Проект подводной лодки П.А. Пайерна.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
? (Франция) |
||||||
1 |
«Гидростат» (Hydrostate) |
- |
1846 (?) |
1846 |
? |
Предложение о продаже не принято Морским ведомством России |
4. История проекта:
Французский инженер Проспер-Антуан Пайерн (Prospere-Antoin Payerne;
1806-1886) свой первый погружающийся аппарат построил
в 1845 году. Это был водолазный колокол, снабженный инструментами для взрывных работ
и шлюзовой камерой. Морское ведомство успешно использовало его для расчистки гаваней
Бреста и Шербура от подводных камней, представляющих во время отлива значительную
опасность для судоходства.
Некий поклонник, господин Буэ (М. Bouet), веривший
в его изобретательские способности, оказывал Пайерну щедрую
финансовую поддержку. В 1846 г. они вместе построили судно длиной 35 футов
(10,67 м). Оно представляло собой цилиндр, склепанный из железных листов и снабженный
для прочности большим числом обручей. Спереди цилиндр оканчивался полусферической
частью длиной 9,5 футов (2,9 м), сзади — плоской переборкой.
В верхней части корпуса имелись 3 ряда иллюминаторов
в медных оправах, по 9 в каждом ряду. Они были сделаны из стекол, выпуклых наружу
и плоских изнутри. Полусферическая переборка, обращенная выпуклостью в корму, разделяла
судно на два отсека. В носовом отделении размещались водолазы, шлюзовая камера
и резервуары со сжатым воздухом. В кормовом отделении, которое было несколько короче
носового, находились следующие механизмы: ручной привод гребного винта, тяги двух
вертикальных рулей и два ручных насоса, служивших для нагнетания воздуха, а также
для выкачивания воды из балластной цистерны. В переборке между отсеками был устроен
люк с крышкой на резиновой прокладке, которую герметически закрывали прижимными
винтами.
Манометры показывали давление воздуха в резервуаре и
глубину погружения лодки. В лодке имелся «очиститель воздуха» (регенератор) — небольшая
цистерна со щелочной смесью, через которую специальным насосом прокачивали воздух,
которым дышал экипаж.
Для погружения этого судна, получившего название «Гидростат» («Hydrostate»),
в балластную цистерну впускали воду. Чтобы всплыть
на поверхность, воду выкачивали насосами. Для закрепления в нужном месте из лодки
с помощью лебедки опускали на грунт прикрепленный к
цепи свинцовый груз. Затем через шлюзовую камеру из лодки выходили водолазы, которым
по гибким шлангам качали воздух для дыхания. Они закрепляли на объекте, подлежавшем
уничтожению, взрывные заряды и возвращались через шлюз назад в лодку.
Взрыв производился электрическим способом, по проводу
от гальванической батареи.
«Гидростат» предназначался для гидротехнических работ в мирное время
и для уничтожения вражеских судов во время войны. В течение 12 лет он успешно
применялся для подводных работ (строительство брекватера в Шербуре, расчистка гавани
в Бресте, подрыв опор старых мостов в Париже и другие). Но воевать ему не пришлось.
15 июля 1848 года Пайерн
предложил продать свой аппарат Морскому ведомству России, но получил отказ.
5. Тактико-технические данные проекта:
Длина 10,67 метра
6. Источники:
- А.Е. Тарас «Подводные лодки Великой Войны (1914-1918), Харвест, Минск, 2003г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп.1, д. 190, стр. 1-66.
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную
страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017