Балаклавская «Штольня»
Объект 825 ГТС (К-825) - секретный военный объект времён холодной войны, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок проекта
613 и проекта 633. Был расположен в Балаклавской бухте, использовался с 1961 по 1992 год.
Время после Второй мировой войны было тяжёлым, и гонка вооружений между США и СССР вынуждала обе сверхдержавы строить защитные сооружения, для укрытия своих вооружений и различных стратегических объектов. В конце 40-х годов XX века в СССР была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия». Следуя ей, и с учетом расположения в Балаклавской бухте основной базы подводных сил Черноморского флота, было принято решение о постройке объекта противоатомной защиты 1-й категории. "Объект 825 ГТС" расположился глубоко под скальными породами горы Таврос в Балаклаве. Проект был инициативой Иосифа Сталина, и предназначался для действий в условиях ядерной войны.
Решение о вводе этого объекта в строй было принято в 1947 году. И, только, в 1953 году, после долгих поисков подходящего места, было начато строительство. Нет ничего странного в том, что Балаклава являлась идеальным местом для строительства объекта. Глубина бухты позволяла заходить в нее подводным лодкам в надводном состоянии, близость к оплоту Черноморского флота – Севастополю. Так же на создание базы в этом месте повлияло наличие в горе Таврос большого количество естественных пещер и пустот. Строительство объекта (проект Ленинградского государственного проектного института «Гранит») было утверждено в 1953 году, а полностью завершилось в 1961 г. В первую очередь в 1961 г. была введена ремонтная часть (объект 825 ГТС). Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя - объект 820 «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. За время строительства было вывезено, около, 120 тыс. тонн породы. Вывозили её на баржах под покровом ночи, чтобы не привлекать внимание. Строительство велось круглосуточно, в пять смен, буровзрывным методом. В земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался заряд, разрушающий породу на нужной глубине. После вывоза грунта рабочие сооружали металлический каркас, укрепляли его деревянными элементами и заливали бетоном. До 1956 года бетон подавался внутрь людьми. Позже, его стали закачивать в форму с помощью сжатого воздуха. Вначале строили военные, но вскоре, из-за сложности бурения за работу взялись метростроевцы. По окончанию строительства, вход и выход из дока закамуфлировали стальной арматурой и кустарными растениями. Это, и полная незаметность со стороны моря (вход в бухту зигзагообразный) а также многочисленная охрана, помогало полностью скрыть сверхсекретный объект от посторонних глаз. В 1961 году строительство завода чуть было не отменили, после осмотра почти готового объекта Хрущевым. Ему объект показался бесполезным и он решил отдать его под винные погреба, но генералам и адмиралам удалось отстоять объект, да и усложнившаяся ситуация с Кубой внесла свой вклад в дальнейшее возрождение проекта.
Подземный водный канал (длина 602 метра) давал возможность принимать до 7 подводных лодок и осуществлять их обслуживание. Глубина канала - около 8 м, ширина - от 6 до 25 м. высота арки канала - 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью (батопортом) массой до 150 тонн. Общая площадь всего объекта, включая технические помещения и ходы - 9600 кв. м. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха. Из бухты подлодка, заходила в начало канала своим ходом, после прохождения батопорта, который после всплывал, двигатели глушились и лодку с помощью лебёдок и тросов перемещали по каналу штольни. Надобность глушить двигатель была определена пагубным влиянием вибрации на стены тоннеля. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту. Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полу разобранном виде и перед погрузкой на лодку требовали сборки. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (на остальных территориях перемещение грузов осуществлялось при помощи электрокаров), существовал тройной контроль действий. Он заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. После завершения всех технических работ и вооружения, субмарина выходила с другой стороны скалы прямо в открытое море.
После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха.
Основной целью подземного бункера было сохранить на время атаки основную часть ядерного флота СССР, а тогда в строю Черноморского флота, уже находились торпедные подводные лодки проекта 613 и проекта 633, которые могли нести на борту ядерное оружие. В случае необходимости все входы-выходы перекрывались, и бункер мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения – на Хиросиму сбросили бомбу мощностью всего лишь 20 килотонн. После удара база могла автономно существовать ещё месяц (по непровереным данным до трёх лет), благодаря мощным фильтро-вентиляционным установкам. Герметичность обеспечивалась за счет поднятия давления внутри базы до 1.1 атм. Таким образом, избыточное давление препятствовало проникновению зараженного воздуха внутрь. Укрытие было рассчитано на 3000 человек.
Это самый большой, из когда-либо рассекреченных, военных объектов на планете. Именно из-за него крымский город Балаклава на долгие годы превратился в один из самых охраняемых городов СССР. 400 гражданских работали на этом предприятии и хорошо знали - хочешь оставаться на свободе – забудь о том, где ты работаешь на время беседы с сотрудником особого отдела, которая проходила раз в два года, а то и чаще. Правильный диалог был построен следующим образом: где работаю - не знаю, что делаю - не помню. С начала строительства, Балаклавская> бухта пропала со всех карт. Въезд и выезд в город контролируется особым отделом. Все местные жители прошли по одному, а то и по несколько, собеседований с сотрудниками госбезопасности. На территорию Балаклавы возможно попасть только по прописке в паспорте. Все остальные – по пропускам. Пропуска выдавались на конкретный срок и на конкретного жителя Балаклавы. Т.е. поездка к родственникам в Балаклаву была возможна только при личном присутствии этих родственников на КП. Все окрестные сопки патрулировали людьми в штатском, фотографировать было строго запрещено. Даже жители не знали, что именно строят. Во всех документах стройка числилась как городская телефонная станция. Объектом занималось специально созданное строительное управление № 528.
Интересный факт - после откачки воды в доке было по колено рыбы. Чтобы улов не пропадал, рыбу коптили прямо в штольне. Над горой, порою, поднимался дымок, и знающему человеку это говорило о том, что очередная субмарина стала на ремонт. За время строительства объекта прогресс шагнул вперёд и на вооружение Черноморского флота стали поступать новые дизельные подводные лодки проекта 641, которые просто не вмещались в каналы. Изначально, велись разговоры о расширении канала, но со временем этот проект не был реализован.
В 1992 году охрана объекта 825 была снята и местные жители разграбили всё ценное, что там было. Завод по ремонту подводных лодок превратился в заброшенную, пустую полость внутри горы. Сотни метров силовых кабелей (их сжигали прямо в туннелях), люки, станки и всё, что можно было вынести, было разграблено. После того, как объект разграбили, были неоднократные обращения к президенту Украины, с просьбой что-то предпринять. Но это ни к чему не приводило, и, лишь в 2004 году, объект был взят под охрану МВД Украины. После 8 лет бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали "Балаклава". До воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в помещениях комплекса демонстрировалась экспозиция музея Военно-морских сил Украины. Также, в одном из помещений функционировала выставка музея Шереметьевых "Крымская война": мундиры, оружие, награды, монеты, карты и другие предметы времен Крымской войны, переехавшая впоследствии в Михайловскую батарею.
Сейчас Балаклавский подземный музейный комплекс является Главным музеем Балаклавы, называемый иногда "Музеем холодной войны". В музее отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, демонстрируется современное и историческое военно-морское вооружение.