Проект подводной лодки А. Подолецкого
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
? нет данных./span>
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В 1831 г. петербургский титулярный советник Алексей Подолецкйй
представил в Кораблестроительный комитет Морского Штаба проект (описание и
рисунок) изобретенной им подводной лодки, которая могла бы «плавать под водою и
опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность».
В своем описании Подолецкий
указывал: «Шлюпка сия должна быть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике 6
и 1/2 футов, средина же оной должна составлять 3 и 1/2 ф., а оба борта из 3 ф.,
которая должна быть с прочными палубами и мачтою, соответственно сему судну.
Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться
от самого верху руля вплоть до киля и покрыты также твердыми палубами
горизонтально с средним основанием. Внутри же
приделанных боков сделать по одному насосу и по одному на дне отверстию для
впуска воды».
Проект Подолецкого, как
видно из описания, предусматривал двухкорпусную подводную лодку длиной 5,5 и
шириной 2 м. Обшивка
корпуса должна крепиться к 21 шпангоуту как у
внутреннего, так и у наружного корпусов. Идея двухкорпусной подводной лодки была
выдвинута Подолецким впервые.
Погружение лодки под воду должно было осуществляться
путем приема из-за борта воды в междубортное пространство. Для всплытия лодки
на поверхность вода откачивалась из междубортного пространства с помощью
поршневых насосов.
Для удержания лодки, в случае быстрого ухода ее в
воду при погружении, изобретатель предусмотрел в своем проекте устройство на
бортах специальных «крыльев». О них в описании сказано: «... для поддержания
груза (т. е. плавучести.) и свободного плавания под водою открываются
приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить судно в равновесии и дать
ему свободный ход посредством обращения колес».
Из описания можно заключить, что «крылья» для
торможения лодки, в случае быстрого ухода ее на, глубину, служили и
горизонтальными рулями для управления лодкой в вертикальной плоскости при
подводном ходе.
Изобретатель указывал, что в случае недостаточности
поддержания лодки в равновесии под водой при помощи крыльев, вода из бортовых
цистерн откачивается за борт посредством насосов «через
чего и само судно приводится в большое облегчение».
Для движения лодки Подолецкий
предполагал применить гребные колеса, вращение которых производилось изнутри
лодки вручную посредством вала. Гребные колеса располагались по бортам: «От
киля на 6 футов утвердить в середине шлюпки небольшой вал, коего концы выходили
бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые
посредством механизма будут приводить в действие, и судно может плыть даже
против течения воды».
Изобретатель предусматривал в своем проекте запас
воздуха для дыхания людей в подводном положении. Хранить воздух (очевидно,
сжатый) предполагалось в медном шаре (баллоне), из которого можно было травить
воздух в лодку по мере надобности, причем указывалось, что воздух «есть
возможность возобновить», но к сожалению, в. описании
об этом ничего не сказано.
Рассмотрев проект Подолецкого,
Кораблестроительный комитет принял его к сведению и сообщил изобретателю, что
постройка подводной лодки по его предложению не рациональна.
5. Тактико-технические данные проекта:
Длина наибольшая, м. 5,5
Ширина корпуса , м. 2
Архит.-конструкт, тип двухкорпусная
6. Источники:
- Г. М. Трусов «Подводные лодки в русском и советском флоте» ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, 1831, д. 78, л. 7.
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918 года» ВТС «Бастион» №6, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017