торпедное:
калибр ТА, мм. 450
число трубчатых носовых ТА 4
число трубчатых кормовых ТА 2
число трубчатых траверзных ТА 4
число палубных ТА системы з-да Лесснера 6
общее число торпед 20
Артиллерийское:
число х калибр АУ, мм. 2
х 100
число х калибр АУ, мм. 1
х 57
Средства
наблюдения и связи:
3 перископа (командирский, зенитный,
перископ-дальномер)
выносной прожектор диаметром 30-35 см
радиостанция с дальностью действия более 100 миль
прибор звукоподводной связи системы Фессендена
7. Источники:
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918 года» ВТС «Бастион» №6 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017