Проект усовершенствования устройства ПЛ Д.Така (США).
«Электроход Д.Така».
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2.
Изображение проекта:
постановка
мин с ПЛ Д. Така
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
Нью-Йорк (США) (1) |
||||||
1 |
«Электроход Д.Така» |
- |
1884 |
1884 |
- |
Предложение о продаже не принято Морским ведомством России |
4. История проекта:
2 августа 1884 года американский профессор Джозия Так (Josiah
Н.L. Тuck) предложил Морскому ученому комитету России
проект «усовершенствования устройства ПЛ». Проект был
отклонен. Очевидно, подразумевалось усовершенствование построенной в Нью-Йорке первой
в мире электрической подводной лодки длиной 30 футов (9,1 метра) с подводным водоизмещением
около 20 тонн.
Экипаж состоял из трех человек, включая водолаза-рулевого.
Лодка имела шлюз для выхода из лодки в подводном положении. Водолаз-рулевой
стоял в центре лодки в специальной выгородке (шлюзе)
и оттуда управлял ее движением. Водолазный костюм был надежно прикреплен
к днищу этого отсека (способ Конселя). Рулевой мог передавать
сигналы двум другим членам экипажа, из которых один управлял электромотором, вращавшим
гребной винт, а второй качал насосом воздух рулевому. Имелся ручной привод гребного
винта на случай аварии электромотора.
Водолаз-рулевой мог войти в лодку. Для этого он приседал
и герметически закрывал верхний люк. Потом клапаном выравнивал давление. Шлюзовой
отсек самотеком осушался в трюм, откуда воду откачивали за борт, а рулевой вылезал
из костюма прямо внутрь корпуса. Для шлюзового отсека был также предусмотрен съемный
колпак с иллюминаторами, позволявший стоявшему в нем рулевому обходиться без водолазного
костюма.
Погружение лодки производилось посредством вертикального
винта, находившегося под ее днищем в центральной части и работавшего от того же
электромотора, что и горизонтальный винт. Для экстренного погружения и аварийного
всплытия имелись балластные цистерны. Глубина погружения на испытаниях, происходивших
в устье реки Гудзон, составила 65 футов (19,8 метра), а скорость надводного хода
- 7 узлов.
Лодка имела три руля: один вертикальный за кормой и два
горизонтальных по бокам. Электромотор питался от аккумуляторной батареи. Она же
давала электричество лампам накаливания, освещавшим внутреннее пространство лодки.
Для освежения воздуха внутри корпуса изобретатель предусмотрел
два резиновых шланга, выходящих на поверхность воды, где их поддерживали поплавки.
Кроме того, внутри корпуса находились резервуары со сжатым воздухом и электрический
аппарат для выработки кислорода.
Вооружение состояло из двух мин, размещенных в
передней и задней части корпуса в специальных металлических гнездах. Там их удерживали
электромагниты. При размыкании электрической цепи мины всплывали благодаря имевшимся у них пробковым по плавкам, но оставались
соединенными с лодкой электрическим проводом. Отойдя на безопасное расстояние
от цели, рулевой взрывал мины.
Испытания показали, что лодка легко погружается и всплывает,
хорошо слушается руля, и вообще «действует во всех отношениях удовлетворительно».
Однако в отчете нет ни слова о плавании под водой. Это не случайно. Видимо, она плохо сохраняла
на ходу устойчивость по глубине. Выдвинутый из шлюзового отсека водолаз вряд ли мог
совершать какие-то манипуляции на ходу лодки, равно как и управлять ею.
Всплывающие мины в 1884 г. являлись уже весьма примитивным оружием.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Длина 9,1 м
Водоизмещение около 20 т
Глубина погружения 19,8 м (при испытаниях)
Скорость в НП 7 уз. (при испытаниях)
Экипаж 3 человека
7. Источники:
- Тарас А.Е.
«История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест»
2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.» том 1, часть 2, Санкт-Петербург,
1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 2025, стр. 1-12.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017