Проект большой подводной лодки Балтийского завода (вариант 1).
Информация о вариантах 2,3 и дополнительном.
2. Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Проект разработан на конкурс
ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г.
"Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом
и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом
подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указанных
"элементов", были разосланы фирмам 3 июня 1909 г.
Время погружения ПЛ - 3 мин., заявленные продолжительность постройки и цена
- 20-24 месяца и 1 млн. 59 тыс. руб. Проект ПЛ являлся развитием проекта ПЛ "Акула". Кроме
указанного, Балтийским заводом на конкурс были представлены еще три варианта
(дополнительный, 2-й и 3-й) одного архитектурно-конструкторского типа, но
отличавшиеся размерами, вооружением, типом ЭУ и ценой. Для всех
вариантов, по заявлению завода, район плавания экономическим ходом мог быть
увеличен по желанию заказчика.
Дополнительный вариант - водоизмещение 450/562 т, запас плавучести 25%,
осадка 3,66 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения - 46/92 м, вооружение
2 носовых и 2 кормовых ТА, 8 ТА системы Джевецкого,
общее количество торпед - 14 ед., время погружения 3 мин., скорость полного
хода (надводная/подводная) - 16/10 узлов. Дальность плавания в надводном
положении 1000(8) миль, в подводном положении -120(5) миль и 40( 10) миль. Заявленные срок постройки и
цена: 20-24 месяца и 1 млн. 280 тыс. руб. Этот вариант, наряду с проектом Невского завода (Дж. Голланда), был признан лучшим по итогам
конкурса. Он явился прототипом ПЛ
типов "Морж" и "Барс".
Вариант №2 - водоизмещение 280/328 т, запас плавучести 17%,
осадка 3,2 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения 46/92 м,
вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА и 4 ТА системы Джевецкого,
общее количество торпед - 10 , время погружения 2,5 мин., скорость полного хода
(надводная/подводная) - 12/10 узлов, дальность плавания (при скорости хода,
уз.) надводная - 1000(8) миль, подводная - 120(5) миль и 40(10) миль. Заявленные продолжительность
постройки и цена ПЛ: 20-24 месяца и 878 тыс. руб.
Вариант №3
- водоизмещение 360/450 т, запас плавучести 25%, осадка 3,36 м. ЭУ - единый
двигатель - дизель, работающий по системе Дель Пропосто, с использованием сжатого воздуха, хранящегося в
специальных баллонах "воздухо-хранителях".
Скорость полного хода (надводная/подводная), уз. - 17/16; дальность плавания
(при скорости хода в уз.): надводная - 3000(8) миль,
подводная - 150(5) миль и 50(16) миль. Глубина погружения (рабочая/предельная)
- 46/92 м. Время погружения - 3 мин. Вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 6 ТА
системы Джевецкого. Общее число торпед - 12. Заявленные
продолжительность постройки и цена ПЛ: 30 месяцев и 1
млн. 160 тыс. руб.
По результатам
конкурса 11 августа 1909 г. Морской Технический Комитет сделал доклад товарищу
Морского министра, где, в частности, указал, что замена электрической энергии
сжатым воздухом дает возможность повышать как скорость, так и район действия,
сохраняя размеры ПЛ в следующей пропорции:
Характеристики Аккумулятор
электрический Аккумулятор возд. с тепл. двигателем
Водоизмещение, т 360 360
Надводная скорость, уз. 12 17
Район плавания при 8 уз., мили 1000 3000
Подводная скорость наибольшая, уз. 10 16
Район плавания при 10 уз., мили 40 50
Район плавания при 5 уз., мили 120 150
остальное - одинаково.
В докладе было
указано, что Балтийский завод готов принять на себя постройку ПЛ с двигателем по системе Дель Пропосто с ручательством за исполнение, но без гарантии
результатов. По проекту контракта завод гарантировал полный подводный ход 12
узлов. Проектант - И.Г. Бубнов и
отдел подводного плавания Балтийского завода. Время разработки проекта – 1909г.
Завод-строитель (предположительно)
– Балтийский Завод (С. Петербург)
5. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение,
т:
-
надводное 360
-
подводное 450
Длина, м. ок. 56,5
Ширина корпуса , м. ок. 3,8
Осадка средняя, м. 3,36
Запас плавучести,% 25
Архит.-конструкт, тип однокорпусн. с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/ предельная), м. 46/92
Материал (толщина, мм):
- корпуса никелевая
сталь(12)
- рубки маломагнитная
сталь
Время непр. пребывания под
водой, час 24
Автономность, сут. 6
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип двигателей
надводного хода дизель
- тип двигателей
подводного хода электромотор
- число гребных валов 2
Скорость хода, уз.:
- наибольшая подводная 10
- наибольшая надводная 12
- экономическая надводная 8
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- подводная 120(5)
- надводная 1000(8)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм. 450
- число трубчатых носовых
ТА 2
- число трубчатых
кормовых ТА 2
- число поворотных
ТА 6
- общее число торпед 12
Средства наблюдения 2
перископа
6. Источники:
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918
года» ВТС «Бастион» №6 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017