Rambler's Top100 Подводная лодка К-3. Тип "К" XIV серии

К-3

Тип «К» XIV серии




фотография:


Подводная лодка К-3


ПЛ "К-3" типа "К" XIV серии на испытаниях. 1941 год, весна-лето.




историческая справка:


1936 год 27 декабря
Заложена на заводе им. Марти (с 1937 год - завод №194) в г.Ленинград;

1938 года 31 июля
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (затем в 20-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1940 год 27 ноября
Подписан приемный акт;

1940 год 19 декабря
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Зачислена в состав 20-го(?) ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ. На ПЛ (единственной в серии) был установлен сетепрорезатель "Краб-3", однако 06.06.1942 г. приказом наркома ВМФ №0495 приборы «Краб» были сняты с вооружения флота и в 1942 году демонтированы с этой ПЛ;

1941 год
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;

1941 год 22 июня
К началу войны находилась и Кронштадте, числилась во 2-й линии, в составе Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота, где отрабатывала боевые задачи после вступления в строй. Учитывая высокий уровень боевой подготовки, ее передали в оперативное подчинение командира 1-ой БрПЛ КБФ;

1941 год июль
24-25.7 перешла в Таллин, 26-27.7 - в Триги;

1941 год 27 июля - 8 августа
Боевой поход. 27.7 вышла в район западнее о. Борнхольм для постановки мин. В результате произведенной доразведки установили движение транспортов на линии Засниц - Треллеборг. 1.8 заняла позицию и осуществила минную постановку, после чего направилась в базу. В 14.10 8.8 встречена в 22 милях северо-западнее м. Ристна (БТЩ-203, -205, -210, -211, -218, 2 СКА) и вечером прибыла в Таллин. При вскрытии минных цистерн оказалось, что ни одна мина из труб не вышла, хотя все соответствующие приборы внутри корпуса показывали обратное. Как выяснилось, минно-сбрасывающие люки открылись только на половину из-за неисправности приводов открывания;

1941 год 15 августа
Перешла из Таллина в Кронштадт, затем в Ленинград;

1941 год 21 (23?) августа - 9 (8?) сентября
Осуществла переход на Северный флот по ББК из г.Ленинград в г.Беломорск;

1941 год 12 сентября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав УБрПЛ БелВФ;

1941 год 13 сентября - 1 октября
Прошла ремонт в Молотовске на заводе №402;

1941 год октябрь - ноябрь
Проходила курс боевой подготовки. 27.10 при прохождении курса боевой подготовки села на мель в Белом море;

1941 год 7 - 9 ноября
После завершения курса боевой подготовки перешла в Полярное;

1941 год 11 ноября
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 21 ноября - 7 декабря
Боевой поход в район Хаммерфеста (позиция №2а; обеспечивающий командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.И. Гаджиев). В 18.00 2l.ll вышла на позицию. В 04.00 23.11 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать ОТР из-за большого КУ. В 18.00-18.10 выставила минное заграждение №28 на западном входе в пролив Maгeрё-сунд (10 мин одной банкой между точками 70.59,7 с.ш./25.23,2 в.д. и 70.59,2 с.ш./25.21,5 в.д.; минный интервал — 150 м., углубление 3,7 м.). В 19.09-19.18 произвела постановку минного загражлепия №27 в Мосе-фьорде (1 банка из 10 мин между точками 70.58,3 с.ш./25.02,9 в.д. и 70.59,4 с.ш./25.03,2 в.д.; минный интервал 185 м., углубление 3,7 м). Днем 26.11 не смогла атаковать 2 КОН: один из-за большого КУ, второй из-зa захода в Серё-фьорд. 28.11-2.12 штормовала в районе зарядки АБ. Ударом волны сломан волнорезный щит одного из кормовых ТА. В 13.28 3.12 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (1 ТР, 1 СКР, 2 СКА) в точке ок. 71.23 с.ш./23.22 в.д. на выходе из пролива Бустад-сунд (ТР 6000 т, атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 16-17 каб., через 140 сек. услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Альткирх»). Контратакована германскими БО «Uj 1403» (вскоре прекратил преследование из-за неполадок в машине), «Uj 1416» и «Uj 1708», сбросившими на ПЛ 43 (48 по германским данным) глб. При уклонении от преследования ПЛ ударилась о подводную скалу на полном ходу на глубине 60 м. (глубина по карте - 115 м.). При последующем маневрировании ПЛ еще дважды ударилась о грунт и в 13.52 легла на грунт глубине 83 м. При попытке оторваться от преследования подвсплыла и через 10 минут опять ударилась о грунт и легла на дно на глубине 78,5 м. От близких разрывов через выбитые заклепки и нижний клинкет газоотвода внутрь прочного корпуса начала поступать вода. Учитывая точность бомбометания, обеспечивающий поход и командир ПЛ посчитали себя обнаруженными, из-за утечки соляра через поврежденные топливные цистерны, и приняли решение всплыть. В 15.08-15.25 провела артиллерийский бой (1 СКР, 2 СКА, дистанция 20-30 каб., за 7 минут израсходовано 39 100-мм и 47 45-мм снарядов, потоплен 1 СКР и 1 СКА — в точке 70.53,9 с.ш./23.46,5 в.д. в результате попадания взорвался и затонул германский БО «Uj 178» (бывший "Faroer"), БО «Uj 1416» (бывший "Treff VII") из-за повреждений от артиллерийского огня вышел из боя, БО «Uj 1403» (бывший "Mecklenburg", в некоторых источниках указывается и на его повреждение в результате боя) подошел к месту боя и произвел 60 выстрелов из 88-мм орудия вслед уходившей в надводном положении ПЛ). По докладу командира в 15.10 прямым попаданием уничтожен вооруженный траулер, а в 15.12 после попадания 100 мм снаряда разлетелся на мелкие части один МО, второй МО скрылся за ближайший мыс. В результате бомбардировки и артиллерийского боя на ПЛ начали пропускать воду 7 заклепок и крышка ТА №2, появились трещины по сварным швам междубортных топливных цистерн, перестала закрываться передняя крышка ТА №1, были заклинены в открытом положении кингстоны ЦГБ №1 и №6, погнуто перо кормовых горизонтальных рулей, сломано их ограждение, погнуты лопасти гребного винта, вышло из строя два приемника ШПС, в ограждении рубки и надстройке обнаружено более 10 пробоин от крупнокалиберных пуль и осколков. Из-за утечки топлива по приказанию командования в 18.15 5.12 ПЛ досрочно оставила позицию и в 11.30 7.12 прибыла в Полярное;

1941 год 22 декабря
Начала аварийный ремонт на заводе ГУСМП в Росте. В справочных данных Платонова А.В. ошибочно указывается о боевом походе ПЛ К-3 в период 21.12.1941-05.01.1942;

1942 год 19 января
Вступила в строй;

1942 год 22 января - 17 февраля
Боевой поход в район Вест-фьорда (позиция №1). В 16.00 22.1 вышла на позицию. В 12.00 26.1 прибыла па позицию. Первые 12 суток из-за штормовой погоды и плохой видимости провела в надводном положении в районе зарядки АБ. Встреч с кораблями противника не имела, обнаружила 5 плавующих мин. Из-за медленного закрывания газоотводных клапанов внутрь ПЛ влилось 20 т воды — залит правый дизель, электродвигатель насоса осушения цистерны гидромуфт, через шахту перископа — головка командирского перископа (вышел из строя до конца похода). Волной оборвало радиоантенну. Разошелся сварной шов топливной цистерны №1 и соляр попал в аккумуляторную яму II отсека. В 03.45 9.2 при зарядке АБ из-за попадания воды через шахту подачи воздуха к дизелям возникло короткое замыкание и кратковременное возгорание в V отсеке. В результате 5-7 минутного пожара пострадали кабели вспомогательных механизмов и подстанция №5. В 21.13 13.2 начала возвращение в базу. При возвращении имела невязку 56 миль. В 10.43 17.2 прибыла в Полярное;

1942 год 19 февраля - 8 марта
Прошла навигационный ремонт. 6.3 при приеме горючего из-за пропускания кингстоном ТБЦ №7 за борт упущено 60 т. соляра;

1942 год 15 - 20 марта
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 19.28 15.3 (16.3?) вышла на позицию. В 22.54 16.3 прибыла на позицию. В 11.37 17.3 обнаружила 2 СКР, но не смогла атаковать их из-за большого КУ. 18.3 в 08.50 обнаружила шум винтов ЭМ, но при всплытии никого не смогла обнаружить. В 09.05-10.22 18.3 на различном удалении от ПЛ взорвалось 20 глб - обнаружена кораблями германского КОН, после чего СКР «Целле» сбросил несколько глб. В результате близкого взрыва через клапан шахты забора воздуха дизелей поступила вода. В 11.25 в точке 71.05,5 с.ш./26.32 в.д. на глубине 63 м. подорвалась на трубке КА мины UMB, в результате чего лопнула главная осушительная магистраль, вышли из строя оба перископа и некоторые электроизмерительные приборы. До 19.46 ПЛ выполняла отход от берега и с темнотой всплыла. Командир ПЛ дал радиограмму о невозможности выполнять поставленную задачу. Получив разрешение вернуться в базу, в 05.20 19.3 начала возвращение в базу и в 08.22 20.3 прибыла в Полярное;

1942 год 21 - 31 марта
Прошла аварийный ремонт;

1942 год 10 - 21 апреля
Боевой поход в район в 130 милях северо-западнее м. Нордкап для прикрытия КОН «QP-10» и «PQ-14» (позиция №11б). В 01.00 10.4 вышла на позицию. 11.4 в 10.30 обнаружила самолет противника, от которого уклонилась погружением. В 20.18 (20.13?) 11.4 прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись плохим состоянием АБ. 12.4 в 04.44 обнаружила гидросамолет противника, от которого уклонилась погружением. В 03.50 13.4 в точке 72.20 с.ш./19.19 в.д. обнаружила силуэт ПЛ, от которой уклонилась погружением. Больше встреч с противником не имела. В 18.42 19.4 начала возвращение в базу и в 05.22 (05.00?) 21.4 прибыла в Полярное;

1942 год апрель - октябрь
С 24.4 стояла па приколе из-за отсутствия сменного комплекта АБ. Установлена ГАС «Дракон-129». 17.10 вступила в строй;

1942 год 7 - 23 ноября
Боевой поход в район сев. Хаммерфеста (позиция №2а). В 10.41 7.11 вышла на позицию. В 15.20 обнаружила плавующую мину. В 15.15 8.11 при срочном погружении обстреляна пулеметным огнем гса. В 16.43 прибыла на позицию. 11-12.11 и 19-21.11 штормовала в районе зарядки АБ. 19.11 во время шторма из-за крена, достигавшего 52 градусов, пролит электролит, треснул 1 бак АБ, нарушилась герметичность шахты подачи воздуха к дизелям, смыт магнитный компас вместе с нактоузом, лопнул сварной шов ТБЦ №7. Встреч с кораблями противника не имела. В 18.05 21.11 начала возвращение в базу и в 22.45 23.11 прибыла в Полярное;

1942 год 31 декабря - 1943 год 7 января
Боевой поход с задачей атаки крупных кораблей противника в район севернее м. Нордкап (позиция №16). В 19.00 (18.53?) 31.12 вышла на позицию. В 00.36 2.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Днем 5.1 отозвана в базу. В 17.34 5.1 начала возвращение и в 12.45 7.1 прибыла в Полярное;

1943 год 3 - 14 февраля
Боевой поход в район Вардё — м. Нордкин (позиции №4-5; обеспечивающий - командир БрПЛ контр-адмирал Н.И. Виноградов). В 14.15 3.2 вышла на позицию совместно с ПЛ К-22, предполагалось выполнять совместные торпедные атаки пользуясь звукоподводной связью. В 01.09 4.2 прибыла в район м. Харбакен. В течение 4-5.2 обе ПЛ вели совместный поиск от м. Харбакен до устья Конгс-фьорда. В 23.09 5.2 произвела торпедную атаку КОН (реально - ОБК) с запада (2 ТР) у м. Кьельнес (ТР 9000 т. атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, 3-я торпеда пошла по поверхности, уклонилась влево и чуть не поразила находившуюся рядом ПЛ К-22, дистанция 10-14 каб., через 2 мин наблюдалось попадание, взрыв, а затем и гибель ТР — потоплен германский БО «Uj 1108»). При повороте для атаки из кормовых ТА обнаружена и обстреляна с БО «Uj 1101», от которого уклонилась погружением. В 09.45 6.2 в районе зарядки АБ обнаружена 3 СКР (реально германскими ЭМ «Теодор Ридель» и «Z 31»), которые после погружения сбросили на ПЛ 7 глб. В ночь на 7.2 произвела в надводном положении поиск от м. Слетнес к м. Харбакен. Днем вышло из строя электрическое управление горизонтальными рулями и был потерян контакт с ПЛ К-22. В 12.57 12.2 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, 3 ММ, 2 ТЩ, 3 м/б) в районе м. Сейбунес (ТР 10000 т, атака подводная с временным интервалом, 6 торпед, дистанция 10-12 каб., через 100 сек. услышан взрыв — попаданием 1 торпеды в корму поврежден германский ТР «Фехенхайм», 8116 брт, сел на грунт на мелководье в Бос-фьорде, 16.3.1943 снят с мели и в январе 1944 г. отбуксирован в Германию для ремонта, но до конца войны в строй не введен). Контратакована германскими ТЩ «М 321», БО «Uj 1102» и «Uj 1111», сбросившими 32 (49 по зарубежным данным) глб. В результате близких разрывов на ПЛ подорвано несколько забортных клапанов, начали пропускать воду сальники, повреждено освещение, появились трещины с сварных швах ЦГБ №3, 4, 7 и 8. В 20.05 начала возвращение в базу и в 11.02 14.2 прибыла в Полярное;

1943 год март
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 00.35 14.3 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Вечером 31.3 не ответила на приказ о возвращении в базу. 10.4 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений «Урсула» или «NW-10» в районе Порсангер-фьорда, атака германских БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 1111» 21.3, а также подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники. Нa ПЛ погибло 68 членов экипажа.

События, возможно имеющие отношение к последнему походу ПЛ К-3: В 07.25 17.3 в районе м. Нордкин (квадрат АС 7358) безуспешной атаке подвергся германский КОН, включавший ТР «Ротерсанд», «Поллюкс», «Буг», «Долларт», «Вийемсхафеи» и «Хундип», с кораблей КОН наблюдалось прохождение 5 торпед, из которых 1 шла по поверхности. ПЛ контратакована кораблями, сбросившими несколько глб. В 17.50 21.3 северо-западнее м. Нордкин (квадрат АС 7359) безуспешной атаке подвергся КОН, включавший ТР «Германн Фрицен», «Вейссезее» и «Эдна». С кораблей КОН наблюдалось 4 (6?) торпед, 1 из которых взорвалась при ударе о скалы. Контратакована германскими БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 111l», сбросившими 100 глб вточке 71.12,2 с.ш./27.40,6 в.д. Наблюдали большое масляное пятно, пузыри воздуха и деревянные обломки - доложили о потоплении ПЛ. В 06.37 28.3 в точке 71.03 с.ш./27.07 в.д. (квадрат АС 7373) германский KOН лидировавшийся СКР «V 6109», наблюдал прохождение 3 торпед, шедших но поверхности. СКР «V 5903» и «V 6103» контратаковали ПЛ, сбросив 19 глб в сковывающих сериях;

2022 год
По состоянию на середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о месте и причинах гибели нет.

В районах минных постановок ПЛ "К-3" погиб 30.01.1942 норвежский ТР "Ингё" (327 брт).




командиры:


1. Корсак В.Н.(10.02.1939-09.05.1941)
2. Малофеев К.И. (09.05.1941-03.1943)



дополнительная информация:


Список погибших в марте 1943 года



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. "Экспедиция Северного флота и РГО обнаружила советскую подводную лодку типа «К», подорванную немецкой миной" (https://structure.mil.ru/)



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2021