Проект подводной лодки Вильруа (Франция).
ПЛ «Alligator».
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
ПЛ «Аллигатор» после перестройки, 1863 год
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ФИЛАДЕЛЬФИЯ (США): Верфь "Neafie & Levi" (1) |
||||||
1 |
«Alligator» |
- |
11.1861 |
30.04.1862 |
13.06.1862 |
Предложение о продаже не принято Морским ведомством России |
4. История проекта:
16 января 1863 года французкий инженер Брутус де
Вильруа или в некоторых источниках Валлеруа (Brutus de Villeroi,
1805-1874) предложил Морскому ученому комитету России проект подводной лодки. Проект был отклонен.
Очевидно это был уже реализованный проект подводной лодки «Аллигатор» (Alligator), так как в 1862 году французский инженер полностью рассорился со своим субподрядчиком – строителем ПЛ Мартином Томасом (Martin Thomas) и искал способы заработать денег на продаже своих проектов.
ПЛ «Аллигатор»
построили на верфи Нэфи и Леви (Neafie & Levi) в Филадельфии (США) и спустили
на воду 30 апреля 1862 г. ПЛ была построена из котельного железа, ее длина
составила 46 футов (14м), высота 6 футов (1,83 м), ширина 4 фута 6 дюймов (1,37
м). Она имела сигарообразную форму, состояла из 10 секций (овальных в сечении)
и двух конических оконечностей. К двум кормовым секциям и конической
оконечности были прикреплены вертикальные и горизонтальные плавники. Для
освещения внутреннего пространства лодка имела в бортах и верхней части несколько
иллюминаторов из толстого стекла.
Лодку приводили в движение 8 пар гребков, подобных
гребкам К.А. Шильдера. Их вращали 16 человек, по одному на каждый гребок. Если
учесть ширину корпуса лодки, становится ясно, что внутри ее царила теснота. К
тому же гребки — весьма нерациональное средство движения. Именно поэтому в проекте
Вильруа, а также на его предыдущей лодке движителем служил винт. Гребками его
самовольно заменил Мартин Томас, явно считавший себя «крупным специалистом» в
области подводного судостроения.
Кроме того, из-за ссоры с ним Вильруа так и не
раскрыл устройство своего «секретного» прибора для регенерации воздуха.
Известно лишь, что очистка воздуха от углекислого газа осуществлялась путем
прокачивания через ёмкость с известковой водой, а насыщение лодки кислородом —
с помощью специального генератора (иными словами, Вильруа придумал аппарат,
похожий на изобретение Бауэра).
В носовой части лодки находилась водолазная камера,
снабженная люком в донной части. Перед выходом водолаза в нее впускали сжатый
воздух, чтобы создать давление, равное забортному, затем водолаз
открывал люк и выходил наружу. После выполнения работ он возвращался тем же
путем обратно. За водолазной камерой находился пост командира, прикрытый
сверху смотровым колпаком в виде застекленной полусферы. Командирский пост был
оборудован ручным приводом к расположенному в носу коловороту для сверления
дыр в днищах вражеских судов, штурвалом для управления вертикальным рулём, а
также приборами, по которым командир контролировал положение субмарины.
Помимо коловорота, субмарина была вооружена шестью
пилами (по три с каждого борта), стационарно закрепленными в носовой части под
некоторым углом к диаметральной плоскости, с их помощью Вильруа намеревался
разрушать деревянные части атакуемых неприятельских кораблей.
Кроме того, лодка имела две четырехзарядные пушки
небольшого калибра, жестко закрепленные в корпусе стволами вверх по обеим
сторонам наблюдательной полусферы. Предполагалось в подводном положении
стрелять из них в днище атакуемого корабля.
Погружение лодки происходило за счет заполнения самотеком
водой трех балластных цистерн, всплытие - осушением их двумя ручными насосами.
Для маневрирования по глубине в носовой части был установлен особый цилиндр с
поршнем. Одной своей стороной цилиндр сообщался с забортной средой. Перемещая
поршень и меняя объем цилиндра, можно было менять глубину погружения.
Конструктор стремился обеспечить своей лодке
надежную продольную остойчивость, однако принял ошибочное решение. Он
разместил в оконечностях и в центральной части корпуса три вертикальные шахты
с перемещающимися в них металлическими грузами, что не только не увеличивало, а
наоборот, значительно уменьшало её продольную остойчивость.
Для гарантии дополнительной безопасности ПЛ в
погруженном положении, Вильруа предусмотрел два буя, которые могли выпускаться
после погружения и как бы удерживать её на страховочных стропах (принцип
Кастера). Однако буи обладали незначительным, по сравнению с субмариной,
объемом и не могли удержать ее на безопасной глубине при получении большой
отрицательной плавучести.
В июле 1862 года ПЛ была перестроена на верфи в
Вашингтоне. В процессе перестройки взамен гребков был установлен
четырехлопастный гребной винт диаметром 3 фута 2 дюйма (0,96 м), который
матросы вращали вручную через продольный коленчатый вал. Максимальная скорость
движения с помощью винта под водой, достигнутая на испытаниях, составила 2
узла (3,7 км/час). Кроме того, было снято все прежнее вооружение - коловорот,
пилы, подводные пушки. Их заменили две шестовые мины. Только проблему
регенерации воздуха так и не удалось решить. Ни самого Вильруа, ни его «секретный
прибор» нигде не могли найти.
2 апреля 1863 года ПЛ затонула неподалеку от мыса
Гаттерас (штат Южная Каролина) во время сильного шторма. Огромные волны
угрожали пароходу, который осуществлял буксировку, и ему пришлось обрубить буксирный
трос, бросив подводную лодку на произвол стихии. Где-то в тех водах она до сих
пор покоится на морском дне.
5. Схема проекта:
Схема устройства ПЛ «Аллигатор»
с гребками.
1 - коловорот; 2 - шлюзовая камера; 3
- смотровой купол; 4 - входной люк; 5 - цилиндр для регулировки плавучести;
6 - буи для страховки от «проваливания» на запредельную глубину;
7 - вьюшки с тросами для страховочных
буев; 8 - устройство для регенерации воздуха;
9 - шахты с перемещающимися грузами;
10 - балластные цистерны; 11 - насосы; 12 - гребки
6. Тактико-технические данные проекта:
Длина, м. 14
Ширина, м. 1,37
Двигатель ручной
привод
Скорость подводная 2
узла
Экипаж 17
человек (1 офицер)
7. Источники:
- Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.», том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 1038, стр. 1-58.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017