Rambler's Top100 Проект подводной лодки К. Черновского

Проект подводной лодки К. Черновского.



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


Проект подводной лодки К. Черновского

реконструкция проекта К. Черновского



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:



Заключенный в 1829 г. в Петропавловскую, а затем и Шлиссельбургскую крепости, минский дворянин Казимир Черновский представил чертежи и опи­сание изобретенной им еще в 1825 году подводной лодки. Корпус лодки должен был быть изготовлен из железа "потому, что металлы по своей протяжности, крепости и упругости весьма способны к постройке судов и к тому же в России они в изобилии находятся".

К. Черновский предлагал цилиндричес­кую форму корпуса с заостренной носовой и тупой кормовой оконечностями. Обшив­ка корпуса должна была приклепываться к решетчатому набору; внутреннюю поверхность следовало покрыть сыромят­ными кожами для теплоизоляции. Длина лодки по проекту около 10 м, наибольшая ширина около 3 м.

Система погружения состояла из 28 кожаных мехов, которые располагались равномерно по бортам и сообщались с забортным пространством для приема воды с целью погружения лодки. Для всплытия лодки на поверхность вода вытеснялась из мехов при помощи ры­чагов.

В верхней части корпуса была предус­мотрена выдвижная рубка: при выдви­жении рубки вверх объем лодки увеличи­вался и она всплывала, а при опускании внутрь корпуса объем уменьшался и лодка погружалась. Таким образом, можно было регулировать глубину погружения. В верхней части этой рубки имелись иллюми­наторы. Через рубку можно было выса­живать вооруженный десант и стрелять. По совету составлявшего заключение на проект генерала Базена, лодка должна была быть оснащена выдвижным пери­скопом и горизонтальными рулями.

Для движения лодки К. Черновский предполагал применить четырнадцать пар весел (по семь пар с каждого борта). Эти весла располагались в два ряда, по семь весел в каждом. Весла представляли собой гладкие точеные штоки, проходящие через кожаные манжеты (сальники) в бортах; на наружных концах штоков были устроены упорные части в виде зонтов, которые при втягивании штоков внутрь лодки скла­дывались, а при выталкивании - раскры­вались и создавали упор. Прямолинейно-возвратные движения этих оригинальных весел и должны были двигать лодку вперед.

Кроме огнестрельного оружия, К. Чер­новский имел в виду снабдить лодку миной, подводимой под днище непри­ятельского корабля. К. Черновский предпо­лагал применить запал, который, по мысли изобретателя, должен был действовать автоматически после отхода лодки от подрываемого корабля на безопасное расстояние. В качестве воспламеняющего вещества в запале предусматривалась смесь химических веществ. Возможно, что запал состоял из фосфористого кальция, который обладает свойством воспла­меняться от соприкосновения с морской водой. Минный запал К. Черновского состоял из трубки, вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки закрывался пробкой из квасцов, которые через некоторое время раство­рялись в воде, после того как морская вода получала доступ к горючей смеси запала, происходил взрыв мины.

В описании К. Черновского указывается, что для замены испорченного воздуха в лодке должны находиться кожаные мешки с запасом свежего воздуха, накачиваемого заблаговременно воз­душным насосом. Свежий воздух можно стравливать из мешков в лодку по мере надобности для улучшения условий дыхания. Для удаления испорченного воздуха из лодки предлагалось иметь второй комплект мешков, воздух из которых следовало выпускать за борт.

Предложение К. Черновскому было отправлено на экспертизу генерал-инженеру Базену. При помощи опытного инженера Базена проект К. Черновского мог быть усовершенствован. Но генерал Базен, зная участь политического преступника К. Черновского, уклонился от помощи изобретателю и дал заключение о «неудобоисполнительности» предложенного проекта. Однако Базен отметил, что это изобретение «делает честь сочинителю» и могло быть полезно для «усовершенствования подводного судоходства в Российской империи». К. Черновский до 1834 г. Числился в списках заключенных, а затем выбыл неизвестно куда.


5. Схема проекта:


Проект подводной лодки К. Черновского


Подводная лодки К. Черновского (разрез)


Проект подводной лодки К. Черновского


Расположение весел на подводной лодке К. Черновского


6. Тактико-технические данные проекта:


Длина, м.                                              около 10

Ширина, м.                                           около 3

Архитектурно-конструктивный тип          однокорпусная

Материал корпуса                                 железо

Движитель                                            весла в виде штоков

Вооружение                                          огнестрельное оружие, мина


7. Источники:


- А.Е. Тарас «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион» №6, 2002г.
- Г.М. Трусов «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017