Rambler's Top100 Подводная лодка "Белуга". Тип "Сом"

Миноносец, ПЛ "Белуга"

Тип «Сом»




фотография:


Подводная лодка Белуга

ПЛ "Белуга" в Либаве.




историческая справка:


1904 год 10 мая
Заложена на Невском судомеханическом заводе в г.Санкт-Петербург;

1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей БФ как миноносец;

1905 год октябрь
Спущена на воду;

1905 год 1 ноября
Совместно с ПЛ "Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении ТР "Хабаровск" перешла из Петербурга в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. 7-8.11 находиласьв Гельсингфорсе. 11-13.11 находилась в Ганге. 14-22.11 находилась в Куйвасто. 15.11 из-за ударов о борт транспорта повредила лопасть винта и погнула рули. 22-23.11 на буксире ТР "Хабаровск" переведена в Либаву;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год 2 мая
Вступила в строй;

1906 год 29 мая
Зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием на Либаву. Интенсивно использовалась для обучения личного состава;

1906 год 31 мая
Успешно вышла в учебную торпедную атаку на маяк Либавский;

1906 год 1 июня
Участвовал в отработке учебных торпедных атак по ТР "Хабаровск";

1907 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1907 год 22 июля
Соместно с ПЛ "Стерлядь" успешно условно атаковала ТР "Хабаровск";

1907 год 1 - 8 августа
Принимала участие в маневрах флота. Удачно атаковала минный крейсер "Пограничник". В дальнейшем по условиям учений считалась захваченной в плен;

1908 год
При совместной буксировке учебным судном "Хабаровск", ПЛ "Стерлядь" навалилась на ПЛ "Белуга". Последствием столкновения на ПЛ "Белуга" было небольшое просачивание воды во фланцах систем охлаждения компрессора и бензомотора и в нескольких заклепках между 13 и 15 шпангоутами. Результаты контрольного погружения на глубину 17 м показали, что нет необходимости проводить срочные ремонтные работы;

1908 год
Принимала участие в больших маневрах флота, однако войти в соприкосновение с наступающим отрядом не смогла, а позже была "захвачена" в б. Сюркюля миноносцами "противника";

1909 год
Находилась на капитальном ремонте, после окончания которого активно использовалась для отработки учебных атак;

1909 год 29 мая
Перешла из Петербурга в Кронштадт;

1909 год 4 июня
Прибылав Либаву;

1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;

1909 год август
Приняла участие в маневрах флота. Ночью не смогла обнаружить, проходящий через ее позицию, отряд кораблей;

1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;

1909 год 1 октября
Перешла в Петербург для модернизации (замена бензомотора на дизель на Невском заводе);

1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 80 миль за 16 часов, в надводном положении - 315 миль за 62 часов, на буксире - 430 часов, произвела 1 торпедный выстрел по неподвижному щиту и 13 по подвижному;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год
С началом компании перешла в Либаву для обеспечения практических занятий слушателей УОПП. На зимовку перешла в Ревель;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
Выполнила командирские торпедные стрельбы. Осуществила 18 выстрелов при 10 попаданиях;

1913 год 18 апреля
При входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем "Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки;

1913 год 18 мая
Проводились испытания приспособлений подачи воздуха с водолазного бота на лежащую на грунте ПЛ. Воздушный шланг был присоединен водолазом к нипелю на командирской рубке. Испытания в целом дали положительный результат, позволили определить требования к системам подачи воздуха на лодки;

1913 год 23 июля
Перечислена в состав УОПП БрПЛ Балтийского моря;

1913 год
Совершила 67 выходов в море. Осуществила 67 торпедных выстрелов. Прошла в НП 868 миль, в ПП - 156 мили;

1914 год 15 апреля
Начала кампанию. Обеспечивала практическую подготовку слушателей и учеников УОПП. Совершила 45 выходов в море и произвела 48 выстрелов торпедами;

1914 год 16 июля
Завершилось практическое обучение. Переведена в 12-часовую готовность к выходу в море;

1914 год июль - 1916 год июль
Участвовала в 1-й мировой войне. Несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам. 9 раз выходила для боевого патрулирования;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 30 июля
Перешла в Ревель;

1914 год 20 - 22 сентября
20.9 командующий флотом отправил ПЛ из Лапвика в распоряжение начальника Або-Оландской шхерной позиции. Переход совершался с транспортом "Оланд". 22.9 ПЛ прибыла в Мариенхамн. Для ее базирования было выбрано место у острова Мункхольм в двух милях от Мариэхамна. Вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции;

1914 год 26 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). Появление немецких миноносцев, а может быть случайное плавание в районе Оландсгафа шведского флота, вызвало ошибочные донесения постов о нахождении в Оландсгафе большого количества германских кораблей. Под впечатлением этих донесений 26.9 ПЛ отправили в дозор из Мариэхамна. ПЛ вскоре вернулась обратно, не обнаружив противника;

1914 год 30 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). Вышла на поиск противника в район Оландсгафа. Встречь с кораблями противника не имела. Возвратилась в Мариэхамн;

1914 год 17 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). Вышла на позицию по получении сведений с постов службы связи о приближении противника. Замеченные постом корабли оказались шведскими, поэтому лодка вернулась обратно в Мариэхамн;

1914 год 4 декабря
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). Вышла на позицию по получении сведений с постов службы связи о приближении противника. При выходе заметила удаляющийся крейсер "Аугсбург", который уже направился к Готска-Сандэ. Возвратилась в Мариэхамн. Позже перешла в Дегербю, а затем - в Ревель;

1914 год декабрь - 1915 год апрель
Зимовка в Ревеле;

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с постоянным базированием на Мариэхамн в составе сил Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год 21 марта
Командир ПЛ фон Дихт Г.Е. награжден орденом Св. Анны III степени с мечми и бантом за "несение дозорной службы и выполнение особых поручений, сопряженных с явной опасностью, вблизи района действий неприятеля";

1915 год апрель
Как только позволил лед, перешла из Ревеля в Дегербю, а затем в Мариэхамн. Находилась в составе отряда судов Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год 24 - 25 апреля
Совершила боевой поход (командир - л-т фон Дихт Г.Е.). Под влиянием сведений о появлении германских кораблей в средней части Балтийского моря командование отправило ПЛ из Мариэхамна в Оландсгаф. Вышла в дозор вечером 24 апреля. Обследовала район Оландсгафа и, никого не обнаружив, вернулась в полдень 25 апреля в свою в Мариенхамн;

1915 год 28 апреля
Планировалась к базированию на Моонзунд вместе с ПЛ "Окунь" и ПЛ "Макрель", все ПЛ должны были быть в готовности занять позицию в Ирбенском проходе;

1915 год 28 октября
Совершила выход на позицию (командир - л-т фон Дихт Г.Е.) для боевого патрулирования. Возвратилась в Мариенхамн;

1915 год 3 ноября
Совершила выход на позицию (командир - л-т фон Дихт Г.Е.) для боевого патрулирования. Возвратилась в Мариенхамн;

1915 год 5 ноября
Совершила выход на позицию (командир - л-т фон Дихт Г.Е.) для боевого патрулирования. Возвратилась в Мариенхамн;

1915 год 17 ноября
Перешла из Мариенхамна в Дегербю, а затем - в Ревель 1915 год декабрь - 1916 год апрель
Зимовка в Ревеле;

1916 год 1 мая
Откомандирована к УОПП с базированием на Ревель;

1916 год 7 июля
Откомандирована от УОПП с базированием на Ревель;

1916 год 2 декабря
Перечислена в состав УОПП с базированием на Ревель. В дальнейшем использовалась в учебных целях, базировалась на Новый порт;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного Балтийского Флота;

1917 год осень
Сдана в порт Ревеля на хранение;

1918 год 24 - 25 февраля
Находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Пескарь" и ПЛ "Белуга" в Либаве.
2. Фотография ПЛ "Белуга" в Либаве.
3. Фотография ПЛ "Белуга" в море



командиры:
(по данным источника №9)


1. Андреев 1-й А.А. (29.08.1905-03.07.1907)
2. Ризнич И.И. (01.11.1905-24.11.1905) ВРИД
3. Волков 2-й П.В. (03.07.1907-10.01.1908)
4. Нордштейн Н.К. (07.01.1908-03.01.1911), 10.01.1908 - принял корабль
5. Циолкевич А.Е. (1910) ВРИД(?), по данным источника №5, но командовал ПЛ "Пескарь", а с 08.07.1910 отчислен по болезни
6. Мессер 1-й И.В. (03.01.1911-01.05.1914)
7. Фон Дихт Г.Е. (25.04.1914-06.06.1916), 01.05.1914 - принял корабль
8. Лазаревич-Шепелевич П.И. (19.05-06.06.1916) ВРИД(?), по данным источника №5, но командовал ПЛ "Щука"
9. Хомутов 2-й В.Н. (06.06.1916-23.08.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, "Бастион", №6, 2002г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ Москва, Харвест, Минск, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018