Rambler's Top100 Проект подводной лодки Вильруа

Проект подводной лодки Вильруа (Франция).
ПЛ «Alligator».



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Проект подводной лодки Вильруа

ПЛ «Аллигатор» после перестройки, 1863 год



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

ФИЛАДЕЛЬФИЯ (США): Верфь "Neafie & Levi" (1)

1

«Alligator»

-

11.1861

30.04.1862

13.06.1862

Предложение о продаже не принято Морским ведомством России
02.04.1863 - затонула


4. История проекта:



16 января 1863 года французкий инженер Брутус де Вильруа или в некоторых источниках Валлеруа (Brutus de Villeroi, 1805-1874) предложил Морскому ученому комитету России проект подводной лодки. Проект был отклонен.

Очевидно это был уже реализованный проект подводной лодки «Аллигатор» (Alligator), так как в 1862 году французский инженер полностью рассорился со своим субподрядчиком – строителем ПЛ Мартином Томасом (Martin Thomas) и искал способы заработать денег на продаже своих проектов.

ПЛ «Аллигатор» построили на верфи Нэфи и Леви (Neafie & Levi) в Филадельфии (США) и спустили на воду 30 апреля 1862 г. ПЛ была построена из ко­тельного железа, ее длина составила 46 футов (14м), высота 6 футов (1,83 м), ширина 4 фута 6 дюймов (1,37 м). Она имела сигарообразную форму, состояла из 10 секций (овальных в сечении) и двух конических оконечностей. К двум кормовым секциям и конической оконечности были прикреплены вертикальные и гори­зонтальные плавники. Для освещения внутреннего про­странства лодка имела в бортах и верхней части не­сколько иллюминаторов из толстого стекла.

Лодку приводили в движение 8 пар гребков, по­добных гребкам К.А. Шильдера. Их вращали 16 че­ловек, по одному на каждый гребок. Если учесть ши­рину корпуса лодки, становится ясно, что внутри ее царила теснота. К тому же гребки — весьма нераци­ональное средство движения. Именно поэтому в про­екте Вильруа, а также на его предыдущей лодке дви­жителем служил винт. Гребками его самовольно заменил Мартин Томас, явно считавший себя «крупным специ­алистом» в области подводного судостроения.

Кроме того, из-за ссоры с ним Вильруа так и не раскрыл устройство своего «секретного» прибора для регенерации воздуха. Известно лишь, что очистка воздуха от углекислого газа осуществлялась путем прокачивания через ёмкость с известковой водой, а насыщение лодки кислородом — с помощью специ­ального генератора (иными словами, Вильруа придумал аппарат, похожий на изобретение Бауэра).

В носовой части лодки находилась водолазная ка­мера, снабженная люком в донной части. Перед выхо­дом водолаза в нее впускали сжатый воздух, чтобы создать давление, равное за­бортному, затем водолаз откры­вал люк и выходил наружу. По­сле выполнения работ он воз­вращался тем же путем обратно. За водолазной камерой нахо­дился пост командира, прикрытый сверху смотровым колпаком в виде застекленной полусферы. Командирский пост был обору­дован ручным приводом к рас­положенному в носу коловоро­ту для сверления дыр в днищах вражеских судов, штурвалом для управления вертикальным рулём, а также приборами, по которым командир контролировал положение субмарины.

Помимо коловорота, субмарина была вооружена шестью пилами (по три с каждого борта), стационар­но закрепленными в носовой части под некоторым уг­лом к диаметральной плоскости, с их помощью Вильруа намеревался разрушать деревянные части атакуемых не­приятельских кораблей.

Кроме того, лодка имела две четырехзарядные пушки небольшого калибра, жестко закрепленные в корпусе ствола­ми вверх по обеим сторонам наблюдательной полусферы. Предполагалось в подводном положении стрелять из них в днище атакуемого корабля.

Погружение лодки проис­ходило за счет заполнения са­мотеком водой трех балластных цистерн, всплытие - осушени­ем их двумя ручными насосами. Для маневрирования по глубине в носовой части был установлен особый цилиндр с поршнем. Одной своей стороной цилиндр сообщался с забортной средой. Перемещая поршень и меняя объем цилиндра, можно было менять глубину погружения.

Конструктор стремился обес­печить своей лодке надежную продольную остойчивость, од­нако принял ошибочное реше­ние. Он разместил в оконечнос­тях и в центральной части кор­пуса три вертикальные шахты с перемещающимися в них металлическими грузами, что не только не увеличивало, а наоборот, значительно уменьшало её продольную остойчивость.

Для гарантии дополнительной безопасности ПЛ в погруженном положении, Вильруа предус­мотрел два буя, которые могли выпускаться после погружения и как бы удерживать её на страховочных стропах (принцип Кастера). Однако буи обладали не­значительным, по сравнению с субмариной, объемом и не могли удержать ее на безопасной глубине при по­лучении большой отрицательной плавучести.

В июле 1862 года ПЛ была перестроена на верфи в Вашингтоне. В процессе перестройки взамен гребков был уста­новлен четырехлопастный гребной винт диаметром 3 фута 2 дюйма (0,96 м), который матросы вращали вручную через продольный коленчатый вал. Макси­мальная скорость движения с помощью винта под во­дой, достигнутая на испытаниях, составила 2 узла (3,7 км/час). Кроме того, было снято все прежнее вооруже­ние - коловорот, пилы, подводные пушки. Их заме­нили две шестовые мины. Только проблему регенерации воздуха так и не удалось решить. Ни самого Вильруа, ни его «секрет­ный прибор» нигде не могли найти.

2 апреля 1863 года ПЛ затонула непо­далеку от мыса Гаттерас (штат Южная Каролина) во время сильного шторма. Огромные волны угрожали пароходу, который осуществлял буксировку, и ему пришлось обрубить бук­сирный трос, бросив подводную лодку на произвол стихии. Где-то в тех водах она до сих пор покоится на морском дне.


5. Схема проекта:


Проект подводной лодки Вильруа

Укрупненная схема (52 Кб)


Схема устройства ПЛ «Аллигатор» с гребками.

1 - коловорот; 2 - шлюзовая камера; 3 - смотровой купол; 4 - входной люк; 5 - цилиндр для регулировки плавучести;
6 - буи для страховки от «проваливания» на запредельную глубину;
7 - вьюшки с тросами для страховочных буев; 8 - устройство для регенерации воздуха;
9 - шахты с перемещающимися грузами; 10 - балластные цистерны; 11 - насосы; 12 - гребки


6. Тактико-технические данные проекта:


Длина, м.                                             14
Ширина, м.                                           1,37
Двигатель                                             ручной привод
Скорость подводная                             2 узла
Экипаж                                                 17 человек (1 офицер)


7. Источники:


- Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904» Москва «АСТ», Минск «Харвест» 2002г.
- «Русские подводные лодки 1834-1923гг.», том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- ЦГА ВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 1038, стр. 1-58.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017