Rambler's Top100 Подводная лодка "Щука". Тип "Сом"

Миноносец, ПЛ "Щука"

Тип «Сом»




фотография:


Подводная лодка Щука

ПЛ "Щука" типа «Сом»




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год 10 мая
Заложена на Невском судомеханическом заводе в г.Санкт-Петербург;

1904 год 5 июня
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1905 год 15 октября
Спущена на воду;

1905 год 17 июня
Ходовые испытания проводились в Бьерке-Зунде. Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1905 год 26 июня
Совершила самостоятельный переход из Бьерке-Зунде в Кронштадт. Это плавание дало возможность выявить недостатки лодки и принять меры к их устранению, как на ПЛ "Щука", так и на других строящихся подводных лодках этой серии;

1905 год 5 - 7 июля
Участвовала в опытах по выслеживанию ПЛ, атакующей суда на якоре. "Щука" в 23.40 5.7 выйдя из-за острова Тупорансари всплыла в 1,5 каб. от УС "Европа". 6.7 1,5 часа маневрировала вокруг отряда кораблей не показывая перископа. 7.7 в 21.15 атаковала суда Минного отряда, пройдя в непосредственной близости от УС "Африка" и УС "Европа";

1905 год июль
После перехода в Санкт-Петербург лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток;

1905 год 4 ноября
Окончательно собрана во Владивостоке. Вошла в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год
Вместе с другими лодками использовалась для несения дозора в районе островов Русский и Аскольд и разведки в бухтах;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1907 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1907 год 21 ноября
Лодка при сильном морозе погружалась и ходила подо льдом. Погружение производилось на чистой воде в полынье, подо льдом лодка ходила в положении под перископом, которым разрезала лед. В результате этих опытов было показано, что плавание в зимнее время и подо льдом возможно и получены некоторые рекомендации по подготовке лодки к такому плаванию;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год 3 сентября
На маневрах произвела успешную учебную атаку крейсера "Аскольд" в заливе Стрелок;

1908 год - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1909 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1909 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1909 год - 1910 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 16 торпед;

1910 год - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1911 год - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1912 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1912 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год
Прошла капитальный ремонт (снятие бензомоторов и установка дизелей);

1913 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1913 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 1-го отделения ДнПЛ;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год декабрь - 1915 год январь
В декабре подводную лодку погрузили на железнодорожную платформу и вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь, куда она прибыла 2 января 1915 г. Вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского Флота;

1915 год 15 февраля
Окончательно собрана и приведена в полную боевую готовность. Вышла в море совместно с ПЛ "Сом" на позицию в 30 милях от Балаклавы;

1915 год 15 марта
Совместно с ПЛ "Сом" совершила переход из Севастополя в Одессу и вошла в состав специального отряда судов, сформированного для обороны Одессы;

1915 год 21 марта
Совместно с ПЛ "Сом" вышла на разведку сил германо-турецкого отряда кораблей. Были обнаружены только торчащие из воды мачты и трубы турецкого крейсера "Меджидие", который ранее подорвался на минах;

1915 год март - июль
Находилась в Одесском порту в одночасовой готовности к выходу в море. Неоднократно выходила на позиции на дальних подступах к порту на сроки до пяти суток;

1915 год 29 июля
Совместно с ПЛ "Сом" перешла в Николаев для подготовки к отправке в Петроград по железной дороге;

1915 год 17 августа
ПЛ была погружена на железнодорожную платформу и отправлена в Петроград;

1915 год 23 августа
Прибыла в Петроград. Включена в состав Балтийского флота. Вошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 27 августа
Началась сборка и ремонт;

1915 год 26 сентября
Приступила к испытаниям;

1915 год 1 октября
Закончила испытания. Из Петрограда своим ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариенхамн. Вошла в состав отряда судов Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год осень - 1916 год
Использовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в южную часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки;

1916 год 1 мая
Откомандировна к УОПП;

1916 год 7 июля
Откомандирована от УОПП;

1916 год 2 декабря
Переведена в Ревель и вошла в состав УОПП. В дальнейшем использовалась в учебных целях, базировалась на Новый порт (Ревель);

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного Балтийского Флота;

1917 год ноябрь - декабрь
Находилась без механизмов в капитальном ремонте в Ревеле;

1918 год 24 - 25 февраля
Находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.




командиры:
(по данным источника №8)


1. Ризнич И.И. (26.06.1905-01.08.1905)
2. Андреев 1-й А.А. (01.08.1905-20.08.1905)
3. Фон Ден 2-й К.И. (07.10.1905-04.03.1906)
4. Желтухин Н.Ф. (04.03.1906-22.10.1906)
5. Блюменталь В.И. (08.01.1907-15.04.1909), 24.03.1907 - принял корбль
6. Лагидзе И.Б. (26.02.1909-07.03.1909) ВРИД, (15.04.1909-29.12.1909) ВРИД
7. Никитин 2-й А.В. (05.11.1909-29.09.1911), 29.12.1909 - принял корабль
8. Бохенский Ф.Ф. (29.09.1911-04.05.1912) ВРИД
9. Поздеев Н.Л. (05.02.1912-16.03.1913), 04.05.1912 - принял корабль
10. Садовский Э.Ч. (05.01.1913-24.10.1913) ВРИД
11. Марков 3-й М.В. (22.04.1913-04.08.1915), 24.10.1913 - принял корабль
12. Лазаревич-Шепелевич П.И. (28.07.1915-23.04.1917), 04.08.1915 - принял корабль
13. Китаев Н.М. (06.04.1917-15.11.1917), 23.04.1917 - принял корабль
14. Сидоров М.Н. (15.11.1917-02.1918) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
6. Тарас А.Е.«История подводных лодок 1624-1904» АСТ Москва, Харвест, Минск, 2002г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г..



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018