К-51, Б-5, ПЗС-24, ЗАС-1, УТС-30
Тип «К» XIV серии
фотография:
ПЛ К-51 типа "К" XIV серии.
Ледовые повреждения, полученные в декабре 1941 года.
историческая справка:
1938 год 26 февраля
Заложена на заводе №194 в г.Ленинград. Предназначалась для Тихоокеанского флота;
1939 год 30 июля
Спущена на воду. Вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ;
1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилася в достройке;
1941 год 1 июля
Степень технической готовности составляла 88,2 % (по другим данным - 76%)
1941 год 6 сентября
Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;
1941 год 17 сентября
Без сдаточных испытаний передана в состав Краснознаменного Балтийского флота. Объявлен организационный период;
1941 год 18 декабря
В ночь на 18.12 перешла в Кронштадт в обеспечении ЛД "В. Молотов" ( врезультате обстрела получил 4 попадания снарядов) и "Ермак";
1941 год 21 - 22 декабря
В 20ч 21.12 в обеспечении ЛД "Ермак" начала переход к о. Лавенсари для последующего 120-суточного крейсерства в Балтийском море. 22.12
несколько раз сильно сжималась льдом, в результате чего были получены значительные повреждения: выведены из строя 100-мм орудия, погнуто
левое перо носовых горизонтальных рулей, сорваны антенны и леера, образовались многочисленные вмятины и пробоины в легком корпусе.
Вечером 22.12 прибыла к о. Лавенсари;
1941 год 23 - 25 декабря
Силами экипажа ПЛ и ЛД устранялись повреждения;
1941 год 27 - 30 декабря
27.12 приказом командующего КБФ операция прекращена и ПЛ начала возвращение в Кронштадт (прибыла 28.12). В ночь на 30.12 перешла в Ленинград для ремонта;
1942 год 24 апреля
Во время стоянки у левого берега р. Нева выше Охтинского моста повреждена близкими разрывами 2 150-мм снарядов: осколками пробиты прочный
корпус и боевая рубка (11 пробоин. в т.ч. 4 на уровне, ватерлинии в районе 52- 54 шпангоутов), убит 1 член экипажа. Повреждены трубопроводы
заполнения цистерн главного балласта, вода поступила в ЦП;
1943 год 17 ноября
Подписан приемный акт. Вошла в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1943 год 20 декабря
Официально включена в состав КБФ (по данным Дмитриева В.И.);
1944 год 16 марта
При зарядке АБ из-за ошибки личного состава на ПЛ произошел 10-минутный пожар - пострадали приборы и механизмы в VI отсеке;
1944 год май
Перешла в Кронштадт;
1944 год май - октябрь
Осуществляла боевую подготовку;
1944 год 13 - 22 октября
Прошла гарантийный ремонте на заводе №194;
1944 год 11 - 15 ноября
Перешла из Кронштадта в Турку;
1944 год 23 ноября - 15 декабря
Боевой поход. Утром 23.11 вышла в боевой поход в район Кольберга (позиция №7; на ПЛ находился штурман 2-го ДПЛ капитан-лейтенант Никитин). В
01.00 26.11 прибыла на позицию восточнее о. Борнхольм. В 06.25 27.11 произвела торпедную атаку ОТР (РТ, атака=надв/пр/1, д=4 каб., промах,
возможно торпеда с глубиной хода 2 м прошла под целью - зарубежных данных нет). В 03.25 28.11 произвела торпедную атаку ОТР северо-восточнее
б-ки Штольпе (ТР 5-6000 т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах). В 03.39 ПЛ произвела повторную торпедную атаку (надв/пр/1, д=5 каб., промах),
а в 04.01-04.50 (с перерывами) обстреляла ТР из 100мм орудий (д=10-3 каб., израсходовано 144 снаряда, зафиксировано 48 попаданий). В 05.19 ТР
затонул в 30 милях восточнее о. Борнхольм в точке 55°05' с.ш./16°00' в.д. - зарубежных данных нет, по-видимому потоплен германский РТ "Саар",
235 брт, официально числящийся пропавшим без вести 29.11.1944. В 19.54 29.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТЩ или СКР) (ТР 6000 т,
атака=надв/нр/3, д=4 каб., промах или неисправность торпед), В 20.10 произвела повторную атаку (атака=надв/пр/1, д=3 каб., промах или
неисправность торпеды), в 20.25 - атаковала остановившийся ТР в третий раз (атака=надв/вр/2, д=3 каб., промах или неисправность торпед, после
атаки ТР скрылся в тумане - зарубежных данных нет). В 07.40 1.12 произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях северо-западнее Кольберга (ТР 8000
т, атак= надв/пр/1, д=З каб., промах или неисправность торпеды). В донесении, сделанном в 20.28 1.12 командир ПЛ сообщил, что все 11 торпед,
выпущенных лодкой в походе затонули, не дойдя до целей. предположительно из-за замерзания машинного крана и рулевой машинки. В своей ответной
радиограмме командир БПЛ указал на то, что кран и машинка замерзнуть не могли и приказал проверить правильность окончательного приготовления
торпед на ПЛ. В 07.52-08.02 обстреляла ТР из 100-мм орудий (д= 4-2каб., израсходован 31 снаряд, зафиксировано 25 попаданий). 15 08.07 ТР
затонул в точке 54°40' с.ш./14°53' в.д. - зарубежных данных нет, по-видимому потоплен РТ. 2-3.12 перешла в район западнее о. Борнхольм
(позиция №8). Вечером 4.12 на ПЛ возник пожар в левой ходовой электростанции - вышел из строя левый электродвигатель. Утром 5.12 и 7.12 имела
несколько контактов со шведским кораблем ПЛО. 5-6.12 производила ремонт электростанции. Вечером 7.12 перешла в район восточнее о. Борнхольм
(позиции №7). Вечером 11.12 из-за израсходования запасов топлива начала возвращение в базу. В 13.00 12.12 встречена в районе о. Утё БТЩ-215 и
15.12 прибыла в Хельсинки, где прошла межпоходовый ремонт;
1945 год 20 января
Перешла из Хельсинки на Ханко;
1945 год 23 января - 19 февраля
Боевой поход. В 09.53 23.1 в сопровождении БТЩ-217 вышла с рейда о. Люм в район Померанской бухты (позиция №7). В 20.20 25.1 прибыла на
позицию. В 23.10 28.1 произвела торпедную атаку ОТР на рейде Рюгенвальдемюнде в точке 54°26' с.ш./16°20'3 в.д. (ТР 10000 т, атака=надв/вр/4,
д=13 каб., услышаны 2 взрыва, наблюдался густой столб дыма и пламени, затем гибель ТР - потоплен датский ТР "Виборг", 2028 брт, совершал рейс
Штеттин -Данциг с грузом угля, +0). В ночь на 31.1 обнаружена и безрезультатно атакована СКА. В ночь на 4.2 обнаружена 2 ТКА 2-й учебной
флотилии ТКА, обстрелявшими лодку из автоматических пушек, а затем безрезультатно сбросившими 24 глб. Днем атакована самолетом ПЛО. В 22.38
6.2 произвела торпедную атаку ОТР в точке 55°38' с.ш./15°01' в.д. (ТР ? т, атака=падв/вр/4, д=10 каб., взрывов не было), в 23.24 лодка
атаковала цель повторно (атака=надв/ви/2, д=4 каб., углубление торпед переставлено на 1 м, взрывов не было). В 04.47 7.2 после перезарядки
носовых ТА лодка вышла в атаку в третий раз, но опознала в цели 2 шведские баржи, буксируемые катером со скоростью 0,3-0,5 узл. От продолжения
атаки командир отказался. 9.2 произвела поиск в районе северо-западнее банки Штольпе и на Рюгенвальдском рейде. В 01.20 14.2 начала
возвращение в базу. В 10.28 16.2 встречена БТЩ-217 в районе м-ка Нюхамн, но задержалась в шхерах из-за сложной ледовой обстановки. 19.2 перешла на Ханко;
1945 год 20 - 21 февраля
Перешла в Хельсинки;
1945 год 26 февраля - 16 июня
Находилась в Хельсинки в доковом ремонте;
1946 год
Перебазирована в Лиепаю;
1946 год 15 февраля
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Лиепаю;
1948 год 27 июля
Перечислена в состав Северного флота;
1948 год август
Совместно с "К-52", "К-53", "К-55", "К-56" под командованием командира
дивизиона подводных лодок кап.2р. Шулакова Е.Г. из Лиепаи перешла вокруг Скандинавского п-ва в Екатерининскую гавань для последующего
базирования в Полярном в составе 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших ПЛ;
1949 год 9 июня
Переименована в "Б-5";
1951 год март
Переформирована в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с прежним местом базирования;
1952 год
Находилась в ремонте с переоборудованием по теме "Волна" для стрельбы крылатыми ракетами типа "Х-10", однако до стрельб проект не был доведен;
1955 год 29 декабря
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в ПЗС;
1956 год 18 января
Переименована в "ПЗС-24";
1956 год 27 декабря
Отнесена к подклассу ПЗС. Переименована в "ЗАС-1";
1958 год 12 марта
Переклассифицирована в УТС;
1958 год 12 мая
Переименована в "УТС-30". Место установки требует уточнения. Предположительно с 60-х годов использовалась в качестве УТС в губе Ара (п.Видяево);
1975 год 13 марта
Исключена из списков ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
198? год
В конце 80-х годов разделана на металл на судоразделочной базе на мысе Зеленый в г.Мурманск.
командиры:
1. Лепешкин А.В. (21.05.1940-14.01.1942)
2. Андронов А.Г. (14.01.1942-09.07.1942)
3. Шмонов Н.Е. (01.07.1942-22.04.1943)
4. Дроздов В.А. (09.10.1943-12.12.1947)
5. Петелин А.И. (12.12.1947-04.1948)
6. Кудряшов Г.Т. (08.1948-04.1949)
7. Зиновьев Н.Т. (04.1949-03.1951)
8. Харитонов А?П? (1951-1952-195?)
дополнительная информация:
1. Фотография корпуса УТС, предположительно типа "К" XIV серии, в Видяево. 1974-1975 год.
список источников:
1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея Принт, 1999г.
9. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
10. Курганов И. "Тайна бухты незаметная" (http://www.submarines.narod.ru/report01.html).
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018