Николаев А.С. 2016
Подводные лодки ВМС
Сингапура.
Датой рождения ВМС Сингапура может считаться 9 августа 1965
года, когда Сингапур получил независимость от Малайзии, а вместе с отделением
от Малайзии получил 2 деревянных судна (RSS «Panglima»
и RSS «Singapura»), которые вошли в состав
Добровольческих Сил Сингапура. Официальный статус флота ВМС Сингапура получили
1 апреля 1975 г. О подводных лодках в Сингапуре заговорили в 90-х годах
прошлого века. 23.09.1995 Правительство Сингапура купило в Швеции ПЛ HMS «Sjobjoornen».
тип «Challenger»
Подводные лодки этого типа относятся к проекту А-12 (тип «Sjoormen»), были построены в 1965 – 1969гг. верфями ВМФ в Карлскроне
и «Kockums Mekaniska Verkstads» в Мальме (HMS
«Sjolejonet» (29.06.1967), HMS «Sjobjoornen» (09.01.1968), HMS «Sjohunden»
(21.03.1968), HMS «Sjohasten»
(06.08.1968), HMS «Sjoormen»
(25.01.1967)). Первоначально КБ фирма «Kockums»
разрабатывало проект А-11 (ПЛ с ВНД на основе
топливных элементов). Большие трудности в создании такого двигателя заставили
специалистов фирмы пересмотреть проект в пользу обычной дизель-электрической
ЭУ. Измененный проект А-11 В/12 был завершен в 1963, а
головную «Sjoormen» заложили в 1965, в состав флота
она вошла в 1967. ТТХ ПЛ 1130/1400 т; 50,5 х 6,1 х 5,1 м; однокорпусные;
рабочая глубина погружения 150 м; дизели (Hedemora-Pielstick
PV/12PAZ) 4 х 600 л.с; электрогенераторы 4 х 600 кВт; э.д. (ASEA) 1 х 3000 л.с; 4 АБ; 1 вал, 12/20
узлов; один низкооборотный 5-лопастный гребной винт большого диаметра; экипаж
16 человек (7 офицеров); автономность 21 сутки. Вооружение: 4 - 533-мм носовых
ТА (боекомплект 12 торпед типа 613 либо вместо торпед 16 мин), 2 - 400-мм
носовых ТА (6 торпед ПЛО типов 422 и 431); автоматическая система осуществляет перезаряжание всех ТА за 30 секунд. РЭВ: АСБУ «Ericsson» IBS-A-17 (SESUB-90B), РЛС «Therma»,
ГАК CSU-83 фирмы «Atlas Elektronik».
АСБУ обеспечивает одновременное слежение за 50 целями, в отношении 10 из них
автоматически вырабатываются данные для применения оружия. Система одновременно
и независимо управляет стрельбой 12 проводных торпед. Эти лодки были построены
для замены безнадежно устаревших и полностью изношенных субмарин типа «Abboren». Шведские конструкторы избрали принципиально новую
(обтекаемую) форму корпуса и впервые применили Х-образное расположение кормовых
стабилизаторов и рулей, а носовые рули поместили на ограждении рубки, сдвинутом
к носу. Водонепроницаемые переборки разделяют прочный корпус на 5 отсеков. По
высоте в нем два яруса. Отсек 1: верхняя палуба: ЦП, жилые помещения команды,
кают-компания. На нижней палубе находятся ТА, запасные торпеды, механизмы
общекорабельных систем. Отсек 2: наверху часть постов управления, внизу группа
АБ. Еще одна группа АБ размещена в 3-м отсеке, на его верхней палубе жилые помещения
унтер-офицерского состава. Отсеки 4 и 5 занимают ЭУ, вспомогательные механизмы,
посты управления, приводы кормовых рулей. Все пять лодок прошли модернизацию в
1984 – 1985гг. В ходе ее установили новую БИУС и новую ГАС. В 1992 – 1994гг. на
«Sjolejonet» и «Sjohunden»
снова поменяли ГАС и БИУС.
ПЛ HMS «Sjobjornen» в ВМС Снгапура
получила наименование RSS «Challenger», а все лодки этого типа в ВМС Сингапура
стали именоваться как ПЛ типа «Challenger». RSS «Challenger», закончив капитальный ремонт и переоборудование
для службы в тропиках в сентябре 1997, несколько лет находилась в Швеции для
обучения прибывавших из Сингапура новых экипажей (благодаря усилению автоматизации
процессов управления, после модернизации численность экипажа была снижена до 11
человек). В 1997 году в Швеции были закуплены еще 3 подводные лодки того же
класса - RSS «Centurion»
(бывшая HMS «Sjolejonet»), RSS «Chieftain» (бывшая HMS
«Sjohunden») и RSS «Conqueror» (бывшая HMS «Sjoormen»),
которые в течении 1997 – 2003 годов также прошли
капитальные ремонты и переоборудование. HMS
«Sjohasten» была выкуплена на запчасти и в состав
ВМС Сингапура не входила.
RSS «Challenger»
HMS «Sjoormen» (сейчас - RSS «Centurion»)
RSS
«Chieftain»
RSS
«Conqueror»
В 2005 году ВМС Сингапура приобрело две подводные лодки
шведского проекта А-17 типа «Vastergotland» - RSS «Swordsman»
(HMS «Vastergotland»,
27.11.1987) и RSS «Archer»
(HMS «Halsingland»,
20.10.1988). Перед передачей Сингапуру оба корабля прошли дооборудование по
типу HMS «Sodermanland» - с установкой двигателей
Стирлинга (воздухонезависимой двигательной
установки). В ВМС Сингапура это тип подводных лодок стал обозначаться как тип «Archer».
тип «Archer»
ПЛ этого типа предназначались для
Балтийского моря и являются дальнейшим развитием ПЛ
типов «Shoormen» и «Nacken».
Имеют однокорпусную конструкцию. В носовой и кормовой оконечностях размещены ЦГБ. ПК собран из 4 секций по модульному принципу.
Жилые помещения (6 кают) расположены на верхней палубе носового отсека. Имеется
спасательная шлюзовая камера, наружный люк которой оборудован комингс-площадкой для стыковки со
спасательным колоколом или подводным спасательным аппаратом. У ПЛ Х-образное кормовое оперение и рубочные
носовые горизонтальные рули. Рули не выступают за габариты корпуса и не создают
ограничений при швартовке или покладке лодки на
грунт. Управление ПЛ автоматическое или ручное с
использованием системы SCC-200 фирмы SAAB. Работа ЭУ контролируется системой
NDS-100. По сравнению с ПЛ проектов А-12 м А 14,
увеличен объем мероприятий по уменьшению уровней физических полей ПЛ, в т.ч. от
обнаружения ИК приборами и газоанализаторами. В ноябре 1999 г. фирма Kockums получила контракт на 75 млн. долл, на модернизацию двух ПЛ типа «Vastergotland» - «Sodermanland» и
«Ostergotland, предусматривающий, в частности,
установку вспомогательной воздухонезависимой
электроэнергетической установки "Stirling
МКЗ". ТТХ ПЛ
1070/1143, 48,50-6-5,6, однокорпусные, глубина погружения оперативная
300м, автономность 45 суток, экипаж 20 (5 офицеров) человек, энергетическая установка - ДЭУ с полным электродвижением,
число х мощность ДГ 2 х
760 кВт, 2 х
1080 ("Hedemora Pielstick"
V12A/15-UD VA-185). Скорость полного хода надводная (11 узлов), подводная (20
узлов), число х калибр ТА 6 х
533 и 3 х 400, боезапас торпед 12 (533) и 6 (400), число мин
принимаемых взамен торпед – 12, число
навесных минных контейнеров х число мин -2 х 24. Тип АСБУ "Ericsson IPS-17TFCS" (SESUB 900А), тип ГАК - "STN
- Atlas Electronic" CSU-83.
RSS
«Swordsman»
RSS «Archer»
В декабре 2013 года Сингапур законтрактовал у немецкого
концерна ThyssenKrupp Marine
Systems (TKMS)
две неатомные подводные лодки нового германского проекта 218SG, передача
которых заказчику запланирована на 2020 год. В 2015 году французский бюллетень
«TTU» со ссылкой на шведскую прессу, сообщил, что в течение ближайших двух лет
Сингапур должен приобрести еще две неатомных подводных лодки на основе тендера.
Новые неатомные подводные лодки должны заменить в составе ВМС Сингапура четыре
неатомные лодки типа «Challenger».
Схема устройства перспективной германской неатомной подводной лодки проекта 216, который, как считается, мог лечь в основу проекта 218SG