Проект подводной миноносной лодки Войслава С.Г.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
7 апреля 1879 года в ходе обсуждения в 4-м (морском) отделе Русского технического общества сообщения Шестунова Н.Я. "О подводном плавании" неожиданно для всех присутствующих взял слово горный инженер Войслав С.Г. и предложил свой проект "подводной миноносной лодки". Если его предшественники предназначали свои подлодки исключительно для ведения боевых действий, то Войслав С.Г. предложил аппарат для исследования морского дна в научных целях. Наличие же в нем вооружения - в виде одной "мины" (торпеды) - было сделано для привлечения внимания военных. В этом проекте Войслав С.Г. следовал своим научным и инженерным принципам: рациональности, простоте, надежности как всей конструкции, так и ее составляющих - все конструкторские решения были подкреплены убедительным прочностным расчетом. Кроме того, в работе Войлава впервые в России, а может быть, и в мире, нашли отражение и некоторые теоретические вопросы обеспечения необходимых условий для подводного плавания.
Подводная миноносная лодка Войслава С.Г. походила на первые детища Голланда и Джевецкого. В отличие от последней, проект предусматривал сигарообразный корпус длиной 30 и шириной 3,5 фута (9 х 1 м). Согласно замыслу инженера водяной балласт принимался самотеком, а вытеснялся сжатым воздухом. Для регулирования глубины погружения намечалось использовать поршневые камеры. Команда из двух человек (по расчетам автора проекта) должна была вручную двигать лодку со скоростью около 2 уз. Запас воздуха мог обеспечить пребывание под водой в течение 4—5 ч. Вооружить ПЛ Войслав намеревался метательными минами.
Надо отметить, что в ходе обсуждения проект инженера Войслава С.Г. получил благожелательную оценку всех членов 4-го отдела ИРТО. К сожалению, оригинальность и технологичность конструкции подводного аппарата впоследствии так и не были оценены высшими чинами Морского ведомства. Чертежи и описание подлодки были сданы в архив, где и исчезли. Таким образом, Россия возможно лишилась приоритета в создании батискафа - подводного аппарата для исследования морских глубин.
5. Тактико-технические данные проекта:
скорость хода | ||
подводная: | 2 узла | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метры: | 9 (30 футов) | |
ширина, метры: | 1 (3,5 фута) | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
мины: | метательные мины | |
энергоустановка | ||
тип движителя: | мускульный | |
обитаемость | ||
автономность: | 4-5 часов | |
экипаж, человек: | 2 |
6. Источники:
- Кондратенко Р.А. "История судостроения и флота. Русско-турецкая война 1877-1878 годов и проекты подводных лодок", Судостроение, №5, 2013г.
- Матвейчук А. "Вершины и глубины инженера Войслава", Нефть России, №5-6, 2000г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»