Rambler's Top100 Потаенное судно Никонова

Потаенное судно Ефима Никонова.



1. Количество подводных лодок проекта: 1 (недостроена)


2. Реконструкция внешнего вида:


Потаенное судно Никонова

Изображение из книги А.Е. Тараса «История подводных лодок 1624-1904»


Модель потаенного судна Никонова


Модель "Потаенное судно" СТК "Юный Корабел" (г.Вилючинск)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Стапель Галерного двора (1)

1

 «Потаенное судно»

-

08.1721

1724

не достроено

 1724 - затонуло, поднято



4. История проекта:


Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки "потаенного судна" Ефимом Прокопьевичем Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...".

Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».

31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».

Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.

В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитекту­ру надводного корабля, а кормовая ос­нащалась рулем. Рубка на верхней па­лубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использо­вались весла, экипаж состоял из четы­рех человек. Для испытаний было отпу­щено 50 свечей, что соответствует вре­мени нахождения под водой порядка 10-12 часов.

В архиве, в перечне дел Обер-сарваерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий есть заведенное 31 января 1720 г. дело № 54 "О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофь­евым потаенного судна модели и об от­пуске на строение лесов, разных мате­риалов и припасов". Выборочный пере­чень материалов и их количественные характеристики дают возможность реконструировать размеры подводного судна, восстановить принцип работы системы погружения и всплытия: досок пильных сосновых длиной 3 сажени (сажень 2м 13 см) - 60 шт. (120 футов); сала говяжьего для пропитки досок - 2 пуда (пуд - 16 кг); сала для осмоления корпуса - 4 пуда; холста 40 аршин; полотна 20 аршин; кож бхотных (изготовлялись из шкур тюленей) черных - 3 шт.; медный котел и полведра; труба медная - одна; проволоки медной - 3 фунта (фунт - 440 г ); досок оловянных с 500 отвер­стиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут- 10 шт. Можно предполо­жить, что длина судна была порядка 6,0 - 6,4 м, а ширина (диаметр) - 2,1 - 2,15 м.

Система погружения и всплытия по-видимому работала следующим образом. При открытии запора приемного кингсто­на, забортная вода поступала в нижнюю часть емкости - системы главного балла­ста. По мере заполнения, воздух через открытые вентиляционные патрубки на крыше цистерны вытеснялся в отсек. При этом давление в отсеке несколько повы­шалось, снижая его разницу с забортным. Небольшая суммарная площадь сквозных "волосяных" отверстий в оловянных дос­ках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равно­мерно по длине всей цистерны. При пере­ходе в подводное положение приемный кингстон закрывался. После удаления из цистерны воздушных пузырей перекры­вались вентиляционные патрубки. Лодка, будучи под водой во взвешенном состоя­нии, совершала эволюции при гребле вес­лами.

При откачивании воды отливной поршневой помпой вес лодки уменьшался и она всплывала. При работе помпы вентили на водоотливной трубке и центральном вентиляционном патрубке держали от­крытыми. Наблюдение за моментом про­хождения уреза воды велось через рубо­чные иллюминаторы.

Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. "А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из бхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею дере­вянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию ко­раблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись".

Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было "В Главную артил­лерию послать промеморию и требо­вать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".

В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом».

К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («…при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».

Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить».

Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».


5. Реконструкции внешнего вида модели «потаенного судна»:


Модель потаенного судна


А. Предполагаемый вид модели «потаенного судна» Е. Никонова.
(реставрация Е. Дыгало и М. Аверьянова из книги «Откуда и что пришло»)


Б. Реконструкция модели потаенного судна в полную величину в г.Сестрорецк

(у Храма святых Апостолов Петра и Павла), 2011 год.


6. Схема проекта:


Схема потаенного судна


Укрупненная схема (20,2 Кб)

Реконструкция варианта "потаенного судна" Никонова

1.Проницаемая часть корпуса со шпигатами. 2. Рабочий отсек. 3. Шлюзовой отсек. 4. Прочная надстройка.
5. Входной люк. 6. Люк входа в шлюзовой отсек. 7. Люк выхода в море.
8. Цистерна главного балласта с (8*) доской равномерного ее заполнения. 9. Арматура заполнения и вентиляции ЦГБ.
10. Помпа осушения ЦГБ. 11. Твердый балласт. 12, 13, 14. Клапана заполнения и осушения шлюзового отсека.
15. Весла. 16. Смотровые окна. 17. Руль. 18. Ракеты.


7. Тактико-технические данные проекта:


  Материал корпуса (толщина, мм)  
  дерево, обшитое кожей: 50,8
  глубина погружения  
  предельная: 4-5 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: около 6,4
  ширина, метров: около 2,15
  высота корпуса (без рубки), метров: 2,15
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  зажигательные трубы и вооружение водолаза
  средства наблюдения  
  иллюминаторы в рубке
  энергоустановка  
  тип: мускульная (весла)
  обитаемость  
  экипаж, человек:

4

8. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Шапиро Л.С. "Самые нелегкие пути к Нептуну", Судостроение, Ленинград, 1988г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016