Rambler's Top100 Проект подводной лодки А. Подолецкого

Проект подводной лодки А. Подолецкого



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


? нет данных./span>



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:



В 1831 г. петербургский титулярный советник Алексей Подолецкйй представил в Кораблестроительный комитет Морского Штаба проект (описание и рисунок) изобретенной им подводной лодки, которая могла бы «плавать под водою и опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность».

В своем описании Подолецкий указывал: «Шлюпка сия должна быть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике 6 и 1/2 футов, средина же оной должна составлять 3 и 1/2 ф., а оба борта из 3 ф., которая должна быть с прочными палубами и мачтою, соответственно сему судну. Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться от самого верху руля вплоть до киля и покрыты также твердыми палубами горизонтально с средним основанием. Внутри же приделанных боков сделать по одному насосу и по одному на дне отверстию для впуска воды».

Проект Подолецкого, как видно из описания, предусматривал двухкорпусную подводную лодку длиной 5,5 и шириной 2 м. Обшивка корпуса должна крепиться к 21 шпангоуту как у внутреннего, так и у наружного корпусов. Идея двухкорпусной подводной лодки была выдвинута Подолецким впервые.

Погружение лодки под воду должно было осуществляться путем приема из-за борта воды в междубортное пространство. Для всплытия лодки на поверхность вода откачивалась из междубортного пространства с помощью поршневых насосов.

Для удержания лодки, в случае быстрого ухода ее в воду при погружении, изобретатель предусмотрел в своем проекте устройство на бортах специальных «крыльев». О них в описании сказано: «... для поддержания груза (т. е. плавучести.) и свободного плавания под водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес».

Из описания можно заключить, что «крылья» для торможения лодки, в случае быстрого ухода ее на, глубину, служили и горизонтальными рулями для управления лодкой в вертикальной плоскости при подводном ходе.

Изобретатель указывал, что в случае недостаточности поддержания лодки в равновесии под водой при помощи крыльев, вода из бортовых цистерн откачивается за борт посредством насосов «через чего и само судно приводится в большое облегчение».

Для движения лодки Подолецкий предполагал применить гребные колеса, вращение которых производилось изнутри лодки вручную посредством вала. Гребные колеса располагались по бортам: «От киля на 6 футов утвердить в середине шлюпки небольшой вал, коего концы выходили бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые посредством механизма будут приводить в действие, и судно может плыть даже против течения воды».

Изобретатель предусматривал в своем проекте запас воздуха для дыхания людей в подводном положении. Хранить воздух (очевидно, сжатый) предполагалось в медном шаре (баллоне), из которого можно было травить воздух в лодку по мере надобности, причем указывалось, что воздух «есть возможность возобновить», но к сожалению, в. описании об этом ничего не сказано.

Рассмотрев проект Подолецкого, Кораблестроительный комитет принял его к сведению и сообщил изобретателю, что постройка подводной лодки по его предложению не рациональна.


5. Тактико-технические данные проекта:


Длина наибольшая, м.                          5,5

Ширина корпуса , м.                             2

Архит.-конструкт, тип                            двухкорпусная


6. Источники:


- Г. М. Трусов «Подводные лодки в русском и советском флоте» ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, 1831, д. 78, л. 7.
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918 года» ВТС «Бастион» №6, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017