Проект усовершенствования устройства ПЛ Норденфельдта (Швеция).
ПЛ «Nordenfeldt-3».
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
БАРРОУ (Великобритания): Верфь "Barrow Shipbuilding" (1) |
||||||
1 |
«Nordenfeldt-3» |
- |
1886(?) |
03.1887 |
1887 |
11.1888 - затонула у берегов Дании |
4. История проекта:
28 ноября 1881 года швед Торстен Норденфельдт (Thorsten Wilhelm Nordenfeldt, 1842-1920) предложил Морскому ученому комитету России проект «усовершенствования устройства ПЛ». Проект был отклонен. На тот момент никакой подводной лодки у Норденфельдта не было (он никогда и не был конструктором ПЛ), но после того как фирма конструктора ПЛ Джорджа Гаррета «Submarine Navigation», потеряв в 1880 году свою ПЛ «Resurgam-2», обанкротилась, они стали партнерами. Шведский предприниматель был убежден в том, что подводные лодки, вооруженные торпедами Уайтхеда вместо плавучих мин, могут заинтересовать многие страны, в первую очередь те, кому недостаток средств не позволяет содержать мощный броненосный флот.
В 1881 году компания «Submarine Navigation» была преобразована, теперь у нее были два владельца - Гэррет и Норденфельдт. Кроме того, с ними работал некий Василий Захаров (Basil Zaharoff), греческий авантюрист русского происхождения. Роли распределились следующим образом: Гэррет проектировал подводные лодки, Норденфельт размещал заказы на заводах и финансировал строительство, Захаров рекламировал и продавал «конечный продукт». Этой команде удалось построить четыре субмарины конструкции Гэррэта. Благодаря активной рекламе они получили широкую известность под названиями «Nordenfeldt-1» (продана Греции), «Nordenfeldt-2» (две единицы проданы Турции), «Nordenfeldt-3» (по мнению некоторых авторов возможно была приобретена Россией в 1888 году). После этого Гаррет разработал еще один проект ПЛ, но несмотря на все свои усилия и предложение ПЛ многим странам, никто больше не вложил средств в сомнительное мероприятие.
Подводную лодку «Nordenfeldt-3» при посредничестве Захарова, построила компания «Barrow Shipbuilding» (позже получившая широкую известность под названием Виккерс) с целью продать ее кому-нибудь за хорошие деньги. Котлы и машины изготовил завод «Plenty & Sons» в Ньюбэри.
Лодка сошла со стапеля на воду в марте 1887 г. Она имела веретенообразный корпус длиной 125 футов (38,1 м) и наибольшей шириной 12 футов (3,66 м). Оконечности лодки были клиновидные, высота обоих штевней равнялась 12 футов. Полное подводное водоизмещение составило 245 тонн. На верхней палубе предусматривалась установка 47-мм пушки Гочкиса.
Переборки делили субмарину на пять изолированных отсеков. В 1-м отсеке (минном) находились два торпедных аппарата, с торпедами Уайтхеда в них, две запасные торпеды и пневматический насос для их перезарядки. Во 2-м (жилом) располагались каюты для четырёх офицеров. В 3-м (котельном), по объёму самом большом, находились два паровых котла и запас угля. В 4-м (машинном) - основные и вспомогательные механизмы паровой установки. В 5-м (жилом) находились камбуз, кладовые провизии и запасного имущества, кубрик для матросов. Сквозь этот отсек проходил гребной вал. Все отсеки освещались свечами.
На удалении 9 метров от носовой и кормовой оконечностей возвышались две 60-и сантиметровые башенки, диаметром 75 см, снабженные иллюминаторами. Возле носовой (командирской) были сосредоточены рычаги управления паровыми машинами, вентиляторами, помпами и торпедными аппаратами. Между башенками находился люк для входа внутрь корпуса (в 3-й отсек). По обе стороны от него возвышались дымовые трубы. Перед погружением их снимали, а отверстия герметизировали.
Балластные цистерны вмещали 35 тонн воды. В полном грузу лодка сохраняла запас положительной плавучести около 25 %, поэтому при остановке вертикальных винтов она должна была немедленно всплыть на поверхность (впрочем, испытания показали, что она вообще погружалась с большим трудом). Корпус лодки мог выдержать давление воды на глубине до 100 футов (30,5 м), однако в действительности лодка не могла погрузиться глубже, чем на 30 футов (9 м).
4-х цилиндровая паровая машина типа двойной компаунд, мощностью 1200 л.с., обеспечивала (по проекту) скорость до 18 узлов в надводном положении и 4-5 узлов в течение 5-и часов под водой.
Вскоре после окончания строительства лодка самостоятельно перешла в надводном положении из Барроу в Спитхэд. При этом она показала хорошие мореходные качества и действительно развивала полный ход до 18 узлов. Обычный запас угля составлял 8 тонн, но путем приема угля в балластные цистерны можно было увеличить его до 28 тонн. Тогда дальность плавания на поверхности составила бы 1000 миль на 9 узлах. Котел и цистерна-накопитель вмещали 27 тонн кипящей воды. Ее энергии должно было хватать на 20 миль подводного плавания. Запас воздуха был рассчитан на дыхание экипажа (9 человек) в течение 6 часов. Этого вполне хватало на максимально возможный подводный переход.
Кроме главной машины, имелись еще 14 небольших вспомогательных паровых машин для действия воздушного, циркуляционного, питательного и балластного насосов, для перекладывания рулей, для вращения вертикальных винтов (эти последние находились в носу и в корме).
Лодка была показана широкой публике летом 1887 года в Спитхэде, во время грандиозного военно-морского парада по случаю 50-летия царствования королевы Виктории. Демонстрация завершилась пуском торпеды из надводного положения. Многочисленные зрители видели «след движения мины, обозначившийся воздушными пузырьками». Правда, пуск производился не по конкретной цели, а «по направлению, которое было свободно от соседских судов». Все же, хоть и на поверхности, это был один из первых опытов по применению торпеды с подводной лодки.
Внешний вид и эволюции субмарины произвели сильное впечатление на присутствовавшего среди гостей русского царя Александра III, и он приказал ее купить.
Для детального ознакомления с ней в Англию отправилась комиссия, которую возглавил главный инспектор минного дела контр-адмирал И.М. Диков. Изучив судно и проверив его в море (это было в декабре 1887 г.), комиссия пришла к следующим выводам:
1. Испытываемая лодка Норденфельда не подводная, потому что плавать под водой на некоторой глубине не может;
2. Погружение её хотя бы на короткое время сопряжено с большими затруднениями и совершенно невозможно в открытом море;
3. На лодке недостаточно места для двух даже 14-и футовых (4,3 м) аппаратов;
4. Условия для жизни команды крайне плохие, а при плавании в море... невыносимы.
В итоге от ее покупки отказались, хотя в иностранной, главным образом, английской прессе распускались слухи о заключении соответствующей сделки, так что военно-морскому агенту (атташе) в Англии, капитану 1-го ранга П.А. Мордовину пришлось в «Times» от 12/24 сентября 1888 г. опубликовать заметку, опровергавшую эти известия. Однако до сих пор некоторые отечественные и зарубежные авторы считают, что ПЛ все-таки была приобретена Россией.
Сама же подводная лодка спустя некоторое время положила конец всяким торгам и спорам. Во время перехода, как считает большинство авторов, в Кронштадт (по другим данным в Швецию), в ноябре 1888 г. в ненастную погоду она наткнулась на камни и затонула у берегов Дании. Вскоре лодку подняли, она досталась Захарову в качестве страхового вознаграждения.
В итоге бывший пастор, бывший бизнесмен, бывший судостроитель Джордж Гэррет остался без средств, а его репутация конструктора упала до нуля. Он уехал в США, во время испано-американской войны 1898 г. служил капралом в инженерных войсках на острове Пуэрто-Рико. Там он заболел тропической лихорадкой и спустя три года умер (26 февраля 1902 г.) в полной нищете, не дожив до своего 50-летнего юбилея. Удачливые бизнесмены Норденфельдт и Захаров жили еще долго и процветали до самой смерти.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Длина, м. 38,1
Ширина, м. 3,66
Водоизмещение 245 т
Вооружение 47-мм пушка Гочкиса (по проекту)
2 НТА + 2 запасные торпеды
Двигатель 4-х
цилиндровая паровая машина мощностью 1200 л.с.
Скорость надводная 18 узлов
Скорость подводная 4-5 узлов (по проекту)
Дальность надводная 1000 миль при 9 узлах (при 28т угля)
Дальность подводная 20 миль (по проекту)
Глубина погружения 30,5 м (на практике – 9 м)
Экипаж 9 человек (4 офицера)
7. Источники:
- Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.» том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 1917, стр. 1-7.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017