Проект эскадренной подводной лодки И.Г. Бубнова (1914г.).
2. Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В марте 1914г. И.Г. Бубнов предложил оригинальный проект
эскадренной подводной лодки, использующей в качестве основного режима движения
полуподводный: "Представляется возможным практическое осуществление судна,
являющегося подводной лодкой в прямом смысле слова, т.е. плавающего почти
исключительно в погруженном состоянии и пользующегося полуподводным и надводным
положением лишь для входа в гавани, при проходе мелких мест и узостей, а также
для ориентировки. Главным двигателем такой лодки должны быть
паровые турбины миноносного типа, причем лодка находится в непрерывном
сообщении с атмосферой через посредство двух выступающих над водой рубок,
высота которых над поверхностью воды обусловливается состоянием моря; при этом
попадание через трубы даже значительных масс воды (от волн или при внезапном
погружении) не представляет опасности благодаря самодействующим клапанам и
непрерывно работающим помпам. Управление лодкой производится из этих же
рубок при помощи перископов или через иллюминаторы.
Углубление продольной оси корпуса при
"рабочем" (фактически - погруженном) положении составляло около 19 м.
Такая глубина, по мысли Бубнова, позволяла почти
исключить влияние волнового сопротивления на ходкость и, вместе с тем, надежно
защитить основной корпус подлодки от действий оружия противника. Судя по
величине объемов, где могли бы располагаться балластные цистерны, запас
плавучести не мог превышать 10-12%. Расположение минных аппаратов было в целом
характерно для лодок Бубнова: четыре - в
оконечностях, десять (типа Джевецкого) - у надстройки и, наконец, десять траверзных - на
среднем ярусе второго отсека. Для подводного плавания Бубнов предложил гребные
электродвигатели и аккумуляторную батарею, но указал на возможность применения
теплового аккумулятора, что существенно увеличило бы скорость и дальность
подводного плавания.
При обсуждении проекта в июле 1914 г. МГШ указал на
главный недостаток: сложность и небезопасность управления лодкой из рубок. В
Главном управлении кораблестроения (ГУК) проект отвергли, почти не
рассматривая, не составлялся даже журнал заседания.
5. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т. :
-
надводное 3500
-
подводное 3900
Длина наибольшая, м. 120
Ширина корпуса наибольшая, м. ок. 8,0
Запас плавучести, % 10-12
Архитектурно-конструктивный
тип однокорпусная
Рабочая (предельная)глубина погружения, м. 90
Энергетическая установка:
тип
установки паротурбинная-электрическая
Скорость хода, уз. :
-
наибольшая надводная (на h=19 м) ок. 25
-
наибольшая подводная 3-4
Дальность плавания (при
скорости хода, уз), мили:
-
надводная (25) 3000-4000
-
подводная 20
Вооружение:
торпедное:
-
число х калибр носов. ТА, мм 2 х 450
-
число х калибр кормов. ТА, мм 2 х 450
-
число х калибр травер. ТА, мм 10 х 450
-
число х калибр палубн. ТА, мм 10 х 450.
6. Источники:
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918
года» ВТС «Бастион» №6 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017