Подводная лодка В. Бауэра
"Морской Черт"
репродукция:
Подводная лодка В. Бауэра. Реконструкция событий 06.09.1856
историческая справка:
1854 год 20 июня
Русское военное ведомство (т.е. армия, в ведении которой находилась морская оборона прибрежных крепостей) заключило с В. Бауэром контракт на постройку подводной лодки по его проекту и под его наблюдением;
1854 год
Заложена на Гальваническом заводе герцога Лейхтенбергского в Санкт-Петербурге. Официального названия не имела, но конструктор прозвал ее "Морской Черт";
1855 год 2 ноября
Была доставлена на берег Обводного канала;
1855 год 3 ноября
Спущена на воду — положена боком на баржу и в таком положении проведена под мостом. Баржа села на мель, треснула, заполнилась водой. Попытки снять баржу с мели из-за сильных морозов не удались;
1855 год - 1856 год зима
Вместе с баржой зимовала в Обводном канале;
1856 год 20 мая
Направлена в Кронштадтский порт для испытаний;
1856 год 26 мая
В Кронштадте начались испытания подводной лодки, было произведено 5—6 погружений и всплытий. В этот день подводную лодку осмотрел великий князь Константин Николаевич;
1856 год 16 июня
Прошла 100 (185 метров) сажен за 17 минут. Дальше двигаться не согла из-за усталости экипажа;
1856 год 26 августа
Безуспешно в течении 2-х часов пыталась подвести мину под надводный корабль;
1856 год лето
В течение лета в Кронштадской гавани были произведены 133(? по данным Тараса А.Е.) успешных погружения на глубину до 19 футов (5,8 м), причем во время одного из них лодка пробыла в подводном положении 8 часов. В подводном
положении производились различные маневры: лодка двигалась вперед и назад, делала повороты, меняла дифферент и т.д. Была также осуществлена серия опытов в области подводной акустики, визуального наблюдения,
обеспечения экипажа воздухом (в погружениях участвовал академик Э.Х. Ленц);
1856 год 6 сентября
В день коронования Александра II, В. Бауэр погрузился, взяв с собой, кроме экипажа, 4-х флотских музыкантов. С первым выстрелом салюта музыканты и экипаж начали петь гимн, который
был приглушенно слышен на поверхности;
1856 год 2 октября
Подводная лодка должна была пройти на Северном фарватере под надводным судном. Пытаясь пройти под надводным судном, подводная лодка на глубине 5,5 м. зарылась носом в песчаную банку (по данным Тараса А.Е.), а винт запутался в
водорослях (по данным Трусова Г.М. - удар пришелся на винт из-за чего его погнуло и заклинило). Бауэр В. выкачал воду из цистерн, отстопорил чугунные балластины, служившие аварийным грузом, и носовая часть
подводной лодки поднялась на поверхность. После этого открыли входной люк, и хотя через открытый люк и трещины в корпусе в лодку начала поступать вода, весь экипаж сумел выйти через люк и был подобран
гребными шлюпками винтового судна "Шмель", обеспечивавшего проведение испытаний. Первым корабль покинул Бауэр В.;
1857 год 18 февраля
Поднята и отбуксирована в Кронштадскую гавань, затем доставлена в Санкт-Петербург к Новому Адмиралтейству;
1857 год 7 октября
Морской Ученый комитет сделал заключение о несоответствии подводной лодки В. Бауэра ни одному из условий контракта;
1857 год ноябрь
Вытащена на малый эллинг Охтинской верфи;
1858 год 22 мая
Была спущена на воду и сдана под расписку механику В. Бауэра. О дальнейшей ее судьбе сведений нет. В большинстве источников указывается, что она осталась на Охте навсегда.
дополнительная информация:
1. Гравюра Подводная лодка В. Бауэра "See Teufel"
командиры:
1. Фон Крузенштерн П.П. (08.1855-05.1856)
2. Федорович Н.А. (18.05.1856-22.11.1856)
3. Сутковой Н.К. (22.11.1856-12.02.1857) числился командиром, находился в 22-м флотском экипаже
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.
5. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России. 1834-1918гг.", РБИЦ "Блиц", Санкт-Петербург, 2011г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017