Rambler's Top100 Подводная лодка "Пескарь". Тип "Сом"

Миноносец, ПЛ "Пескарь"

Тип «Сом»




фотография:


Подводная лодка Пескарь

ПЛ "Пескарь" в Либаве. 1905 год.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год 10 мая
Заложена на Невском судомеханическом заводе в г.Санкт-Петербург;

1904 год 20 июня
Зачислена в списки кораблей БФ как миноносец;

1905 год октябрь
Спущена на воду;

1905 год 1 - 30 ноября
Совместно с ПЛ "Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении ТР "Хабаровск" перешла из Петербурга в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. 5.11 отстала из-за остановившейся машины, в которую вместо чистого бензина стала поступать его смесь с забортной водой. Была взята на буксир ТР "Хабаровск". 7-8.11 находиласьв Гельсингфорсе. 11-13.11 находилась в Ганге. 14-29.11 находилась в Куйвасто. 30.11 на буксире ТР "Хабаровск" переведена в Либаву;

1906 год 5 февраля
В период достроечных работ в ночь на 5 февраля 1906 г. ПЛ стояла у борта транспорта "Хабаровск". Со стоящей рядом ПЛ "Сиг" было замечено, что у ПЛ "Пескарь" образовался необычно большой дифферент на корму. Причиной образования дифферента явилось поступление воды из-за борта через неисправный клапан вспомогательной помпы (дежурный моторист заснул). Была вызвана команда ПЛ "Пескарь", затопление лодки было предотвращено. Восстановление вышедшего из строя электродвигателя заняло целый месяц;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год 25 мая
Вступила в строй;

1906 год 29 мая
Зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием на Либаву;

1906 год осень
Участвовала в качестве объекта-цели для испытаний "станка для стрельбы противолодочными бомбами ракетного типа, разработанного лейтенантом Н.В. Коротковым". Лодку водили на буксире в качестве подводной цели, в то время как с миноносца по ней вели огонь бомбами;

1907 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1907 год июль - август
ПЛ интенсивно использовалась для обучения личного состава и боевой подготовки. С 10 июля по 15 августа 1907 г. лодка прошла в надводном положении 1100 миль, из них 800 миль самостоятельно. Погода во время этих переходов была самая разная - от штилевой до 5 баллов волнения;

1907 год 1 - 8 августа
Принимала участие в маневрах флота. 6.8 удачно атаковала ПС "Азия", совместно с ПЛ "Сиг". В дальнейшем по условиям учений считалась подорвавшейся на минном поле;

1908 год май
ПЛ использовалась и для проведения опытов. Так по приказанию морского министра в 1908 г. были проведены опыты "взрыва пироксилина близ подводной лодки для определения действия такового на самую лодку". 16 мая 1908 г. на ПЛ были погружены два барана, два кролика и собака. Лодка стала на якорь вблизи установленного накануне на грунте на глубине 10 м мертвого якоря весом около 10 т. После заполнения балластных цистерн личный состав покинул лодку, крышка боевой рубки была закрыта, на лодку был дополнительно установлен груз весом 1 т. Погружение лодки, имеющей небольшую положительную плавучесть, осуществлялось при помощи выбирания стального троса, укрепленного на корпусе лодки и продетого через шкив мертвого якоря и поданного на килектор. Лодка была погружена под воду на глубину 6-7 метров. Взрывное устройство было помещено на глубине 4 м на расстоянии от ПЛ 100 м и 60 м. Сразу после взрыва трос с килектора стравливали и лодка всплывала. В результате 2-х опытов никаких видимых повреждений лодка и животные не получили. Таким образом, на практике было подтверждено, что на расстоянии возможного торпедного выстрела с подводной лодки по кораблю, взрыв торпеды не окажет разрушительного действия на атакующую ПЛ;

1908 год
Принимала участие в больших маневрах флота. Смогла (единственная из ПЛ, участвоваших в маневрах) успешно атаковать миноносцы на якоре и, позже, отряд броненосцев;

1909 год 31 мая - 3 июня
В составе отряда кораблей на буксире перешла из Кронштадта в Либаву;

1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;

1909 год август
Приняла участие в маневрах флота. Ночью не смогла обнаружить, проходящий через ее позицию, отряд кораблей;

1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;

1909 год декабрь
Для зимовки поднята на стенку и введена в сарай;

1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 400 миль за 106 часов, в надводном положении - 920 миль за 160 часов, на буксире - 640 миль, произвела 2 торпедных выстрела по неподвижному щиту и 32 по подвижному;

1910 год 1 января (1909 год 18 ноября?)
Перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1910 год 1 ноября
После окончания летней компании 1910 г. вступила в вооруженный резерв;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год лето - осень
Занималась боевой подготовкой;

1911 год
Находилась в капитальном ремонте (?). После выхода из ремонта ПЛ использовалась для нужд Учебного Отряда ПП;

1912 год 19 января
На ПЛ установлен прибор подводной сигнализации Ниренберга;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год 29 мая
Участвовала в испытаниях ППС. Прибор испытывался в Ревеле у причала. Качество и дальность связи оказались неудовлетворительными;

1912 год
Выполнила командирские торпедные стрельбы. Осуществила 20 выстрелов при 12 попаданиях;

1913 год 23 июля
Перечислена в состав УОПП БрПЛ Балтийского моря;

1913 год 13 июля
ПЛ на буксире у транспорта "Хабаровск" следовала из Либавы в Ревель. При шторме в 5-6 баллов близ маяка Бакгофен лодка неожиданно зарылась носом в воду. Причиной зарывания лодки явилась остановка хода транспорта "Хабаровск", вследствие чего горизонтальные рули, положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали поддерживать нос лодки и она получила дифферент на нос. Волной были смыты за борт и погибли командир лодки капитан 2 ранга Вурм Н.В. и слушатель Учебного Отряда подводного плавания инженер-механик старший лейтенант Мезинов Г.Н. На палубе остался только привязанный около рубки рулевой, управляющий вертикальными рулями. Хлынувшая на палубу вода усилила дифферент, и лодка начала погружаться. Когда уровень воды поднялся до рубочного люка, вода стала поступать в лодку. Затопление ее было предотвращено находчивостью унтер-офицера Леонова, который бросился в рубку и, преодолевая поток воды, сумел закрыть рубочный люк. Однако в газете "Всеобщая газета С.Петербургъ" от 16.07.1913 несколько по другому излагает обстоятельства этой трагедии. По версии газеты, ПЛ шла из Лиибавы в Виндаву, офицеры были смыты за борт незаметно для экипажа и обнаружили это только минут через двадцать. Вне зависимости от версии описания трагедии, тело Вурма Н.В. так и не нашли, а тело Мезинова Г.Н. было найдено рыбками около Виндавы 13.08.1913 и погребено в г.Николаеве;

1913 год
Совершила 66 выходов в море. Осуществила 65 торпедных выстрелов. Прошла в НП 772 миль, в ПП - 120 мили;

1914 год 15 апреля
Начала кампанию. Обеспечивала практическую подготовку слушателей и учеников УОПП. Совершила 39 выходов в море и произвела 36 (38?) выстрелов торпедами;

1914 год 1 июля
Получила повреждения;

1914 год 16 июля
Завершилось практическое обучение. Переведена в 12-часовую готовность к выходу в море;

1914 год июль - 1916 год июль
Участвовала в 1-й мировой войне. Несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Либаве;

1914 год 30 июля
Перешла в Ревель. В дальнейшем вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции;

1914 год июль - декабрь
Несла позиционную службу у о-ва Нарген. Стояла у причала с южной стороны острова, находилась на связи с наблюдательным постом в готовности выйти навстречу противнику по первому сигналу;

1914 год декабрь - 1915 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с постоянным базированием на Мариэхамн в составе сил Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год 29 апреля
По плану совместно с ПЛ "Стерлядь" должны были иметь наблюдение при помощи постов службы связи за Оландсгафом, базируясь на Дегербю;

1915 год 10 сентября
Перешла на Або-Оландскую шхерную позицию в Мариэхамн;

1915 год ноябрь
Из-за того, что 14 ноября в районе Аландских островов было обнаружено появление германской подводной лодки U-17, находившиеся в Мариэхамне подводные лодки "Сом" и "Пескарь" получили приказание нести ежедневное дежурство в Оландсгафе на подходах к Мариэхамну с целью уничтожить немецкую лодку в случае появления ее в этом районе. Лодки по очереди выходили на рассвете в море и, продержавшись под водой целый день, с наступлением темноты возвращались обратно для зарядки батареи, которая производилась с базы "Оланд", чтобы не напрягать весьма ненадежные двигатели лодок. Ввиду отсутствия в Мариэхамне угля, "Оланд", а с ним и лодки вынуждены были 18 ноября перейти для погрузки угля в Дегербю и лишь 23 ноября вернулись обратно;

1915 год декабрь - 1916 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1916 год 7 июля
Откомандирована к УОПП;

1916 год 2 декабря
Перечислена в состав УОПП с базированием на Ревель. В дальнейшем использовалась в учебных целях, базировалась на Новый порт (Ревель);

1917 год 5 января
Погиб подводник (несчастный случай?) - моторист Гоцманов Ф.З.;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного Балтийского Флота;

1917 год осень
Сдана в порт Ревеля на хранение;

1918 год 24 - 25 февраля
Находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Пескарь" и ПЛ "Белуга" в Либаве.
2. Статья Николаева А.С. "Волны и судьбы...".



командиры:
(по данным источника №9)


1. Келлер П.Ф. (25.10.1905-08.03.1907)
2. Власьев С.Н. (09.03.1907-10.01.1908)
3. Арбенев Н.А. (10.01.1908-04.02.1908) ВРИД
4. Якубовский А.А. (01.11.1907-31.12.1907), по данным источника №4, хотя только находился на ПЛ и являлся слушателем офицерского класса УОПП
5. Клочковский В.Е. (19.01.1908-02.12.1908), 04.02.1908 - принял корабль
6. Циолкевич А.Е. (02.12.1908-20.07.1910), 20.03.1909 - принял корабль
7. Вальронд 1-й Р.К. (20.07.1910-31.10.1910) ВРИД, (08.02.1911-08.10.1912)
8. ? нет данных (31.10.1910 - 08.02.1911)
9. Вурм Н.В. (08.10.1912-13.07.1913), 13.07.1913 - погиб в море
10. Кондрашев В.Н. (18.07.1913-19.04.1914), 26.08.1913 - приказ о назначении
11. Соболев 1-й К.Л. (24.03.1914-03.09.1915), 19.04.1914 - принял корабль
12. Хвицкий 1-й А.А. (04.09.1915-01.11.1915)
13. Мюллер В.О. (01.11.1915-11.10.1917)
14. Суборов М.Н. (14.01.1917-14.02.1917) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, "Бастион", №6, 2002г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
11. "Драма на море", Всеобщая газета С.Петербургъ от 16.07.1913г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019