К-1
Тип «К» XIV серии
ПЛ "К-1" типа "К" XIV в Кольском заливе. 1942 год.
Идентификация по книге Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Катюши" советского флота".
историческая справка:
1936 год 27 декабря
Заложена на заводе им. Марти (с 1937 год - завод №194) в г.Ленинград. Головная подводная лодка серии;
1938 года 29 апреля
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (затем в 20-й ДнПЛ ОВСКРПК);
1939 год 16 декабря
Подписан приемный акт;
1940 год 26 мая
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Зачислена в состав 20-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;
1940 год июнь - июль
Переведена по ББК на Север совместно с ПЛ "К-2", ЭМ "Стремительный, двумя ПМ и сетевым заградителем;
1940 год 27 июля
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное с организационным периодом до 15.09.1940;
1940 год 6 августа
Вошла в состав Северного флота;
1941 год 8 февраля - 16 июня
Прошла гарантийный ремонт;
1941 год 22 июня
Накануне завершена погрузка новой АБ. К началу ВОВ находилась в Полярном;
1941 год 29 июня
В результате налета авиации противника ранено 3 человека;
1941 год июнь - июль
Из-за смен командиров и неотработки курсовых задач КПЛ, до конца июля находилась в организацонном периоде;
1941 год 19 июля
В 14.50 во время стоянки в губе Оленья подверглась удару авиации противника, в ходе которого на удалении 20-70 м. от ПЛ взорвалось 16 бомб. В результате близких
разрывов в ЦГБ №6 образовалась трещина;
1941 год 1 - 13 августа
Боевой поход с задачей охраны зaпадного побережья Новой Земли от нападения противника и обеспечения коммуникаций в западном секторе Арктики. В 20.45 1.8 вышла из
Полярного. На переходе обстреляна пулеметным огнем самамолета типа «Курьер». В 16.10 3.8 прибыла на позицию в районе губа Белушья - прол. Карские Ворота. В 08.44
4.8 обнаружила 2 РТ, атаковать которые из ТА не смогла из-за большого КУ. РТ остановлены артиллерийским огнем - оказались ТЩ БВФл. Вечером из-за отсутсвия оповещения
о действиях советских ПЛ в данном районе безрезультатно обстреляна пулеметным огнем с самолета «Дорнье-Валь» ГУСМП, несмотря на трижды переданные опозновательные
сигналы. Перешла в район выхода из пролива Маточкнн Шар. По отчету командира, 8.8 находясь на позиции, при срочном погружении заклинило носовые
горизонтальные рули на погружение (командование, по результатам похода, объяснило это низкой организацией службы нп ПЛ) и ПЛ на полном ходу врезалась в грунт на
глубине 35 метров с дифферентом около 30 градусов на нос. По данным Морозова М.Э. ситуация была несколько другой - утром 9.8 при погружении оказались заклиненными
кормовые горизонтальные рули (отстал лист общивки левого пера рулей, который уперся в корпус ПЛ), в результате чего ПЛ с дифферентом 32 градуса на нос на глубине
60 м. ударилась о грунт. В результате удара оказались повреждены волнореэные щитки носовых ТА, пролит электролит и разбиты четыре элемента АБ. В 23.40 11.8 начала
возвращение в базу и в 13.51 13.8 прибыла в Полярное. Ремонт в базе занял 8 суток;
1941 год 28 августа - 25 сентября
Боевой поход в район Вест-фьорда (позиция № 1). В 23.21 28.8 вышла на позицию. 30.8 на подходах к Будё в 12.55 обнаружила ЭМ, а в 16.45 - лайнер водоизмещением около
15000 т. Командир отказался от атак ввиду сложности навигационной обстановки. В 09.20 1.9 прибыла на позицию. Днем 3.9 не смогла атаковать ММ и лайнер из-за незнания
навигационной обстановки (цели двигались под берегом). 6.9 на подводном ходу ПЛ ударилась о грунт (из-за слабой штурманской подготовки), при ударе был повреждена
и потеряла герметичность ТБС №3. Из 19 суток нахождения на позиции в течение 13 поиск судов противника был невозможен из-за густого тумана или штормовой погоды. При
первом шторме была повреждена муфта переключения привода носовых горизонтальных рулей, из-за чего рули вышли из строя до конца похода. При 8-бальной волне сорвало 7
съемных листок па палубе надстройки, сорвало обшивку у левого пера кормовых горизонтальных рулей. Днем 10.9 безрезультатно обследовала рейд Салт-фьорда и внешний
рейд Будё. В 11.58 11.9 обнаружила КОН (3 ТР, 2 СКР), от атаки которого командир отказался из-за сложной навигационной обстановки. В 15.01 обнаружила буксирный
пароход и вооруженный РТ, но командир решил не выходить в атаку из-за сильной системы ПЛО района (самолеты, вооруженные РТ и мотоботы). 18.9 обнаружила самолет
противника, от которого уклонилась погружением. В 22.30 20.9 начала возвращение в базу и в 14.25 25.9 прибыла к Полярное;
1941 год 10 октября
Во время стоянки в Полярном по вине личного состава произведен выстрел торпедой при закрытой крышке ТА. В результате ТА выведен из строя, торпеда, вышедшая из ТА,
застряла между сваями пирса и получила повреждения;
1941 год 21 октября - 7 ноября
Боевой поход в район Хаммерфсет - м. Нордкап (позиция №2а и №3). В 20.00 21.10 вышла на позицию. В 23.00 22.10 прибыла па позицию №3. 24-27.10 штормовала в районе
севернее входа в Порсангер-фьорд. 25.10 во время шторма из части баков АБ вылился электролит, во 2-й аккумуляторной яме лопнули швы топливных цистерн №1 и 2 - соляр
слоем в 30-40 см. залил яму. Кроме того, из-за ударов волн сорвано 6 листов верхней палубы и мостика, поломаны волнорезные щитки ТА №7, 9 и 10. В 11.00-12.05 28.10
между точками 70.55 с.ш./25.45,4 в.д. и 70.56 с.ш./25.44,8 в.д. выставила минное заграждение №18 (5 мин одной банкой; минный интервал - 260 м, углубление - 4,3 м).
После постановки 5-й мины оборвался трос подающей тележки минною устройства левого борта, мины в обоих бортовых минных устройствах застряли в люках. В 13.02 и 17.40
обе мины самостоятельно вывалились в точках с координатами 70.56,2 с.ш./25.57,2 в.д. и 71.06,5 в.д./26.29 в.д. (глубина моря в последней точке около 200 м). В ночь
на 29.10 ПЛ перешла на позицию №2а. После вскрытия цистерн и 6,5-часового устранения неисправностей (минное устройство левого борта полностью вышло из строя, 5
находившихся там мин разоружены) около 13.00 выставила минные заграждения №19 и 20 в проливе Брей-сунд (№19 - 5 мин одной банкой между точками 71.02,9 с.ш./24.35,5
в.д. и 71.01,8 с.ш./24.33,4 в.д. минный интервал — 360 м; №20 - 2 мины в точках 71.00,9 с.ш./24.30,0 в.д. и 71.00,4 с.ш./ 24.30,6 в.д.; углубление в обоих
заграждениях 4,3 м). 3-я мина при постановке заграждения №20 застряла в люке и находилась там до момента возвращения в базу. В 18.46 29.10 в районе постановки был
слышен взрыв и замечено сильное пламя (наблюдалось и течение 2,5 ч), затем услышано еще несколько взрывов**. В 06.25 30.10 во время нахождения в районе зарядки АБ
внезапно атакована самолетом противника, обстрелявшим ПЛ пулеметным огнем — лодка получила несколько пулевых пробоин в ограждении рубки. 1-4.11 штормовала в районе
зарядки АБ. В 21.40 5.11 начала возвращенцев базу и в 10.20 7.11 прибыла в Полярное;
1941 год 12 - 27 ноября
Прошла докование;
1941 год 1 - 7 декабря
Боевой поход (по данным Платонова А.В., скорее всего ошибочным). 1.12 вышла из базы на позицию. В атаки не выходила. 7.12 вернулась в Полярное;
1941 год 14 декабря - 1942 год 5 января
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 15.07 14.12 вышла на позицию. В 16.00 16.12 прибыла на позицию. Ночью 17.12 выставила минное заграждение №31 в
проливе Ванн-сунд (1-я банка из 4 мин между точками 70.00,8 с.ш./19.59,5 в.д. и 70.02,4 с.ш./19.59,5 в.д., 2-я банка из 3 мни между точками 69.58,7 с.ш./19.56 в.д. и
69.59,3 с.ш./19.57,2 в.д.). Утром выставила минное заграждение №32 в Ульфс-фьорде (5 мин одной банкой между точками 69.51,1 с.ш./ 19.51,5 в.д. и 69.52,4 c.ш./19.52
в.д.; минный интервал всех банок 360-450 м, углубление - 3,7 м). В 14.47-15.16 выставила заграждения №34 и №33 в Люнген-фьорде (№34 из 4 мин между точками 69.55,2
с.ш./20.36,5 в.д. и 69.56,1 с.ш./20.36,5 в.д.; №33 из 4 мин между точками 69.59,8 с.ш./20.36 в.д. и 70.00,6 с.ш./20.35,0 в.д.; минный интервал в обоих заграждениях
360-450 м, углубление — 3,7 м). В 09,24-09.26 18.12 подверглась пушечно-пулеметному обстрелу с буксирного парохода (реально - германского БО «Uj I2I4», входившего в
состав охранения KOН). Лодка уклонилась срочным погружением. 20-26.12 штормовала в районе зарядки АБ. Появились трещины в топливных цистернах, в результате чего в
аккумуляторные ямы №1 и 2 начал поступать соляр. В 12.28 28.12 произвела торпедную атаку КОН идущего на востока (1 ТР, 1 CKP, 1 самолет) в точке 70.08,5 с.ш./21.58 в.д. (ТР
4000 т, атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дтстанция 10-11 каб., через 2 мин услышан сильный взрыв, через 12 мин в перископ наблюдался только 1 СКР,
атака не зафиксирована, по-видимому атакованы БО «Шифф 31» и «Uj 1416»). Днем и вечером 29.12 на безопасном удалении от ПЛ зафиксировано 23 взрыва глб, сброшенных
кораблями противника. 30.12 подверглась преследованию СКА, сбросившего на безопасном удалении 12 глб. Вечером попала в шторм, в результате чего появилась трещина в
топливной цистерне №3, через которую соляр начал поступать в III отсек и артиллерийские погреб, нарушилась герметичность ЦГБ №5, повреждены радиоантенны. В 20.50 4.1
начала возвращение в базу и в 16.00 5.1 прибыла в Полярное. Командир ПЛ доложил о возможном уничтожении ТР;
1942 год 5 - 23 января
Прошла навигационный ремонт. 14.1 из-за искры, попавшей на целлулоидные бирки, надетые, на концы проводников, произошел пожар радиопередающей аппаратуры;
1942 год 30 января - 19 февраля
Боевой поход в район м. Нордкин (позиция №4). В 17.00 30.1 вышла на позицию. В 07.00 31.1 прибыла на позицию. Днем 14.2 в подводном положении обнаружена и атакована
германскм самолетом, сбросившим на безопасном удалении 3 бомбы. Встреч с кораблями противника не имела. В 11.50-12.06 15.2 выставила минное заграждение №38 в глубине
Тана-фьорда (1-я банка из 12 мин между точками 70.31,2 с.ш./28.12,8 в.д. и 70.31.8 с.ш./ 28.16,4 в.д., 1 мина в точке 70.31,5 с.ш./28.17,5 в.д.; минный интервал 185 м,
углубление — 3.7 м). Из-за неисправности минного устройства левого борта (якорь 4-й мины оказался неправильной формы) постановка прекращена. В 16.30 18.2 начала
возвращение в базу и в 12.10 19.2 прибыла в Полярное;
1942 год 24 февраля - 23 марта
Прошла навигационный ремонт;
1942 год 1 - 22 апреля
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 23.25 1.4 вышла на позицию. В 08.52 (03.25?) 3.4 прибыла на позицию, но в течение суток из-за плохой видимости
находилась на удалении 5-6 миль от берега. В 00.55-02.20 5.4 подходила к берегу для высадки РГ, но из-за того, что берег был слишком обрывистый от высадки
отказались. Днем 6.4 обнаружила 2 ТЩ, за
которыми в 18.56-21.05 выставила минное заграждение №39 в западной части Квенанген-фьорда (1-я банка из 5 мин на восточном входе в пролив Маур-сунд между точками
69.58 с.ш./21.05 в.д. и 69.58,7 с.ш./ 21.04 в.д., 2-я банка из 5 мин между точками 70.05,1 с.ш./ 20.59,2 в.д. и 70.06,0 с.ш./20.58 в.д.; минный интервал — 370-555 м,
углубление 1,1 м). Из-за заклинивания 11-й мины в люке минного устройства левого борта постановка прервана. В 02.27 7.4 при всплытии в надводное положение застрявшая
мина выпала в точке, где глубина моря составляла около 250 м. В 12.27 выставила банку из 9 мин южнее о. Лоппакальвен между точками 70.16,2 сш./ 21.21,8 в.д. и
70.17,7 с.ш./21.20,5 в.д. При 4-кратном форсировании германских минных заграждений 6.4 и 7.4 намотала 15-метровый кусок минрепа на правый винт — обнаружено после
прихода в базу. В 01.25-02.58 10.4 высадила РГ (4 человека) в точке 70.12,4 сш. 22.20 в.д. Между 1.4 и 10.4 обнаружила в районе позиции 10 плавующих мин, 10.4 - 20.4
— 4 плавующие мины. С 19.25 10.4 находилась в северной части позиции с целью прикрытия КОН «QP-10» и «PQ-14». 15.4 ударами волн поврежден нактоуз магнитного компаса,
заклинено кормовое 100-мм орудие. В 20.15 18.4 обнаружила рубку ПЛ (предположительно ПЛ "Щ-401"), от которой уклонилась погружением. 19.4 вышел из
строя гирокомпас. В 01.28 21.4 получила приказание вернуться в базу. В 09.00 21.4 начала возвращение в базу. На переходе обнаружила самолет противника от которого
уклонилась погружением. В 22.56 22.4 прибыла в Полярное;
1942 год 24 апреля - 8 мая
Прошла навигационный ремонт. 11.5 при приемке топлива из-за неисправности клапана продувания ТБЦ №7 соляр залил аккумуляторную яму IV отсека и попал в 4 бака АБ;
1942 год 19 мая - 1 июня
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 02.00 19.5 вышла на позицию. При выходе из базы вышла из строя воздуходувка левого дизеля. В 12.00 прибыла
на позицию. В 13.04 атакована самолетом, сбросившим 8 бомб справа, слева и по носу ПЛ на расстоянии 10-35 м — повреждений нет. 24.5 не смогла атаковать ТЩ из-за
невыгодного КУ. Утром 25.5 обнаружена и подверглась преследованию 1 ММ и нескольких самолетов Jn-88 (сброшено 5 глб). Днем преследовалась 3 СКР, сбросившими на
безопасном удалении 60 глб (всего с 19.5 по 27.5 в районе позиции кораблями и самолетами противника сброшено 315 бомб, в т.ч. 72 на небольшом удалении). Утром 27.5
не смогла атаковать КОН — ври попытке удифферентоваться перед атакой пропущен угол упреждения. Утром 28.5 по приказу командования перешла в район в 90 милях севернее
м. Нордкап (позиция №12в) для прикрытия союзного КОН «PQ-16» В 14.39 атакована самолетом Ju-88, сбросившим 6 бомб — повреждений нет. В 03.00 31.5 начала возвращение
в базу. В 14.30 обнаружен перископ ПЛ, от которого уклонилась маневрированием. В 01.35 1.6 прибыла в Полярное;
1942 год 3 июня - 21 июля
Прошла текущий и аварийный ремонт в доке завода ГУСМП в Росте. В 16.15 2.7 при налете 7 самолетов Ju-88 повреждена близкими разрывами 3 бомб весом, предположительно,
по 50 кг. ПЛ получила 53 пробоины в обшивке ЦГБ №9-13 с левого борта, кроме того осколками поврежден ТА №10 и командирский перископ;
1942 год 2 - 14 августа
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 14.00 2.8 вышла на позицию. Па переходе обнаружила 3 плавующие мины. В 04.30 4.8 прибыла на позицию. Из-за плохой
видимости в течение 2 суток не могла определиться и произвести минную постановку. В 19.44-20.30 6.8 произвела постановку минного заграждения №41 (1-я банка из 4 мин
между точками 70.52,7 сш./25.57,5 в.д. и 70.53,5 сш,/25.57,5 в.д., 2-я банка из 9 мин между точками 70.54,2 с.ш./ 25.56,5 в.д. и 70.55 с.ш./25.54,2 в.д., 3-я банка из
5 мин между точками 70.55,4 с.ш./25.54 в.д. и 70.56,2 с.ш./25.54 в.д.; минный интервал 825-1600 м. углубление 3,7 м). 19-я мина застряла в люке минного устройства
левого борта, и, впоследствии выпала при продувании главного балласта в точке с глубиной моря около 280 м. 10.8 в 4,8 милях севернее м. Нордкин коснулась минрепа
взрыва не последовало. В 13.13 10.8 обнаружила 3 ТЩ, командир отказался от атаки из-за малой ценности целей и возможного прохода КОН ТР. В 18.10 11.8 при форсировании
минного заграждения противника на глубине 60 м. в точке 71.12,9 с.ш./27.36 в.д. подорвалась на трубке КА мины UMВ заграждения «Карин». В сварных швах ЦГБ №3 и №6 с
правого борта появились трещины, разрушен ввод радиоантенны, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. 12.8 при форсировании предполагаемого заграждения
вновь коснулась минрепа - взрыва не последовало. После доклада о подрыве вечером 12.8 отозвана в базу. В 05.00 13.8 начала возвращение и в 07.35 14.8 прибыла в
Полярное;
1942 год 16 - 31 августа
Прошла аварийный ремонт. 27.8 при зарядке АБ на станции вспомогательного генератора произошло короткое замыкание и кратковременное возгорание - легкий ожог получил
главный старшина. 1.9 при выходе для проверки работы дизелей произошла авария воздуходувки левого дизеля;
1942 год 6 - 23 сентября
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 08.00 6.9 вышла на позицию с целью прикрытия KOН «QP-13» и «PQ-18». В 00.00 8.9 прибыла
на позицию. Ночью 9.9 обнаружила 3 ММ, от которых уклонилась срочным погружением. Днем обнаружила плавующую мину. В 00.00 22.9 начала возвращение в базу и в 04.00
23.9 прибыла в Полярное;
1942 год 1 октября - 14 ноября
Прошла навигационный ремонт. 27.10, 5.11, 6.11, 11.11 и 13.11 выходила для пробных постановок мин на полигон в губу Кулонг, благодаря чему удалось выявить причину
постоянно возникавших неисправностей минного устройства;
1942 год 18 - 21 ноября
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 02.00 18.ll вышла на позицию. В 02.00 19.11 прибыла на позицию. В 12.16 при форсировании минного заграждения
«Урсула-В» коснулась минрепа, взрыва не последовало. В 17.36-18.01 произвела постановку минного заграждения №55 у Хоннингсвога (1-я банка из 7 мин между точками
70.57,5 с.ш./26.00,5 в.д. и 70.57,7 с.ш./25.58,0 в.д., 2-я банка из 2 мин между точками 70.57,7 с.ш./25.57,8 в.д. и 70.57,7 с.ш./25.57,1 в.д., 3-я банка из 2 мин
в точках 70.57,65 с.ш./25.56,5 в.д. и 70.57,6 с.ш./25.56,5 в.д., 4-я банка из 7 мин между точками 70.57,55 с.ш./ 25.56,4 в.д. и 70.57,1 с.ш./25.56 в.д., 5-я банка
из 2 мин в точках 70.57,0 с.ш./25.56,1 в.д. и 70.56,8 с.ш./25.56,5 в.д.; интервал между банками 1-2 каб., минный интервал 185-370 м, углубление - 3,7 м). Встреч с
кораблями противника не имела. В 04.30 20.11 начала возвращение в базу. В 06.25 21.11 прибыла в Полярное;
1942 год 29 ноября - 5 декабря
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 17.30 29.11 вышла на позицию. В 00.30 1.12 прибыла на позицию. Днем при подходе к месту постановки у о.
Ингё из-за невязки в 11,5 миль коснулась грунта — срезана подводная часть лага. 2-3.12 не могла подойти к берегу из-за плохой видимости. В 13.04-14.00 4.12 произвела
постановку минного заграждения №50 в северной части пролива Серё-сунд (1-я банка из 11 мин между точками 70.42,75 с.ш./23.34,7 в.д. и 70.41,7 с.ш./23.28,75 в.д.,
2-я банка из 9 мин между точками 70.41,8 с.ш./23.27,5 в.д. и 70.44,1 с.ш./23.27 в.д.; минный интервал 150 м, углубление 3,7 м). Встреч с кораблями противника не
имела. В 23.00 начала возвращение в базу и в 23.45 5.12 прибыла в Полярное;
1942 год 13 - 17 декабря
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 00.55 13.12 вышла на позицию. В 08.00 14.12 прибыла на позицию. В 12.50-13.49 15.12 произвела постановку
минного заграждения №49 южнее о. Рольвсё (1-я банка из 4 мин между точками 70.50,5 с.ш./24.04,5 в.д. и 70.51 с.ш./24.07,8 в.д., 2-я банка из 8 мин между точками
70.51,6 с.ш../24.08 в.д. и 70.52,3 с.ш./24.03,5 в.д., 3-я банка из 8 мин между точками 70.52,5 с.ш./24.03 в.д.. и 70.54 с.ш./24.01 в.д.; минный интервал в 1-й банке
- 740 м, во 2-й и 3-й - 278 м, углубление 3,7 м). Встреч с кораблям противника не имела. В 02.00 16.12 начала возвращение в базу и в 05.25 17.12 прибыла В Полярное;
1943 год 1 января - 20 апреля
Прошла текущий ремонт со сменой АБ. Вечером 3.4 во время стоянки в Росте подверглась налету авиации противника. В результате близких разрывов бомб получила 15
осколочных пробоин в легком корпусе;
1943 год 6 - 14 июня
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 22.30 6.6 вышла на позицию. В 09.00 9.6 прибыла на позицию. В тот же день при погружении в штормовую погоду
погнут кронштейн топового огня, огонь упал и разбил стекло верхней головки зенитного перископа. 9-11.6 штормовала и районе зарядки АБ. В 09.42 12.6 при подходе к
месту минной постановки из-за неисправности в цепи питания, командирский перископ упад в шахту с высоты 4 м. Разбилось стекло нижней головки и сместилась оптическая
система. В 16.30 досрочно начала возвращение в базу и в 10.45 14.6 прибыла в Полярное;
1943 год 17 июня
При зарядке АБ в базе из-за попадании соляра noд кожух электрокабелей произошло короткое замыкание и кратковременное возгорание, из-зa чего обгорело несколько
главных электрокабелей и кабелей слаботочной аппаратуры;
1943 год 28 июня - 6 июля
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 02.15 28.6 вышла на позицию для перехвата возможного выхода германской эскадры из Альтен-фьорда. В 15.00
29.6 прибыла па позицию. В период нахождения на позиции держалась в 15 милях от береговой черты. Встреч с кораблями противника не имела. В течение похода из-за
изношенности топливной системы наблюдался пропуск соляра в трюмы I и II отсеков, кроме того, оборвалась приемная антенна радиостанции ДВ-диалазона. Обнаружила 7
плавующх мин. В 01.00 5.7 начала возвращение в базу и в 05.48 6.7 прибылa в Полярное;
1943 год 8 июля - 26 августа
Проходила усиленный навигационный ремонт, осуществлявшийся исключительно силами личного состава. 16.7 при зарядке АБ в базе uз-зa некачественной сварки произошла
авария левого главного дизеля (отремонтирован за 3 суток);
1943 год 5 сентября - октябрь
Боевой поход в район севернее м. Желания (позиция №11). В 21.30 5.9 вышла из базы на позицию под командованием командира 1 ДнПЛ кап.1р. Хомякова М.Ф., старший в
экипаже - помощник командира ст.л-т. Журков А.Н. Подводной лодке была поставлена боевая задача, занять район к серверу от м. Желания (Новая Земля) с целью
не допустить проникновения в Карское море кораблей противника. После 9.9 на связь не выходила и в базу не вернулась. 28.9 не передала квитанции на приказ
вернуться в базу (передан на ПЛ в 01.15 28.9). 1.10 возможно наблюдалась с герм. ПЛ "U-960" в районе м. Желания. 5.10 истек срок автономности. Возможные причины
гибели: подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники, подрыв на мине заграждения, выставленного КРТ «Адмирал Хиппер» 26.09.1942 восточнее
п-ва Адмиралтейства (о-ва Новая Земля). На ПЛ погибло 72 члена экипажа;
2016 год
По состоянию на середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о месте и причинах гибели нет.
В районах минных постановок ПЛ "К-1" погибли: 08.11.1941 - ТР "Флоттбек" ("Flottbeck", 1930 брт), 26.12.1941 - ТР
"Осло" (бывший "Kong Ring", 1994 брт, погибло 257 солдат-отпускников), 08.04.1942 - ТР "Курцзее" ("Kurzsee", 754 брт), 23.05.1942 - ТР "Асунсьон"
("Asuncion", 4626 брт), 12(19?).09.1942 - ТР "Роберт Борнхофен" ("Robert Bormhofen, 6643 брт), 06.12.1942 - СКР "NM 01" и "NM 21", 17.02.1943 - ТР
«Мольткефельс» (7863 брт). В некоторых источниках ошибочно указывается ТР "Ингар Нильсен" (1862 брт), якобы погибший 26.12.1941 - норвежский транспорт
был сдан на слом после окончания войны.
командиры:
1. Райснер Л.М. (1936-16.08.1937) арестован
2. Чекин К.А. (21.07.1938-24(30?).06.1941)
3. Смирнов И.А. (24(30?).06.1941-14.07.1941) ВРИД
4. Августинович М.П. (14.07.1941-06.03.1943)
5. Стариков В.Г. (21.03.1943-25.11.1943)
6. Бабочкин В.В. (26.07.1943-01.09.1943) ВРИД
7. Журков А.Н. (01.09.1943-10.1943) ВРИД
дополнительная информация:
Список погибших в сентябре-октябре 1943 года
список источников:
1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою", Морская коллекция, №2, 2008г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" советского флота", Морская коллекция, №9, 2007г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016