Rambler's Top100 Проект усовершенствования устройства подводной лодки Д.Така

Проект усовершенствования устройства ПЛ Д.Така (США).
«Электроход Д.Така».



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



постановка мин с ПЛ Д. Така



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

Нью-Йорк (США) (1)

1

«Электроход Д.Така»

-

1884

1884

-

Предложение о продаже не принято Морским ведомством России


4. История проекта:



2 августа 1884 года американский профессор Джозия Так (Josiah Н.L. Тuck)  предложил Морскому ученому комитету России проект «усовершенствования устройства ПЛ». Проект был отклонен. Очевидно, подразумевалось усовершенствование построенной в Нью-Йорке первой в мире элект­рической подводной лодки длиной 30 футов (9,1 ме­тра) с подводным водоизмещением около 20 тонн.

Экипаж состоял из трех человек, включая водо­лаза-рулевого. Лодка имела шлюз для выхода из лодки в подводном положении. Водолаз-рулевой стоял в центре лодки в специ­альной выгородке (шлюзе) и оттуда управлял ее движением. Водолазный костюм был на­дежно прикреплен к днищу это­го отсека (способ Конселя). Ру­левой мог передавать сигналы двум другим членам экипажа, из которых один управлял элект­ромотором, вращавшим гребной винт, а второй качал насосом воздух рулевому. Имелся руч­ной привод гребного винта на случай аварии электромотора.

Водолаз-рулевой мог войти в лодку. Для этого он приседал и герметически закрывал верх­ний люк. Потом клапаном вы­равнивал давление. Шлюзовой отсек самотеком осушался в трюм, откуда воду откачивали за борт, а рулевой вылезал из ко­стюма прямо внутрь корпуса. Для шлюзового отсека был также предусмотрен съемный колпак с иллюминаторами, поз­волявший стоявшему в нем ру­левому обходиться без водо­лазного костюма.

Погружение лодки произ­водилось посредством верти­кального винта, находившегося под ее днищем в центральной части и работавшего от того же электромотора, что и горизон­тальный винт. Для экстренного погружения и аварийного всплытия имелись балластные цистерны. Глубина погруже­ния на испытаниях, происходивших в устье реки Гуд­зон, составила 65 футов (19,8 метра), а скорость над­водного хода - 7 узлов.

Лодка имела три руля: один вертикальный за кор­мой и два горизонтальных по бокам. Электромотор питался от аккумуляторной батареи. Она же давала электричество лампам накаливания, освещавшим вну­треннее пространство лодки.

Для освежения воздуха внутри корпуса изобретатель предусмотрел два резиновых шланга, выходя­щих на поверхность воды, где их поддерживали по­плавки. Кроме того, внутри корпуса находились резервуары со сжатым воздухом и электрический аппарат для выработки кислорода.

Вооружение состояло из двух мин, размещенных в передней и задней части корпуса в специальных ме­таллических гнездах. Там их удерживали электромаг­ниты. При размыкании электрической цепи мины всплывали благодаря имевшимся у них пробковым по плавкам, но оставались соединенными с лодкой элек­трическим проводом. Отойдя на безопасное рассто­яние от цели, рулевой взрывал мины.

Испытания показали, что лодка легко погружает­ся и всплывает, хорошо слушается руля, и вообще «действует во всех отношениях удовлетворительно». Однако в отчете нет ни слова о плавании под водой. Это не случайно. Видимо, она плохо сохраняла на ходу устойчивость по глубине. Выдвинутый из шлюзового отсека водолаз вряд ли мог совершать какие-то манипуляции на ходу лодки, равно как и управлять ею. Всплывающие мины в 1884 г. являлись уже весь­ма примитивным оружием.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


Длина                           9,1 м

Водоизмещение           около 20 т

Глубина погружения     19,8 м (при испытаниях)

Скорость в НП              7 уз. (при испытаниях)

Экипаж                         3 человека


7. Источники:


- Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.» том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 2025, стр. 1-12.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017